Назад || Главная || Карта сайта


И.Н. Чередниченко

Омск, государственный педагогический университет

Интеграция экранных медиаэкологических компонентов в систему общего образования (на примере уроков литературы,
изобразительного искусства и иностранного языка)


Интегрированное использование медиа в комплексе творческих уроков в различных общеобразовательных программах в условиях экспериментальной деятельности было апробировано нами на примере проведения медиауроков литературы, изобразительного искусства и технологии, а также иностранного языка1.

Литература явилась наиболее располагающим предметом для изучения языка экрана, освоения духовных возможностей мироздания совместно с первоисточниками. Становление духовного мира читателя и зрителя опосредовалось формированием культуры его восприятия и общения в экранном пространстве. Гармония сосуществования и взаимодействие с просмотрами, включенными в осмысленное чтение, была направлена на прогнозирование и переживание прочитанного, которое сопоставлялось с увиденным на экране.

Важной частью интеграции медиа с экологией культуры явилось формирование умения сравнивать литературное произведение с кино- и телеэкранизациями, театральными постановками с учетом особенностей каждого вида искусства. При этом закономерно происходит слияние читательского и зрительского вкусов. Формируемый в ходе занятий литературой духовный иммунитет против отрицательного влияния экранной информации на личность в произведениях экранных искусств направлен на самооценку, критику, рефлексию и анализ медиатекстов, что может выполнять защитную роль в осо­знании личностных смыслов медиалитературной деятельности. В связи с этим становится актуальным приобщение к медиаграмотности параллельно с изучением родной литературы.

Пропаганда искусства кино с помощью уроков литературы на примере классических произведений создает основу освоения эстетически-полноценной образности, активного взаимодействия в вербальной и визуальной формах. Грамотно высказывая и обосновывая свои мысли в устной или письменной формах, выражая тем самым различное отношение к экранным произведениям, школьники проявляли не только самостоятельность, но и развитый критицизм мышления. Сочетание аналитического подхода с практическим мышлением способствовало созданию основ гуманности на основе общечеловеческих ценностей2. Развитие навыков экранного восприятия помогает найти общее и различное в литературных произведениях и фильмах, что позволяет отличить первооснову от вымысла и понимать значение их синтеза.

Для выполнения этих задач в процессе активной интеграции медиатворчества в уроки литературы возможно следующее.

1.  Изменить литературно-центристское направление в восприятии произведений искусства в сторону медиацентристского с помощью дополнения использовавшихся выразительных средств и приемов.

2.  Сделать более активным и направленным на восприятие критическое мышление школьников через язык видеообразов.

3.  Подчинять звукопластический характер образов возможностям детского сочинительства.

4.  Развивать навыки оценки духовно-нравственного содержания фильмов.

5.  Создавать условия для сохранения языкового богатства литературы через повышение престижа экранизированной киноклассики.

6.  Активизировать воздействие аудиовизуальных искусств на уроках литературы для создания у учащихся целостной картины мира, образов, максимально приближенных к жизни через уникальность личностного восприятия.

7.  Способствовать развитию здорового воображения через практику озвучивания экранных произведений с использованием литературных и экранных цитат, дополняемых собственными рассуждениями.

8.  Развивать поэтическое мышление школьников через статико-визуальный материал экрана (слайд-фильм, стоп-кадровые видеоролики).

9.  Развивать навыки моделирования экранных версий различных киновидеопроизведений, в т. ч. и собственных.

10.  Максимально переходить от поверхностного, стереотипного чтения и восприятия произведений литературы к целенаправленному, внимательному и опосредованному целевыми установками и направленными на критическую оценку и размышления3.

Изучение возможностей экранизации, анализ художественных произведений помогает понять степень и форму воплощения авторской идеи. Существенное отличие медиаэкологических смыслов съемок по мотивам экранизаций, приближенных к первоисточнику, помогает правильно интерпретировать произведение литературы. В сказочных сюжетах-экранизациях являются архетипы добра, любви, развивается находчивость, фантазия, предприимчивость. Соединение образов анимации с классической музыкой сосредотачивает внимание зрителей на величии и торжестве разума в победе над злом, несправедливостью, жесткостью.

Обновленные архетипы в образах несказанной силы, раздвигая рамки экранизируемого произведения, помогают пропустить материал через образное мышление и видение. Две последние черты особенно ярко отражаются в рисунках, сказках-сценариях, подборе эпитетов к репликам, сценам, эпизодам просмотренных фильмов. В данном творческом выходе заложена неоспоримое преимущество развернутого повествования в режиме свободного сочинительства, взаимообогащения и сотворчества.

Литературный экранизированный образ в сознании зрителя, обретая черты авторского видения в режиссерской, актерской неканонизированной трактовке, развертывается в пространстве многообразных пластических форм. Развертывание характеров героев через акценты в характерах актеров помогло школьникам осознать идеи нерасчлененности бытия в развитии классических образных форм через их современную интерпретацию. Устное рисование, иллюстрации к экранизациям, сопоставление первоисточника с его экранной формой помогли вскрыть духовную сущность произведений. В изучении особенностей сценария особое внимание уделяется переводу предполагаемых обстоятельств в реальные4.

Создание смыслового, стилевого и ритмического единства описательной части выполнения заданий с диалогом, закадровым голосом и видеорядом помогает сохранению цельности экранных произведений, достижению ими значимого воздействия как двух различных форм экранизированной и словесно визуализированной реальности. В этом контексте ярко начинает работать медиакритика. Объясняя главную мысль просмотренного произведения, школьники анализируют, совпадает ли она с таковой в сценарии и чем можно объяснить совпадение/несовпадение. По итогам медиакритического анализа происходит сущностное сравнение литературных и экранных версий одного и того же произведения. В ходе коллективного обсуждения сценариев и соответствующих фильмов происходит обмен мнениями, создается обстановка наилучшего медиаэкологического благоприятствования. В процессе конкурса-аукциона творческих идей "Мой будущий сценарий" развивается критицизм визуального мышления, воссоздающее воображение. Игра-викторина "Что за фильм?" развертывает перед лицом школьников образы, помогающие формировать зрительную память. Сравнительный анализ пьес и сценариев фильмов-спектаклей помогает понять значение фонов, оживление динамики действия и темпо-ритмического домысливания.

Эколого-культурная оценка видов и жанров литературы и кино создает основу приоритетов эпических, лирических и драматических сюжетов. Особое внимание уделяется притчевым произведениям, отбору образов для средств художественной документалистики по принципу духовно-эстетического значения, созданию фильмов-размышлений, "здоровой сатиры и юмора", благоприятно воздействующей анимации, которые способствуют преодолению нежелательных состояний: надломов, порывов, запредельных интонаций агрессии.

Создание своеобразных рисованных мультфильмов с последующим их озвучиванием позволяет по-своему оценить морально-этическое и духовное значение персонажей, отношений, складывающихся между персонажами. Возникновение Добра, Величия, сосредоточенность на Красоте, талантливости, мастерстве, не сводящимся к простому трюкачеству, помогает осознать значимость творимых образов.

Диагностика "насмотренности" и "начитанности" позволяет классифицировать зрителей по уровню интерпретации увиденных (прочитанных) произведений. Проведение сравнительного анализа экранных произведений разных жанров на основе зрительского и читательского опыта помогает увидеть цельность личностных смыслов, наличие умений затекстового видения.

Сравнительное изучение языка художественного и экранизированного произведения упирается в проблему полисемантики информационной, эстетической и нравственной культуры. Эти аспекты распадаются на экологию не только живой речи, но и, главным образом, медиаязыка. Формирование нравственных норм и пределов допустимости актуализировало этические нормовзаимодействия в пространстве экрана. Актуальным для школьников становятся выразительные средства внтутрикадрового монтажа, благодаря которым достижения литературы распространяются на язык медиаобразов и их звукопластику.

_________________________

 

1 Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог, 2004.

2 Лихачев Д.С. Раздумья. – М., 1991.

3 Спичкин А.В. Что такое медиаобразование: Книга для учителя. – Курган, 1999. – С. 64–72.

4 Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. – М., 1992.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz