Горелова Ю.Р.

Музейное пространство современного Омска


Главная || Карта сайта

 

 

Целью деятельности музеев является приобщение различных групп населения к богатствам культурного наследия, обогащение духовного мира личности и организация содержательного досуга населения. Кроме общественных музеев, о которых не пойдет речь в рамках данного очерка, на территории города располагаются и осуществляют свою деятельность такие государственные и муниципальные музеи как: Омский государственный историко-краеведческий музей, Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Областной художественный музей «Либеров – центр», Омский областной музей  К.П. Белова, Омский государственный литературный музей им. Ф.М. Достоевского и Музейный комплекс воинской славы омичей, Городской музей «Искусство Омска» и Городской музей театрального искусства..

В музейном пространстве Омска существуют и активно взаимодействуют музеи различной направленности: историко-краеведческие, этнографические, художественные, литературные, театральные. Каждый из музеев имеет свое лицо, определяемое спецификой музейных коллекций, в каждом сложились свои традиции и формы работы. Однако для деятельности всех музеев на современном этапе характерны общие направления и тенденции. Естественно, что основными направлениями были и остаются организация экспозиционно-выставочной деятельности и обеспечение сохранности и комплектования коллекций. Однако, кроме того, в последнее время омские музеи активно наращивают научный потенциал, выступают организаторами научных форумов и издательских проектов. Кроме того, музеи являются центрами культурной жизни города, предоставляя свои стены для музыкальных, литературных, театральных вечеров. Современные музеи активно осваивают информационное пространство и новые Интернет-технологии, создавая виртуальные выставки и галереи. Одним из приоритетных направлений деятельности музеев Омска является забота об эстетическом, историко-краеведческом и этно-конфессиональном просвещении и нравственном воспитании подрастающего поколения, в связи с чем при многих омских музеях создаются детские центры и студии. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что музеи Омска соответствуют требованиям времени и обладают необходимыми ресурсами для выполнения своих основных функций – сохранения культурного наследия страны, региона, города.

Материалы раздела подготовлены на основании официальных источников, научной литературы и активном использовании официальных сайтов омских музеев.

 

1.              Вибе П.П. Омский государственный историко-краеведческий музей: итоги и перспективы развития // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.4-10.

2.              Груздов Е.В. Культурологическая составляющая в концепции Городского музея «Искусство Омска» // Университеты как регионообразующие научно-образовательные комплексы. Тезисы докладов региональной научной конференции, посвященной 30-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. – Омск, 2004. – С.277-280.

3.              Елизарова Н.В. О культурном сотрудничестве Омского Литературного музея им. Ф.М. Достоевского с современными писателями Омского Прииртышья (на примере Омского отделения Союза российских писателей) // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.231-233.

4.              Зародова Ю.П. Новая экспозиция Омского литературного музея им. Ф.М. Достоевского // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.269-271.

5.              Игнатович Н.В. Основные формы работы в детском музейном центре ОГИК музея // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.284-287.

6.              Коников Б.А. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля в культурном пространстве города // Культура. Социум. Творчество. Материалы и V Всероссийского научно-практического семинара «Досуг. Творчество. Культура» / Отв. ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. – Омск, 2002. – С.119-121.

7.      Муниципальные учреждения культуры и искусства города Омска в 2000 году. Иинформационно-справочный бюллетень: Вып.2. – Омск, 2001. – С.9-12.

8.      Муниципальные учреждения культуры и искусства города Омска в 2007 году. Информационно-аналитический сборник. Вып. 6. – Омск, 2008. – С.10-11, 26-27.

9.      Муниципальные учреждения культуры и искусства города Омска в 2008 году: информационно-аналитический сборник: Вып.7. – Омск, 2009. – С.32.

10.       Скандаков И.В. Омский музей просвещения: истоки и современность // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.179-182.

11.       Назарцева Т.М. Роль музея в социокультурном пространстве // Культура. Социум. Творчество. Материалы и V Всероссийского научно-практического семинара «Досуг. Творчество. Культура» / Отв. ред. М.А. Жигунова, Н.А. Томилов, Н.Ф. Хилько. – Омск, 2002. – С.163-165.

12.       Томилова И.В. Совместная деятельность музея и муниципальных образовательных учреждений в эстетическом воспитании школьников // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.212-213.

13.       Трофимова А.У. От социализма до постмодернизма (изучение художественных направлений и стилей в местной культуре на примере коллекций живописи, графики, скульптуры, объектного искусства музея «Искусство Омска» // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.131-135.

14.       Шанева Р.А. Из истории фондовой работы: 1998-2008 гг. // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.46-50.

15.       Шихатова Н.Г. Программа музейных занятий художественно-эстетического образования дошкольников и младших школьников «Мастерская художника» // Материалы Международной научной конференции «Музейные ценности в современном обществе», посвященной 130-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 2008. – С.295-296.

Городской музей «Искусство Омска» был создан постановлением Городского совета от 27.02.91 г. Изначально предполагалось создания «Музея Художественной культуры и городского быта города Омска», на основе приобретаемой городом художественной коллекции и коллекции предметов городского быта, собранной краеведом В.И. Селюком. Однако, в 1990-е гг. «Музей городского быта» не был создан и возник только в 2006 г. как один из филиалов городского музея «Искусство Омска». Само возникновение подобного музея в Омске свидетельствовало, во-первых, о назревшей необходимости осмыслить локальные основания культурного пространства города, определяющие своеобразие его художественной жизни, а во-вторых, организация подобного музея была вызвана всплеском художественной активности омичей, появлением значительного количества молодых талантливых художников, интересных художественных объединений, возникших в Омске на рубеже 1980-х – 1990-х гг. Основателем и первым директором музея был В.Ф. Чирков (в 1998 г. его сменил А.В. Бородавкин, в 2008 г. директором становится С.В. Синюткин, а В.Ф. Чирков возвращается в музей как замдиректора по науке), первым главным хранителем О.А. Токарева. Значительный вклад в формирование коллекций музея и в разработку проектов научной и экспозиционной деятельности музея внесла Г.Ю. Мысливцева.

В.Ф. Чирков – разработчик концепции, идеи нового музея, основной задачей его деятельности видел – изучение местной культуры, духа места, «Гения места», характера города, который воплотился в произведениях искусства. По замыслу сотрудников музея, для того, чтобы отразить богатство и своеобразие сложившейся в городе культурной среды, оставить потомкам произведения, созданные художниками, фотографами, дизайнерами Омска, сформировать своеобразную летопись культурной жизни города, необходимо отказаться от традиционного принципа комплектования коллекций по принципу «шедевра» и принять за основу принцип «лучшее из характерного». Необходимо заметить, что сами разработчики назвали данный принцип культурологическим, что, по нашему мнению, всецело соответствует действительности. Так как только культурология позволяет выделять небольшой фрагмент культурной реальности, но рассматривать его в максимально полной гамме связей, отношений, аспектов. Основными изначально заявленными и планомерно развиваемыми сотрудниками музея научными направлениями были выбраны: Метафизика места, Художественная жизнь Омска, Образы города, Омская городская мифология.

Первое время музей ГМИО не имел своего помещения для хранения и экспозиции. Затем музей получил старое деревянное здание на улице Красных Зорь (бывший особняк доктора Лурье). В этот период сотрудники музея работали на других площадках, создавая, крупные выставочные проекты. В этот период закладывается традиция совмещения выставок и научных дискуссий в формате конференций и семинаров. Таким научно-художественным проектом стало, например, проведение искусствоведческих чтений в Омске и издание их материалов.

В 2000 г. музей получил новое двухэтажное краснокирпичное здание постройки 1908 года на улице Куйбышева. Здание уже в тот момент имело 100% износ и требовало капитального ремонта, естественно, что создать постоянную экспозицию, посвященную художественной жизни Омска, в этих условиях было невозможно, однако сотрудники музея проводили временные тематические выставки и участвовали в крупных выставочных проектах совместно с другими музеями города. В этот период музей начинает активную работу с Детскими художественными школами, студиями, школами искусств: значительно пополняется фонд Художественного образования и проводится ежегодный конкурс детского рисунка «Мой город» (с 1996 г.). Ее основная цель - пробудить у юных художников интерес к родному городу. Она помогает выявлять наиболее талантливых и одаренных детей и педагогов. В итоге конкурса фонды музея пополняются лучшими детскими работами. Кроме того, музей предоставляет залы для проведения регулярных методических выставок работ учащихся художественных школ «Кладовая радости». Начиная с 2004 года у администрации музея возникают проблемы, связанные с эксплуатацией аварийного здания. В 2006 году здание музея закрывают для посетителей. Коллектив вынужден работать на чужих площадках.

Насколько активной и плодотворной является деятельность музея, свидетельствуют статистические данные. Так, например, в 2006 году, сотрудниками музея было проведено 47 выставок и 349, общее количество посетителей составило 151329 человек. Традиционной является организация сотрудниками музея выставочных проектом к юбилейным датам учреждений и выдающихся деятелей культуры Омска. Так, например, в 2006 году к юбилею художественно-графического факультета, ставшего Институтом искусств, были посвящены выставки «Так начиналась легенда», о художниках-педагогах первого десятилетия и «Унесенные ветром» - выставка, посвященная выпускникам факультета, уехавшим в другие города и страны. К юбилею великого земляка подготовлена и проведена выставка «Омская сирень. Посвящение М. А. Врубелю». В рамках молодежного музыкального фестиваля «Мега-еж» - выставка фотографий и объектов «Форма души. Музыка и пластика».

Тематический диапазон выставок музея разнообразен и широк. К празднованию своего 10-летия музей (в 2001 году) музей подготовил крупный выставочный проект «Место и время», состоявший из пяти разнохарактерных экспозиций: «На острове воспоминаний», «Оптимизм памяти», «Город воздушных фрегатов», «История ГМИО в документах и фотографиях», «Город глазами детей». Проект охватил практически все области изобразительного искусства Омска от детского творчества - до работ профессионалов, от документальных и фото архивов - до неопубликованной поэзии.

Среди выставочных проектов музея последних лет можно вспомнить выставку омских гобеленов «Хранящие тепло», персональную выставку самодеятельного автора Г. А. Кислицына «Мои деревянные игрушки», фотовыставки: «Михаил Фрумгарц: город, люди, годы», Эдуард Савин «Свидетельствую мир», экспозицию «Ходят кони...», организованная совместно с музеем Марьяновского конезавода, выставку календарей, печатной продукции и графики «Печать времени» и др.

Сотрудники музея активно используют возможности выездной формы организации выставочных проектов. Значительное количество выставок было организовано сотрудниками музея в школах искусств. Так, например, в только в 2000 году были организованы следующие выставочные проекты: в ДШИ №1 - выставка «Ряд волшебных изменений» (в экспозиции было представлено 33 произведения омских художников-керамистов из фондов музея); в детской художественной школе г. Калачинска экспонировались работы омских художников из фондов музея (представлено 29 авторов в 48 работах); в ДШИ № 14 - выставка «Путешествие в страну натюрморта» (представлено 32 работы из фондов музея); в ДШИ № 17 - выставка «Сохраняя традиции» (представлена игрушка из фондов музея «Искусство Омска»). Кроме того, музей осуществлял  совместные выставки с ГОХМ «Либеров-центр». Совместно с Сибирским культурным центром проведена региональная выставка-семинар «Художник – игрушка - дети».

Традиционными проектами для сотрудников музея стали организация и проведение выставок декоративно-прикладного искусства ДХШ и ДШИ города «Кладовая радости» и конкурса детского художественного творчества «Мой город». Многолетнее плодотворное сотрудничество связывает музей и Немецкий культурный центр им. Гете, благодаря чему стало возможной организация выставки «Образы Германии». Активно сотрудничает музей с другими музеями города, прежде всего с художественным музеем «Либеров-центр» и музеем изобразительного искусства им. М.А. Врубеля, дружеские связи существуют у музея с Омским отделением Союза художников России. При активном участии сотрудников музея были выпущены очерки и каталоги произведений таких омских художников как Валентин Кукуйцев, Георгий Кичигин, Евгений Дорохов, Александр Капралов. Кроме того, сотрудники музея готовили и издавали каталоги выставок и сборники тезисов докладов концептуальных семинаров-выставок, организованных музеем, в числе которых стоит отметить такие интересные проекты как «Война и мир или ад и рай» в творчестве художников послевоенных поколений (Омск, 1995); «Человек в пространстве времени. Современный портрет в Сибири» (Омск, 1996); «Формула вещей» (Омск, 1997).

Интересно, что некоторые проекты музея, зародившись как локальные - омские, постепенно переросли данные рамки и приобрели региональный масштаб. Такова, например, ситуация с организацией искусствоведческих чтений. Сибирские искусствоведческие чтения впервые прошли в Омске в 1996 году и значились как Омские искусствоведческие чтения. Междисциплинарная методология, которая была положена в основу чтений, интерес к искусству всей Сибири невольно втягивал в орбиту чтений ученых (искусствоведов, культурологов, философов, историков культуры и др.), прикладных исследователей (как правило, музейных специалистов). С пятой научной встречи чтения обрели статус республиканской научной конференции, с шестой чтения окончательно обрели статус Сибирских искусствоведческих чтений в ранге Республиканской научной конференции. По результатам работы пяти чтений были изданы сборники материалов в Омске (1996/7, 1998, 1999, 2001/2, 2005), сборник материалов шестых чтений был издан заблаговременно, к их проведению, в Новосибирске.

Структура фондов определяется провозглашенными целями. Со временем в музее сформировались фонды: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства (в том числе произведения омских косторезов, ювелиров, керамистов), дизайна (промышленного, графического), фотографии (как профессиональных фотохудожников, так и любителей), печатной продукции, художественного образования и детского спонтанного искусства, объектного искусства, научного архива. Каждый из фондов формируется отдельными предметами и коллекциями. Среди значимых следует указать коллекцию негативов известного омского фотографа М.И. Фрумгарца в двух частях виды города (1945-1985) и деятели культуры Омска (более 10000 негативов). Коллекция произведений живописи и графики, а также архивных материалов омских художников, входивших в неформальные объединения типа «ЭХО», «Крест», «СКИТ», «Ученики Глазунова», «Башня», «Пульс и К0», «Цветной бульвар», «АЛЕФ» и др. Музей располагает коллекцией произведений омских художников старшего поколения, в том числе - народного художника России А.Н. Либерова, народного художника России К.П. Белова, К.Н. Щекотова, В.Р. Волкова, Н.Ф. Кликушина, Н.А. Кузьмина, П.С. Мухина (рисунки и этюды). Произведения художников-шестидесятников – Н.М. Брюханова, Н.Я. Третьякова, С.К. Белова, заслуженного художника России А.А. Чермошенцева, Г.С. Катилло-Ратмирова, Ю.Г. Давыдова, Е.В. Смирновой, Е.Н. Пастуховой, большая коллекция картин и рисунков заслуженного художника России В.В. Кукуйцева и Л.А. Зотиковой. Произведения художников среднего поколения – Г.Г. Пилипенко, И.А. Санина, В.Л. Долгушина, А.А. Темерева, заслуженного художника и заслуженного деятеля искусств России Г.П. Кичигина, В.А. Старцева и др. Личные архивы руководителя Омского государственного русского народного хора Г.Н. Пантюкова и омского поэта А. Кутилова. Кроме того, в музее хранится тематическая коллекция произведений, посвященных революционным событиям и деятелям Великой Октябрьской социалистической революции, переданная ГМИО Музеем В.И. Ленина Омского городского Дворца пионеров.

В настоящий момент у музея два филиала. Один из них - музей 242 учебного центра ВДВ в поселке Светлый (постоянная экспозиция, посвящена истории ВДВ и истории 242 учебного центра, однако там проходят и художественные выставки, подготовленные музейными сотрудниками). Филиал «Музей городского быта» принимает участие в постоянной экспозиции литературного музея им. Ф. Достоевского и экспозиции музея при Администрации города Омска. На базе филиала проводит свои мероприятия (тематические вечера, беседы, лекции) общественная организация «Общество коренных омичей». Филиал музея «Музей городского быта» представил 100 экспонатов в Литературный музей им. Ф.М. Достоевского и Музей воинской славы омичей. Филиал «Музей боевой славы» проводит работу по патриотическому воспитанию новобранцев 242 Учебного центра ВДВ. В музее развернута постоянная экспозиция воинских атрибутов разных поколений защитников Родины. Большая работа проводится с призывниками - старшеклассниками, учащимися школ п. Светлый, Омска, ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами. Мероприятия в 2008 году проводились совместно с гарнизонным клубом, командованием 242 Учебного центра, КТОС п. Светлый.

Городской музей «Искусство Омска» сотрудничает с научными и образовательными учреждениями Омска – Сибирским филиалом Российского института культурологи, Омским государственным университетом им. Ф.М. Достоевского, Омским государственным педагогическим университетом, а также с другими омскими музеями, привлекая к осуществлению своих проектов все творческие и научные силы города.

 

В 1994 году вышло постановление губернатора Омской области о создании музея А.Н. Либерова со студией для одарённых детей в его структуре. В парадном зале музея «Либеров центр» размещена постоянная экспозиция произведений народного художника России А.Н. Либерова. Традиционными темами экскурсий, организуемых сотрудниками музея являются такие как: «Музей – это интересно!» - обзорная экскурсия по всем залам музея»; «Жизнь и творчество А.Н. Либерова»; «Сибирский пейзаж в творчестве А.Н. Либерова»; «Как смотреть и понимать картину. Образные средства живописи»; «Особняк Кабалкиных: история и архитектура»; «Мир художника (мастерская Р.Ф. Черепанова)» и др. Кроме того, сотрудники музея активно используют такую форму работы как выездные экскурсии. Так, например, по программе «Учителя и ученики» была организована одноименная передвижная районы области. Активно сотрудничает музей с Омским отделением Союза художников России, часто организуя совместные научно-выставочные проекты. Так, например, в 2008 г. в выставочном зале Союза художников прошла Межрегиональная выставка пейзажа «Сибирь: собирательный образ». Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, объект, инсталляция в которой приняли участие художники из Новосибирска, Томска, Барнаула, Тюмени, Тобольска, Ханты-Мансийска, Кемерово, Новокузнецка, Красноярска, Иркутска. Наоборот, в здании музея часто проходят персональные выставки омских художников, последними подобными проектами музея стали выставка А.Б. Сапожникова и выставка А.В. Старцева. В рамках программы «Сибирский пейзаж» сотрудниками музея запланированы такие выставки как: «Зимние зарисовки». Выставка омских художников-пейзажистов; «Любимый город». Графика и живопись А. Галковского; «Алтайские художники в Омске»; Живопись и графика Г. Гуркина (Барнаул); «Зимний пейзаж в произведениях народного художника России А.Н. Либерова и художников его круга. Данная программа не случайна, потому как сотрудники музея, изучая наследие Алексея Николаевича Либерова, собрали уникальную коллекцию работ, посвященных сибирскому пейзажу.

Как и большинство современных музеев, музей «Либеров-центр» не обходит вниманием юбилейные даты. Так, например, в рамках подготовки к празднованию 100-летия со дня рождения народного художника России А.Н. Либерова, в музее была организована выставка «Сибирь в произведениях народного художника России А.Н. Либерова». В рамках программы «Дети Омского Прииртышья», сотрудниками музея запланировано проведение таких мероприятий как «Летний пленэр – 2007». Выставка учащихся студии одаренных детей музея «Либеров-центр»; «Весенняя капель». Областная выставка детского творчества из цикла «Либеровская пастель» и др.

Издательская деятельность музея также интересна и плодотворна.6 апреля 2007 года в музее «Либеров-центр» состоялась презентация художественного альбома «Сибирский пейзаж в творчестве народного художника России Алексея Либерова и в коллекции музея «Либеров – центр». Необходимо сказать, что первый альбом, посвященный творчеству мастера, вышел в свет в 1996 году. Его составители, А.Н.Долгих и Г.А.Севостьянова, рассказали о художнике, опираясь на его собственные воспоминания, что, несомненно,  определяет ценность данного издания. Искусствоведческий комментарий ко второму  альбому подготовили А.Н. Гуменюк и Г.Ю.Мысливцева.

 

Городской музей театрального искусства был создан в 1997 по инициативе Омского отделения Союза театральных деятелей РФ на базе его архива, формировавшегося более 20 лет. Музей разместился в Доме актера имени народного артиста РСФСР Н. Чонишвили. Собрание музея, насчитывающее на сегодняшний день более 17 тысяч единиц, систематически пополняется личными архивами актеров, режиссеров, сценографов, включающих фотографии, документы, мемориальные вещи; эскизами костюмов и декораций, произведениями живописи и графики омских художников, видео и аудиозаписями спектаклей, телевизионных и радиопередач, материалами периодической печати.

Большой интерес представляют персональные архивы прославленных корифеев Омской сцены, таких как народные артисты РСФСР Н. Чонишвили, Т. Ожигова, А. Теплов. Часть своего богатейшего архива рисунков, эскизов костюмов передала в дар музею заслуженный деятель искусств РСФСР М. Логвинова. Театральные художники Омска С. Федоричев и Лауреат Национальной премии «Золотая маска» О. Веревкина дарили музею эскизы костюмов, макеты декораций. Ценный архив передали музею родственники Легенды Омской сцены, заслуженного деятеля искусств РСФСР, прославленного балетмейстера В. Тулуповой. Представляют интерес для историков театра архивы отца и сына, артистов Алексея и Бориса Розанцевых, народного артиста СССР Александра Щеголева и народной артистки РСФСР Надежды Надеждиной; народного артиста России Г. Котова и его жены О. Бржезинской, театральных художников К. Гагишвили, И. Казанцевой. Графические и живописные работы заслуженного деятеля искусств Башкирии Б. Торика также занимают в коллекции музея видное место.

Деятельность Городского музея театрального искусства направлена на сохранение памятников Омской театральной культуры, привлечение современников к истории театральной жизни города и ее новейшим достижениям, гражданско-патриотическое воспитание молодежи через активное приобщение к историческому и культурному наследию. Цель музея – создание фонда, дающего возможность собрать и сохранить памятники истории и культуры, отражающие творческую деятельность омских театров. Единое информационное поле позволяет запечатлеть омскую театральную жизнь в фактах и лицах, произведения ведущих театральных художников – рассказать о лучших достижениях в области визуализации искусства.

Выставочные проекты - одно из приоритетных направлений деятельности музея. Это наиболее действенное, эффективное средство интеллектуального и эстетического воздействия на зрителя, благодатное поле для просветительской деятельности. Выставки, посвященные деятельности театров, творчеству актеров, театральных художников, отличаются многоплановостью построения, синтезом документальных и художественных материалов, зрелищностью, эмоциональной выразительностью. Стали традиционными межтеатральные выставки «Художники театров», «Юбиляры омской сцены», «Лучшая театральная работа года», «Рисуют наши дети». Музей работает над новыми и долгосрочными проектами: «И музы тоже были на войне…», «Сцена дарит праздник», «Театральные этюды для читающей молодежи».

Музей оперативно сотрудничает со средствами массовой информации, оказывает консультационную и практическую помощь различным периодическим изданиям, телевизионным и радиопрограммам, а также студентам и преподавателям высших учебных заведений, колледжей, лицеев, общеобразовательных школ города. Разнообразие форм выставок, комплексный подход в организации проводимых мероприятий: встречи с актерами, работниками театров, использование видеоматериалов, внедрение интерактивных форм становятся неотъемлемой частью деятельности музея.

Традиционной для сотрудников музея является организация выставок фотографий актеров омских театров под общим названием «Поздравляем с юбилеем». Так, например,  в 2001 году такие выставки были устроены Заслуженному работнику культуры Л. Пивневой (Омское отделение СТД России), Заслуженному артисту России Ю. Гребню (Театр драмы и комедии «Галерка»), Заслуженному артисту России Г. Салеидзе (Омский государственный музыкальный театр), актрисе С. Романовой (Театр драмы и комедии «Галерка»), Заслуженному артисту РСФСР В. Решетникову (Драматический Лицейский театр), актрисе А. Корневой (Омский театр для детей и молодежи). Всего экспонировалось 105 фотографий. Одним из направлений деятельности музея является организация лекций по истории омских театров для учащихся учебных заведений Омска и организация круглых столов по проблематике музея. Успешно реализуется музеем такая форма работы «Салонные вечера» с привлечением актеров омских театров, омских поэтов и писателей, воспитанников детских школ искусств.

Основным направлением деятельности музея является экспозиционно-выставочная деятельность. В 2001 году музеем было проведено 17 выставок. Среди которых такие проекты как: «Выставка одной картины» (60-летию художника, сценографа, дизайнера, режиссера, члена Союза художников РФ и Союза театральных деятелей РФ К. Гагишвили); «И в новом веке встретимся опять...» (к 80-летию Заслуженного артиста РФ Вл. Мальчевского); тематическая выставка «Лучшая театральная работа 2000 года»; выставка графических портретов актеров Омского академического театра драмы (художника Бориса Торика); выставка «Художники театров» (участвовало 16 авторов из 7 театров, экспонировалось 70 живописных и графических работ); персональная выставка «Студия» Л. Ермолаевой; выставка-презентация книги М. Мудрика «Театральные повести», презентация книги С. Яневской о народном артисте России В.Алексееве; выставка «Двое сегодня и вчера» (К творческому вечеру актеров Омского академического театра драмы Т. Филоненко и Н. Михалевского); «И вновь я с вами...» (к 75-летию Народного артиста России Н. Чонишвили) и др.

В 2006 году сотрудниками музея была подготовлена и представлена 31 стационарная и 20 передвижных выставок (в данном случае стоит подчеркнуть значительное увеличение числа выставочных проектов относительно 2001 года). Музей готовит тематические выставки к различным значимым событиям в культурной жизни города. Так, в 2006 году к конференции Омского отделения СТД РФ музеем были представлены выставки: «Из истории Городского музея театрального искусства, «В заботливых руках Прекрасный дом не дрогнет», «Поздравляем с юбилеем заслуженного артиста России Э. Уракова», «Лауреаты конкурсов «Лучшая театральная работа», «Музыкальная гостиная на сцене Дома актёра». Кроме того, в 2006 году экспонировались выставки: «Городскому театру «Студия» Л. Ермолаевой - 15 лет»; «Заветному звуку внимая...» (65 лет засл. арт. России Б. Шевченко, Музыкальный театр); «Земную жизнь пройдя наполовину...» (юбилей засл. арт. России О. Карповича, Музыкальный театр); «75 лет М. С. Мудрику» (театральный критик); «М. Кройтор - 50 лет» (театр Драмы); «50 лет Н. Михалевскому» (театр Драмы); «65 лет засл. арт. России В. Решетникову» (Муниципальный драматический Лицейский театр). «Уходя, оставить след...» - так выставка, посвящённая 80-летию народного артиста России Н. Чонишвили, приуроченная к открытию 33 сезона в Доме актёра. К началу Всероссийского научного конгресса «История и культура городов России: от традиции к модернизации» в Доме актёра сотрудниками музея были подготовлены выставки: «Звёзды Омской сцены», «Эскизы костюмов театральных художников М. Логвиновой и В. Марина», «Легенды Омской сцены», «Графические рисунки Бориса Торика». В Международный день Театра музей предложил вниманию театральной общественности серию выставок: «Работы сценографов», «Лучшая театральная работа 2005 г.», «Живописные портреты легенд Омской сцены».

Кроме того, сотрудниками музея ведется исследовательская работа. Так, в 2006 году был составлен библиографический указатель материалов о местных театрах, опубликованных в периодических и специальных театроведческих изданиях и книгах; - разработаны и составлены картотеки: «Звания и награждения актеров Омских театров», «Конкурс-фестиваль «Лучшая театральная работа»; составлен сводный отчет о творческих мероприятиях Дома актера и победителях Областного конкурса «Лучшая театральная работа» за период с 2001 по 2005 гг. для издания брошюры «Основные мероприятия Омского отделения СТД РФ за отчетный период 2001-2005 гг.» к отчетно-выборной конференции Омского отделения СТД РФ и др.

 

История создания Омского Литературного музея, единственного подобного в Западной Сибири, насчитывает более пятидесяти лет. О необходимости создания литературного музея в Сибири заговорили в 1920-х годах. В 1928 г. в третьем номере журнала «Сибирские огни» появилась статья за подписью П.Л. Драверта, Н.В. Феоктистова и Г.В. Круссера «К вопросу об организации историко-литературного музея в Сибири». Авторы заявляли, что в Сибири имеются все необходимые данные для создания такого музея. П. Драверт и Н.Феоктистов собрали и сохранили ценнейшие архивы: рукописи, автографы, редкие книги и др. материалы писателей-сибиряков 20-40 гг. После смерти П.Л. Драверта, начатое им дело продолжает А.Ф. Палашенков. В 1955 г. В Омске открылся литературно-мемориальный музей писателя Ф.А. Березовского, просуществовавший до начала 80-х годов. На заседаниях Совета этого музея уже в конце 50-х годов ставился вопрос о создании литературного музея «Писатели - омичи». Десятого августа 1960 года Исполнительный комитет омского областного совета депутатов трудящихся принял решение № 21/14 «Об организации литературного музея «писателей -омичей» как филиала краеведческого музея. 1 июля 1961 г. на должность заведующего литературным отделом был принят литератор Ю.И. Шухов, но после его отъезда в Москву  (1963 г.) его должность сократили и литературный отдел при краеведческом музее перестал существовать. 1971 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Ф.М. Достоевского. В Омске сложилась инициативная группа по организации музея Ф.М. Достоевского, возглавил ее А.Ф. Палашенков. К юбилею писателя в Омске прошли научная конференция и литературный вечер, на фасаде комендантского дома был установлен барельеф Ф.М. Достоевского, но музей не был создан.

Только в 1975 г. последовало решение горисполкома об открытии филиала областного краеведческого музея с экспозицией, посвященной Ф.М. Достоевскому и писателям - омичам. С 1976 г. сотрудница краеведческого музея Л.С. Худякова начала работу над тематико-экспозиционным планом Литературного музея. В октябре 1978 г. в краеведческом музее создается литературный отдел. Началось целенаправленное комплектование коллекций, отражающих историю формирования и развития литературного процесса в Сибири. Был составлен новый вариант тематико-экспозиционного плана. Помощь в сборе материалов оказали омские писатели, литературоведы, журналисты, пенсионеры, работники архивов, музеев, библиотек. До открытия постоянно-действующей экспозиции Литературный музей представил несколько выставок: в 1979 г. – «Пусть всегда будет солнце», посвященная творчеству Т.М. Белозерова; в 1980 г. – «Есениниана»; в 1981 г. – «Первые поступления в Литературный музей. Писатели – ХХVI съезду КПСС». Выставка была задумана как генеральная репетиция будущей постоянной экспозиции музея и показала готовность к открытию музея. Открывал выставку поэт Т.М. Белозеров. Заведующий Литературным музеем А.Э. Лейфер провел по выставке первые экскурсии. А 10 ноября того же года прошел первый в истории музея литературный вечер, посвященный 160-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского.

27 января 1983 года был издан Приказ № 11 по Омскому объединенному историческому и литературному музею об открытии экспозиции для массового обслуживания. 28 января Литературный музей им. Ф.М. Достоевского принял первых посетителей. Комиссия Московского комбината художественно-оформительского искусства признала оформление омского музея лучшим среди музеев России за 1983 год.

В 1991 году Литературный музей вышел из состава музейного объединения и стал самостоятельным юридическим лицом с новым названием: Государственное учреждение культуры «Омский государственный Литературный музей имени Ф.М. Достоевского». В 2006 году, к юбилею Ф.М. Достоевского, был проведен капитальный ремонт здания и создана новая современная экспозиция.

Музей активно участвует в культурной жизни города. В рамках Круглого стола на тему: «Литературный музей – лаборатория творчества», прошедшего в марте 2008 года, член Союза писателей России М.А. Безденежных отметила, что «Особенность нашего Литературного музея в том, что он обращает внимание не только на литературную историю, но и активно участвует в современном литературном процессе. Следует сказать доброе слово сотрудникам музея, уделяющим постоянное внимание живым писателям. Это не совсем традиционный подход, связанный со стремлением собирать материал, комментарии, тексты у самих писателей, поэтов. С точки зрения человека, не только создающего, но и исследующего художественные тексты, это направление весьма плодотворно и значимо».

Омский литературный музей имени Ф.М. Достоевского является центром по изучению литературного краеведения. Здесь сосредотачивается вся информация о писателях, связанных с Омской землей. Собираются личные архивы, газетные и журнальные публикации, ведется картотека по каждому литератору. Музей является организатором научных конференций. Так в  ноябре 2006 года состоялась конференция «Ф.М. Достоевский и мировой литературный процесс», в ноябре 2007 года состоялась научно – практическая конференция «Литературное наследие Сибири».

В литературном музее традиционными стали музыкальные встречи, встречи с омскими поэтами и писателями, организация мероприятий к юбилейным датам российских и омских поэтов. Так, например, в декабре 2007 года по инициативе Литературного музея имени Ф.М. Достоевского был проведен Первый областной Белозеровский фестиваль, посвященный известному детскому поэту Тимофею Максимовичу Белозерову (1929 – 1986) и Году русского языка. Учредителем фестиваля выступило Министерство культуры Омской области. Начинающие художники, поэты от четырех до семнадцати лет приняли участие в конкурсной программе фестиваля. Их работы оценивало профессиональное жюри в нескольких номинациях: «Литературное творчество», «Изобразительное искусство», «Литературно-музыкальная композиция», «Белозеровские чтения». Фестиваль проходил на пяти известных художественных площадках Омска – в Государственном литературном музее имени Достоевского, Государственном областном художественном музее «Либеров-центр», музее К.П. Белова, на сценах Государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин» и Лицейского театр. В рамках фестиваля в Литературном музее прошел «Необычный концерт на лесной полянке» - литературно-музыкальная композиция по произведениям Т.М. Белозерова. В художественном музее «Либеров-центр» открылась выставка-презентация, на которой были представлены работы студии одаренных детей музея «Либеров-центр» по мотивам творчества Т.М. Белозерова. Кроме того, в рамках фестиваля состоялась молодежная научно-практическая конференция «Белозеровские чтения», конкурсный показ литературно-музыкальных композиций участников Фестиваля, вечер друзей и учеников Т.М. Белозерова, открылась мастерская омских детских писателей.

В 2009 году сотрудниками музея разработано множество проектов, связанных с юбилеями великих русских писателей и поэтов, среди которых: выставка «Мой Пушкин!» (представлены редкие экспонаты из частной коллекции заслуженного артиста России, солиста Омского музыкального театра, легенды Омской сцены Игоря Варнавина); вечер поклонников творчества Анны Ахматовой; выставка, посвящённая жизни и творчеству омского писателя Виктора Васильева (1919 – 2006), запланировано проведение «Васильевских чтений»; к 80-летию Т.М. Белозерова намечено проведение Второго Белозеровского фестиваля и др.

 

Музей воинской славы омичей Музей открыт в 1985 году на правах филиала Омского государственного объединенного исторического и литературного музея, а в 1992 году стал самостоятельным. Первая экспозиция показывала участие омских формирований в боях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. омских предприятий для нужд фронта. В 1990 году был открыт экспозиционный комплекс под открытым небом. На территории музейного двора установлены образцы военной техники: танки пушки, самоходная установка «Катюша». Комплекс был оформлен при содействии министра обороны СССР Д.Т. Язова. В 2005 году была открыта обновленная экспозиция, построенная по хронологическому принципу.

Деятельность музея направлена на сохранение историко-культурного наследия, связанного с героической историей Российского государства в его борьбе за независимость на разных этапах исторического развития, на выявление исторических реликвий и формирование коллекций, которые освещают участие сибирских воинских соединений в борьбе за независимость Отчизны.

Комплектование фондов музея осуществляется в связи с тематическим содержанием экспозиции музея. Приоритетным направлением является сбор реликвий об омских воинских формированиях и их участию в битвах и сражениях Великой Отечественной войны. Также комплектуются личные коллекции участников Великой Отечественной войны. Основной фонд музея около 5000 ед. хранения.

 

Весной 1991 года в Омске открылся музей народного художника Кондратия Белова. Музей открыт на правах филиала Омского музея изобразительных искусств. Первая экспозиция была создана ведущими искусствоведами музея с участием дочери художника В.К.Беловой. В 1992 г. филиал преобразован в самостоятельный музей. Основу фондовой коллекции составили живописные работы народного художника Кондратия Петровича Белова, которые он подарил Омской области. Экспозиция открывается биографическими материалами художника. Одно из центральных мест занимает портретная живопись, выполненная в традициях реалистической школы. Творчество 1960-х годов представлено серией станковых работ на историческую тему, в которых отражены эпизоды из истории Омска.

К.П. Белов - классик пейзажной живописи. В одном из залов музея экспонируются работы: «Лесосплав на Иртыше», «Родные поля», «Иртыш - река Сибири». Кроме живописных полотен представлена графика, особенно полно показана книжная иллюстрация. В одной из комнат воссоздана мастерская художника. На фотографиях - друзья, близкие и родные Кондратия Петровича, в шкафу - любимые книги. На мольберте, осталась незавершенная работа мастера. На вешалке - пальто, шляпа, трость. Все создает атмосферу присутствия художника.

Музей разместился в доме - памятнике деревянного зодчества начала XX века. Хозяин его Ф. Ф. Штумпф (1864 - 1921) - гласный Городской думы, председатель Омского отделения Московского сельскохозяйственного общества, редактор журнала «Сельское хозяйство Сибири», сельский хозяин, предприниматель. Смена эпох привела этого человека к трагической кончине. Сейчас в его доме хранится память о нем. Один из залов музея - гостиная Штумпфа. В гостиной завершаются чаепитием с сибирскими пирогами все экскурсии. У самовара посетители в непринужденной обстановке делятся впечатлениями

По субботам музей проводит вечера русского романса. Раз в неделю здесь собираются художники - портретисты на «рисовальные вечера». Это продолжение традиции, которая существовала в Омске в начале ХХ в. Для детей работает музыкальная гостиная, где можно познакомиться с различными жанрами русской музыки. В музее часто проходят музыкально-поэтические вечера, на которых звучат старинные романсы, классическая поэзия, музыка омских композиторов. Мемориальный фонд музея насчитывает 168 ед. хранения.

 

Омский музей просвещения официально возник в марте 1998 года как государственное учреждение «Омский музей истории народного образования» (учредителем выступил Комитет по образованию Омской области), хотя начало формирования коллекций относится к концу XIX в., когда в 1897 году Обществом взаимного вспомоществования учащим и учившим Акмолинской области в Омской учительской семинарии был открыт педагогический музей.

Преемником педагогического музея стал Научно-педагогический музей, открытие которого состоялось 6 июня 1920 г. В 1937 г. он был преобразован в отдел Института повышения квалификации кадров народного образования. Деятельность музейно-выставочного отдела ИПКУ сводилась к организации выставок комплектов наглядных пособий и методических материалов для учебных курсов. В 1970-х гг. возникла потребность в создании музея истории народного образования г. Омска и Омской области с целью распространения педагогического опыта музейными средствами. В 1975 г. при областном Доме учителя был создан клуб ветеранов педагогического труда. Первое заседание комиссии по созданию музея «История народного образования Омска и Омской области» состоялось 3 января 1978 г. Клуб ветеранов до начала 1980-х гг. проектировал экспозицию, собирал профильные коллекции, которые затем были переданы в Институт повышения квалификации работников образования. Во многом созданный в 1998 году музей выступил преемником традиций и части коллекций ранее существовавших омских педагогических музеев. Основу музейного фонда составили материалы по истории общего и педагогического образования в Омской области, собранные ветеранами педагогического труда при Доме учителя, а также фонды общественных музеев, созданных в 1980-х гг.: музея истории Омского государственного педагогического института и музея истории омского комсомола.

С 1 января 2007 г. музей с новым наименованием: государственное учреждение культуры Омской области «Омский музей просвещения» - переподчинен Министерству культуры Омской области. На конец 2008 г. в учетной документации зафиксировано 18831 единица хранения музейных предметов. Музей сегодня - это активная выставочная деятельность (за период с 1998 г. по начало 2008 г. проведено около 130 выставок), ежегодные научные конференции по истории образования и воспитания (выпущено восемь сборников), историко-педагогические экспедиции с участием школьников и студентов, научно-методическая работа с руководителями музеев учебных заведений. В 2001 г. «Омский музей истории народного образования» стал соучредителем и членом Союза музеев России.

В фондах Омского музея просвещения хранится около 18000 музейных предметов, которые представляют несколько тематических коллекций: история общего образования; История отечественного просвещения; история педагогического образования; история детских и молодежных движений; история студенческих строительных отрядов (ССО) Омской области; историко-бытовая коллекция.

Одним из долгосрочных культурно-образовательных проектов музея является организация историко-педагогических экспедиций (с 1998 г.) целью которых является: сбор предметов, представляющих музейную ценность; поиск устных и письменных источников по истории образования и просвещения; археологические раскопки; охрана природы и памятников истории. Спецификой проекта является привлечение к участию в полевых исследованиях учащихся средних, средне-специальных и высших учебных заведений. В экспедиции школьники и студенты знакомятся с миром музейного дела, археологией, этнографией и экологией. В ходе пребывания в лагере ребята получают навыки выживания в условиях тайги, занимаются спортом, участвуют в культурных мероприятиях.

За 10 лет реализованы выставочные проекты: «Из истории детских движений» (1998 г.); выставка-учебный класс «Прошлое родного края» (1998 – 2002 гг.); «Страницы истории Омской школы» (1999 – 2002 гг.); к 70-летию ОмГПУ «Учителями славится Россия…» ( 2002 г.); «Летопись учительского опыта» (2002 – 2004 гг.); «История образования в годы Великой Отечественной войны» в разделе «Жизнь в тылу» на всероссийской межмузейной выставке «Победа Великого народа» в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной Горе ( 2005 г.); «Ветка русского дерева: Омск - Харбин»; «Харбинский альманах»; «Учить труду - учить жизни: из истории ученических производственных бригад»; «Омские гимназии: из истории образования конца ХIХ - начала ХХ века»; «Народные учителя СССР в Омской области»; «Чернобыль: трагедия и подвиг» (2006 г.); «Старый Харбин – Омск» в рамках 17-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарки (КНР) с 14 по 19 июня 2006 г.; «Язык Руси великой…» (из истории русского правописания и преподавания русского языка в школе); «Успенский собор: с верой в будущее» ( 2007 г.) и др.

 

Омский государственный историко-краеведческий музей (ОГИК музей) – старейший в городе. В его истории можно выделить несколько этапов, обусловленных его ведомственной принадлежностью и внутренними структурными преобразованиями. На первом этапе в 1878-1922 гг. музей зародился и существовал как музей Западно-Сибирского отдела императорского русского географического общества. Следующий этап в истории музея относится к 1923 - 1980 гг. 23 января 1923 г. приказом уполномоченного Наркомпроса по Сибири Западно-Сибирский музей был изъят из ведения ЗСОИРГО и передан в ведение Омского ГУБОНО. С этого времени он является самостоятельным краеведческим музеем. Первое десятилетие музей назывался Омским областным краеведческим музеем. В 1920-е гг. при Западно-Сибирском краевом музее были созданы Омское общество краеведения, отделение общества филателистов, организовывались краеведческие курсы и школа, действовали кружки краеведов, начала работать библиотека, доставшаяся в наследство от ЗСОИРГО. В 1924 г. при музее открылась картинная галерея, в 1926 г. созданы естественно-исторический и культурно-исторический отделы, в 1927 г. открылся первый в Сибири зоосад. После выхода постановления Совнаркома РСФСР «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах» Омское бюро краеведения, объединившее в себе еще ранее Омское общество краеведения, отдел Географического общества и Омское бюро общества изучения Сибири, было ликвидировано. С этого времени всю работу по изучению края поручалось вести Омскому краеведческому музею.

С начала 1980-х гг. начинается новый этап в истории Омского государственного историко-краеведческого музея, что было связано с объединением его филиалов в Государственный объединенный исторический и литературный музей (ГОИЛ музей). В объединение, наряду с головным краеведческим музеем, на правах его филиалов входили также музей В.В. Куйбышева, литературный музей имени Ф.М. Достоевского, музей Воинской славы омичей и несколько краеведческих музеев в районных центрах Омской области. Наиболее значительными событиями в работе с фондами и научно-исследовательской деятельности тех лет были проведенная в 1980-х гг. инвентаризация музейных фондов. Кроме того, в данный период продолжилась каталогизация этнографических коллекций, по итогам которой, под руководством Н.А. Томилова, были изданы каталоги «Народы севера Сибири в коллекциях ОГОИЛ музея», «Народы южной Сибири в коллекциях ОГОИЛ музея», «Хозяйство русских в коллекциях ОГОИЛ музея».

В 1985 г. музей переехал в новое здание. Самой первой экспозицией в новом здании стала выставка «Человек и природа» (автор - С.Д. Авербух). В 1990 г. была открыта новая постоянная историческая экспозиция «Страницы прошлого нашего края», которая охватила историю Омского Прииртышья с древнейших времен до 1917 г. В начале 1990-х годов наметилась тенденция к выделению из состава объединения некоторых музеев. Так, в конце 1991 - начале 1992 гг. самостоятельными стали литературный музей, музей В.В. Куйбышева, Большереченский краеведческий музей. В декабре 1992 г. постановлением главы администрации Омской области музейная сеть была реорганизована, музейное объединение расформировано, а головной музей преобразован в Омский государственный историко-краеведческий музей.

С 1990-х гг. ежегодно в среднем музейные коллекции пополняются на 2,5 тыс. предметов. Значительный вклад дают разнообразные экспедиционные сборы. В настоящее время коллекции основного фонда музея насчитывают более 180 тыс. единиц хранения. Активна экспозиционная деятельность музея. Омский государственный историко-краеведческий музей является членом ряда организаций российского музейного сообщества: Союза музеев России; Ассоциации «Открытый музей»; Некоммерческого партнерства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ); Некоммерческого фонда «Российский союз антикваров» и др.

Археологический фонд ОГИК музея является местом сосредоточения коллекций древних предметов (артефактов), полученных в результате раскопок памятников археологии, а также случайных сборов. В фонде 312 коллекций из различных географических пунктов Верхнего, Среднего и Нижнего Прииртышья и отдельные находки. Коллекции представляют все исторические периоды деятельности человека на территории Омской области: с эпохи позднего палеолита. Наиболее полно в фондах представлены материалы раннего железного века (V в. до н.э. – V в. н.э.) и средневековья (VI в. н.э. – XVII в. н.э.); интересна и разнообразна коллекция с поселений эпохи бронзы. Эпоху каменного века ярко характеризуют материалы всемирно известных стоянок Черноозерье II и Омской. Всего в коллекциях 20930 ед. хранения. Это предметы материальной культуры – инструменты, предметы быта, оружие, украшения, фрагменты снаряжения всадника, заготовки для изготовления орудий – из камня, кости, глины, бронзы, железа. Некоторые из них характеризуют и духовную культуру древних людей, поскольку являются культовыми предметами. Начало формирования археологического фонда музея относится к последней четверти XIX в., когда в Омске в 1877 г. был создан ЗСОИРГО. В формировании археологической коллекции в разные годы принимали участие С.А. Ковлер, П.Л. Драверт, В.П. Левашова, А.Ф. Палашенков, В.А. Могильников, В.И. Матющенко. В 1980-90-е годы в музее появились коллекции из раскопок экспедиций Омского педагогического университета, проведенных под руководством Б.А. Коникова. С 1998 г. ОГИК музей проводит собственные археологические исследования, пополняя фонды новыми экспонатами.

Геологическая коллекция насчитывает около 4 тыс. ед. хранения и представлена минералами и горными породами. Наиболее интересна и зрелищна коллекция минералов. Она представлена около 180 видами и насчитывает более 2 тысяч единиц. Минералы представляют все 8 классов минералогической систематики и 3 класса петрографической систематики. Собраны с территорий Урала, Алтая, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Прибалтики, Кольского полуострова. Имеются самостоятельные коллекции агатов, кварцев, флюоритов, яшм, ювелирных камней в необработанном (первозданном) виде, коллекции кварцитов, мраморов, гранитов и др. Отдельно представлены почти все полезные ископаемые Омской области. Имеются образцы горных пород, образовавшихся в ранние геологические эпохи.

Зоологическая коллекция включает свыше 1300 ед. хранения и представлена таксидермическими скульптурами птиц и зверей, натуральными объектами животных (раковины моллюсков) Омской области, Сибири, России и тропических стран. Это животные, обитающие в различных природных ландшафтах. Многие из них уже стали редкими видами, а некоторые виды уже давно не встречаются на территории Омской области, Западной Сибири (дрофа, савка). Зоологические экспонаты собирались почти с основания музея. Их сборы связаны с видными сибирскими зоологами прошлых лет и современными: И.Н. Шуховым, А.Д. Каденации, С.Ф. Лихачевым и др. Коллекция раковин моллюсков в музее насчитывает 748 единиц. Наиболее значительная часть коллекции появилась в музее в 1993 году, когда музей приобрел коллекцию раковин моллюсков (322 ед.) из частного собрания С.Ф. Лихачева, сотрудника кафедры зоологии Омского педагогического института. В 1995 и 1996 гг. продолжалось комплектование коллекции за счет даров от частных лиц и через закупку отдельных образцов.

В 2004 г. систематизация и обширное комплектование музейных коллекций позволило выделить отдельный фонд «Бытового дерева и металла». Комплектование фондовой коллекции шло разнообразными, традиционными путями: систематические сборы на местах, экспедиции по районам Омской области, случайные находки. В настоящее время фонд насчитывает около 3 тыс. единиц хранения и содержит предметы второй половины XIX – конца ХХ вв., которые представляют материальную сторону быта и относятся к различным сферам человеческой деятельности. Одной из крупнейших коллекций фонда является собрание кухонной утвари, включающей в себя чайники, кофейники, кувшины, самовары, утюги и др. Кроме того, в данном фонде представлены коллекции швейных принадлежностей и швейных машин, коллекции керосиновых и электрических ламп, люстр, фонарей, подсвечников, часов, бытовой и звуковоспроизводящей техники, колоколов и др. Также фонд содержит коллекции образцов промышленной деятельности радиозавода им. Попова, Сибирского завода с/х. машиностроения им. Борцов революции, завода «СК», Омского телевизионного завода, деталей различных машин, станков и механизмов.

Формирование коллекции гербария началось с основания музея. Образцы растений поступали из разных территорий Западной и Восточной Сибири, Алтая, Дальнего Востока, Казахстана. В его комплектовании принимали участие выдающиеся сибирские учёные и краеведы того времени: И.Я. Словцов, М.В. Певцов, Н.К. Хондажевский, Б.А. Федченко, П.Г. Игнатов, А.Н. Седельников и др. Сегодня в фонде музея хранится около 5 тыс. гербарных листов с образцами высших растений, мхов и лишайников. Коллекция включает 112 семейств, 380 родов, 840 видов, в основном сибирских. В разные годы коллекцию пополняли сборы К.Л. Гольде, М.М. Сиязова, П.Н. Крылова, В.Ф. Семёнова, С.Р. Лаптева, Н.А. Плотникова, Е.В. Вандакуровой, М.Д. Спиридонова, И.В. Ларина, Б.К. Шишкина, А.В. Ваганова, И.В. Бекишевой, Г.В. Самойловой, А.М. Жарковой и др. На сегодняшний день в гербарии систематизирована коллекция высших растений.

Коллекция живописи и графики насчитывает свыше 5 тыс. единиц и содержит иконы, масляную и темперную живопись, рисунки, графические листы различных техник. В 1920-е гг. в музее формируется коллекция авангардной живописи, в ее составе работы А. Явленского, В. Уфимцева, Н. Мамонтова, А. Сорокина. С 40-х гг. ХХ в. музеем приобретаются работы омских художников, написанные в манере социалистического реализма. В коллекции собрана живопись омских художников нескольких поколений – К. Белова, В. Волкова, Н.Третьякова, С. Белова, Д. Муратова, В. Александрова и др. Графические работы представлены авторской графикой, плакатами, открытками. Самую ценную часть плакатного фонда составляют образцы военного времени, посвященные началу Великой Отечественной войны, первым ее годам. Есть ряд плакатов, подготовленных выездной редакцией газеты «Правда», работавшей на эвакуированном из Запорожья в Омск машиностроительном заводе им. Баранова. Среди открыток особую ценность представляют виды Омска с конца XIX до 90-х гг. ХХ вв., которые позволяют проследить, как менялся облик города на протяжении столетия. Кроме отечественных открыток имеются экземпляры из зарубежных стран, главным образом Германии и Китая. Скульптурный изобразительный ряд состоит из гипсовых портретов участников Гражданской войны, передовиков производства советского периода, выполненных омскими авторами. Вторую часть этой коллекции составляют промышленные изделия мелкой пластики бытового назначения. Среди них – изделия из чугуна (Касли), фарфора (ЛФЗ), гипса (Кунгур) и др. Имеется небольшая подборка резьбы по кости, выполненная мастером тобольской школы Н. Синицких в 1970-е гг.

Коллекция икон (120 единиц хранения) состоит в основном из памятников поздней иконописи XVIII - XX веков. Собрание иконописи в последние годы активно реставрируется в реставрационном центре «Купина» (г. Москва) - А.В. Неретиным, А.А. Козьминым и др. К восстановлению разрушенных памятников привлекаются также местные реставраторы Н.Г. Минько и В.А. Бекишева. Впервые иконы из фонда музея экспонировались на выставке, посвященной тысячелетию крещению Руси (1988 г.), впоследствии на выставках «Искусство реставрации» (1994 г.), «Сто лет Омской Епархии» (1996 г.) и «Следы Времени» (1998 г.).

Коллекция монет и бон насчитывает более 17 тысяч единиц. 6 тысяч из них бумажные денежные знаки России, Германии, Норвегии, Чехословакии, Польши, Австрии, Румынии, Китая, Японии, Кореи. Более 11 тыс. единиц - монеты России и других стран. Большая часть коллекции бонистики - это денежные знаки России 1797 - 1997 годов (правительственные выпуски Российской империи, местные выпуски периода гражданской войны 1918 - 1920 годов). Коллекция монет систематизирована. К настоящему времени составлен «Каталог российских серебряных монет в собрании Омского государственного историко-краеведческого музея». Ведется работа над каталогом медных монет России XVIII - ХХ веков.

Персональные коллекции в музее начали комплектоваться с 1945 г., и сейчас в них насчитывается 217 мемориальных собраний, включающих более 12 тыс. единиц хранения. В последние годы идет активное пополнение этих фондов новыми. По составу они включают материалы политических и общественных деятелей, участников различных войн, работников народного хозяйства, деятелей науки, культуры, спорта (В.В. Куйбышев; Д.М. Карбышев, Е.В. Калугина; Р.И. Рождественский; А.И. Щеголев; П.Л. Драверт и др.). Персональные коллекции включают: биографические документы, материалы основной деятельности, наградные документы, мемуары, переписку, научные труды, литературные произведения, а также изобразительные предметы - фотографии, рисунки и др.

Культурно-просветительная деятельность - одно из важных направлений работы ОГИК музея. Она строится на основе постоянных и временных выставок, а также фондовых музейных коллекций, которые используются для лекций, бесед и других форм работы. Первый зал постоянной экспозиции музея освещает древнюю историю Среднего Прииртышья на основе археологической коллекции - от первых поселений человека на территории нашего края в эпоху палеолита до средневековых находок. В этом же зале начинается исторический раздел - средневековье на территории Среднего Прииртышья. Духовная культура народов Сибири, материальная и духовная культура коренных жителей севера Западной Сибири. В рассматриваемый период сотрудниками музея были подготовлены: историческая экспозиция «Омская область 1917 - 1997 гг.», (авторы Г.И. Сороколетова, Л.Г. Ермолина, О.А. Пьянова, А.В. Цвейлих) и этнографическая выставка «Азиатская Россия» (1996 год, авторы Т.В. Раскевич, С.Ю. Первых, И.В. Черказьянова, О.А. Артемьева). Здесь проводятся обзорные экскурсии, включающие рассказ о четырех наиболее крупных народах, населяющих Омскую область: русских, казахах, татарах, немцах. Предлагаются темы – «Азиатская Россия», «На подворье и в избе», «Дети степей», «Татарское ожерелье», «Немцы в Сибири» и др.

В 1999 г. был осуществлен большой выставочный проект «Возвращение сибирской святыни», на которой экспонировалось знамя Сибирских казачьих полков 1690 г., возвращенное из реставрационных мастерских Москвы через сорок лет реставрации. В 2003 г. были подготовлены и открыты выставки из фондов ОГИК музея: «За веру и верность» (тема этой выставки - история Сибирского казачьего войска, а также поход атамана Ермака и заселение Сибири русскими, основание омской крепости и другие интересные странички истории города Омска до начала ХХ в.), «Калейдоскоп музейных коллекций», проведена реэкспозиция в зале «Древняя история Омского Прииртышья». Особый общественный резонанс получила выставка «События и люди», посвященная 180-летию Омской области. Интересной получилась интерактивная выставка для детей младшего возраста «Старая Крепость». Музейными работниками было создано удобное игровое пространство, где дети в комфортной обстановке могут познакомиться с историей возникновения, внутренним устройством, населением Омской крепости. При этом многие предметы можно не только потрогать, но и поиграть с ними.

В 2006 г. открыта обновленная экспозиция «Природа и человек», где проводятся экскурсии, рассказывающие о природно-географических особенностях региона. На выставке представлены многочисленные экспонаты и материалы, рассказывающие о геологическом прошлом Омского Прииртышья, о реке Иртыш. В диораме, витринах представлены обитатели водной и прибрежной фауны Иртыша.

В рамках празднования 130-летия ОГИК музея в мае 2008 г. открылись выставки «Память веков в музейных коллекциях» и «Визитная карточка ОГИК музея». Был осуществлен совместный выставочный проект с Государственным историческим музеем «Сибирское взятие. Ермак и освоение Зауралья в XVII-XVIII веках», где экспонировались не только уникальные экспонаты из главного исторического музея России, но и редкие предметы восточного вооружения и воинского оснащения из коллекции ОГИК музея.

Кроме того, всем желающим музей предлагает курс лекций и музейных уроков, тематика которых очень разнообразна: коллекция учебников и рукописных и старопечатных книг ОГИК музея; история Омской епархии; история омского предпринимательства; Омск в годы революции и гражданской войны; Омск в годы Великой Отечественной войны; лекции об исторических лицах, чьи судьбы связаны с Омском - Д.М. Карбышев и А.В. Колчак; из истории театрального Омска; архитектурные памятники Омска и др.

Большое значение сотрудники музея уделяют работе с детской аудиторией. При ОГИК музее уже много лет действует детский музейный центр, в рамках которого представлены такие направления как: археологическое («Археологическое бюро»), краеведческое («Юный историк Сибири»), этнографическое («Школа юного этнографа»).

ОГИК музей – организатор значительного количества научных конференций. Так, в 1998 г. свой 120-летний юбилей ОГИК музей отметил проведением Всероссийской научной конференции «Музей и общество на пороге XXI века»; открытием новых выставок и экспозиций, выходом в свет второго издания «1000 знаменательных событий из жизни Омска».

С1993 г. было возобновлено издание «Известий» ОГИК музея. Кроме этого, музей издавал научные и научно-методические сборники. Все это потребовало создания в конце 1996 г. сектора информации и публикаций, имеющего свою издательскую лицензию. В 1997 г. издания ОГИК музея были отмечены дипломом на второй Красноярской музейной биеннале. Научный авторитет музея достаточно высок.  В последние годы он является одним из организаторов целого ряда научных конференций, а сотрудники музея стали постоянными участниками всероссийских и международных конференций и семинаров. С 1998 по 2002 гг. ОГИК музей выпустил ряд интересных изданий, таких как «Старый Омск. История в фотографиях», «Немцы в Сибири. Сборник документов и материалов по истории немцев в Сибири», «Занимательное историческое краеведение», «Материалы по истории немецких и менонитских колоний в Омском Прииртышье», несколько сборников методических рекомендаций для муниципальных музеев Омской области.

В 2003 г. ОГИК музей провел Международную научную конференцию «Электронный век и музеи» и заседание Сибирского филиала научного совета исторических и краеведческих музеев России и круглый стол по теме «Роль научных исследований в модернизации фондовой и экспозиционной деятельности историко-краеведческих музеев», посвященные 125-летию музея. В феврале 2009 г. в Омском государственном историко-краеведческом музее состоялись VII Музейно-краеведческие чтения (организаторами чтений выступили Министерство культуры Омской области и «Омский государственный историко-краеведческий музей»). В мае 2008 г. состоялись Международная научная конференция «Музейные ценности в современном обществе» и областной научно-практический семинар «Вопросы хранения, консервации и реставрации музейных предметов» при участии реставраторов из г. Москвы. Изданы научные сборники и альбом-каталог «Музей и его коллекции. К 130-летию основания Омского государственного историко-краеведческого музея» (Под ред. П.П. Вибе; Сост. Т.М. Назарцева, Р.А. Шанева). В настоящее время при участии сотрудников музея подготовлены к печати: коллективная монография «История и этнография немцев в Сибири» (составитель и научный редактор: Вибе П.П.); каталог «Этнографические коллекции районных музеев Омской области» (составители: Вибе П.П., Назарцева Т.М., Артемьева О.Н., Трофимов Ю.В; научный редактор: Вибе П.П.); третье издание «1000 знаменательных событий из истории Омска. 1716-2008: Хроника событий» (составитель и научный редактор: Вибе П.П.), Библиографический указатель «Омский государственный историко-краеведческий музей. 1878-2008 (Научный редактор П.П. Вибе; Составители: А.А. Кильдюшева, Н.У. Ткаченко).

В последние двадцать лет ОГИК музей регулярно выпускает «Методические рекомендации. В помощь общественным музеям области». Кроме того, регулярно выходили выпуски Известий Омского государственного историко-краеведческого музея. Вышло в свет три переиздания книги «1000 знаменательных событий из истории города Омска». Фундаментальным изданием стала книга «Старый Омск. История в фотографиях. Альбом» (Составитель и научный редактор П.П. Вибе, Омск, 2000). Из интересных издательских проектов музея последних лет можно отметить: «Почтовые открытки с видами города Омска» каталоги коллекций Омского государственного историко-краеведческого музея (дореволюционный период - Омск, 1992; советский период – Омск 1996); «Памятники истории и культуры Омской области» (выпуск 1 - Омск, 1993; выпуск 2 – Омск, 1995); «Почетные граждане Омска. Город в судьбах его выдающихся людей» (Омск, 1998) и др.

В конце 1990-х гг. ОГИК музей начал активно осваивать Интеренет-пространство. Так в 1999 году был презентован Интернет-сервер «Музеи Омского Прииртышья» и сайт «ОГИК музей» (автор идеи и разработок П.П. Вибе в соавторстве с Т.М. Назарцевой и С.Л. Берловым). При этом специалисты музея активно делились своим опытом с коленами, так в декабре 1999 г. в ОГИК музее прошел Всероссийский семинар «Внедрение информационных технологий в музейную практику». В 2000 г. открылся сервер «Музеи Сибири» (авторы П.П. Вибе, И.Б. Згуровец, С.Л. Берлов), где были размещены материалы о шестнадцати музеях Сибири, и информация о музеях Омского Прииртышья. В мае 2003 г. при поддержке федеральной и областной программ была приобретена и установлена «Комплексная автоматизированная музейная информационная система» (КАМИС). Начался процесс перевода учетно-хранительской работы на современные компьютерные технологии. С применением этой универсальной системы в музее были заложены основы для оперативного научного описания, каталогизации предметов, развития локальной сети и осуществления свободного доступа к информации ОГИК музея через Интернет-каталоги.

 

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля является крупнейшим художественным музеем Сибири, отметившим в 2009 г. свое 85-летие. Экспозицию музея в Генерал-губернаторском дворце и Врубелевском корпусе ежегодно посещает около 160 тысяч человек. Его коллекция насчитывает свыше 25 тысяч экспонатов, многие из которых имеют мировое значение. Это так называемое «сарматское золото» первых веков н.э. из прииртышских курганов, произведения отечественной живописи XIX в., русского авангарда ХХ в., творения легендарного Карла Фаберже и многое другое. Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля - крупнейшее в Сибири художественное собрание, включающее коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Полотна выдающихся мастеров кисти, скульптура, оригинальная графика, гравюры, дворцовая мебель, фарфор, стекло, редкие печатные издания и другие уникальные предметы искусства хранят обширные музейные фонды. Музей размещается в двух зданиях в центре Омска. Одно из них - бывший генерал-губернаторский дворец, построенный на левом берегу р. Оми в 1859-1862 гг. по проекту арх. Ф.Ф. Вагнера (здание передано краевому музею в 1923 г.). Возникнув как художественный отдел при краевом музее, в 1940 г. музей обрел самостоятельность и стал именоваться Омским государственным музеем изобразительных искусств (с 1954 г. – Омский областной музей изобразительных искусств). В настоящее время собрание музея насчитывает около 25 тыс. единиц хранения. В 1996 г. музею было передано еще одно здание, расположенное в центре города - бывший Торговый корпус, возведенный в 1914 г. по проекту арх. А.Д. Крячкова. С 1995 г. музея, экспонирующий единственное в Сибири живописное произведение Михаила Александровича Врубеля - триптих «Цветы» (1894) - носит имя знаменитого русского художника, родившегося в Омске в 1856 г.

