Назад || Главная || Карта сайта


Л.Б. Александрова

Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

История и культура Омска в учебном пособии по английскому языку "Наша Сибирь"


В современных условиях перед образованием стоят две проблемы: человек и общество, человек и мир. Вне всякого сомнения, важны вопросы, связанные с экологией, т. к. человек живет в определенной окружающей среде, но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предшественников и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Культурная среда необходима для духовной, нравственной жизни людей, для привязанности к родным местам, для нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос нравственной экологии недостаточно исследован. Изучаются отдельные виды культур и остатки культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды во всех ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения, его "малой родины" ни у кого не вызывает сомнения.

Что касается Омска и Омской области, в различных учебных заведениях существуют обязательные дисциплины и курсы, связанные с регионоведением; региональные компоненты, подходы и принципы внедряются в систему образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. В связи с этим хотелось бы отметить насущность, злободневность и полезность регионального учебного пособия по английскому языку "Наша Сибирь", разработанного коллективом авторов Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ).

В пособии представлены темы, связанные с историей, природой, образованием, наукой и культурой Сибири. Отдельная глава посвящена истории и культуре Омска. Авторам хотелось не только заинтересовать обучающихся, не только привлечь внимание к отдельным фактам и проблемам, но и расширить, систематизировать знания о родном крае, об Омске и сделать это на базе учебной дисциплины "Английский язык". Таким образом, реализуется инновационный, интегративный подход (соединение приемов и методов обучения английскому языку с текстовыми и иллюстрированными материалами краеведческого содержания).

В данном пособии предлагаются к чтению, размышлению, дискуссии, переводу, например, такие тексты: "Выпускники Сибирского кадетского корпуса", "Омск – спортивный город", "Причуды природы", "Колчак: за и против", "Омская кухня", "Мой любимый театр" и т. д. Следует подчеркнуть, что тексты подобраны не спонтанно и не случайно, а представляют единый комплекс заданий и упражнений. Учебное пособие – не просто получение академических знаний или накопление потока информации, не просто чтение, а выполнение интерактивных (письменных и устных), проектных заданий, например:

– составление диалогов по мифам и легендам Омска с последующей инсценировкой;

– проведение викторины с использованием иллюстрированного материала из приложения (гербы Омска и других сибирских городов, карта Омска, фотографии и рисунки);

– экскурсии, загадки, прокладывание собственных маршрутов, составление меню по рецептам омской кухни к проектному заданию "Омск для иностранцев";

– подготовка докладов, сообщений, рефератов о знаменитых людях, рожденных в Омске и Омской области (Врубель, Карбышев, Мартынов, Шебалин и др.);

– выпуск рекламных проспектов омских вузов, с опорой на тексты, справки, интервью;

– заполнение таблиц, кроссвордов и т. д.;

Особо актуальным в данном пособии является использование проектных заданий, где идеально выполняются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, т. к. проектная методика направлена на развитие инициативной, творческой, активной личности посредством предмета (в данном случае пересекается несколько дисциплин: иностранный язык, история, культурология и регионоведение). При работе над проектом рекомендуется использовать приложение, которое включает в себя интересные факты из газет и журналов о жизни Омска, рецепты сибирской и омской кухни, рисунки, гербы, карты Омска и Омской области, краткие биографические очерки и т. д.

Следует отметить, что все вышеперечисленные компоненты способствуют более глубокому и системному усвоению и закреплению знаний, мотивированному и заинтересованному приобретению этих знаний о родном крае студентами технических вузов.

Д.С. Лихачев писал о том, что любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу, городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, своему жилищу, к людям, которые окружают. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре1.

_________________________

 

1 Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz