Назад || Главная || Карта сайта


H.C. Булатова

Омск, Институт ветеринарной медицины Омского государственного аграрного университета

Роль экранной культуры в формировании нравственно-этического облика современного человека


В федеральной целевой программе "Культура России" (2001–2005) одной из стратегических целей является формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества. Куда же ведет эта модернизация, какова ее цель? Фактически под видом продвижения ценностей модернизации социокультурная политика направлена на борьбу с отечественной культурой. Русская культура, слывшая носителем высокой духовности, идей человечности, гуманизма, отошла в прошлое. А так называемое возрождение духовности свелось исключительно к строительству церквей, что естественно не может заполнить духовный вакуум. Разрушение же духовно-ценностной системы культуры, исторических корней означает духовную гибель нации.

Под прикрытием слов о возрождении "духовности", "великой русской культуры", "переосмыслении истории" идет американизация российского сознания в худшем смысле этого слова. Пожалуй, еще никогда не было столь развито парадоксальное сочетание индивидуализма с тотальной стандартизацией мышления. Идет массовая унификация культуры, мыслей, пристрастий, одежды, идеалов.

Под маской внедрения "общечеловеческих ценностей" уходят в небытие такие понятия, как доброта, совесть, отзывчивость. Позитивно-важные общественные ориентиры заменяются ориентирами личностными. В массовое сознание внедряется жестокость, культ денег, культ потребления, становящийся главной целью и смыслом существования. Под лозунгом деидеологизации взамен бездарно используемых цитат из работ классиков марксизма-ленинизма и плакатов "Слава КПСС" подключено более сильное, более мощное и изощренное средство, действующее преимущественно на подсознательном уровне, опирающееся на самые примитивные и низменные ценности и чувства.

Важнейшим средством, используемым для программирования массового сознания, является экранная культура. Для того чтобы увидеть, чем заполнен наш экран, какие идеи и чувства он несет в массы, достаточно открыть любую телевизионную программу. У нас есть свобода выбора? Попереключайте каналы в самое удобное для просмотра время. Стрельба, убийства, насилие, страх, ужас, обнаженная натура, а в лучшем случае пошлый юмор или "шоу", явно не несущие идеалы добра и красоты.

Что смотрит наша молодежь? Анкетирование студентов 2-го курса института ветеринарной медицины показало, что первое место в телепросмотрах занимают боевики, приключения, затем идет фантастика, "ужастики" и комедии. Около трети студентов отметили, что смотрят порно и эротику. Самый популярный канал – СТС. Из шоу-программ наиболее часто упоминался "Дом-2". Комментарии, как говорится, излишни.

Хочется обратить внимание еще на один аспект. Патриотизм является неотъемлемой чертой жителя каждого государства. Он пестуется, воспитывается с младых ногтей. Везде, кроме нашего государства. Патриотизм – это не для нас. Нам надлежит стыдиться и каяться. Каяться и стыдиться. Себя, своей страны, своего прошлого, своей истории. По нашему телевидению свободно показываются фильмы, где Россия является носителем мирового зла. Пример? 12-й канал. 9:45 вечера. Фильм "Икона", с любимым нами Патриком Свэйзи. С типичным угрюмым и злобным русским американского кино пока как-то не хочется себя идентифицировать, но это дело времени, скоро будем верить, что таковы мы и есть. Следующий шаг – стать такими, какими нас видят за рубежом.

И вообще, не было славных страниц в нашей истории, особенно советской. Уже сейчас молодежь зачастую считает, что главную роль в победе над фашизмом сыграли американцы. Сменится еще одно поколение, и мы, как многие молодые американцы, будем считать, что русские воевали на стороне фашистов. Посмотрев большинство вновь снятых фильмов о Великой Отечественной войне, можно сделать вывод, что ее выиграли "зэки" и штрафные роты под дулами заградотрядов. За Родину никто не воевал, воевали или чтобы выжить, или из личной мести. Приводить аргументы и факты бесполезно. На запрограммированное подсознание они не действуют.

Более близкая война – афганская. Фильм "9 рота" посмотрело 98 % вышеупомянутых студентов. Только в одной рецензии содержится оценка "Ребята отстаивали, сражаясь в жестоких условиях, честь Родины". Больше ни в одной из рецензий слова "честь" и "родина" не присутствуют. Все они, помня бурную рекламную кампанию, твердо уверены, что фильм снят на строго документальной основе. Утверждать, что финал и кое-что еще выдумано, бесполезно. Все оценки однотипны. "Показана вся правда. Их бросили, и они умерли ни за что, "Им забыли сообщить, что война закончилась. Их бросили на произвол судьбы, и они погибли зря. Это была бессмысленная война"… "Наши солдаты стреляли плохим оружием, а противники нашим хорошим. Тем трагичнее судьба героев, которые гибнут, не зная, что воевать уже не за что". Да, это один из лучших фильмов по силе эмоционального воздействия. Но на воспитание чего направлено это воздействие?

Кто же является современным героем? Поточным методом снимаются фильмы, где главный герой – бандит или киллер, снятый с трогательной симпатией. Недаром, если раньше дети мечтали стать космонавтами, то теперь мечтают стать киллерами.

Каковы же последствия подобной социокультурной политики? Люди потеряли общественно важные позитивные ориентиры. А отсюда изменение всех социально значимых качеств личности. По данным А.В. Мяготина, почти вдвое снизилась по сравнению с советским периодом важность таких качеств, как социальная значимость труда, сознание и чувство общественного долга, честность, принципиальность, общественная активность. Резко возрос вес личной инициативы, целеустремленности, личного благополучия, связей с "нужными людьми", умение "подать себя" и т. д. Провозглашен культ денег, полученных любой ценой.

По самооценкам опрошенных в исследованиях 2001 г. не было и 30 % из них по-настоящему отзывчивых, совестливых, сохранивших в себе известное российское радушие. 40 % агрессивны, черствы, способны на нечестный поступок1. Это подтверждается и нашими исследованиями. Сравнивая данные 1993 и 2003 гг., можно отметить, что снизился уровень таких черт, как романтизм, мечтательность. Альтруизм снизился с 3,5 до 2,8 баллов (средний балл 3), терпимость с 3 до 2,1. Коллективизм – с 3,1 до 2,0. Зато враждебность с 2,6 увеличилась до 3,7 баллов2.

Воспитание в духе "Один против всех и все против одного", отсутствие социальной защиты, неудовлетворенность базовой потребности в принадлежности к социуму (по Маслоу), перевод высоких духовных потребностей на уровень материальных и физиологических ведет в конечном итоге к деградации, болезни личности. Не секрет, что за последние годы резко возросло число самоубийств, психических заболеваний, преступлений, совершаемых с особой жестокостью.

_________________________

 

1 Мяготин А.В. Противоречия развития профессиональной этики государственного служащего в России // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 6. – С. 172–173.

2 Булатова Н.С. К вопросу о роли университетского образования в формировании личности студента // Университеты как регионообразующие науч.-образоват. комплексы. Тез. докл. регион. науч. конф., посвященной 30-летию Омск. гос. ун-та им. Ф.М. Достоевского. – Омск, 2004. – Ч. 3. – С. 158–162.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz