Назад || Главная || Карта сайта


Т.А. Андреева

Челябинск, государственный университет

Социокультурные процессы в городах Южного Урала в ХIХ – начале ХХ века


 Южный Урал в ХIХ – начале ХХ вв. в социокультурном плане охвачен переменами, связанными с модернизацией и урбанизацией страны, с присущими этим процессам закономерностями и своеобразным отражением этих тенденций в регионе. Он переживает дальнейшую колонизацию и одновременно охвачен интеграционными процессами, ослабляющими разделительные барьеры в конгломерате культур разных слоев населения. В социальной жизни выделяются городская, сельская и заводская субкультуры с разными ценностными установками, темпами и формами развития, в разной степени подвластные влиянию сословных и этноконфессиональных факторов. В контексте общероссийской модернизации города развивались интенсивнее, хотя у каждого уездного центра сохранялся исторически неповторимый, с локально-цивилизационным подтекстом культурный профиль. Хотя история дореволюционного южноуральского города в последнее время активно разрабатывается местными специалистами, комплексная характеристика противоречивых тенденций социокультурного развития региона еще не прозвучала1.

Развитие Челябинска приобретает форсированные темпы с проведением Транссибирской железной дороги. Он становится крупным транзитным центром и "воротами в Сибирь". Растет население города, приобретая пестрые социальные, этнические и культурно-бытовые контуры, что существенно видоизменяет его социокультурный портрет. Изменяется его внешний облик: появляются каменные особняки, аптеки, автомобили, электротеатры (кинотеатры), телефон, электрическое освещение, фотография. Однако прогресс в культурно-бытовой сфере не был столь стремителен, сколь в экономической области. Современники оставили много удручающих оценок по поводу благоустройства города и патриархальности нравов его жителей. Челябинск начала ХХ в. они сравнивали с "Зауральским Чикаго", с "далеким западом Америки", фиксируя дистанцию в культурном развитии между ним и Екатеринбургом, Пермью – уральскими городами с культурными традициями.

Златоуст имел всероссийскую известность за счет деятельности металлургического завода и оружейной фабрики, где производилось холодное оружие для царского двора, военной элиты страны и международных выставок. Златоуст посещали Романовы, иностранные и российские путешественники, известные специалисты горного дела, высокопоставленные чиновники. Здесь функционировал краеведческий музей с богатейшими коллекциями фауны, флоры, минералов, инструментов, технологических устройств, продукции промышленных предприятий. Академия наук открыла здесь обсерваторию для метеорологических наблюдений. Летом 1897 г. участники Международного геологического конгресса совершили экскурсию в Златоуст и его окрестности. В городе соседствовали разные религиозные уклады: православный, старообрядческий, лютеранский, католический, что формировало особую культурную атмосферу жизни. Превращение Златоуста в железнодорожную станцию придало динамизма в его развитии. С культурной историей Златоуста связана деловая и творческая судьба таких известных в стране литераторов, как Е.П. Ковалевский, Н.Т. Гарин-Михайловский, Д. Мордовцев.

Образ Троицка исторически определялся его географическими координатами: пограничное расположение, контакты со степной азиатской зоной, торговый профиль экономики города, смешанное в этноконфессиональном плане население. Отсюда контрастное соседство европейских безделушек на торговых полках, инородцев и верблюдов на улицах города. По одним оценкам, "город жил, кипел и быстро развивался", а по другим – "из признаков культуры в полутатарском, полукупецком Троицке – только красивые, чистенькие купецкие дома-особняки".

Верхнеуральск, один из военно-административных центров оренбургского казачества, расположенный в степной и безлесной зоне, вдали от магистральных путей сообщения, жил своим ритмом в русле устоявшихся военно-консервативных традиций. В жизни гражданских слоев населения здесь большую роль играла регламентация стандартов бытового и делового поведения.

К рубежу ХIХ–ХХ вв. в структуре культурного потенциала региона выделяются два компонента: привычные, традиционные формы жизни и развлечений, присущие крестьянской и мещанско-купечес­кой среде, и развивающаяся система новых, европеоизированных художественно-эстетических ценностей и вкусов, в природу которых были заложены общественная польза, приоритеты науки и просвещения, следование моде и здоровому образу жизни. Культурная жизнь региона выглядела как неустоявшаяся система, будучи представленной консервативно-патриархальной доминантой и "островками" европейских ценностей. Проблемы экономики, "железнодорожная революция", политические потрясения, приток "пришлого" и криминального населения, появление "разбойничьих слободок", распространение пьянства, драк и скандалов, вооруженные грабежи и разбои, бродяжничество взрослых и детей, масштабы воровства и богохульства, проблемы грамотности населения волновали общественность, вызывали тревогу и дискуссии о перспективах развития страны и региона.

Одним из базовых параметров культурного развития является состояние системы образования и уровень грамотности населения. По материалам Всероссийской переписи 1897 г., грамотных в Оренбургской губернии было 20,4 % , из них в городах – 36,4 %, к 1917 г. грамотных горожан стало на 10 % больше. Важным фактором в жизни социума является наличие интеллигенции, задающей тон и ритм общественной жизни, вырабатывающей и реализующей ценностные установки. В 1897 г. численность лиц, имевших высшее и среднее образование, составляла в Челябинске – 88 и 733; в Златоусте – 34 и 170; в Троицке – 72 и 675; в Верхнеуральске – 22 и 106. Категория людей, занятых умственным и интеллектуальным трудом, в начале ХХ в. будет расти. Для представителей южноуральской интеллигенции будет характерно стремление к самовыражению в своей профессиональной и общественной деятельности на всероссийском уровне, к кооперации с коллегами из других регионов страны. Они будут принимать участие во всероссийских съездах педагогической и медицинской общественности, российских и уральских научно-технических обществах.

Проблемы социокультурного развития региона находили свое разрешение не в сфере деятельности государственных институтов, а в области общественной инициативы. Распространенным явлением начала XX в. стало создание просветительских и благотворительных обществ с намерением оживить жизнь городов, вдохнуть интерес к культуре и просвещению. Следует выделить Общества попечения о начальном образовании, которые организовывали и финансировали начальные воскресные школы, книжные магазины, публичные лекции, праздники для детей, библиотеки, передвижные музеи, выставки, сиротские приюты, оказывали материальную помощь учителям и их детям. Учредителями их были чиновники, преподаватели, врачи, духовенство. Особую значимость приобрела общественная самодеятельность в регионах, где отсутствовали земские структуры: распространенным явлением для Челябинска и Троицка было участие педагогов в чтении лекций, сборах пожертвований, популяризации научных знаний. Необходимо отметить развитие различных индивидуальных и коллективных форм благотворительности и меценатства в пользу учебных заведений и учеников.

В начале века в регионе развивается любительское художественное творчество, особенно театральная самодеятельность. Это не носило массового характера, т. к. большинство населения придерживалось традиционного, замкнутого на консервативных принципах образа жизни. В Челябинске существует музыкально-драматическое общество, объединившее местных ценителей драмы и оперы, народный хор. Его усилиями культивируются такие "разумные развлечения", как организация гастролей, постановка спектаклей, концертов, детских утренников. Троицкое общество приказчиков и мусульманское общество ставили спектакли для мусульманского населения, убеждая женщин смотреть представление без чадры. Организация любительских спектаклей могла преследовать и благотворительные цели. Южноуральский город знакомится с профессиональным театром в лице гастрольных спектаклей приезжих театральных трупп, в репертуаре которых доминировали комедии, водевили, мелодрамы, оперетты, и эта жанровая панорама считалась культурной нормой для провинции. Обыватель должен был абстрагироваться от повседневных проблем и уйти в мир интимно-психологических ситуаций на сцене. Заметным явлением стала гастрольная жизнь в Челябинске 1910-х гг., где побывали столичные театральные коллективы с классическим репертуаром, оперные и балетные группы. Жители Верхнеуральска сожалели, что в своем "медвежьем углу" лишены возможности встретиться с высоким искусством, т. к. до них добирались только "театральные посредственности". В начале века растет популярность кинематографа, который властно вошел в сознание и быт обывателя, особенно молодежи, получившей возможность расширить свой кругозор и обрести новую сферу общения.

Приобщение жителей региона к информационному пространству на рубеже веков осуществлялось на трех уровнях: общероссийской прессы, губернских изданий и уездной печати. Выходят как общественно-политические издания, так и профессионально-корпоративные. Частная периодика стала вовлекать горожан в орбиту влияния рекламы, открывавшей новые горизонты жизни и мира вещей, призывавшей к иным стандартам потребления и оформления внешнего облика человека, его досуга и быта. Московская пресса доходила до читателей региона на 6-й – 7-й день, петроградская на 8-й – 9-й, поэтому "газету также трудно добыть, как ананас…", – так говорили современники. Среди образованной городской публики считалось признаком хорошего тона выписывать столичные издания.

Культурный прогресс проступал в динамике развития библиотечной сети, которая курировалась органами городского и земского самоуправления, администрацией школьных учреждений, общественными организациями. Интенсивно растет сеть книжных магазинов, которые не только продавали литературу, но и оказывали помощь в приобретении книг в столицах.

Содержание культурной жизни региона определялось социальным обликом населения, поэтому привлекательной силой обладали такие культурные развлечения, как ярмарочные балаганы с традиционным набором номеров: музыкальные сценки, выступления комиков, трагиков, танцоров. Состоятельные жители и гости Челябинска могли наслаждаться музыкой в ресторанах, посещать клубы, где можно было употреблять спиртные напитки, играть в азартные игры, бильярд, лото. Местные интеллектуалы сетовали, что "развлечений, не относящихся к области кабака и карт, так мало…". Популярностью пользовались новогодние маскарады, а сведения об "одиозных и возмутительных" масках скапливалась в местном охранном отделении. Привлекательными для населения были цирковые представления гастрольных трупп. Эти формы тогдашней массовой культуры вполне удовлетворяли потребности невзыскательной мещанской и крестьянской публики. Таким образом, в городах, в разной степени, но просматривались тенденции европеизации, укрепления рационально-утилитарных и эстетических ценностей, что делало заметными сдвиги в материально-бытовой, промышленно-технологической, организационно-деловой, художественной и научно-познавательной сферах культурного развития.

_________________________

 

1 Дореволюционный Челябинск в слове современников. Собрание текстов. – Челябинск, 1997; Теплоухов К.Н. Челябинские хроники. 1899–1921. – Челябинск, 2001; Татаринов Д.И. Воспоминания // Башкирский край. – Уфа, 1993. – Вып. 3; Алеврас Н.Н. Челябинск в ХVIII – начале ХХ вв.: социально-демографические процессы // Вестн. Челябинс. гос. ун-та. Сер. 1. История. – 2000. – № 1; Андреева Т.А. Культурно-просветительная деятельность уральской интеллигенции между буржуазно-демократичес­кими революциями (1907–1916) // Народное образование на Урале в ХVIII – начале XХ вв. – Свердловск, 1990; Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В., Миненко Н.А. Город и русская традиция на Урале в ХVIII – начале ХХ вв. – Екатеринбург, 2001; Города Урала в контексте русской культуры: Материалы регион. науч. конф. – Челябинск, 1993; Вдали от столиц: страницы городского быта: Материалы науч.-практ. конф. 2001 // Исторические чтения. – Челябинск, 2004. – Вып. 7–8.

  

Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz