Назад || Главная || Карта сайта


В.В. Анохов

Новосибирск, Институт истории Сибирского отделения РАН

Художественная самодеятельность в Бердске в 1946–1970 годы


Неоспоримым достижением нашей страны за годы советской власти являлся высокий уровень развития культуры. Она была доступной для широких слоев населения. Более того, очень многие сами принимали участие в создании духовных ценностей. Наиболее ярко это проявилось в развитии художественной самодеятельности.

После окончания Великой Отечественной войны жители Бердска, как и большинство советских людей, освободились от чрезмерного трудового напряжения. Для многих из них участие в художественной самодеятельности стало не просто одним из занятий в свободное от работы время, а способом выражения и совершенствования своего внутреннего мира, способом приобщения к народному искусству.

Художественная самодеятельность в Бердске существовала и в военное время. Однако координации деятельности кружков на городском уровне не было. Руководство ими осуществляли энтузиасты из Дома культуры, клубов и школ. Концерты заранее планировались лишь к праздничным датам. Серьезную подготовку удавалось осуществить крайне редко. Поэтому и уровень выступлений самодеятельных артистов был не особенно высоким.

Больше внимания данному направлению стали уделять начиная с 1947 г. На специальном заседании бюро Бердского горкома ВКП (б), рассмотревшем вопрос о работе культпросветучреждений города, была поставлена задача более широкого привлечения населения к участию в кружках художественной самодеятельности, повышения качества концертных номеров, изменения репертуара с ориентацией на лучшие произведения русской и советской классики. При этом низовые партийные организации обязывались обеспечить идеологический контроль за содержанием выступлений1.

Повышение внимания к художественной самодеятельности со стороны городских властей уже вскоре принесло позитивные результаты. Этому способствовали и вошедшие в практику общегородские смотры. К самодеятельному искусству приобщалось все больше жителей Бердска. Если в 1946 г. в городе работало 11 кружков художественной самодеятельности, то в 1952 г. уже 232.

Рост исполнительского мастерства непрофессиональных артистов привел к повышению интереса населения к их выступлениям. В этом же году только в городском Доме культуры на концертах присутствовало более 10 тыс. зрителей. В городском смотре художественной самодеятельности культпросветучреждений, прошедшем с 5 по 8 февраля 1954 г., участвовало 4 драматических коллектива, 8 хоровых, 4 танцевальных и 1 эстрадный с общим количеством участников около 300 чел. По итогам конкурса 21 лучший номер был отобран на областной смотр. Об успешном выступлении участников конкурса свидетельствовал тот факт, что два творческих коллектива и трое наиболее ярких исполнителей были награждены почетными грамотами Областного совета депутатов трудящихся. И в последующие годы самодеятельные артисты Бердска достойно представляли город на областных смотрах и конкурсах. Одновременно проводились смотры детской художественной самодеятельности, в которых принимали участие все школы и детский дом. К этому времени в городе стали традиционными праздники песни. В одном из них, проведенном 27 июня 1954 г., только в сводном хоре участвовало около 200 чел. В концертной программе было занято 4 самодеятельных коллектива из Дома культуры, клуба "Энергия", дома отдыха ВЦСПС и клуба радиозавода.

Коллективы художественной самодеятельности проявляли повышенную активность во время кампаний по выборам в органы советской власти различных уровней и молодежных фестивалей. Первый из них прошел в Бердске в 1954 г. Впоследствии они стали традиционными. Среди проводившихся на фестивалях мероприятий выступления коллективов самодеятельности являлись самыми яркими и запоминающимися событиями. В ходе фестивалей организовывались конкурсы на лучшего певца, плясуна, чтеца, художника, соревнования спортсменов. Еще накануне фестивалей устраивались выставки работ художников, мастеров вышивания и прикладных ремесел.

Многие любительские коллективы, и в первую очередь из клуба радиозавода, не ограничивали свою деятельность концертами, в которых преобладали песни и танцы, а осуществляли постановки как классических, так и современных музыкальных и драматических произведений.

Художественная самодеятельность в городе динамично развивалась. В 1967 г. в Бердске произошел новый всплеск активности в деятельности кружков художественной самодеятельности. В значительной мере он был связан с празднованием 50-летия советской власти. По случаю юбилея проводился Всероссийский фестиваль самодеятельного искусства. В нем приняли участие клубы большинства предприятий города. Особенно хорошо был представлен на фестивале коллектив радиозавода. Также на высоком уровне выступил коллектив электромеханического завода (БЭМЗ). В нем подготовку к фестивалю начали с цехов, где и выявлялись наиболее талантливые и активные работники. Лучшие номера были представлены на общегородском смотре. Творческий коллектив БЭМЗа стал достойным конкурентом признанного лидера – радиозавода. Достойные друг друга соперники поделили между собой два первых места. Этот смотр был примечателен еще и тем, что в нем впервые принял участие самодеятельный коллектив еще одного промышленного гиганта Бердска – химического завода. Отдельный смотр юных талантов в это же время был проведен среди школьных коллективов.

Анализ многолетней работы самодеятельных коллективов Бердска показывает, что их деятельность носила сезонный характер. Она усиливалась накануне смотров и праздников, а затем сворачивалась. Во многих трудовых коллективах работа кружков всецело инициировалась указаниями городского отдела культуры. При отсутствии профессиональных руководителей хорошо подготовиться к концертам самодеятельным артистам зачастую было очень трудно. Поэтому выступления многих из них на первых этапах смотров было откровенно слабым. Участие этих людей в конкурсах было нужно руководителям культурной сферы лишь для рапортов о массовости тех или иных общегородских мероприятий. Однако при всех имевшихся недостатках в Бердске прослеживалась тенденция роста исполнительского мастерства участников художественной самодеятельности. Особенно заметно это просматривалось в тех коллективах, в которых с людьми работали профессиональные артисты и квалифицированные художественные руководители.

К концу 1950-х гг. многие участники драматического кружка Бердского радиозавода повысили свое художественное мастерство до уровня профессиональных артистов. Это стало основанием для организации на базе кружка народного театра. Решение о его создании было принято 18 марта 1958 г. Однако по-настоящему театр начал работать лишь через полтора года, когда его возглавил режиссер Герасимов. За год им было поставлено 8 пьес и сценок, в т. ч. уже давно ставшие классическими А.Н. Островского "Без вины виноватые", А.П. Чехова "Предложение", "Юбилей", "Жених и папенька", Н.Ф. Погодина "Человек с ружьем".

Еще больший вклад в становление народного театра внес режиссер А.Л. Рогачевский. Под его руководством с ноября 1960-го до конца 1965 г. было поставлено 23 пьесы, сценки и интермедии. Их авторами являлись по преимуществу современные драматурги. В этих постановках разыгрывались в основном сцены из повседневной жизни советских людей. Ставились на сцене спектакли и по таким известным произведениям, как "Васса Железнова" М. Горького, "Остров Афродиты" А. Парнаса, комедия Мольера "Тартюф". Последняя из постановок имела особенно заметный успех. В 1967 г. самодеятельный народный театр Бердского радиозавода принял участие в зональном смотре в Омске. Спектакль "Тартюф", поставленный А.Л. Рогачевским, был отмечен дипломом 1-й степени.

Народный театр ориентировался на разную аудиторию, в т. ч. и на юных зрителей. Во время школьных каникул в Бердске многократно ставилась сказка Гарфельда "Барабан и плетка". С творчеством самодеятельных артистов мог познакомиться каждый житель города. Лишь с октября 1959 г. по 31 декабря 1965 г. было поставлено 56 спектаклей, на которых присутствовало 15,5 тыс. зрителей. Кроме этого, члены художественного коллектива приняли участие в 198 концертах, на которых побывало более 70 тыс. чел. Концерты проходили не только в Бердске, но и в сельской местности. Возросшее мастерство артистов театра было замечено областным телевидением и радио. Это позволило значительно расширить зрительскую аудиторию3.

Таким образом, за 25 послевоенных лет самодеятельное художественное творчество получило дальнейшее развитие. Свидетельством этому был рост количества кружков, расширение репертуара, повышение качества выступлений. Жители города приобщались к искусству, при этом активно участвуя в создании культурных ценностей.

_________________________

 

1 Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 27. Оп. 1. Д. 78. Л. 65, 66.

2 Бердский муниципальный архив (БМА). Ф. 1. Оп. 1. Д. 73. Л. 60; Д. 76. Л. 48.

3 Там же. Д. 179. Л. 194; Ф. 31. Оп. 1. Д. 102. Л. 111–114.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz