Назад || Главная || Карта сайта


Г.В. Шойдина

Новосибирск, государственный аграрный университет

Опыт изучения культурного наследия Новосибирска


В 1991 г. нами разработана и поддерживается до настоящего времени программа для молодежи "Познавая, сохраним". Эта программа родилась из желания дополнить университетские курсы истории России и Сибири путешествиями со студентами в седую старину и наше недавнее прошлое. Пообедать на живописнейших скалах, которым около 200 млн лет, побывать в пещере, внесенной в мировой каталог археологических памятников человечества с культурными слоями трехсоттысячелетней давности, побродить по древней обсерватории, которой более тысячи лет, отыскать наскальную живопись предков и полюбоваться ею, прогуляться по улицам города, которому пятая сотня лет, – ведь все это и многое другое так близко и так увлекательно!

В рамках этой программы к 80-летию переименования Новониколаевска в Новосибирск (февраль 1926 г.) нами был разработан новый проект: "Новониколаевск на карте современного Новосибирска (виртуальное путешествие)". Результатом этого проекта предполагается создание исторической информационной системы "Новониколаевск – Новосибирск" (создание электронных копий исторических и других документов, а также создание программного продукта (оболочки), позволяющей совершать виртуальные путешествия по карте города в различных временных периодах).

Конкретные задачи были поставлены перед студентами 1-го – 3-го курсов нескольких факультетов университета – сбор всех видов информации об истории Новониколаевска – Новосибирска: исторические фотодокументы; фото-, кино- и видеосюжеты о сохранившихся памятниках истории, культуры и архитектуры; музейные и опубликованные материалы; а также создание блока мемуарных сюжетов и видеоклипов, использование картографических и геоинформационных программных продуктов. В результате предполагается на основе широкого круга источников создание программы в HTML "Новониколаевск на карте современного Новосибирска".

Работа над проектом потребовала большого опыта поисковой работы по выявлению исторических и культурных памятников, их оценки, подготовки печатного издания по истории, культуре, искусству, создания программных продуктов (в частности электронных учебников, web-сайтов и т. п.), работы в Интернете, поиска и привлечения финансирования подобных проектов.

В ходе работы участниками проекта были выявлены и изучены различные источники, включающие в себя уникальные фотографии развивающегося города, начиная с закладки моста через Обь, первые карты города различных годов издания, исторические книги и атласы. Мы побывали в Новосибирском краеведческом музее, изучили экспозиции и материалы, связанные с основанием нашего города, с первыми годами его жизни, и многие студенты использовали их в подготовке своей части работы в рамках единого проекта.

Основными событиями и результатами стали подготовка творческих работ "Моя малая родина – Новосибирск", олимпиада по истории основания Новосибирска, научная студенческая конференция.

На основе найденных фотографий 1893–2005 гг. при поддержке деканата факультета государственного и муниципального управления (декан, доктор технических наук, профессор А.П. Пичугин, заместитель декана Н.А. Коноплева) был создан фотоальбом в электронном виде. Материалами этого альбома активно пользовались участники олимпиады по истории Новониколаевска для оформления работ, представленных на конкурс, а также докладчики при подготовке презентаций своих работ на научной студенческой конференции "Новониколаевск на карте Новосибирска: познавая, сохраним (к 80-летию переименования)", состоявшейся в университете 28 февраля 2006 г.

На конференции были представлены лучшие работы студентов. Широкий отклик получила дискуссия о дате основания, об истории имен города, доклады о рождении пос. Александровский, о культурном наследии Новониколаевска, о храмах и духовном начале города, о страшном пожаре 1909 г., о памятниках революции и "Большом театре Сибири" – Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Особенный интерес вызвал доклад "Становление Новониколаевска в лицах: портретная галерея", подготовленный в виде презентации. Перед студентами предстали лица людей, основателей нашего города – инженеров-изыскателей, инженеров-строителей, инженеров-путейцев, рабочих, промышленников, купцов, учителей, писателей, врачей, общественных деятелей, первого городского головы 1909–1913 гг. Новониколаевска – Владимира Ипполитовича Жернакова, выдающегося архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова, построившего около 100 крупных зданий в сибирских городах, но более всего в Новониколаевске, где им возведены здания, определившие архитектурный образ города.

Надо было видеть сосредоточенные, одухотворенные лица студентов, с большим любопытством слушавших истории жизни, всматривавшихся в портреты людей, до того незнаемых, но вот теперь становившихся живыми, узнаваемыми, уважаемыми. Пробуждение в студентах этого неподдельного интереса, интереса к собственной истории, истории малой родины и, наконец, в целом к России, интереса, побуждающего к активным позитивным действиям мы считаем своей педагогической сверхзадачей и гордимся своими достижениями.

Своеобразный итог общей работе был подведен в докладе "Новониколаевск на карте Новосибирска: прогулка по историческим местам города". Эта работа была задумана как подготовка прогулки по знакомым улицам с целью узнать в их облике черты прежнего, старого Новониколаевска, фотографии которого уже были в нашем распоряжении. Для сравнения с их современным видом автором доклада, Е. Боярищевой (студентка 3-го курса факультета защиты растений), было сделано более 240 фотографий сохранившихся зданий и сооружений Новониколаевска конца XIX – начала ХХ вв. Поисковая работа, по ее словам, была увлекательной. Результаты ее были оформлены в качестве презентации слайдов, с которых наш город многое рассказал о себе.

В бурно развивающемся Новосибирске сейчас трудно узнать пос. Александровский (Новониколаевский), впоследствии г. Новониколаевск, что наглядно видно на дошедших до нас фотоснимках начала 1890-х гг. в сравнении с современными, сделанными, по возможности, в том же ракурсе.

По оценке автора работы, "в докладе представлены лишь некоторые страницы нашего исторического фотоальбома, создавая который мы по-новому взглянули на свою малую родину, по-новому оценили и прочувствовали наш принцип – «познавая, сохраним…»".

В целом научная конференция вызвала большой интерес студентов, и не только непосредственных участников. Многие отметили, что совершено по-новому увидели город, в котором родились, живут, учатся. Многие высказали желание присоединиться к проекту. Участвовать в краеведческой работе, в подобных проектах становится престижным. Интерес к этому студенты сохраняют и на старших курсах: так, в представленном проекте активно участвовали и третьекурсники, и второкурсники (несмотря на то что университетские курсы истории России и Сибири для них позади).

По материалам конференции М. Галеевым (студент 2-го курса) был сделан фильм. Это – его первый опыт создания фильма, послуживший рождению новой инициативы студентов – подготовить материал и записать его на CD в честь 70-летия нашего университета.

Ценным результатом проекта также является приобретение его участниками следующих навыков: 1) овладение методами сбора и обработки различных типов исторических источников; 2) умение производить электронную фотосъемку, видеосъемку и монтаж DVD, первичную обработку фото- и видеофайлов; электронную обработку музейных и научных материалов; 3) овладение некоторыми компьютерными технологиями.

Работа по проекту "Новониколаевск на карте современного Новосибирска (виртуальное путешествие)" не закончена. Ее первые результаты, которые кратко изложены выше, а также многолетний опыт работы в целом по программе "Познавая, сохраним" отчетливо свидетельствуют, во-первых, о том, что юбилейные даты сибирских городов – это очень удобный повод подстегнуть интерес общественности, молодежи к родной истории, к освоению богатого культурного наследия.

Во-вторых, использование в истории современных информационных технологий позволяет создавать большие массивы взаимодействующей внутри себя информации, создавать виртуальные путешествия в глубь времен, как в нашем случае, – от карты древнего поселка через карты более поздних поселений к картам современных городов с имманентно присущей возможностью в каждый момент времени уделить необходимое внимание тем или иным деталям – постройкам, площадям и т. п., переходя к историческим личностям, определявшим отдельные эпохи, или переходя к фото-, кино-, видеоматериалам, характеризующим определенную историческую эпоху. И снова возвращаться к движению сквозь время и исторические эпохи.

Одним из главных уроков, вынесенных в ходе проведенной работы, было осознание того, что у современных студентов глубоко в душе хранится по-детски непосредственный, сформированный, быть может, на уровне инстинкта большой интерес к истории своей малой родины. Безумно плохое преподавание истории в школе, к счастью, так и не смогло убить глубинный интерес к этой науке у молодежи. С помощью модной и мощной современной информационной технологии можно "докопаться" до этих глубин и буквально разбудить и зажечь живые, но зачастую спящие души.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz