Назад || Главная || Карта сайта


А.Г. Быкова

Омск, юридический институт, Сибирский филиал Российского института культурологии

Казенная винная монополия 1895–1914 годов: некоторые проблемы введения


В период действия акцизной системы правительство неоднократно пыталось повысить государственные доходы. Основной статьей доходов казны были поступления от производства и продажи алкогольных напитков. Такой очередной попыткой стало введение казенной монополии продажи вина.

Среди причин введения в действие государственной винной монополии можно назвать, во-первых, стремление министра финансов С.Ю. Витте увеличить государственные доходы, во-вторых, "неправильное устройство питейного дела в России", в-третьих, стремление правительства уменьшить народное пьянство, в-четвертых, заботу об охране сельского винокурения, находившегося в руках помещиков-землевладельцев, и помощи ему; в-пятых, уничтожение в ряде губерний "частных монополий".

Одними из таких регионов стали Пермская губерния и Сибирь. Положение комитета министров "Об установлении казенной продажи вина в Пермской губернии" от 8 сентября 1887 г. предоставило министру финансов И.А. Вышнеградскому право "в качестве временной меры" ввести казенную продажу вина и спирта из складов и ведерных лавок в тех местах Пермской губернии, где это окончательно необходимо". В июне 1888 г. министру финансов было предоставлено право учреждать казенную монополию и в Сибири, "где это признано необходимым". Казна брала на себя производство и продажу вина по четко фиксированным ценам. Стоимость вина включала в себя сумму, затраченную казной на производство вина, расходы на доставку вина в магазин, на акцизное правление и акцизный сбор. Министр финансов обязывался постоянно контролировать ход монополии в губернии и постоянно "издавать надлежащие указания о порядке хранения и продаже вина и вообще разъяснять вопросы" акцизным управлениям.

Полемика вокруг "чрезвычайно новой" меры длилась около 10 лет. Как писал С.Ю. Витте, "мысль о питейной монополии была очень необычна и нова, не укладывалась в рамки правоверной финансовой науки и не соответствовала европейской действительности", а потому вызывала ожесточенные споры1.

Аргумент о необходимости усиления борьбы с пьянством и стал тем флагом, под которым проводилась в жизнь питейная реформа. В июне 1893 г. Витте добился создания при Департаменте неокладных сборов особого отделения, которое должно было заведовать подготовкой документации и в целом делопроизводством по казенной продаже вина. В четыре восточные губернии были направлены должностные лица, которым поручалось проанализировать ситуацию на местах по возможному введению казенной монополии. Прежде всего, им поручалось собрать сведения о положении винокуренной промышленности и тех условиях, при которых может быть осуществлена казенная продажа.

Министерство финансов обратило внимание на то, что промышленность Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерний производила 315 000 ведер ректификованного спирта, а население губерний потребляло около 3 000 000 ведер в год. Поэтому многие владельцы винокуренных заводов обратились в Министерство с просьбой предоставления им права выкуривать большее количество напитков. В ответ Министерство распределило между заводчиками еще 1 200 000 ведер 40° спирта. Принявшим этот заказ заводчикам выдавались ссуды под 4 % годовых из средств, ассигнованных на введение казенной продажи питей. В будущем на территории этих губерний предполагалось построить спиртоочистительные заводы – в Перми для ректификации 650 000 ведер спирта, Уфе – 450 000 ведер, Оренбурге – 400 000 ведер, Самаре – 900 000 ведер. Кроме того, Министерство озаботилось рассмотрением вопросов о модернизации спиртоочистительных систем, способов фильтрации и целого ряда других технических сторон производства и очистки напитков.

Численность казенных винных лавок в четырех губерниях должна была составлять около 2 900 заведений, в т. ч. в Пермской губернии – 1 000, в Уфимской и Оренбургской – 1 080 и Самарской – 850. При этом признавалось необходимым, чтобы число казенных мест продажи спиртных напитков не создавало для населения затруднений в приобретении вина. При размещении казенных лавок Министерство принимало во внимание численность населения, размещение населенных пунктов, число многолюдных торговых и промышленных сел и т. д. с таким расчетом, чтобы каждое из населенных мест с числом до 300 душ не было удалено от пунктов продажи вина далее 7–10 верст (7,4676–1,0668 км).

В том же году С.Ю. Витте подал в Государственный совет проект организации винной монополии с объяснительной запиской к нему. С установлением монополии государство должно было стать единственным покупателем и продавцом всего спирта, вырабатывавшегося для внутреннего рынка, при этом в качестве главных целей введения казенной продажи питей указывались "приучение населения к более регулярному потреблению вина, улучшение качества вина, ограждение продажи питей от корчемства и привлечение к торговле вином лиц с более высоким нравственным уровнем"2.

Основными законами, утверждавшими питейную монополию, являлись положение "О казенной продаже питей" от 6 июня 1894 г. и высочайше утвержденные мнения Государственного совета о сроках и порядке введения казенной винной монополии в различных губерниях и областях. Изменениям и дополнениям подвергся устав "Об акцизных сборах".

Сначала реформа касалась лишь четырех восточных российских губерний – Пермской, Оренбургской, Уфимской и Самарской, затем последовательно на протяжении 10 лет она была проведена во всех регионах России.

– С 1 июля 1896 г. в юго-западном районе – в Бессарабской, Волынской, Екатеринославской, Киевской, Подольской, Полтавской, Таврической, Херсонской и Черниговской губерниях.

– С 1 июля 1897 г. – в северо-западном районе – в Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской, Могилевской и Смоленской губерниях.

– С 1 января 1898 г. – в северном районе – в Олонецкой, Новгородской, Псковской, Санкт-Петер­бургской, Харьковской губерниях.

– С 1 июля 1898 г. – в Привислинском районе – в Варшавской, Калишинской, Келецкой, Ломжинской, Люблинской, Пероковской, Плоцкой, Радомской, Сувалкской, Седлецкой губерниях.

– С 1 июля 1900 г. – в Курляндской, Лифляндской, Эстляндской, Воронежской, Курской, Ставропольской, Черноморской губерниях, а также в области Донского казачьего войска.

– С 1 июля 1901 г. – в Астраханской, Архангельской, Вологодской, Вятской, Казанской, Пензенской, Саратовской, Симбирской губерниях, а также в Уральской и Тургайской областях. Во Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской губерниях первоначально предполагалось ввести монополию с 1 июля 1902 г.

Однако ход подготовительных работ заставил министра финансов обратиться к Николаю II с просьбой ускорить введение монополии на год. В поданном предложении было сказано, что разные сроки установления монополии не позволяют уравнять в правах винокуренных заводчиков и тем самым выгодно распределить поставки казны. Это создавало трудности и для сбыта спирта. Заводы в монопольном районе теряли рынки сбыта. С другой стороны, предполагалось, что повсеместное введение монополии существенно снизит контрабандную торговлю напитками.

– С 1 июля 1902 г. реформа была проведена в Тобольской, Томской губерниях и Акмолинской, Семипалатинской, Терской, Дагестанской и Кубанской областях.

– С 1 июня 1904 г. – в Енисейской и Иркутской губерниях, Забайкальской и Якутской областях.

В 1902 г. государственная водочная монополия вступила в силу по всей Европейской России и в Западной Сибири, а в 1904 г. и на большей части Восточной Сибири. Таким образом, казенная продажа питей была учреждена в 75 губерниях и областях страны, за исключением Закавказья, Среднеазиатских владений, Амурской, Приморской, Камчатской и Сахалинской областей. На этих территориях сохранялось действие устава "Об акцизных сборах" и министр финансов имел право решать вопросы по изменению его статей.

После опубликования Положения 1894 г. началась подготовительная работа по введению монополии в ряде регионов империи. Если в губерниях и областях Европейской России введение монополии не было осложнено особыми трудностями, то в сибирских губерниях это проходило со значительными затруднениями. После ее введения на территории Европейской России от местного населения сибирских губерний, золотопромышленников в Министерство земледелия и государственных имуществ стали поступать просьбы о "скорейшем распространении казенной винной монополии" и на сибирские губернии. Поэтому "признав, что этот вопрос в силу особенностей края заслуживает пристального изучения" Департаменты Государственного совета предложили Министерству финансов заняться подробным изучением данного вопроса3.

28 февраля 1898 г. на совещании в Министерстве финансов было выработано заключение по вопросу об установлении казенной продажи спиртных напитков в Западной Сибири, где определялись территории и сроки введения винной монополии в Западной Сибири, рассматривались особенности проведения здесь питейной реформы и принимались решения по ее подготовке4.

В первую очередь был решен вопрос о той территории Западной Сибири, на которую должна была распространиться казенная продажа спиртных напитков. В ходе обсуждения были высказаны два предложения:

– ввести питейную реформу "лишь в наиболее населенных местностях Сибирских губерний, расположенных по обеим сторонам линии железной дороги, не касаясь смежных с Тобольской и Томской губерниями среднеазиатских областей";

– распространить казенную продажу питей на всей территории Тобольской, Томской губерний и Акмолинской, Семипалатинской областей.

Первое предложение было отвергнуто по следующим соображениям: в район казенной продажи напитков пришлось бы включать два уезда Акмолинской области, по которым проходит линия железной дороги, т. к. там "проживает значительное и притом постоянно возрастающее население"; население Акмолинской и Семипалатинской областей все равно вынуждено было бы приобретать вино из казенных лавок Тобольской и Томской губерний. В результате "совещание признало желательным и практически возможным ввести казенную продажу одновременно на всем пространстве губерний Тобольской и Томской и среднеазиатских областей: Акмолинской и Семипалатинской"5.

Другим решением совещания для сибирского района казенной продажи напитков было "допустить более высокую для местных заводов максимальную выкурку" и определить размер поставки спирта в казну, который "может быть свыше 5 000 ведер в 40°". Для устранения опасности стачек (забастовок) винокуренных заводчиков была предложена такая мера, как создание на казенных складах Западной Сибири "неприкосновенного запаса спирта, снабдив эти склады цистернами такой емкости, которая давала бы возможность хранить в них, кроме спирта, предназначенного для оборотов, – до 50 % всей годовой их потребности".

На совещании учли и такие особенности Западной Сибири, как малонаселенность и отдаленность северной части Тобольской и Томской губерний и южных уездов Акмолинской и Семипалатинской областей. В этих местностях было мало питейных заведений, а открытие казенных винных лавок являлось нецелесообразным из-за невозможности установления за ними должного акцизного надзора и дороговизны в организации сбора вырученных денег за вино. Для данных территорий предлагалось предоставить "продажу казенного вина в запечатанной посуде и по назначенной цене частным торговцам" за комиссионную плату6.

Затем внимание присутствовавших на совещании было обращено на такое обстоятельство, как утрата питейными заведениями дохода при введении винной монополии. Отмечалось "необычное за последнее время увеличение числа питейных заведений, содержимых непосредственно крестьянскими обществами". Таких заведений на территории подведомственной Управлению акцизными сборами Западной Сибири было: в 1890 г. – 19, в 1891 г. – 138, в 1892 г. – 230, в 1893 г. – 282, в 1894 г. – 327, в 1895 г. – 528 и в 1896 г. – 817. Наряду с этим подчеркивалось, что общественные питейные заведения уменьшают тайное винокурение и дают средства на уплату податей и другие нужды "на народное образование, на устройство ссудо-сберегательных касс, на содержание мирской администрации и проч." Обсудив это, члены совещания пришли к выводу, что рассмотренное обстоятельство не должно затруднять введение питейной монополии, т. к. "вознаграждение крестьянских обществ за утраченный при введении казенной продажи питей доход составляет вопрос общий, одинаковый для всей империи"7.

Введение винной монополии не сократило потребления алкогольных напитков, а наоборот способствовало еще большему распространению пьянства. Стараясь сократить число питейных заведений и уничтожить частную легальную торговлю, государство фактически способствовало нелегальному производству и продаже спиртных напитков низкого качества. Разрешение продажи спиртных напитков в заведениях трактирного типа создало новые очаги пьянства и разгула. Поэтому данная реформа не принесла ожидаемых результатов в плане снижения пьянства, а еще больше осложнила положение русского населения.

_________________________

 

1 Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849–1911 гг. – М., 1991. – С. 258.

2 Канель В.Я. Алкоголизм и борьба с ним. – М., 1914. – С. 466.

3 Отчет Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей за 1899 г. – СПб., 1900. – Вып. 1. – С. 189–192.

4 Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 575. Оп. 2. Д. 1243. Л. 11–15.

5 Там же. Л. 11.

6 Там же. Л. 11–12.

7 Там же. Л. 13.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz