На главную страницу| Библиографический указатель книг и статей| Библиотека| Хроника культурной жизни Западной Сибири в 19-20 веках | Фотоархив | Об авторах| Новости| Партнеры проекта| Гостевая книга|


И. П .Каменецкий Омский торгово-экономический колледж КОММЕРЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ОМСКА В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА

И. П .Каменецкий Омский торгово-экономический колледж КОММЕРЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ОМСКА В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА В социально-культурной жизни сибирского города важнейшее место принадлежит системе образования, оказывающей большое влияние на его развитие и во многом определяющей жизнь и облик самого города В настоящее время в исторической литературе сделаны первые шаги в изучении содержания, структуры и деятельности различных видов и типов общеобразовательных и профессиональных учреждений, выявле¬нии их роли и места в образовательном пространстве г.Омска.1 Этой задаче посвящена и данная статья, цель которой раскрыть процесс ста¬новления и функционирования учреждений коммерческого (торгового) образования, определить значение их деятельности в подготовке квали¬фицированных специалистов для торговли и промышленности дореволю¬ционного Омска и обширного Степного края. Весомый вклад в рассмотрение данной проблемы внес известный исследователь образования Сибири Н.С.Юрцовский.2 Отдельные, частные аспекты становления коммерческого образования Омска содержатся в статьях Л.С. Худяковой и Ю.И.Деревянченко.3 Работа выполнена на основе архивных материалов, содержащихся в ГАОО, и опубликованных учредительных и отчетных документов коммерческих заведений дореволюционного Омска. Зарождение и развитие коммерческого образования г.Омска нераз¬рывно связано с ускоренным ростом экономики сибирского региона в на¬чале XX в., с превращением военно-административного центра Степного края в крупный торгово-промышленный центр Сибири. Бурное развитие торговли в крае и становление соответствующей ей инфраструктуры вызы¬вало острую потребность в подготовке квалифицированных специалистов в этой сфере. Учитывая это обстоятельство и рассчитывая на поддержку местных властей в августе 1905 г. инициативная группа в составе подат¬ного инспектора Ф.Вереденко, управляющего отделения Государствен¬ного банка И.Муромова, начальника отделения Казначейской палаты Пищикова и преподавателя гимназии П.Шостака обратилась в биржевой комитет с запиской "К вопросу об открытии в г.Омске коммерческого училища". В ней была обоснована необходимость открытия в городе коммерческого училища, учреждение которого, по мнению авторов, диктовалось следующими обстоятельствами: ростом торгово-промыш¬ленного значения Омска, преимуществом коммерческого образования над классическим, переполненностью средних учебных заведений города, особенно гимназий и т.д. Записка заканчивалась фразой: "Промышлен¬ное завоевание только тогда и прочно, когда идет об руку с завоеванием культурным."4 К ней был представлен также проект сметы на содержание будущего училища. Эта идея нашла живой отклик в биржевом обществе, объединявшем значительную часть крупных и средних предпринимателей нового поколе¬ния. Глава биржевого комитета Ф.Ф.Штумпф, выпускник Томского уни¬верситета, являясь сторонником европеизированного цивилизованного предпринимательства и соответствующего ему образования, с самого на¬чала выступил активным пропагандистом и организатором коммерческо¬го образования. Под его руководством 24 и 28 августа 1905 г. прошли за¬седания биржевого комитета, на которых идея открытия в Омске коммер¬ческого училища получила необходимую поддержку и вогшатилась в ре¬альные действия. Члены биржевого комитета вынесли решение, которое было увязано с крупным политическим событием России начала XX в.: "по случаю издания 6 августа 1905 г. закона об учреждении Государствен¬ной думы открыть в Омске коммерческое училище". С этой целью министру финансов была направлена телеграмма, содержащая просьбу, учредить в г.Омске коммерческое училище и "дозволить именоваться ему императорским в память 6 августа 1905 года".5 Одновременно был объяв¬лен сбор средств в фонд училища, который принес в первый день 4 тыс. рублей. Министерство отозвалось на ходатайство положительно, но воз¬держалось от утверждения названия "императорского" училища. По види¬мому восторженно-либеральный отзыв омичей на учреждение первого российского парламента не пришелся по душе министерским чиновникам, а текст телеграммы в министерство был составлен в такой "непозволи¬тельной форме", что даже спустя пять лет биржевой комитет вынужден был оправдываться перед ним за "неточную передачу" ее содержания, горячо выражая при этом свои верноподданнические чувства.6 Это незна¬чительное, на первый взгляд обстоятельство, заметно повлияло на харак¬тер отношений биржевого комитета с министерством, которое в после¬дующий период не раз отклоняло под разными предлогами его прошения. С получением официального разрешения началась работа по учреж¬дению коммерческого училища. Биржевым комитетом была создана комиссия, которая разработала новую смету на устройство и содержание училища с изложением условий необходимых для его открытия. Источни¬ками финансирования, по мнению авторов, должны были стать ежегод¬ные пособия от городского управления в сумме 5 тыс.руб.; установление добровольного и временного сбора в размере копейки с пуда вывозимого из Омска масла; установление обязательного 15 % сбора на торговые предприятия 1 и 2 разряда, пароходные предприятия и т.д. На таких условиях осуществлялась организация и деятельность многих коммерческих учебных заведений России.7 Кроме того, комиссией был поставлен вопрос о бесплатном отводе училищу участка земли под строительство здания и ходатайстве о выделении из средств казны определенной суммы на его постройку: "какую министерство признает возможным ассигновать".8 Все материалы были направлены на рассмотрение финансовой и училищной комиссиям городской думы, которым потребовалось больше года на их утверждение. Затяжной характер рассмотрения дела был тесно связан с установле¬нием сложных взаимоотношений между городской думой и биржевым ко¬митетом. Руководство биржи с самого начала претендовало на роль учре¬дителя нового училища и пыталось самостоятельно решать многие вопро¬сы в обход городской думы, которая, в свою очередь, старалась пресечь действия биржевиков, выходящих за пределы их компетенции, используя для этой цели все свои властные полномочия. Разногласия между сторо¬нами касались, главным образом, вопросов финансирования училища, которые объективно выливались в реальное участие его управлением, к чему обе стороны проявляли немалую заинтересованность На заседании 14 января 1908 г. думой были поддержаны предложе¬ния биржевого комитета, но не в полном объеме. Ею было принято реше¬ние о бесплатном отводе земли под строительство здания и ежегодном отчислении городским управлением 5 тыс.рублей на содержание учили¬ща, но при этом не были указаны источники их поступления.9 Это было связано с опасением, что львиную часть средств на содержание училища придется выделять из городской казны, бюджет которой и без того испытывал определенные трудности. Поэтому гласные думы выдвинули предварительное условие биржевому обществу с тем, чтобы оно опреде¬лило размер своего участия в финансировании училища точно определен¬ной суммой. Но биржевой комитете уклонился от обсуждения данного вопроса. По видимому, это было связано с тем, что биржевое общество, основанное в 1905 г., само переживало трудности становления и не распо¬лагало свободными средствами в этот период. Его члены обвиняли думу в том, что она намеренно "тормозит" открытие училища и выразили свое намерение открыть училище раньше, чем это предполагалось городской властью и без ее участия.10 В доказательство серьезности своих действий биржевики предложили утвердить на пост директора училища свою кандидатуру бывшего приват-доцента Томского университета Л.М.Мариупольского, который являлся компаньоном небезизвестного в городе предпринимателя М.Мариупольского.11 Ему было поручено разработать необходимые учредительные документы, в первую очередь, устав училища. Одновременно, биржевой комитет заявил о готовности самостоятельно изыскивать средства, необходимые для его открытия и функционирования. В поисках источников финансирования биржевой комитет обра¬тился к министерству финансов с просьбой о предоставлении субсидии 300 тыс. рублей на строительство здания училища из процентов капитала, пожертвованных на нужды коммерческого образования известными меце¬натами-золотопромышленниками К. и С.Поповыми и выделении ежегод¬ного пособия на его содержание в сумме 5 тыс.рублей. Но надежды бир¬жевого комитета на эти бюджетные поступления не оправдались. Учеб¬ный отдел министерства финансов, сославшись на отсутствие свободных средств, предложил омичам в соответствии с "Положением о коммер¬ческих учебных заведений" установить особый сбор "с основных и про¬мысловых свидетельств", который, как известно, уже предлагался думе биржевым комитетом.12 Отказ министерства побудил биржевой комитет обратиться за финансовой поддержкой к торговым, промышленным и финансовым заведениям города. Согласие помочь училищу в обустройстве выразили крупные предприниматели С.С.Волков, Н.П.Бородин, Н.П.Ко¬валев, А.Н.Ковлер, П.А.Липатников, М.Я.Мариупольский, МА.Шанина, Ф.Ф.Штумпф и другие. Но пожертвований от частного капитала, не взирая на большой список благотворителей, было недостаточно; к 1908 г. они составили всего 7 тыс.рублей, поэтому поиск средств продолжался. Выход из финансового затруднения был найден осенью 1908 года. 2 сентября 1908 г. на своем заседании дума признала необходимым уста¬новить свое участие в управлении делами училища. Этим незамедлили воспользоваться члены биржевого комитета, которые ссылаясь на действующее законодательство заявили, что такое участие возможно лишь при условии, если городское управление, как и биржевое общество станут учредителями училища: "никаких иных способов совместного участия в управлении делами училища невозможно".13 Очевидно, это была явная уступка со стороны биржевого комитета, оказавшегося не в состоянии самостоятельно решить сложный вопрос с финансированием училища. Но потребовался еще год, чтобы данный вопрос получил окончательное решение. К осени 1909 г. был подготовлен проект устава Омского коммер¬ческого училища, разработанный Л.М.Мариупольским. В соответствии с ним учредителями выступали биржевой комитет и городская дума. Устав получил одобрение думы и был утвержден учебным отделом министерства финансов. С этого момента осуществление плана по открытию училища приобрело реальные очертания. Оказавшись в роли учредителя, дума вынуждена была принять на себя обязательства финансирующей стороны. 8 января 1910 г. она приняла постановление об установлении 10 % сбора с торговых и промысловых свидетельств на содержание училища, чего так долго и небезуспешно добивались члены биржевого комитета. Но при этом гласные думы указали "на полную неподготовленность" учреждения училища в январе 1910 г., на чем настаивали биржевики, и не дали разрешения на его открытие. К тому же они решительно отклонили кандидатуру Л. М. Мариупольского, выдвинутую биржевым комитетом еще осенью 1908 г. на пост директора училища, использовав для этого формальную, но вескую причину -отсутствие у него необходимого пятилетнего стажа педагогической деятельности.14 Таким образом, открытие училища вновь откладывалось на неопределенный срок. Но не взирая на новые препятствия, биржевой комитет, заручившись поддержкой министерства торговли и генерал-губернатора, сумел убедить думу, добиться отмены ее решения и настоять на открытии училища уже в январе 1910г. За короткий период его членами была проделана большая подготовительная работа по созданию необходимых условий для открытия училища. В первую очередь, было принято решение арендовать для училища дом купца П.А.Липатникова в Кадышевском форштадте, в котором можно было разместить до 5 классов. Одновременно был сделан заказ на классную мебель, учебные пособия и объявлен прием учащихся на конкурсной основе и набор преподавателей. На заседаниях биржевого комитета был избран попечительский совет, который состоял из членов биржевого комитета и представителей городской думы. В него вошли известные в городе предприниматели и гласные городского управления: Ф.Ф.Штумпф, К.А.Гриневецкий, С.Г.Сивов, А.П.Морозов, В.В.Пшенич¬ников, Г.Я.Серебряков.15 В этом составе попечительский совет под руко¬водством Ф.Ф.Штумпфа успешно решал многочисленные вопросы, свя¬занные с открытием и деятельностью училища в 1910 - 1919 г. Особенно тщательно велся подбор кандидатуры на пост директора училища. С этой целью были сделаны объявления в столичные газеты и Московское общество распространения коммерческих знаний, которое во многом содействовало становлению и развитию коммерческого образования.16 В итоге на эту должность был приглашен А.А.Царевский, ранее работавший директором Брест-Литовского коммерческого училища.17 Благодаря усилиям попечительского совета и биржевого общества 31 января 1910 г. состоялось столь ожидаемое торжественное открытие Омского коммерческого училища. На нем присутствовали первый набор учащихся в составе 80 человек, родители, представители администрации и общественных организаций города и края, члены биржевого общества и др. После окончания молебна с речью выступил временно исполняющий обязанности делами генерал-губернаторства В.П.Тихменов, который отме¬тил большое значение нового учебного заведения в хозяйственной и куль¬турной жизни края. Им было высказано пожелание ввести в учебную прог¬рамму изучение монгольского и китайского языков "в целях содействия развития торговых сношений с пограничной китайской империей.18 Новоиспеченное училище заметно выделялось среди других професси¬ональных школ Омска. Будучи открытым внесословным учреждением оно сразу привлекло внимание представителей разных слоев населения. В 1910 г в нем обучалось 80 человек, из них детей дворян и чиновников - 19 (23,7%), купцов -15 (18,7%), мещан - 27 (33,7%), крестьян -15 (18,7%). В 1911 -1912 гг из 291 учащихся детей - дворян и чиновников 51 (17,5%), почетных граждан и купцов -16 (5,5%), мещан -117 (40,2%), крестьян - 85 (29,2%), других сосло¬вий - 19 (6,5%), иностранных подданных - 1 (0,3%). Конфессиональный сос¬тав был также неоднородным. В 1911 -1912 г. среди учащихся было: предста¬вителей православной веры 219 человек (75,25%), старообрядчества - 8 (2,7%), католической - 20 (6,8%), мусульманской - 8 (2,7%), иудейской - 24 (8,2%).19 Прием в училище осуществлялся по конкурсу. Преимуществом при поступлении пользовались дети представителей торговой профессии, жители г.Омска, Акмолинской и Семипалатинской областей. Обучение велось на платной основе. Для подготовительного класса плата "за пра-воучение" составила 50 руб. в год и основного 100 руб., что ненамного превышала плату за обучение в гимназиях и других училищах Омска. Программа училища включала изучение общеобразовательных и специальных дисциплин. Для успешного овладения ими было открыто подготовительное отделение для учащихся младшего и старшего возраста. Значительное место в программе отводилось специальным дисциплинам. Учащиеся старших классов изучали товароведение с технологией, коммерческую арифметику, бухгалтерию, коммерческую корреспонденцию, политэкономию, историю торговли, коммерческую географию, законоведение (торговое и промышленное) и другие, а также иностранные языки: английский, немецкий и по выбору французский. Наряду с профессиональной подготовкой в училище уделялось внимание эстетическому и физическому воспитанию. За отдельную плату учащиеся обучались музыке, пению, гимнастике. С вступлением России в мировую войну в программу была введена военная подготовка. Учебные программы носили преемственный развивающий характер. Обучение специальности начиналось уже в младших классах, что способствовало ранней специализации, выработке у учащихся необходимых знаний и навыков для последующего этапа обучения. Успешно окончившие курс получали аттестаты и звание личного почетного гражданина, если они по своей сословной принадлежности, не принадлежали к высшим слоям общества. Учащиеся, окончившие курс с отличием, получали звание кандидатов коммерции и награждались золотыми и серебряными медалями.20 Основными источниками финансирования училища в 1910 - 1911 г. была: плата за обучение - 14 тыс.рублей, пособие от города - 5 тыс.рублей и пожертвования от частных лиц - 3375 рублей, итого 22375 рублей. В отчете коммерческого училища за эти годы было зарегистрировано 89 жертвователей. Самые большие взносы в размере от 1 до 3 тыс. рублей внесли предприниматель Н.П.Ковалев, Сибирский торговый банк, товарищество "А.Кузнецова и К0".21 Первое пятилетие существования училища, и открытой при нем тор¬говой школы, протекало в плохо приспособленных и стесненных услови¬ях. Рост численности учащихся побудил попечительский совет арендовать еще два здания, принадлежащих домовладельцам В.А.Ильину и купцу Ц.М.Саметнику. Поэтому неизбежно встал вопрос о строительстве собственного здания для училища и торговой школы. Поиск источников финансирования строительства породил новый конфликт между город¬ской властью и биржевым комитетом. Последний вновь обратился с хода¬тайством к министерству торговли и промышленности о выдаче беспро¬центной ссуды на строительство здания в сумме 75 тыс.рублей с погаше¬нием в 12 лет. Министерство дало согласие, но на условии предоставле¬ния городским управлением гарантии в исправности выплаты ссуды. Однако, городская администрация отказала в ней. Она решила самосто¬ятельно добиваться ссуды на более выгодных условиях: 150 тыс.рублей, из которых 75 тыс.рублей без процентов. 21 сентября 1911 г. городская управа направила свое ходатайство акмолинскому губернатору, а тот, в свою очередь, в министерство торговли. Таким образом в министерстве оказалось два прошения по одному и тому же вопросу. Но ни одно из них не оказалось удовлетворенным. Обещанные министерством деньги, так и не поступили в городскую казну.22 Испытывая затруднения с размещением учащихся, попечительский совет выступил с предложением о постройке временного деревянного здания, и представил на рассмотрение думы проект здания, подготовлен¬ный П.И.Лимоновым, сметной стоимостью 30 тыс.рублей. Но дума на за¬седании 3 января 1912 г. отвергла его, как "не соответствующего интере¬сам дела".23 (Незадолго до этого ею было принято решение ограничи¬вающее строительство деревянных зданий общественного назначения.) Вместо этого она объявила о проведении конкурса на лучший проект здания для училища. Одним из главных условий выполнения проекта являлось "не допускать стиль декаданства, предпочтение отдавать стро¬гому стилю".24 В проведенном конкурсе приняли участие 30 проектных организаций и фирм из разных городов России. (В ГАОО сохранилась часть проектов и смет, представленных на конкурс ф.172, д.255.) Но ни один из представленных проектов не удовлетворил взыскательную комис¬сию. Поощрительную премию получил лишь проект автором которого считается И.Г.Хворинов.25 В итоге проектирование и строительство учебного корпуса было поручено инженеру Ф.А.Черноморченко, кото¬рый успешно осуществил его в 1914 - 1916 гг. Под здание было отведено удобное место около Омских ворот на Шпрингеровской улице. При отводе земли попечительский совет просил городскую власть увеличить площадь прилегающей к зданию территории, с тем чтобы иметь возможность разбить при училище сад и устроить спортивную площадку. Но это предложение было отвергнуто городской думой, которая нашла его "невозможным".26 Контроль за строительством здания был возложен на строительную комиссию, состоящую из членов попечительских советов училища и тор¬говой школы.27 Финансовое обеспечение строительства взяло на себя го¬родское управление, которое выделило из городского бюджета 75 тыс. рублей, 60 тыс.рублей было получено ссуды от Нижегородско-Са-марского банка, некоторая сумма была получена, по видимому, от местных банков под залог здания.28 Возведение здания происходило в условиях военного времени, растущей инфляции, повышения стоимости строительных материалов, что неизбежно повлекло удорожание строительства. В результате вместо установленных сметой 424072 руб., было потрачено 523387 руб., перерасход составил 99312 руб.29 Несмотря на сбои в финансировании и другие трудности, возникающие в ходе строительства, здание было завершено к осени 1916г. 1 октября этого года учащиеся начали учебный год в новом корпусе. Невзирая на имеющиеся недоделки, которые породили конфликт между главным строителем Ф.А.Черноморченко и директором училища А.А.Царевским, строительная комиссия, подводя итоги с удовлетворением отметила: "здание... может служить гордостью городского общественного управления как одно из лучших зданий учебных заведений в г.Омске."30 Выполненное в духе позднего классицизма, здание отвечало всем требованиям необходимым для осуществления образовательного процесса. Оно было одним из немногих учебных сооружений, которое имело весь комплекс коммунальных услуг: электрическое освещение, центральное отопление, водопровод, вентиляцию и т.д. Рассчитанное "на вырост", спо¬собно было вместить 15 классов коммерческого училища и 4 класса торго¬вой школы. Наряду с просторными кабинетами, в которых размещались учебные пособия, коллекции и другие средства обучения, училище располагало 2 библиотеками, физической и химической лабораториями, мастерской ручного труда, гимнастическим залом и другими учебными помещениями. К зданию училища была сделана пристройка, в ней разместилась квартира директора, состоящая из 6 комнат.31 Педагогическая деятельность училища также отвечала передовым методам обучения и воспитания своего времени. В практике учебно-воспитательного процесса широко использовались достижения педагоги¬ческой науки, новаторские идеи, различные "технологии" обучения. На первых заседаниях педагогического комитета было выдвинуто предложе¬ние об отмене балльной системы "как непригодной, приучающей уча¬щихся относиться к делу за страх, а не за совесть". Вместо нее было предложено ввести подробные характеристики на каждого учащегося, которые составлялись по истечению полугодия. По их результатам предполагалось выводить баллы за учебный год и выдавать свиде¬тельство за пройденный класс. Эта идея, как и другие, была одобрена попечительским советом и нашла свое воплощение в учебном процессе.32 При обучении учащихся делался упор на активную самостоятельную работу. Практика репетиторства была отклонена, поскольку она, по мне¬нию училищных педагогов, "не способствует самостоятельности и приу¬чает к пассивному отношению к занятиям". Программы учебных курсов и методы преподавания разрабатывали предметные комиссии, которые утверждались педагогическим комитетом. Так, комиссия по арифметике использовала "лабораторный метод" обучения; по географии "картографический метод"; по иностранным языкам - "натуральный метод" и т.д. Для овладения ими преподаватели ездили в Петербург и за границу, где изучали указанную методику. Большое внимание уделялось развитию у учащихся любви к чтению. С этой целью составлялся список книг для обязательного чтения в каждом классе, практиковалось как классное, так и внеклассное чтение. На основании прочитанных книг учащиеся писали сочинения и выполняли рефераты. В училище издавался рукописный журнал, где помещались рассказы, стихи, шарады, ребусы, написанные учащимися, велась хроника училищной жизни. Для учащихся регулярно проводились музыкально- литературные вечера, посвященные памятным событиям русской литературы. На них преподаватели выступали с сообщениями о жизни и деятельности писателей, а учащиеся читали стихи. В 1911 г. состоялось 12 таких вечеров, которые были посвящены творчеству А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.В.Кольцова, И.С.Никитина и др.33 Важное место в системе обучения и воспитания коллектива препо¬давателей занимало изучение педагогического наследия Л.Н.Толстого. На заседаниях педагогического комитета в 1911 г. были заслушаны доклады на темы: "О педагогических взглядах Л.Н.Толстого", "Положение русской школы и идея Л.Н.Толстого о свободном обучении". По предложению преподавателей в училище была учреждена стипендия Л.Н.Толстого в сумме 400 рублей. Ее обладатель "за отличные успехи в изучении русского языка и словесности" освобождался от платы за обучение. Им мог быть только учащийся из неимущих слоев.34 С самого начала своей деятельности педагогический коллектив стремился создать благоприятные условия для обучения, облегчить поступление в училище, предотвратить выбытие учащихся по объектив¬ным причинам. Им было выработано немало новых походов, ценных рекомендаций, которые способствовали совершенствованию образова¬тельного процесса и находили поддержку в попечительском совете. По предложению училищных педагогов летом 1912 г. традиционные приемные экзамены были заменены системой "классных приемных занятий". Они проходили с абитуриентами в течение 10-12 дней с целью предварительного знакомства и ставили задачу "определить степень развития и способность к усвоению". По мнению ее разработчиков, такая форма приема "давала возможность ближе познакомиться с детьми и правильнее судить об их способностях, развитии и подготовленности, создает более благоприятную обстановку, исключающую нервозность и напряженность экзаменующихся" ,35 По инициативе А.А.Царевского при училище был создан отдельный конторский класс для учащихся не способных окончить курс училища по ряду причин (неуспеваемость, невозможность оплаты обучения и др.). В этом классе учащиеся получали возможность приобрести определенную профессию (конторщика, счетовода, бухгалтера и др.) необходимую для работы в торговых и других предприятиях.36 В стенах училища, в отличие от гимназий, не существовало жестких запретов, неоправданных ограничений и педагогического диктата, печально отмеченных в воспоминаниях известного общественного деятеля и дипломата И.М.Майского, выпускника мужской гимназии.37 Внутренний режим училища был более свободным и демократичным, чем в других учебных заведениях. Он был пронизан уважением к личности учащегося, его интересам и устремлениям. В дошедших до нас отчетах училища за 1910 - 1915 г. отмечен лишь один случай исключения учащегося "за непозволительное поведение". При разработке планов учебно-воспитательной работы нередко учитывалось мнение учащихся и родителей. При составлении расписания проводилось анкетирование учащихся, где учитывались их запросы и пожелания. По предложению учащихся в училище было учреждено природоохранное общество, именуемое "Майский союз", цель которого заключалась "в покрови¬тельстве полезным животным, рыбам, птицам и растениям... в ограни¬чении животных от жестокого обращения с ними..."38 В предвоенные годы была создана, одна из немногих в городе, футбольная команда "Меркурий", которая успешно состязалась с футболистами "Олимпик" (мужская гимназия) и "Кадет" (военная гимназия). Педагогический комитет осуществлял тесное взаимодействие с попе¬чительским советом и родительским кружком. Влияние этих общественных органов на управление делами училища было значительным. 3 июля 1917 г. тайным голосованием был избран директором на очередной срок А.А.Царевский, деятельность которого была высоко оценена.39 Преподаватели училища поддерживали тесную связь с родителями, путем проведения регулярных родительских собраний и посещаемости квартир учащихся. Для них была разработана и опубликована специальная "Памятка родителям", которая содержала в концентрированном виде основные подходы и принципы воспитания ребенка в семье. Преподавательский состав училища и других учебных учреждений отличался высокой квалификацией, педагогическим мастерством. Боль¬шинство преподавателей были выпускниками университетов и других рос¬сийский вузов. Часть из них продолжили свою деятельность и в советский период. В педагогическом коллективе училища, состоявшем в 1915 году из 20 человек, работало 8 женщин, что значительно больше, чем в других учебных заведениях города. Среди педагогов заметно выделялась фигура директора училища, статского советника, выпускника Петербургского университета А.А.Царевского, который пользовался большим авторите¬том в педагогическом комитете и попечительском совете, проявлял себя энергичным и деятельным администратором, руководившем одновремен¬но тремя типами учебных заведений. Под стать ему были и преподаватели. В 1912- 1917 г. в училище преподавал историю и литературу А.С.Сливко, выпускник Казанского университета; в советский период он был первым председателем омского общества краеведов, ректором ветеринарного института, первым директором педагогического института. Преподавате¬лем математики и физики был А.А.Завьялов выпускник Юрьевского уни¬верситета; географии - член ЗСОРГО ИХАрхангельский; немецкого языка - Э.Я.Лезевитц, директор частной женской школы; калиграфии - Ф.И.Гу¬сев, сын одного из основателей социально-демократической партии, сотрудника газеты "Степной край".40 Военному делу обучал участник русско-японской войны капитан Ф.Ф.Родышевский. В составе служащих училища был врач А.П.Морковитин, выпускник Военно-медицинской академии41 и другие квалифицированные специалисты. Училище являлось важным, но не единственным звеном в системе складывающегося коммерческого образования. Его учреждение стало необходимой предпосылкой для открытия новых типов учебных заведений различного профиля, которые также играли значительную роль в подготовке дипломированных специалистов для экономики Омска и Степного края. К ним принадлежали торговая школа и торговые классы. Открытие их также было инициировано биржевым комитетом и городской властью. Новые учебные структуры являлись начальной ступенью коммерческого образования, обеспечивающей подготовку самых массовых представителей торговой профессии. Решение об учреждении торговой школы было принято городской думой еще 26 августа 1911 г., но открытие состоялось 1 сентября 1912 г. Цель торговой школы была сформулирована достаточно широко: "готовить учащихся к коммерческой деятельности на восточных окраинах империи".42 В нее принимались учащиеся, окончившие городские началь¬ные училища в возрасте от 12 до 15 лет для приобретения профессиональ¬ного образования. Полный курс обучения с подготовительным классом составлял 4 года. По его окончанию выпускники получали свидетельство о присвоении им квалификации приказчиков, конторщиков и бухгалтеров. Невзирая на некоторую оторванность от среднего образования, школа получила широкое признание. Численность учащихся в 1912 г. составила 30 человек, в 1915г. уже 140 человек. Из них детей дворян и чиновников 6 (4,28%), почетных граждан и купцов 3 (2,14%), мещан 48 (34,28%), крестьян 78 (55,7%), казаков 6 (4,28%), других 4 (2,8%).43 Таким образом, подавляющее большинство учащихся, еще в большей мере, чем в коммер¬ческом училище были выходцами из низших сословий. Этому спо¬собствовали и умеренная плата за учебу, которая составляла 30 руб. в год. Программа школы была обусловлена профессиональным характером обучения, но не имела узкой направленности. Она была ориентирована не только на овладение специальными знаниями и умениями, но и давала общее образование, способствующее расширению кругозора учащихся. В процессе обучения учащиеся изучали закон божий, русский и английский языки, арифметику, алгебру, геометрию, географию, естествоведение с товароведением, историю, коммерцию, бухгалтерию, коммерческую арифметику, рисование, каллиграфию. Занятия в школе носили практи¬ческую направленность. Учащиеся регулярно посещали промышленные и торговые заведения г.Омска, где знакомились с технологией производства, правилами торговли, условиями хранения товаров, их упаковкой и т.д.44 В первые годы существования школа размещалась в доме купца Ц.М.Саметника. Ее управление осуществлял попечительский совет, в со¬став которого входили гласные городской думы и известные предпринима¬тели: А.П.Морозов, Я.С.Севастьянов, ИДЛандратов, ГЛ.Серебряков, а также А.А.Царевский, который исполнял обязанности инспектора школы. Учебный процесс в школе обеспечивали 11 преподавателей, большинство из которых являлись штатными работниками коммерческого училища. Источниками финансирования школы в 1912 г. были пособие от города в сумме 3 тыс.руб., субсидия министерства торговли 2,5 тыс.руб., плата за обучение 900 рублей. Наряду с этим в последующие годы на содержание школы выделяли средства общество взаимного вспоможения приказчиков и коммерческий клуб в размере 1,5 тыс.рублей в год, а также частные предприниматели в виде пожертвований.45 Другой формой организации профессионального обучения являлись торговые классы. Они были открыты биржевым комитетом 2 октября 1911 года при поддержке местного коммерческого клуба и были призваны "со¬общать лицам обоего пола всех возрастов... преимущественно состоящих на службе в торгово-промышленных учреждениях, коммерческие позна¬ния, необходимые в торговом деле".46 Торговые классы осуществляли профессиональное обучение взрослого населения и были также важным структурным элементом в системе коммерческого образования. В программе торговых классов преобладали специальные дисциплины: арифметика с коммерческим вычислением, бухгалтерия, торговая корреспонденция, изучение товаров местного региона, иностранные языки. Наряду с ними изучались и общеобразовательные предметы: русский язык, математика, история русской литературы, география, история и др. При подведении итогов работы классов в 1912 г. был поставлен вопрос о введении в учебный план преподавания монгольского и китайского языков и монголоведение.47 При изучении указанных дисциплин учащимися предоставлялось право учиться не всем преподаваемым предметам, а только некоторым, на их усмотрение, что придавало процессу обучения вариативный, гибкий характер. Занятия в классах проходили в доме А.П.Липатникова шесть раз в неделю, в вечернее время. Срок обучения составлял два года, по его окончанию учащиеся получали свидетельства о начальном коммерческом образовании и необходимую квалификацию. Общее руководство делами торговых классов было возложено на попечительский совет, состоящий из членов биржевого комитета, коммерческого клуба, общества просвещения и заведующего классами А.А.Царевского. Содержание классов в 1911 -1912 г. осуществлялось за счет средств биржевого комитета и коммер¬ческого клуба. Основными источниками финансирования в последующие годы стала плата за обучение, величина которой зависела от выбора изучаемого предмета. В группе русского языка она составляла 8 руб. в год, иностранного языка соответственно 18 руб., арифметики 8 руб., бухгалте¬рии - 12 руб. и т.д. В классах обучалось в 1911 - 1912г. в первом полугодии 168 человек, из них мужчин - 145, женщин - 23.48 В 1914 г. численность слушателей торговых классов и открытых при них отделениях насчиты¬вала уже 241 человек.49 Состав служащих торговых классов насчитывал 10 человек. Из них 6 человек были преподавателями коммерческого училища, 3 являлись штатными преподавателями. Среди них было 4 женщин. Русский язык и словесность вела Н.Ф.Шанская, окончившая высшие женские курсы в Петербурге; немецкий, русский языки преподавали Б.М.Браун, В.А.Здравомыслова, Н.И.Усова, имевшие классическое гимназическое образование; историю читал В.В.Григорьев выпускник Военно-юридической академии; коммерческую арифметику и географию -Д.А.Овсянников, окончивший Московский коммерческий институт.50 В торговых классах при содействии омского общества просвещения были открыты отделения, которые давали начальное образование и осуществляли обучение неграмотных. Контингент учащихся отделений с учетом возраста состоял из трех групп: младшей, средней и старшей. Занятия групп проходили 4-5 раз в неделю в новом здании общества просвещения. Программа этой формы обучения носила образовательный, просветительский характер и включала в основном изучение предметов начальной школы в усложненном варианте. Учащиеся старшей группы изучали отдельные предметы курса торговой школы: физику, химию, кал¬лиграфию и т.д. В группе неграмотных слушателей занятия велись по обу¬чению чтению, письму и счету. Учебный процесс в отделениях осуществля¬ли 9 преподавателей, из них 4 женщин. Образовательный уровень преподавателей этой структуры был также высок: двое имели высшее образование, 7 гимназическое и учительско-семинарское образование.51 Отделения торговых классов в 1913 - 1914 г. содержались за счет средств общества просвещения - 941 рубль 33 коп. и платы за обучение - 412 рублей 12 коп. Плата за учебу была установлена в младшей и средней группах 3 рубля 50 коп. на полугодие и 3 рубля в старшей группе. За изучение отдельных предметов (физики, химии, рисования и др.) была введена дополнительная оплата от 75 коп. до 1 рубля 50 коп. в год.52 В организации и деятельности торговых классов и их отделений наиболее ярко проявились лучшие качества омской учительской интелли¬генции: подвижничество и бескорыстное служение делу просвещения. Как было указано в отчете этих учреждений, руководство ими А.А.Царевским и обучение некоторым дисциплинам со стороны преподавателей осуществлялось "безвозмездно", а обучение неграмотных "бесплатно". Не взирая на невысокий образовательный уровень торговой школы и торговых классов, их выпускники пользовались большим спросом и были востребованы на рынке труда. Из 13 человек окончивших торговую школу в 1916 г. 4 поступили на службу в банки г.Омска, 1 в Управление омской железной дороги, 1 в переселенческое управление, 1 в частное торговое предприятие, 2 поступили в средние специальные заведения и 4 были призваны в армию.53 Высокую оценку их деятельности дал Н.С.Юрцовский: "Социальное значение этих школ было значительное, они дали образование большому проценту торговых и конторских служащих г.Омска и прилегавшего к нему экономического района. Они создавали в обслуживаемой ими "приказчичьей" среде импульс к знаниям и самообразованию."54 Рассмотренные учебные заведения осуществляли свою образовательную и профессиональную деятельность даже в тяжелейшие годы гражданской войны. Невзирая на все трудности и ограничения, связанные с передачей многих учебных зданий под военные нужды; по свидетельству А.С.Сливко в здании коммерческого училища размещалось военное ведомство Колчака;55 летом 1919г. был произведен второй выпуск торговых специалистов. В ГАОО находится аттестат Н.С.Холмогорского, свидетельствующий об окончании им училища в июне 1919 г. (ф.42 ед.хр.259, л.З). В семейном архиве коренного омича, участника Великой Отечественной войны Ю.И.Реснянского бережно хранятся фотографии выпускников тех лет: его отца И.И.Реснянского и дяди П.И.Реснянского, при поступлении их в училище в 1911 г. и выпуске летом 1919 г., а также фотографии их училищных друзей на производственной практике летом 1918 г. в Ишимском округе. По воспоминаниям Ю.И.Реснянского по окончанию училища все выпускники были мобилизованы в колчаковскую армию, где служили на интендантских должностях. Затем был плен, проверка на лояльность советской власти, после чего лишь немногие решились вернуться в Омск. Среди них был И.И.Реснянский, который работал в 20-е годы бухгалтером в областном совете профсоюза финбанковских работников, но в 30-е годы, опасаясь чисток и репрессий, вынужден был сменить работу. Его брат П.И.Реснянский эмигрировал с другими омичами в 1922 году в Харбин, затем в Шанхай, откуда выехал в США, где устроился инженером на одном из заводов Форда в Сиэтле, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Судьбы других выпускников коммерческого училища, среди которых было немало детей крупных омских предпринимателей, остаются для нас неизвестными. Можно лишь предположить, что в виду своего социального происхождения и образова¬ния не всем им удалось найти место и должное применение полученных знаний на омской земле и в России. Подтверждением тому является упразднение решением Сибревкома в декабре 1919 г. рассмотренных ком¬мерческих учебных заведений, включая и кооперативно-экономический факультет сельскохозяйственного института.56 Новой власти были не нужны учреждения, осуществлявшие подготовку "буржуазных" специа¬листов. В здании училища была открыта партийно-советская школа, кото¬рая длительное время готовила необходимых режиму номенклатурных работников. В настоящее время его занимает аграрный колледж. Таким образом, в первые десятилетия XX века в Омске была предпринята и реализована попытка создать многоуровневую систему коммерческого образования, включавшую в себя различные типы учебных заведений. Наиболее полное воплощение она нашла в открытии учреждений среднего и начального образования, которые по своему функциональному назначению, содержанию, формам и методам обучения являлись передовыми учебными заведениями, снискавшими себе широкое общественное признание не только в Омске, но и России в целом. Большая заслуга в их создании принадлежала не государству, а общественной инициативе, представленной органами местного самоуправ¬ления и предпринимательских кругов, которые не взирая на имеющиеся разногласия, остро сознавали важность и необходимость подготовки дипломированных специалистов и распространения экономических, коммерческих знаний среди населения Омска и Степного края. Ликвидация рассмотренных коммерческих образовательных учреждений в годы советской власти имела большие отрицательные последствия. За короткий срок была разрушена отлаженная, эффективная система подготовки необходимых "буржуазных" специалистов, отсутствие которой незамедлило сказаться в последующий период. Анализируя дореволюционное и постреволюционное состояние образования Омской области Н.С.Юрцовский не без сожаления констатировал: "Мы теперь должны отметить никем не оправданные отступления назад. Мы видели, что в досоветский период все коммерческо-экономические школы возникали по частной инициативе, были наполнены учащимися и... существовали без субсидий власти."57 Исторический опыт развития коммерческого образования Омска, как и России в целом, убедительно свидетельствует о наличии в нем важнейших принципов и подходов, определяющих сущность и направление современного образовательного процесса. К их числу относятся элементы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, которые являются основополагающими при подготовке специалистов XXI века. В содержании учебных планов и практической деятельности коммерческих учреждений наглядно прослеживается взаимосвязь и преемственность специального торгового образования с общим базовым, а также с другими уровнями профессионального образования (начального, среднего, высшего); достаточно значима роль общеобразовательных, социальных и региональных аспектов в обучении будущих специалистов, позволяющих достигать высоких результатов. И, наконец, в организации и финансировании учебных заведений экономического профиля ярко проявлялась благотворительная роль общественных организаций и частной инициативы, недостаток которой остро ощущается в настоящий период.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.	Корнажевская Л .А. Учебные заведения Омска (конец XVIII - начало XX в)
//Проблемы культуры городов России. Ишим - Омск, 1997, с.54 - 57;
Гефнер О.В. Военные учреждения города Омска (конец XIX - начало ХХв)
//Городская культура Сибири: история и современность. -Омск, 1997, с.96
- 111; Еперина Г.С. Из истории Омского епархиального женского учи¬лища. //Известия
 Омского государственного историко-краеведческого музея. № 5, 1997, с.35 - 41;
 Сковородина И.С. К истории Омского низшего механико-технического училища. 
(1882 - 1917 гг.). //Современ¬ное общество, вып.1, -Омск, 1999, с.69 - 71.
2.	Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. -Новонико-
лаевск, 1923. Народное образование в Омской губернии. //Омская губер¬ния. 
Здравоохранение. Народное образование. -Омск, 1923, с.89 - 90
3.	Худякова Л.С. История Омского коммерческого училища. //Областная
научно-практическая конференция, посвященная 275-летию г.Омска. -
Омск, 1992, с. 18 - 19. Деревянченко Ю.И. История строительства здания
Омского коммерческого училища. //Памятники истории и культуры
Омской области. -Омск, 1995, с. 139 - 144.
4.	Отчет Омского коммерческого училища за 1909, 1910 и 1910, 1911 годы. -
Омск, 1912, с.1 - 2. (далее ОКУ).
5.	Там же. с.2 - 3.
6.	Отчет ОКУ за 1912 год.- Омск, 1913, с.1.
7.	Ильин С. Коммерческое образование. //Былое. № 4, 1992, с.9.
8.	Отчет ОКУ за 1909, 1910 и 1910, 1911 годы.- Омск, 1912, с.1 -6.
9.	Вестник Омского городского общественного управления № 19. -Омск,
с.9. Отчет Омского биржевого комитета за 1908 год. -Омск, 1909, с.4. 
10. Миненко Н.А., Федоров С.В. Омск в панораме веков. -Омск, 1999, с.245-256.
11. Отчет ОКУ за 1909, 1910 и 1910, 1911 годы. -Омск, 1912, с.9, 14. Краткая
энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири, т.     , кн.      ,
-Новосибирск, 1999.
12.ОтчетОКУза 1909, 1910и 1910, 1911 годы.- Омск, 1912,с.6-7.
13.Отчет ОКУ за 1912 год. -Омск, 1913, с. 14.Там же, с. 14.
15.Там же, с.9, 20.
16.Поликарпова   Т.В.   Подготовка   коммерсантов   в   дореволюционной России.
 //Специалист. № 11 - 12,1993, с.4.
17.ОтчетОКУза 1909, 1910 и 1910, 1911 годы.- Омск, 1912, с.9, 20.
18.Там же, с. 17.
19.Там же, с.40.
20.Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. -Омск, 1914, с.962.
21.ОтчетОКУза 1909, 1910 и 1910, 1911 годы.- Омск, 1912, с.1 -2.
22.Деревянченко Ю.И. Указ. соч. с. 14
23.Там же, с. 141. Вестник Омского городского общественного управления
№1.-Омск, 1912, с.30.
 
24.ГАОО, ф.172, оп. 1, ед.хр. 255, л.6 - 8.
25.Деревянченко Ю.И. Указ. соч. с. 141
26.Отчет Оку за 1912г. с.4
27.ГАОО, ф.172, оп.1, ед.хр.255, л.87 - 88.
28.Деревянченко Ю.И. Указ. соч. с. 142
29.ГАОО, ф.172, оп.1, ед.хр.255, л.89.
30.Там же, л.90.
31.Голошубин Н. Указ. соч. с.962. ГАОО, ф.172, оп.1, ед.хр.255, л.91.
32.ОтчетОКУза 1909, 1910 и 1910, 1911 годы.- Омск, 1912, с.23.
33.Там же, с.59.
34.ОтчетОКУза 1912 г.- Омск, 1913, с.37.
35.Там же, с.30.
36.Там же, с.З - 4.
37.Майский И.М. Воспоминание Советского посла, кн.1. Путешествие в
прошлое. -М., 1964, с. 127 - 128. 38.ОтчетОКУза 1912 г.- Омск, 1913, с.29, 45. 
39.ГАОО, ф. 172, оп. 1, ед.хр.255, л. 119 - 120. 40.Памятная книжка Акмолинской
 области на 1915 г. -Омск, 1915, с.43.
40.Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь.
 -М., 1994, с.251, 70-71. ГАОО, ф.42, оп.1, ед.хр.247, л.1 -2 
41. ГАОО, ф.42, оп.1, д.166, л.1 - 2; д.207, л.1 - 2. 
42.Вестник Омского городского общественного управления. № 20. -Омск,
1912, с.47. Отчет омской городской школы за 1915 -1916 г. -Омск, 1917, с. 43.Отчет
 омской городской школы за 1915 -1916 г. -Омск, 1917, с.8. 
44.Там же, с.6. 
45.Вестник Омского городского общественного управления. № 20. -Омск, 1912,с.48-49.
46	.Устав торговых классов Омского биржевого общества. -Омск, 1912, с. 1 -2
47	.Отчет торговых классов Омского биржевого комитета за 1911 - 1912 г. -
Омск, 1912, с.4, 20.
48.Там же, с. 17-18.
49.Юрцовский Н.С. Народное образование в Омской губернии. //Омская
губерния. Здравоохранение. Народное образование. -Омск, 1923, с.90. 
50.Отчет торговых классов Омского биржевого комитета за 1911 - 1912,
1913- 1914уч.годы.-Омск, 1914, с.12. 51.Там же, с.3-4,30, 36. 52.Там же, с.35.
53.Отчет Омской городской школы за 1915 -1916 г. -Омск, 1917, с. 10. 54.
Юрцовский Н.С. Указ. соч. с.90. 55.Сливко А.С. Народное образование в первые
 годы после освобождения
Омска. //Известия Омского отдела РГО. вып.8 (15), -Омск, 1966, с.52. 56.
Юрцовский Н.С. Указ. соч. с.89. 57.Там же, с.90.

Vadim Gluhih ,Copyright © 2006g
Hosted by uCoz