Назад || Главная || Карта сайта


Ю.Ю. Шушковский

Омск, Городской драматический театр "СТУДИЯ" Л. Ермолаевой

Непрофессиональные театры как феномен
социокультурного пространства города


Поскольку тема "непрофессиональных", а в последующем нашем обзоре – любительских театров в социокультурном пространстве города многообразна и рассматривать ее можно с разных сторон, оттолкнемся от термина "феномен", и в дальнейшем будем придерживаться формата этого определения. "Феномен", согласно трактовке толкового словаря иностранных слов, – это нечто редкое, необычное, исключительное.

На мой взгляд, становление в Омске любительского театра как социокультурного явления началось с появления коллектива в Сельскохозяйственном институте им. Кирова в конце 1960-х гг. Коллектив возглавил Юрий Семенович Шушковский. В то время это был больше публицистический театр, познакомивший жителей города с творчеством турецкого драматурга Назыма Хикмета, а также с новой драматургией того времени. Для города с огромным оборонным комплексом, а потому закрытым, это был глоток мировой культуры, ее тенденций развития. Люди не могли себе в то время позволить инакомыслие, а посему, занимаясь ли в любительском коллективе, присутствуя ли на спектаклях как зрители, жители города могли хотя бы представлять иной взгляд на происходящее, иное видение культуры, кроме той, что была представлена официальными источниками.

Давление цензуры на работу любительских театров было не столь сильно, как на творчество официальных, профессиональных театров, а потому позволялись новации и даже (в рамках курса партии) некая вольность.

Любительские театры того времени собирали вокруг себя и включали в свой круг общения творческую интеллигенцию. Такие коллективы были местом встречи единомышленников и позволяли вести широкий обмен мнениями о дальнейших планах своих работ.

Когда же в стране началась хрущевская оттепель, то количество любительских театров резко возросло. Практически в каждом Доме культуры, каждом Дворце культуры, а их тогда строило каждое предприятие, были театральные кружки или театральные коллективы. Теперь в коллективы хлынула молодежь. Причем это были не только студенты омских вузов, но и трудящаяся молодежь. В стране стали издаваться журналы и альманахи, печатавшие на своих страницах как зарубежных авторов, так и отечественных писателей. На этой волне в городе появилось несколько "театров поэзии". Напомню два коллектива – во Дворце "Нефтяников" под руководством Любови Ермолаевой, и во Дворце культуры завода им. Баранова под руководством Ларисы Меерсон.

В то же время стали создаваться и любительские театры, в которых занимались дети. Так, уже с раннего возраста подрастающему поколению прививалась любовь к литературе, искусству, театру.

Спектакли любительских коллективов в то время уже стали не разовым явлением. Каждый спектакль актеры-любители играли по нескольку раз. И что самое удивительное – при полных залах. Театральные коллективы тех лет были передовыми в открытии имен авторов и драматургов, которые творили во времена сталинизма, а также зарубежных драматургов. Любительские театры открывали новые имена и неизвестные вехи в истории страны. Многие спектакли были посвящены той современности, в которой довелось жить актерам любительских театров.

Именно в то время в городе организовывается фестиваль любительских театров "театральная весна". Уровень спектаклей любительских театров был настолько высок, что позволял конкурировать как между собой, так и на всероссийских смотрах, конкурсах, фестивалях, любительских театральных коллективов.

Во времена перестройки многое изменилось в стране. Коснулось это и любительского театрального движения нашего города. Некоторые коллективы использовали появившуюся возможность и перешли в ранг муниципальных, т. е. профессиональных коллективов. Эти театры возглавляли Любовь Ермолаева, ныне это Городской драматический театр "СТУДИЯ" Л. Ермолаевой, Сергей Рудзинский, ныне это "Пятый театр", Вадим Решетников, ныне это "Лицейский театр", Владимир Витько, ныне это театр "Галерка".

Любительские же театры во многих, если не сказать во всех заведениях культуры перестали существовать как творческие единицы. Однако любительское театральное движение не кануло в лету. Некоторые из тех, кто работал в доперестроечное время, такие как Юлия Маркина, Лариса Меерсон, Нина Козорез, работают не по одному десятку лет, создавая и пропагандируя свой театр и по сей день. На смену исчезнувшим или ушедшим корифеям пришли новые молодые режиссеры. На сегодняшний день восстановлен статус фестиваля "Театральная весна", на котором коллективы по-прежнему представляют свои работы на суд уважаемого жюри.

Сегодня в любительском театре в основном занимаются молодые студенты и школьники нашего города. Особенно приятно отметить их увлечение театром в настоящее время, когда в городе наличиствует огромное количество развлекательных заведений. На мой взгляд, это может означать, что такое явление или феномен любительского театрального движения в нашем городе, пройдя и пережив столько катаклизмов, имеет право занимать свою нишу в организации культурного пространства молодежи нашего города. Это может означать то, что молодые люди не только увлечены творческим процессом, не только используют возможность знакомиться с произведениями отечественной и мировой литературы и драматургии, но и способны, создавая спектакли, увлекать молодежную интеллигенцию новыми работами, приглашая к себе на спектакли.

Нынешние работы любительских театральных коллективов отличаются как многообразием форм, так и выбранным репертуаром. Так, Павел Мошкин уже не первый год представляет работы по произведениям авторов-абсурдистов, новаторов. Юлия Маркина является сторонницей литературного театра. Многие молодые режиссеры берут в работу со своими актерами и классические произведения как отечественных, так и зарубежных драматургов. Все вышеприведенное наводит на мысль, что приобщение к культурному наследию, приобщение к современной культуре через любительский театр будет своеобразной формой расширения кругозора современной молодежи и далее.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz