Назад || Главная || Карта сайта


Н.Л. Чернявская

Омск, Центральная городская библиотека

Формирование нового пространства чтения в мегаполисе


Муниципальные библиотеки Омска – неотъемлемая часть единой культурной среды мегаполиса. Они обладают собственным набором конкурентноспособных преимуществ, находятся в постоянном поиске и непрерывном развитии, расширяют пространство своей деятельности.

Ведя активный диалог с властью, муниципальные библиотеки инициировали принятие в Омске городской целевой программы "Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек Омска". Это реальная культурная инициатива, которая призвана поддержать интеллектуальный потенциал города, обеспечить его жителям свободный доступ к информации и знаниям. Программа "Читающий город" была рассмотрена и утверждена решением Городского совета 2 февраля 2005 г. с объемом финансирования 39 815, 6 тыс. р. Этот факт ярко демонстрирует позицию администрации города по отношению к библиотекам, возможность формирования политики чтения в омском регионе. Вкладывая целевые средства в поддержку чтения, администрация города инвестирует их в знание, в интеллектуальное и нравственное развитие омичей, что будет иметь выраженный социальный результат. Омск – мегаполис с развитой инфраструктурой, поэтому именно начитанные, высокообразованные горожане способны поддерживать экономический и духовный уровень города, стать ресурсом для его развития. Город скоро подсчитает, что интеллектуальный библиотечный вклад в молодежь Омска предполагает не только высокие процентные ставки, но и создает надлежащий актив – чтение формирует из юных граждан будущее страны, главный государственный капитал.

Программой предусмотрен ряд проектов, реализуя которые муниципальные библиотеки приобрели опыт выстраивания отношений с разными структурами в муниципальном и коммерческом секторе. Остановимся на успешно реализованных инициативах по продвижению чтения среди омичей. Каждая из них оригинальна, имеет определенную задачу, направлена на свою аудиторию.

Включаясь в общероссийский мониторинг чтения, специалисты муниципальных библиотек Омска провели социологическое исследование на тему "Чтение. Взгляд молодежи". В исследовании приняли участие 1 088 респондентов в возрасте от 15 до 24 лет включительно. С помощью четырех методов изучения: анализа документов, анкетирования, экспертных интервью в книжных магазинах, экспресс-опроса на улицах города – специалистам удалось изучить мотивы обращения молодежи к чтению, главными из которых являются требование преподавателя и советы друзей; определить личные предпочтения молодежи в отношении литературы. Оказалось, что 66 % юношей и 37 % девушек не смогли назвать ни одной книги, которая бы произвела на них сильное впечатление. На вопрос "Какую книгу вы читаете сейчас?" 26,4 % опрошенных омичей ответили, что у них нет времени на чтение, 19 % респондентов заявили, что они не читают ничего и 2 % молодежи откровенно признались, что "не любят читать". Сегодня происходит трансформация читательских приоритетов и отношения к чтению у современной молодежи, возникает опасность регрессивного движения в молодежной среде от духовности и образованности к невежеству.

Оперативно реагируя на результаты, полученные в ходе исследования, муниципальные библиотеки инициировали проведение в Омске молодежного читательского марафона "Ощути радость чтения!". Главную задачу организаторы видели в разработке и проведении широкой кампании по продвижению чтения в молодежной среде, развитию у омской молодежи позитивного отношения к чтению и книге, организации читательского пространства, в которое вовлекаются все: и библиотекари, и читатели, и их друзья, и партнеры библиотек. Проект реализован в тесном сотрудничестве с сетью магазинов "Книгомир", культурно-досуговым центром "Иртыш", издательским домом "Сен-Жермен", компанией МТС, хоккейным клубом "Авангард", киноцентром "Галактика", ООО "ИСА-ФРУКТ", компанией "Омсквинпром", заводом розлива минеральной воды "Омский". Компании, принявшие решение поддержать марафон "Ощути радость чтения!", продемонстрировали городу свое отношение к Книге и культуре в целом. Реклама о проведении марафона распространялась широко за пределами библиотек с целью привлечения потенциальных читателей (образовательные учреждения разного статуса, сервер школьного образования Омска, сайты, телеканалы, радиостанции, пресса).

Марафон стартовал 1 марта в книжном супермаркете "Книгомир" и продлился до середины мая. Дистанцию длиной в два с половиной месяца преодолели 270 читателей (учащихся 9-х – 11-х классов). В каждом административном округе города прошли Book-презентации "Книжный гольфстрим", призывающие молодежь окунуться в литературный поток, узнать новые имена и прочесть книги, проверенные временем.

Библиотеки, оснащенные компьютерной техникой, организовали и провели для старшеклассников виртуальные экскурсии "Томик из Интернета". В результате омская молодежь познакомилась с самыми популярными сайтами электронных библиотек: "Вавилон", "Фэнзин", библиотека Максима Мошкова, альманах "Снежный ком" и др. Используя разные формы популяризации чтения и книги, организаторы марафона хотели показать, что неважно, какой будет книга – печатной или электронной. И неважно, где ее будут читать – дома, в библиотеке, в школе, в институте или в гостях. Главное – получать радость и удовольствие от чтения.

В ходе марафона участники номинировали свои любимые книги на звание "Book-симпатия". Зоны голосования были организованы в муниципальных библиотеках и в магазинах сети "Книгомир". В голосовании приняли участие 1 067 читателей и покупателей. В общей сложности на звание "Book-симпатия" номинировано 609 книг (названий). Абсолютным фаворитом стал роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Лидирующие позиции среди номинантов заняли: "Ночной дозор", "Дневной дозор" С. Лукьяненко, "Код да Винчи" Д. Брауна, "Унесенные ветром" М. Митчел, "Алхимик" П. Коэльо. Шорт-листы книжных симпатий омской молодежи регулярно отражались на сервере школьного образования и на сайте Муниципальной детской компьютерной библиотеки.

Марафонцам был предоставлен шанс попробовать себя в рекламе и фотоискусстве, придумывая броские, оригинальные слоганы о чтении и соревнуясь за авторство суперкадра, на котором запечатлены милые, шокирующие, остроумные моменты общения с книгой.

Финальным мероприятием марафона "Ощути радость чтения!" стала молодежная дискотека "Book-night" – "Ночь книги". На дискотеке в КДЦ "Иртыш" участникам марафона и их друзьям были объявлены имена лидеров чтения, авторов лучших слоганов и фотографий на тему "Радость чтения". Таинственно-интригующее начало дискотеки, динамичное продолжение, конкурсы и игры с залом, призы и подарки, зажигательные танцы, гирлянды воздушных шаров и рекламные перетяжки, световые спецэффекты, фирменные футболки на ди-джеях и организаторах, использование мультимедиа на протяжении всей программы обеспечили марафонцам хорошее настроение. Был организован бар, в котором участникам марафона и их друзьям предложили 9 вкусов газированной и минеральной воды, предоставленных компаниями "Омсквинпром", "ИСА-ФРУКТ", "Завод минеральной воды «Омский»". Они утоляли жажду и продолжали веселиться, хором исполняли слоган нашего детства "Как хорошо уметь читать!", скандировали забавный текст о пользе чтения, сопровождая его движениями в стиле рэп.

Специальными призами и подарками от компании МТС, хоккейного клуба "Авангард", киноцентра "Галактика" были награждены 38 лидеров чтения, все остальные получили множество мелких сувениров. Оценить успешность выбранной формы приобщения к чтению позволили вопросы молодых людей, расходящихся после дискотеки: "А когда в следующий раз будет «Ночь книги»?".

Выбор форм проведения мероприятий в рамках проекта основывался на предполагаемых предпочтениях целевой группы. Поскольку все мероприятия были ориентированы на молодежь, использовались презентационные, мультимедийные, мобильные формы. Специалисты муниципальных библиотек считают, что они позволяют активизировать читательскую и творческую активность молодых людей, позиционировать чтение среди молодежи как достойный способ содержательного и интересного проведения досуга, повышают престиж библиотеки и книги в молодежной среде, делают чтение более привлекательным.

Убедившись в том, что объединение усилий приносит успех, муниципальные библиотеки приступили к реализации нового корпоративного проекта в партнерстве с радиостанцией "Радио Сибирь" и сетью магазинов "Книгомир". "Радио Сибирь" – компания, создающая креативные программные продукты, ее слушают две трети омичей. "Книгомир" – сеть книжных магазинов в Омске, активно продвигающая бренд "Время читать!". Библиотеки – главные проводники книжной культуры среди населения города. Результатом совместной работы стала радиоигра для омичей "Читальный зал", посвященная Всемирному Дню книги. Игра "Читальный зал" выходила в эфир ежедневно на частоте 103,9 FM в течение апреля и несколько раз в течение дня анонсировалась. Первый омич, дозвонившийся до радиостанции и блеснувший своей начитанностью на весь город, получал в подарок книгу от магазинов сети "Книгомир". Ежедневно омичам задавался вопрос определенной тематики, подготовленный одной из муниципальных библиотек (в проекте приняли участие 30 библиотек), например: библиотека им. З. Космодемьянской, реализующая просветительскую программу по изучению русской культуры, предложила омичам следующий вопрос. "На русских свадьбах, когда торжество подходило к концу, гостям раздавали маленькие пряники – "разгоняи". Для чего?". Варианты ответов: приглашали к чаю, предлагали веселиться до утра, намекали, что пора расходиться по домам. Призы победителям торжественно вручались в Центральной городской библиотеке. Для них проводили индивидуальные экскурсии по залам и знакомили с ресурсами библиотеки. В результате 20 омичей – победителей радиоигры – стали читателями Центральной городской библиотеки.

Радиоигра "Читальный зал" стала действенным проектом, направленным на позиционирование чтения и интеллекта как необходимого условия нового качества жизни и становления личности.

Способы привлечения к чтению могут быть самыми разными: например, во Франции создано специальное управление по делам книги и чтения. В США на улицах американских городов можно встретить "библиотечный" дорожный знак, указывающий путь в библиотеку. В Мексике власти обязывают прочитывать минимум одну книгу в месяц каждого полицейского. А в Омске реализуется городская целевая программа "Читающий город", которая должна стать основой для консолидации внимания муниципалитета, бизнеса и общественности к проблемам формирования книжной культуры горожан. Сегодняшний формат деятельности муниципальных библиотек способен формировать новое пространство чтения в мегаполисе. Используя свои ресурсы и принцип активного включения омичей в процесс общения с книгой, библиотеки города намерены активно вести работу по продвижению чтения и формировать в Омске общество знаний с социально-активными гражданами.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz