Назад || Главная || Карта сайта


Л.Н. Бехтерева

Ижевск, Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН

Учреждения культуры и проблемы адаптации удмуртов к городским условиям в 1920-е годы


В первое послереволюционное десятилетие Удмуртия продолжала оставаться аграрно-индус­триальным краем. В 1921 г. в области проживало 691 тыс. чел., 91,6 % из которых являлись жителями сельской местности1. С созданием административно-территориальной автономии удмуртского народа в ноябре 1920 г. встал вопрос о подготовке национального пролетариата. Ижевск и ижевские заводы с крупным отрядом русских индустриальных рабочих в самом центре области в этом смысле рассматривались в качестве "единственной практической школы коммунизма для вотского населения"2. Сохранение и закрепление сельских удмуртов-мигрантов на производстве и в составе городского населения достигалось организацией специальных групп на заводах, приоритетным приемом в школы профессионального образования, постепенным повышением квалификации путем выдвижения, переводом с временной работы на постоянную, особым режимом благоприятствования при сокращениях и увольнениях. В результате чего на фоне общего роста численности рабочего класса количество рабочих-удмуртов на Ижевских заводах увеличилось с 426 в начале 1924 г. до 870 в 1929 г.3. А доля удмуртов в составе населения Ижевска выросла с 1,9 % в 1923 г. до 2,3 % в 1926 г. и 8,2 % в 1933 г.4.

Однако процесс адаптации носил затяжной по времени и весьма болезненный характер. Сохраняя сформировавшуюся годами психологию сельского жителя, в новой и чуждой для себя среде представители коренной национальности испытывали чувство социального дискомфорта. Их положение усугублялось бытовой неустроенностью, отсутствием собственного жилья, низкой заработной платой и уровнем жизни в целом.

Важным адаптационно-мобилизационным инструментом, способом приобщения к городской среде и формирования толерантных отношений становились культурно-образовательные учреждения: библиотеки, Народные дома, театры, клубы.

В 1920-е гг. в столице Удмуртии функционировали 7 клубов и множество красных уголков, имевшихся практически во всех учреждениях и предприятиях и выполнявших те же функции, что и клубы. Главным их предназначением являлось осуществление политико-просветительной деятельности путем организации населения в кружки, студии, проведения лекций, собраний, спектаклей, праздников, вечеров, спортивных состязаний и агитационных кампаний. К концу 1924 г. клубы Ижевска объединяли 1 967 чел.5. Основой социального состава являлись рабочие, которых на 1 января 1926 г. насчитывалось 658, служащих – 546, учащихся – 180. Из них члены ВКП (б) составляли 164 чел., члены ВЛКСМ – 290, беспартийные – 1 186 чел. 90 % имели низшее образование. В кружках преобладала молодежь до 22 лет – 75 %, старше 23 лет – 25 %6.

По типам все клубы делились на рабочие, профессиональные, комсомольские, национальные. Большой популярностью среди учащейся молодежи, рабочих и служащих-удмуртов, проживавших в Ижевске, пользовался Вотский клуб. Он содержался на средства облисполкома и членские взносы. Служащие учреждений уплачивали взносы в размере 1 % месячного заработка, рабочие-"националы" были от них освобождены.

Центральный вотский клуб (ЦВК) был открыт 27 февраля 1923 г. При организации основная задача определялась в: "1) поднятии культурного уровня и ознакомлении с государственным строительством 500 000 вотской массы, из каковой 75–80 % совершенно безграмотных; 2) вовлечении широких трудящихся масс вотяков в государственное строительство; 3) смычке города с деревней"7. Одним из организаторов и первым директором клуба являлся удмуртский режиссер и драматург А.В. Сугатов.

С февраля 1924 г. клуб занял большой трехэтажный дом на Базарной улице. На первом этаже размещались столовая и хлебопекарня, на втором – Дом крестьянина, на третьем – театр, вмещавший более 250 чел., бюро юридической помощи, библиотека и комната правления. Часть верхнего этажа занимала редакция удмуртской газеты "Гудыри" ("Гром"). Работой ЦВК руководило правление из семи человек основного состава и четырех кандидатов, выбиравшихся на общих собраниях клуба на шесть месяцев8.

Приобщение к источникам информации, очагам культуры для удмуртов в условиях нэпа во многом упиралось в материальную сторону. Для большинства из них библиотеки и читальни представляли единственную возможность ознакомиться с книгами, центральной и местной периодикой. Помимо рекомендации и выдачи литературы на дом, в библиотеках проводилась большая просветительская работа, организовывались выставки, дискуссии, беседы и обсуждения интересных изданий. Фонды библиотеки ЦВК насчитывали около 3 000 книг, для его читальни выписывалось большое количество газет и журналов, на что затрачивалось, например, в начале 1924 г. 15 р. в месяц. Из центральных газет выписывались "Правда", "Известия", "Труд", "Экономическая жизнь", "Беднота", "Рабочая газета"; из местных и региональных – "Гудыри", "Ижевская правда", "Зырянская правда", "Чувашская правда", "Марийская правда" и т. д., из журналов – "Прожектор", "Предприятие", "Красная Нива", "Огонек", "Крокодил", "Экран" и др. В среднем за месяц в 1924 г. библиотеку посещало 1 300 чел., из них рабочих – 2349.

При клубе работали кружки: политический, спортивный, музыкально-хоровой, литературный, по изучению удмуртской культуры, драматический, в которых занимались в 1923 г. 219 чел.10. В январе 1929 г. были организованы театральные курсы, ставшие основой создания в недалекой перспективе национального театра. А.В. Сугатов писал пьесы, выступал в роли актера и постановщика своих спектаклей. Через Вотский клуб к искусству сцены приобщились рабочие, крестьяне, из которых впоследствии выросли профессиональные актеры: К.А. Ложкин, В.Г. Волков, Г.А. Ардашев, Я.Н. Перевощиков, Г.П. Овечкин, К.К. Фанталова (Гаврилова).

Помимо кружковой работы, в Вотском клубе значительное место отводилось издательской деятельности. В газете "Нушы" ("Дубина") печатались статьи о международном и внутреннем положении, о клубной жизни, стихи, проза, хроника, объявления. В состав редакционной коллегии газеты входили 2 члена правления и 3 члена клуба (1 рабочий, 1 служащий и 1 учащийся).

Члены ЦВК, преимущественно служащие, регулярно выезжали в подшефную деревню Старые Кены Завьяловской волости с докладами на актуальные темы: о едином сельскохозяйственном налоге; о целях и задачах сельскохозяйственной кооперации; о международном и внутреннем положении; об организации Союза молодежи. Вотский клуб сыграл огромную роль в приобщении представителей титульной нации к городскому быту и формировании самобытной национальной культуры.

Большой популярностью у удмуртов пользовались также цирк, построенный осенью 1926 г., и кинотеатры как самые доступные по ценам. Так, с 15 августа по 15 сентября 1924 г. кино при Клубе металлистов посетило свыше 700 чел.11. В период проката фильмов политического содержания в кинотеатре "Одеон", например, для части населения организовывался бесплатный просмотр, рабочим заводов предоставлялась возможность посмотреть картины в кредит, проводилась также продажа билетов по сниженным ценам.

На сценических площадках городских и приклубных садов регулярно в летнее время устраивались выставки и постановки различных спектаклей, в частности и труппами профессиональных артистов из Москвы, Ленинграда и других городов.

Правления рабочих и национальных клубов в выходные и праздничные дни организовывали массовые гуляния за городом, экскурсии-прогулки на теплоходе, спортивные соревнования. Оживленный интерес горожан вызывали состязания летающих моделей-самолетов общества Авиахим, сеансы одновременной игры в шахматы.

Важным направлением работы учреждений культуры в 1920-е гг. являлась антицерковная, антирелигиозная пропаганда. В организацию и проведение новых советских праздников как противовес старым, церковным активно вовлекались все слои городского населения. Особое внимание уделялось "националам". Комсомольские ячейки для "увеселения молодежи, отвлечения ее от традиционных христианских "отрыжек" и разного рода обывательских развлечений" устраивали празднования комсомольского Рождества, включившего, например, в 1923–1924 гг. костюмированный карнавал, постановку спектаклей, чтение докладов и другие мероприятия. В первый день Рождества вечером карнавал обошел ряд улиц Ижевска. У здания облисполкома состоялся митинг, на котором выступавшие разъясняли происхождение и сущность христианского Рождества, значение и смысл комсомольского. Подверглось сожжению чучело религии. 13 августа 1925 г. газета "Ижевская правда" сообщала о состоявшихся в Вотском клубе "октябринах" у работницы-удмуртки магазинно-коробочной мастерской Ижевских заводов Наталии Ивановой. В торжественной обстановке, под звуки "Интернационала" произносились поздравления, приветственные речи. Подобные мероприятия стали проводиться регулярно. Большинство из них носило ярко выраженный идеологический характер.

Таким образом, вовлечение удмуртов в промышленное производство стало одним из направлений роста численности рабочего класса в 1920-е гг. В свою очередь, учреждения культуры, несмотря на существовавшие проблемы, являлись в этот период важным средством их адаптации к условиям городской среды, городскому образу жизни.

_________________________

 

1 История Удмуртии: XX в. – Ижевск, 2005. – С. 102.

2 Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики (далее – ЦДНИ УР). Ф. 16. Оп. 9. Д. 113. Л. 26 об.

3 Там же. Д. 479. Л. 38; Оп. 10. Д. 266. Л. 44.

4 Удмуртия за 15 лет в цифрах. Статистический справочник. – Ижевск, 1935. – С. 190.

5 ЦДНИ УР. Ф. 16. Оп. 9. Д. 477. Л. 320.

6 Там же. Оп. 10. Д. 15. Лл. 150, 151; Центральный государственный архив Удмуртской Республики (далее – ЦГА УР). Ф. Р–166. Оп. 1. Д. 6. Л. 1–282.

7 Культурное строительство в Удмуртии (1917–1940). – Ижевск, 1970. – С. 147.

8 Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000. – С. 738.

9 Бехтерева Л.Н. Рабочие оборонной промышленности Удмуртии в 1920-е гг. – Ижевск, 1999. – С. 65.

10 Шкляева Л.Ф. Формирование советской интеллигенции в Удмуртии. 1917–1927. – Ижевск, 1991. – С. 92.

11 ЦГА УР. Ф. Р–195. Оп. 4. Д. 3. Л. 239.


 

* Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН "Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям".

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz