Назад || Главная || Карта сайта


И.П. Шихатов

Омск, Союз журналистов России

Начало омского театра


Зданию городского театра в 2005 г. исполнилось 100 лет. Но это только зданию, а театральная жизнь в Омске бытует уже 242-й год! Это не сенсация, а факт исторический, засвидетельствованный "Домовой летописью" Ивана Андреева – создателя первого омского театра.

В 1763 г. новым командиром Сибирской укрепленной линии стал Иван Иванович Шпрингер – генерал-поручик армии. Знакомство с офицерами Омского гарнизона, их службой, бытом и времяпровождением привело генерала в смятение и отчаяние. В свободное от службы время офицеры и чиновники проводили в карточных играх, кутежах или в безделье. Молодые люди, оторванные от прежней, привычной среды обитания в столицах и губернских городах, спивались и деградировали. Было над чем командиру призадуматься. Но чем и как занять офицеров и чиновников? А надоумил генерала один случай. Как-то Иван Иванович, зайдя в Чертежную к инженерам, трудившимся там над проектом Новой Омской крепости, услышал, как инженер-капитан Андреев своим товарищам вдохновенно читал… стихи Михаила Ломоносова! Тут генерала осенило: театр! Свой театр! И осенью 1764 г. Шпрингер поручил создание первого омского театра военному инженеру Ивану Григорьевичу Андрееву. Надо сказать, что у него нашлось немало не только сподвижников, но и желающих принять участие в этом увлекательном деле. А главным "ассистентом" и первой актрисой этого театра стала жена самого "главного режиссера" – Анастасия Васильевна Андреева, урожденная Яковлева. Генерал Шпрингер так был увлечен театральной идеей, что своим приказом не только организовал "Оперный дом" для "полирования" и воспитания офицеров, но и обязал их принять деятельное участие. Молодые омичи с таким рвением принялись "полироваться", что создали настоящий театр с артистической труппой, в которой "артистами" были не только служилые люди и члены их семей, но и все жаждавшие приобщиться к высокому слову искусства. А репертуар-то был не шуточный. Ставились "полнометражные" оперы: "Лиза", "Мельник – колдун, обманщик и сват" и "Разносчик". Не только пели и музицировали первые артисты града Омска (тогда еще – крепости), но и ставили трагедии. Трагедия Михаила Ломоносова (1711–1765) "Тамира и Селим", написанная им в 1750 г., долго держалась в репертуаре "Оперного дома". "Венецианская монахиня" – трагедия Михаила Хераскова (1733–1807) тоже была в активе Оперного дома. Неизменный интерес у зрителей вызывали трагедии Александра Сумарокова (1717–1777) "Синав и Трувор" (написана в 1750 г.), "Хорев" (1747 г.), "Ярополк и Демиза", "Артистона" и "Семира" из истории древней Руси. Потешались и его же комедиями "Приданое с обманом", "Чудовища", "Тресотинус", "Пустая ссора" и "Опекун". Вот это репертуар! Такое под силу только хорошо подготовленной труппе. А надо сказать, что свободного времени у "артистов" было предостаточно, а посему с таким самозабвением молодые омичи отдавались театру. В своей "Летописи" Андреев дает предысторию этого увлечения: "В сию зиму (1764–1765), на рождественской неделе, учрежден от генерала был в Чертежной для полирования молодых людей Оперный дом, где чинили представления разных трагедий и комедий под смотрением и предводительством моим. Причем на расходы со зрителей собиралось довольно денег, и употреблялись на разные платья и уборы"1. Так-то! "Под смотрением и предводительством моим" – Иван Андреев – первый режиссер в омской театральной истории! Спектакли готовились и ставились к праздникам, когда народ был свободен от повседневных забот. Сам Андреев повествует об этом так: "К продолжению веселостей недели масляной… в четверток у Делонца подполковника в школе, наверху бал, и ужин, и опера "Лиза", в субботу тут же опера "Разнощик", бал и ужин, в прощеный день вольное собрание по билетам, маскарад, бал и ужин на общественный кошт". Так положено было начало театральному делу в Омске. Омский театр стал вторым провинциальным театром России (после Ярославля) и первым на востоке страны. Приоритет, однако! Спектакли Андреева ставились в Омской крепости более тридцати лет. Продолжателями стали ученики Азиатской школы, потом Казачьего училища под началом Броневского, а после и Кадетского корпуса. Еще один, вполне профессиональный театр в 1850–1860 гг. существовал в… омском каторжном остроге! Его историю увековечил свидетель и участник этого действа сам Федор Михайлович Достоевский в своих "Записках из Мертвого дома". В отдельной главе, "Представление", посвященной острожному театру, писатель вещает: "На третий день праздника, вечером, состоялось первое представление в нашем театре". Достоевский подробно описывает приготовления к спектаклю, костюмы и "артистов". И отмечает: "Предполагалось, что слава острожного театра прогремит далеко в крепости и даже в городе, тем более что в городе не было театра"2. Удивительное дело, но в 1899 г. под здание городского театра отвели участок, который оказался рядом с бывшим острогом и его "театром"! Прямо провидение какое-то! Хотя Базарная площадь была непомерной величины и поставить театральное здание можно было на любой стороне обширного торжища, однако же приткнули прямехонько к острогу. К слову, на Архитектурно-градостроительном совете и в печати я несколько раз предлагал присвоить нашему театру имя Федора Михайловича Достоевского, как одного из участников омского острожного театра и автора пьес, шедших на омской сцене. Ответа не последовало. Да, в те годы в городе стационарного театра не было. Но театральная жизнь была. В Общественном собрании, Кадетском корпусе, училищах, гимназиях и школах. Откуда же взялись 132 года театру? Да с первой антрепризы. Но антреприза-то – явление временное, а театральная жизнь в Омске не прерывалась с 1764 г., сиречь 241 год! Следовательно, и отмечать следует эту дату – начало театральной жизни и театральной истории Омска, а не заезжую "антрепризу". Первое деревянное театральное здание по проекту омского архитектора Эдуарда Эзета было построено в городской роще (теперь здесь Сад пионеров) в 1874 г. Но благополучно сгорело в 1877 г. И на пепелище только в 1882 г. возвели новый, тоже деревянный театр. В 1891 г. на этом месте решено было поставить кафедральный собор, а посему обреченное здание разобрали. Приезжих гастролеров принимали в Общественном собрании, манеже Казачьего войска и в цирке Сичкарева. И только в 1905 г. был завершено здание городского театра по проекту Илиодора Хворинова. Открытие свершилось 24 сентября 1905 г. премьерой "Ревизора" Николая Гоголя. Кстати, театральное здание построено было сразу под электрическое освещение. Ток давала собственная, первая городская электростанция, расположенная рядом с театром. А историю облика самого театрального здания можно проследить по многочисленным открыткам и фотографиям. "Крылатый гений" восстановлен был по моей инициативе при поддержке и материальном обеспечении Альберта Каримова – главного архитектора города. И вот уже почти два десятка лет "Гений" парит над театром, став не только его символом, но и премиальной статуэткой.

_________________________

 

1 Цит. по: Словцов И.Я. Историческая хроника Омска. – Омск, 1880.

2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. – Т. 4. – Л., 1972. – С. 16–17.

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz