Назад ||
Главная ||
Карта сайта
Омск, государственный педагогический университет
Интегрированное использование медиа в
комплексе творческих уроков в различных общеобразовательных программах в
условиях экспериментальной деятельности было апробировано нами на
примере проведения медиауроков литературы, изобразительного искусства и
технологии, а также иностранного языка1.
Литература явилась наиболее располагающим предметом
для изучения языка экрана, освоения духовных возможностей мироздания совместно с
первоисточниками. Становление духовного мира читателя и зрителя опосредовалось
формированием культуры его восприятия и общения в экранном пространстве.
Гармония сосуществования и взаимодействие с просмотрами, включенными в
осмысленное чтение, была направлена на прогнозирование и переживание
прочитанного, которое сопоставлялось с увиденным на экране.
Важной частью интеграции медиа с экологией культуры
явилось формирование умения сравнивать литературное произведение с кино- и
телеэкранизациями, театральными постановками с учетом особенностей каждого вида
искусства. При этом закономерно происходит слияние читательского и зрительского
вкусов. Формируемый в ходе занятий литературой духовный иммунитет против
отрицательного влияния экранной информации на личность в произведениях экранных
искусств направлен на самооценку, критику, рефлексию и анализ медиатекстов, что
может выполнять защитную роль в осознании личностных смыслов медиалитературной
деятельности. В связи с этим становится актуальным приобщение к медиаграмотности
параллельно с изучением родной литературы.
Пропаганда искусства кино с помощью уроков
литературы на примере классических произведений создает основу освоения
эстетически-полноценной образности, активного взаимодействия в вербальной и
визуальной формах. Грамотно высказывая и обосновывая свои мысли в устной или
письменной формах, выражая тем самым различное отношение к экранным
произведениям, школьники проявляли не только самостоятельность, но и развитый
критицизм мышления. Сочетание аналитического подхода с практическим мышлением
способствовало созданию основ гуманности на основе общечеловеческих ценностей2.
Развитие навыков экранного восприятия помогает найти общее и различное в
литературных произведениях и фильмах, что позволяет отличить первооснову от
вымысла и понимать значение их синтеза.
Для выполнения этих задач в процессе активной
интеграции медиатворчества в уроки литературы возможно следующее.
1.
Изменить литературно-центристское
направление в восприятии произведений искусства в сторону медиацентристского с
помощью дополнения использовавшихся выразительных средств и приемов.
2.
Сделать более активным и направленным
на восприятие критическое мышление школьников через язык видеообразов.
3.
Подчинять звукопластический характер
образов возможностям детского сочинительства.
4.
Развивать навыки оценки
духовно-нравственного содержания фильмов.
5.
Создавать условия для сохранения
языкового богатства литературы через повышение престижа экранизированной
киноклассики.
6.
Активизировать воздействие
аудиовизуальных искусств на уроках литературы для создания у учащихся целостной
картины мира, образов, максимально приближенных к жизни через уникальность
личностного восприятия.
7.
Способствовать развитию здорового
воображения через практику озвучивания экранных произведений с использованием
литературных и экранных цитат, дополняемых собственными рассуждениями.
8.
Развивать поэтическое мышление школьников через статико-визуальный материал
экрана (слайд-фильм, стоп-кадровые видеоролики).
9.
Развивать навыки моделирования
экранных версий различных киновидеопроизведений, в т. ч. и собственных.
10.
Максимально переходить от
поверхностного, стереотипного чтения и восприятия произведений литературы к
целенаправленному, внимательному и опосредованному целевыми установками и
направленными на критическую оценку и размышления3.
Изучение возможностей экранизации, анализ
художественных произведений помогает понять степень и форму воплощения авторской
идеи. Существенное отличие медиаэкологических смыслов съемок по мотивам
экранизаций, приближенных к первоисточнику, помогает правильно интерпретировать
произведение литературы. В сказочных сюжетах-экранизациях являются архетипы
добра, любви, развивается находчивость, фантазия, предприимчивость. Соединение
образов анимации с классической музыкой сосредотачивает внимание зрителей на
величии и торжестве разума в победе над злом, несправедливостью, жесткостью.
Обновленные архетипы в образах несказанной силы,
раздвигая рамки экранизируемого произведения, помогают пропустить материал через
образное мышление и видение. Две последние черты особенно ярко отражаются в
рисунках, сказках-сценариях, подборе эпитетов к репликам, сценам, эпизодам
просмотренных фильмов. В данном творческом выходе заложена неоспоримое
преимущество развернутого повествования в режиме свободного сочинительства,
взаимообогащения и сотворчества.
Литературный
экранизированный образ в сознании зрителя, обретая черты авторского видения в
режиссерской, актерской неканонизированной трактовке, развертывается в
пространстве многообразных пластических форм. Развертывание характеров героев
через акценты в характерах актеров помогло школьникам осознать идеи
нерасчлененности бытия в развитии классических образных форм через их
современную интерпретацию. Устное рисование, иллюстрации к экранизациям,
сопоставление первоисточника с его экранной формой помогли вскрыть духовную
сущность произведений. В изучении особенностей сценария особое внимание
уделяется переводу предполагаемых обстоятельств в реальные4.
Создание смыслового, стилевого и ритмического
единства описательной части выполнения заданий с диалогом, закадровым голосом и
видеорядом помогает сохранению цельности экранных произведений, достижению ими
значимого воздействия как двух различных форм экранизированной и словесно
визуализированной реальности. В этом контексте ярко начинает работать
медиакритика. Объясняя главную мысль просмотренного произведения, школьники
анализируют, совпадает ли она с таковой в сценарии и чем можно объяснить
совпадение/несовпадение. По итогам медиакритического анализа происходит
сущностное сравнение литературных и экранных версий одного и того же
произведения. В ходе коллективного обсуждения сценариев и соответствующих
фильмов происходит обмен мнениями, создается обстановка наилучшего
медиаэкологического благоприятствования. В процессе конкурса-аукциона творческих
идей "Мой будущий сценарий" развивается критицизм визуального мышления,
воссоздающее воображение. Игра-викторина "Что за фильм?" развертывает перед
лицом школьников образы, помогающие формировать зрительную память. Сравнительный
анализ пьес и сценариев фильмов-спектаклей помогает понять значение фонов,
оживление динамики действия и темпо-ритмического домысливания.
Эколого-культурная оценка видов и жанров литературы
и кино создает основу приоритетов эпических, лирических и драматических сюжетов.
Особое внимание уделяется притчевым произведениям, отбору образов для средств
художественной документалистики по принципу духовно-эстетического значения,
созданию фильмов-размышлений, "здоровой сатиры и юмора", благоприятно
воздействующей анимации, которые способствуют преодолению нежелательных
состояний: надломов, порывов, запредельных интонаций агрессии.
Создание своеобразных рисованных мультфильмов с
последующим их озвучиванием позволяет по-своему оценить морально-этическое и
духовное значение персонажей, отношений, складывающихся между персонажами.
Возникновение Добра, Величия, сосредоточенность на Красоте, талантливости,
мастерстве, не сводящимся к простому трюкачеству, помогает осознать значимость
творимых образов.
Диагностика
"насмотренности" и "начитанности" позволяет классифицировать зрителей по уровню
интерпретации увиденных (прочитанных) произведений. Проведение
сравнительного анализа экранных произведений разных жанров на основе
зрительского и читательского опыта помогает увидеть цельность личностных
смыслов, наличие умений затекстового видения.
Сравнительное
изучение языка художественного и экранизированного произведения упирается в
проблему полисемантики информационной, эстетической и нравственной культуры. Эти
аспекты распадаются на экологию не только живой речи, но и, главным образом,
медиаязыка. Формирование нравственных норм и пределов допустимости
актуализировало этические нормовзаимодействия в пространстве экрана. Актуальным
для школьников становятся выразительные средства внтутрикадрового монтажа,
благодаря которым достижения литературы распространяются на язык медиаобразов и
их звукопластику.
_________________________
1 Федоров А.В. Медиаобразование и
медиаграмотность. – Таганрог, 2004.
2 Лихачев Д.С. Раздумья. – М., 1991.
3 Спичкин А.В. Что такое
медиаобразование: Книга для учителя. – Курган, 1999. – С. 64–72.
4 Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. –
М., 1992.
Назад
||
Главная
||
Карта сайта |