В постоянной экспозиции во Врубелевском корпусе представлены – коллекции русской живописи XVIII – начала XX вв., иконы XVI-XXI вв., западноевропейской живописи XVI-XIX вв. В Генерал-губернаторском дворце в постоянной экспозиции «Стиль в зеркале эпохи» можно познакомиться с произведениями декоративно-прикладного искусства, выполненными русскими и западноевропейскими мастерами XVI- начала XX вв.

В настоящее время Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля обладает одним из крупнейших художественных собраний в Сибири. Общее количество единиц хранения составляет около 25 тыс. Первые свои поступления музей получил из Государственного музейного фонда (Румянцевского музея, Зимнего и Мраморного дворцов, музея Академии художеств, Русского музея, из собраний Боткиных, Голицыных, Рябушинских, Шуваловых, из Третьяковской галереи, музея Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля (Омск). В 2004 г. на средства, выделенные Правительством Омской области, приобретено около 70 работ омских художников, московскими мастерами и их семьями переданы в дар свыше 1 тыс. произведений, по приказу Федерального агентства по культуре и кинематографии состоялась передача порядка 180 экспонатов. Коллекция произведений зарубежного искусства включает полотна мастеров Италии, Испании, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Австрии, Англии XVI-XIX вв. (Я. ван Гойен, И. Ван Отсаде, А. Схелфхаут, Я. Веникс, Д. Тенирс - мл., С. Вуэ, Ж.Б. Грез, А. Фантен-Латур, И.Б. Лампи-ст. и др.). Авторами ряда графических листов выступают Рембрандт, Дж.-Б. Пиранези, П. Пикассо, Б. Хирасава. Коллекция иконописи XVII - н. XX в. представлена иконами, выполненными в европейской части России (в том числе из Оружейной палаты Московского Кремля), на Урале и в Сибири. Произведения н. XXI в. выполнены омским иконописцем Г. Адаевым.

Русское искусство XVIII - н. XX в. характеризуется работами И. Айвазовского, А. Боголюбова, А. Бенуа, В. Борисова-Мусатова, Ф. Васильева, А. Венецианова, В. Верещагина, М. Воробьева, М. Врубеля, К. Коровина, И. Крамского, И. Левитана, М. Нестерова, В. Поленова, И. Репина, В. Серова, В. Сурикова, И. Шишкина. Весомым представляется собрание произведений мастеров русского авангарда - Н. Гончарова, П. Кончаловский, П. Кузнецов, М. Ларионов, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк, А. Явленский. Заслуживает внимание коллекция театральной графики к. XIX - н. XX вв., вобравшая в себя эскизы костюмов и декораций И. Билибина, А. Головина, М. Добужинского, Б. Кустодиева, А. Экстер и др. Коллекция скульптуры, куда входят произведения М. Антакольского, П. Клодта, А. Опекушина, дополнилась отливом с работы М. Врубеля «Роберт и монахини». Значительный раздел собрания музея составляют произведения отечественных мастеров советского и современного периода, среди которых П. Кончаловский, Е. Моисеенко, Б. Неменский, В. Попков, а также омские авторы - Н. Брюханов, А. Либеров, Н. Мамонтов, В. Погодин, Н. Третьяков, В. Уфимцев, Г. Штабнов и др. Архивы ряда художников города включены в фонд документов музея.

Уникальность собрания декоративно-прикладного искусства обусловлена наличием золотых предметов скифо-сарматского периода, а также произведений Фаберже, коллекция керамики и стекла, включающей изделия Императорских фарфорового и стекольного заводов, известных фабрик и товариществ, заводов Дятькова, Гусь-Хрустального и т.д., коллекция народного искусства, демонстрирующая лучшие образцы творчества народов Европейской России, Сибири, Средней Азии, Кавказа. Коллекция редкой книги представлена богослужебными книгами XVIII-XIX вв., а также книги гражданской печати XVIII-XXI вв., включающие литературу по теории и истории мирового искусства, архитектуры, музееведения, реставрации, истории, философии, эстетике, археологии, книговедению, справочную литературу.

Музей проводит выставки не только из своих собственных коллекций, но и активно привлекает к сотрудничеству другие музеи страны и мира, а также общественные организации. Так, например, совместно с Городским музеем «Искусство Омска» была организована выставка, посвященную 20-летию образования «ЭХО». В сотрудничестве с Немецким культурным центром имени Гете были подготовлены выставки «Графика современной Европы из коллекции Юргена Вайхардта (Германия)», персональная выставка Евгении Горчаковой (Германия) «Лес в будущем» (произведения концептуального искусства). Совместно с Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль» была подготовлена выставка «Царская охота» (вещи, сопровождавшие одну из любимейших забав русских царей: оружие, конская упряжь, орудия лова, предметы одежды и т.д.). Совместно с «Галеев-галереей» (Москва) к 110-летию со дня рождения Виктора Уфимцева, приверженца авангарда, стоявшего во главе омской «Червонной тройки» была подготовлена выставка графических произведений этого автора, а также архивные материалы, в том числе дневники и фотографии мастера. Согласно планам музея, тему омского авангарда продолжат выставки произведений художников 1910-1920-х гг. «33 скандала Колчаку» и «Михаил Курзин и Елена Каравай», выступающие прелюдией к проекту 2010 г., посвященному 100-летию художественного объединения «Бубновый валет».

Примечательно, что выставки художественного музея позволяют, как познакомиться с классическим наследием западноевропейского и русского искусства, так ощутить тенденции развития местной художественной традиции. Часто музей организует выставки сибирских и омских художников. При этом проводятся как масштабные выставки, целью которых является знакомство зрителя с особенностями развития искусства и художественной жизни в регионе, так и выставки, знакомящие с творчеством отдельных художников. Примером выставок первого рода может служить проект «Сибирский миф. Голоса территорий», целью которого стала демонстрация произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства мастеров различных регионов Сибири: Омска, Барнаула, Горно-Алтайска, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Тюмени, Улан-Удэ, Ханты-Мансийска, созданные в XX–XXI вв. Данная экспозиция была призвана показать разнообразие тем и стилистических приемов, многовекторность развития сибирского искусства, сочетающего методы европейской художественной школы и приемы искусства коренного населения данной территории. Говоря о выставках отдельных художников, необходимо отметить, что музей проводит как персональные выставки омских мэтров (например, персональная ретроспективная выставка «Осенний блюз» известного омского художника Георгия Сергеевича Катилло-Ратмирова, посвященная его 70-летнему юбилею и 45-летию творческой деятельности), так и молодых авангардных художников ( выставка работ Дамира Муратова «ОкеАйн, или Следы в океане»). Кроме того, музей знакомит омичей не только с живописью и графикой, в музее проходят выставки декоративно-прикладного искусства (например, «Белая сказка Севера», посвященная искусству художественной резьбы по кости из собрания музея (от костяных наконечников стрел, найденных археологами на территории Омского Прииртышья, до работ современных художников-косторезов) или «Костюм как искусство» и др.).

Традиционно музей проводит научные конференции «Декабрьские диалоги» (в 2009 г. – восьмая конференция), посвященная памяти первого директора музея Федора Васильевича Мелехина. Конференционным проектом музея является и форум «Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур». Активно сотрудники музея анализируют современный художественный процесс, что находит отражение в соответствующих изданиях. Интересны в этом отношении такие проекты как «Сибирский миф. Голоса территорий: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство художников Сибири ХХ –XXI веков: альбом-каталог» (авт. ст. Л. Богомолова, Ф. Буреева, Т. Кубанова, Н. Федорова; сост. Л. Богомолова, Ф. Буреева, Н. Федорова, С. Черноок; ред. Л. Чуйко, Омск, 2008); «ЭХО» восьмидесятых: посвящается первому неформальному объединению г. Омска: каталог выставки (авт. ст. А. Владимирова, Н. Муратова, Г. Мысливцева, С. Черноок; сост. кат. Н. Муратова; ред. Ф. Буреева, Г. Севостьянова; ООМИИ им. М.А. Врубеля; ГМИО, Омск, 2008) и др.

 

Электронные ресурсы:

http://ogik.sibmuseum.ru/academiclife/5/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/2/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/12/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/14/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/16/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/13/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/11/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/8/#1; http://ogik.sibmuseum.ru/collection/5/#1; http://www.vrubel.ru/museum/history/index.htm; http://www.vrubel.ru/museum/prog/index.htm; http://www.vrubel.ru/collections/index.htm; http://www.litmuseum.ru/history.htm; http://www.litmuseum.ru/almanah/nach_muz.htm; http://www.litmuseum.ru/almanah/sobyt_labor.htm; http://www.litmuseum.ru/vistavki.htm; http://www.litmuseum.ru/almanah/sobyt_belozer.htm; http://www.litmuseum.ru/news_ru.htm

 

 

  

 

Главная || Карта сайта

 
Hosted by uCoz