На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


О.В. Гефнер ВОЕННЫЕ В ГОРОДСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ (на примере г. Омска второй половины ХIХ – начала XX вв.)

© Гефнер О.В., 2002 // Культурологические исследования в Сибири. 2002. № 2. С. 101 – 105.
Культура города представляет собой сложное, многогранное явление. Под "куль¬турой города" мы понимаем "созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, которая представляет собой совокупность физических и символических объектов, технологий, нормативных и ценностных образований, включающих в себя не только материальные (природные или искусственные) объекты, но и то, что Н.П. Анциферов характеризовал как "душу города". С позиций современной науки последнюю можно определить как совокупность норм и ценностей данной городской общины, психологии городского сообщества, образа жизни и менталитета горожан, социальных коммуникаций"1. Городская среда представляет собой, таким образом, и место, и систему социальных связей и взаимодействий городского населения, является особым социально-пространственным феноменом, определяющим специфику жизнедеятельности горожан. Городская среда опосредует межличностные и групповые отношения городского населения. Как отмечает М.С. Каган, "город обретает свой целостный и в каждом случае специфический культурный облик благодаря превращению духовных качеств горожан в предметное бытие городской среды и творимых в ней продуктов материального, духовного и художественного производства, а затем преобразованию опредмеченного в них содержания в духовные качества растущих в городе новых поколений..."2 Таким образом, население города в процессе своей жизнедеятельности творит городскую среду, а затем среда формирует особый духовный облик горожанина. Следует помнить, однако, о том, что население города неоднородно. Оно включает в себя представителей разных сословий, профессий, национальностей, возрастов и т.д. Культура города, таким образом, оказывается многосторонне дифференцированной, дробной, сложной системой субкультур, противостоящих друг другу и в то же время взаимодействующих друг с другом в разных плоскостях – сословных, национальных, профессиональных и т.д. Поэтому при изучении культуры того или иного города важнейшей задачей является исследование культурного облика различных социальных слоев и групп горожан, определение их специфического вклада в формирование городского социокультурного пространства, отслеживание взаимовлияний, диалога культур. Одной из значительных социально-профессиональных групп городского населения являются военные. Однако роль военной культуры в формировании специфических черт городского социокультурного пространства изучена весьма слабо. Единственной по сути дела работой, освещающей данную проблему, является статья Г. Вилинбахова, посвященная Санкт-Петербургу. В ней автор показывает влияние военной культуры на визуальный облик военной столицы Российской империи3. Подобных работ, которые были бы посвящены сибирским городам, нет. Однако именно сибирские города могут представлять большой интерес для исследования проблемы влияния военных на городскую культуру. По мнению Д.Я. Резуна, сутью сибирского города во все времена были задачи "пионерского" освоения, колонизации слабозаселённых и экономически неразвитых регионов Сибири. Поэтому по своему происхождению и функциям сибирский город не мог быть ни монастырским, ни частным, а только "государевым", "служилым". Колонизационный тип сибирских городов обуславливал состав населения и смену лидеров культурного развития города. На первом этапе истории сибирских городов именно военные выступали таким лидером, именно они оказывали наибольшее влияние на городскую культуру4. Из всех западносибирских городов дольше всех свое военное значение сохранял Омск. Подобно тому как Санкт-Петербург называли военной столицей России, Омск можно было бы охарактеризовать как военную столицу Западной Сибири. Он являлся центром Западно-Сибирского (Омского) военного округа, образованного в 1865 г. Здесь была сосредоточена основная масса всех военных учреждений округа (управлений, частей, учебных, медицинских, хозяйственных, тюремных, досуговых военных заведений). Удельный вес военных в городской социальной структуре также был достаточно высоким – составлял более 7%. Все это предопределяло и важную роль военного фактора в формировании визуального облика города. Прежде всего отметим, что функциональные особенности города нашли свое яркое отражение в городской символике. Принятый в XVIII в. герб г. Омска представлял собой серебряный щит, в нижней части которого была изображена полоса, символизирующая укрепленную линию. В верхней части герба была изображена пирамида со знаменами и воинской арматурой. Архитектурный облик Омска создавали военные здания и сооружения. В планировочной основе города лежал военно-стратегический замысел. Ядром города была крепость, и лишь затем вокруг нее стали формироваться гражданские поселения – форштадты. С военной жизнью были связаны наиболее важные архитектурные доминанты города – Воскресенский военный собор, Никольская казачья церковь, здания штаба, казарм, гауптвахта, Военное собрание, военный госпиталь, Сибирский кадетский корпус и др.5 Характерен и колорит зданий и сооружений – большинство фасадов было окрашено в желтый цвет с выделением деталей белым. По замечанию Г.В. Ви¬линбахова, желтый цвет ампирной архитектуры представлял собой один из характернейших признаков русской военной культуры. Желтый, золотой цвет с петровской эпохи символизировал имперскую традицию. Будучи первоначально цветом императорского штандарта, с первой половины XIX в. он становится цветом императорской гвардии, а затем переходит на цвет военных архитектурных сооружений6. Влияние военного элемента ярко прослеживается и в городской топонимике Омска: в названиях улиц, площадей, переулков отражалась география размещения тех или иных военных учреждений и частей. Так, в Омске существовали Артиллерийская, Бригадная, Госпитальная, Лагерная, Манежная, Полковая, Штабная улицы, Солдатский переулок. Наряду с явно военными названиями существовало много скрытых военных топонимов. Например, многие улицы назывались по фамилиям известнейших военных деятелей, чья жизнь была связана с Омском. Так, Гасфордовская улица именовалась в честь генерал-губернатора Западной Сибири и командующего Отдельным Сибирским корпусом генерал-лейтенанта Г.Ф. Гасфорда, Казнаковская – по имени генерал-губернатора Западной Сибири, командующего войсками Западно-Сибирского военного округа генерал-лейтенанта Н.Г. Казнакова. Наиболее ярким проявлением военной культуры как знаково-стилевой выразительности был военный мундир. Мундир во все времена был символом воинской чести, достоинства, патриотизма. Наличие на улицах города людей в военной форме было весьма типичным явлением для Омска. Ведь удельный вес военных в городе был весьма высоким. В отдельные годы почти каждый четвертый мужчина в Омске носил военную форму7. Присутствие на улицах офицеров, солдат, военных чиновников, кадетов в разнообразном военном обмундировании придавало внешнему облику города специфический, неповторимый колорит. Эту важнейшую визуальную характеристику города неоднократно подчеркивали и современники. Американский журналист и путешественник Д. Кеннан, бывший в Омске в 1885 г., характеризовал его как город, "где половина населения ходит в мундирах и занимается тем, что управляет другой половиной"8. Знаменитый сибирский писатель Всеволод Иванов образно охарактеризовал Омск так: "Ночью освещался только один Любинский, остальные улицы города лежали во тьме. Но казалось, что бесконечное число мундиров, усеянных блестящими пуговицами и погонами, хорошо освещает город"9. Военные мундиры "господствовали" не только на улицах города, они были необходимым атрибутом светских салонов, театральных залов. Высокопоставленные военные чиновники являлись и почетными гостями многих мероприятий. Люди в военных мундирах были завсегдатаями балов, светский приемов, танцевальных вечеров, любительских спектаклей. Военные входили в различные научные, просветительные, благотворительные организации, иногда их удельный вес в них был довольно высоким. Интересно, например, что исследователь истории Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического Общества В.Ф. Семенов, характеризуя социальный состав этой организации на первом этапе ее существования, когда в ней господствовали военные, использует терминологию, связанную с военной атрибуцией. Он называет собрания ЗСОИРГО этого периода "мундирными"10. Военный мундир был заметным явлением и в театральных залах. Вот как описывает омская газета один из спектаклей, состоявшийся в городе 28 ноября 1907 г. во время празднования дня Святого Георгия-Победоносца: "Театр, переполненный публикой в мундирах и фраках, чередовавшихся с светлыми дамскими туалетами, мундирами кадет и других учащихся, передниками гимназисток и унизанный на верху нижними чинами всех частей, представлял интересную картину... Сцена, заполненная мундирами и украшенная военной атрибуцией, представляла необычное явление, напоминала инвалидные концерты в столичных театрах"11. Красота и великолепие мундиров являлась одним из главных элементов военных парадов и церемониалов, которые были важнейшей частью городской зрелищной культуры. Парады проводились в дни наиболее значимых государственных и военных праздников, сопровождали приезд в Омск важных персон – генерал-губернаторов, царствующих особ и других высоких гостей. Торжественными церемониалами отмечался выход частей в летние лагеря, уход на войну. Парады поражали своим блеском и великолепием. Они были притягательнейшим зрелищем для городских обывателей, всегда сопровождались большим скоплением публики. Связано это было с красочностью воинских церемоний, пиететом общества перед военной службой, недостатком других видов зрелищ. Воинские парады способствовали воспитанию у горожан патриотизма, верноподданнейших чувств. Они также являлись объединяющим началом, способствовали консолидации городского сообщества. Вот как описывает одна из омских газет парад 6 декабря 1908 г. (день тезоименинства Николая II и праздник войск омского гарнизона): "Чудесный день привлек на площадь большие толпы народа, которые задолго до окончания службы унизали панели и свободные места, оставшиеся после размещения прибывших на парад воинских частей, ставших большим покоем против самой церкви. По окончании богослужения парад торжественно принял вынесенные из церкви знамена, затем части взяли на караул для встречи командующего войсками... Ура слилось со звуками народного гимна, когда командующий войсками провозгласил за драгоценное здравие Державнейшего именинника земли русской. Несмотря на трудность стройного движения по снегу, прекрасные части, стараясь заслужить похвалу, дважды прошли мимо командующего войсками и оба раза заслужили спасибо..."12 Как отмечает Г. Вилинбахов, "стихийно пестрое, экспромтно красочное для постороннего наблюдателя зрелище парада с точки зрения профессиональной, представляло собой сложную, стройную, детально проработанную, имевшую строгую последовательность развития художественно-динамическую композицию, в которой не могло быть ничего случайного и непредусмотренного. Это был высший, эстетический уровень военного профессионализма"13. Присутствие в Омске значительного воинского контингента придавало характерные особенности и звуковому фону города. П. Мартьянов давал такую зарисовку города середины XIX в.: "В крепости господствовал исключительно военный элемент: офицеры, солдаты, казаки, денщики, служителя, фурлеты и каторжные арестанты. Слышался лязг оружия, вызов караула в ружье, отдание чести, стук нагруженных провиантских телег, скрип артельных повозок, бряцание громыхающих арестантских кандалов"14. Повседневные военные шумы включали в себя звуки оружейной стрельбы, барабанов и сигнальных рожков, отдания воинских команд, марширующих на плацу солдат. Но были и особые праздничные шумы. Прежде всего сюда можно отнести музыку военных оркестров. При штабе Омского военного округа существовал окружной музыкантский хор, состоящий из 25 музыкантов, в 1891 г. он был передан в подчинение Омскому резервному пехотному батальону, а с 1911 г. он перешел в состав 43-го Сибирского стрелкового полка15. Военные оркестры сопровождали празднование различных воинских парадов и церемониалов. На праздничных мероприятиях звучали военные марши, сигналы труб, барабанов и рожков. Слышались крики "ура", заздравные речи, военные песни, шелест знамен на ветру. Военные оркестры обслуживали и городские праздники в Омске. Например, в июне 1890 г. еженедельно по вторникам в Казачьем сквере были организованы выступления окружного военного хора. В июне-августе 1911 г. окружной музыкантский хор 43-го Сибирского стрелкового полка играл во время функционирования I Западно-Сибирской сельскохозяйственной, лесной и торгово-промышленной выставки16. К праздничным военным шумам следует отнести и фейерверки. Иллюминация города, салюты были также характерным элементом большинства городских праздников. Осуществляли фейерверки чины местной артиллерийской команды. Фейерверками сопровождались воинские праздники, тезоименитства царствующих особ, народные гуляния и даже некоторые религиозные праздники. Так, на Богоявление (6 января) проводились церковные парады. Специально выделенные военные подразделения, неся военные знамена и хоругви, отправлялись от Воскресенского или Успенского кафедрального соборов через центр города торжественным маршем на Иртыш, где на льду реки проводилось краткое богослужение и водосвятие. В момент погружения священством креста в воду специально определенные командованием фейерверкеры производили салют из орудий17. Таким образом, военная культура оказывала важное влияние на формирование городской культурной среды Омска. Она предопределяла своеобразие городского архитектурного пространства, топонимики, звукового фона. Именно городом "военных" был Омск второй половины XIX – начала XX вв. не только по своим функциональным особенностям и составу населения, но и по своему визуальному облику.
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Алисов Д.А. Урбанизация и культура // Городская культура Сибири: история и современность – Омск, 1997 – С. 7.
2. Каган М.С. Культура города и пути ее изучения // Город и культура.– СПб., 1992. – С. 19.
3. Вилинбахов Г. Санкт-Петербург – "военная столица" // Наше наследие. – 1989. – № 1. – С. 14-22.
4. Резун Д.Я. О периодизации развития исторической урбанистики Сибири XVII-XX вв. // Городская культура Сибири: история и современность. – Омск, 1997. – С. 25.
5. Лебедева Н.И. Столичные черты в архитектуре и градостроительстве Омска (XVIII-XIX вв.) // Городская культура Сибири: история и современность. – Омск, 1997. – С. 78.
6. Вилинбахов Г. Указ. соч. – С. 17.
7. Словцов И.Я. Материалы по истории и статистике Омска, извлеченные из однодневной переписи населения 1877 г. – Омск, 1880. – Ч. 2. – С. 2, 4.
8. Кеннан Д. Сибирь и ссылка. – СПб., 1906. Т. 1. – С. 112.
9. Иванов В.В. Похождение факира // Собрание сочинений. – М., 1960. – Т. 6. – С. 189-190.
10. Семенов В.Ф. Очерк пятидесятилетней деятельности Западно-Сибирского Отдела Государственного Русского Географического Общества // Записки Западно-Сибирского Отдела Государственного Русского Географического Общества. – Омcк, 1927. – Т.XXXIX – С. 8.
11. Омский телеграф. – 1908. – 30 ноября.
12. Омский телеграф. – 1908. – 9 декабря.
13. Вилинбахов Г. Указ. соч. – С. 20.
14. Мартьянов П.К. В переломе века (Отрывки из старой записной книжки) // Исторический вестник. – 1895. – № 11. – С. 435.
15. Свод штатов военно-сухопутного ведомства. Изд-е 1893 г. – СПб., 1893. – Кн. 1. – С. 86-87; РГВИА. Ф.1460. Оп.1. Д.2. Л.27.
16. ГАОО. Ф.83. Оп.1. Д.44. Л.2; Акмолинские областные ведомости. – 1890. – 29 мая.
17. РГВИА. Ф.3838. Оп.1. Д.1. Л.6.

Vadim Gluhih ,Copyright © 2005g
Hosted by uCoz