Назад || Главная || Карта сайта


П.И. Фролова

Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Региональное учебное пособие по русскому языку и культуре речи как средство развития учебно-познавательной компетенции
и становления социальной компетентности


Сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха с помощью своих профессиональных навыков. Для плодотворной работы по специальности профессионал любого профиля и каждый член общества должен иметь основные навыки для успешной коммуникации в различных сферах жизнедеятельности: юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной, бытовой. Поэтому современное преподавание русского языка в неязыковых вузах должно выстраиваться с учетом усложняющейся миссии высшего образования.

Узкопрофессиональный подход сегодня недостаточен, и высшая школа наряду с подготовкой к трудовой деятельности специалистов нового поколения должна формировать образованного гражданина, критически мыслящую личность, которой усвоены определенные нормы, демократические ценности, этические принципы, присуще умение оценивать моральное значение действий и выбора, значение национальных культурных ценностей и межкультурного диалога, т. е. взгляды и установки, формирующие социальную ткань гражданского общества1.

Работодатели, кроме профессиональных знаний и умений, сегодня ценят новые способности, касающиеся устного и письменного сообщения, общения и умения работать в команде, творческого подхода, способности предвидеть и помещать события в более широкий контекст, находчивости, умения постоянно учиться и адаптироваться к переменам, деловитости, ответственности и организованности2.

Социализация личности, подготовка ее к жизни в условиях все более глобализующегося общества становится не менее важной функцией высшего образования, чем подготовка к выходу на рынок труда в качестве профессионально подготовленного человека. Готовить и гражданина, и специалиста – именно так должна звучать сегодня задача высшей школы.

Современная обстановка на рынке труда требует от специалиста умения быть конкурентоспособным, востребованным для потенциального работодателя, и очень часто это зависит от владения грамотной речью, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения, умения подать себя. Очевидно, что давно назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях российского образования. Именно поэтому Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (3 февраля 2000 г.) ввел в программу подготовки специалистов нефилологического профиля курс "Русский язык и культура речи"3. Основной целью данного курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом родного языка.

При этом языковая подготовка студентов призвана решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, которым уделяется повышенное внимание при реализации личностно ориентированного образования в высшей школе. Основными ценностями образования исходя из положений парадигмы личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) являются личность, культура, творчество студентов. В содержании личностно ориентированного воспитания выделяется несколько компонентов: а) ценностный, мировоззренческий (ведь когда мы обучаем и воспитываем, мы передаем ценности, способствуя тем самым процессу социализации. Ценности пропитывают всю образовательную деятельность и усваиваются не всегда сознательно); б) культурологический, направленный на изучение и освоение культуры; в) социализирующий (опыт гражданского поведения личности, накопление общественного опыта, функционирование личности в системе социальных отношений); г) личностный, направленный на развитие способности личности к самопознанию, самоконтролю, самоорганизации4.

Авторским коллективом кафедры иностранных языков СибАДИ было разработано учебное пособие "Край сибирский, край родной". Исходя из того, что региональные особенности непосредственно влияют на формирование и развитие личности человека в процессе социализации, определяют воспитательно-образовательный потенциал региона и своеобразие региональной образовательной среды, создавая учебное пособие по курсу "Русский язык и культура речи", мы решили опираться на региональные материалы. История освоения сибирских просторов, создание первых городов, развитие сельскохозяйственного и научного потенциала, уникальные природные памятники Сибири, культурные и спортивные достижения земляков – такие темы составили основное содержание текстов. При подборе дидактического материала активно использовались работы омских историков и журналистов, занимавшихся (и занимающихся) изучением прошлого и настоящего родного края (М.Е. Бударин, Б.С. Гвоздев, С.А. Заплавный, В.И. Кочедамов, И.Ф. Петров, И.П. Шихатов, А.И. Юрьев), а также исследователей в области социальных наук, работающих в СибАДИ (С.Г. Сизов. "Омск в годы "оттепели": жизнь города в контексте эпохи (март 1953–1964 гг.)", А.Г. Заподовникова, А.Д. Колесников, В.Д. Полканов, Н.Г. Якушина. "Очерки истории СибАДИ").

Небывалое удивление возникает у студентов при ознакомлении с некоторыми фактами из истории Омска: "В 1915 г. в одной из московских газет была помещена заметка о том, что в г. Омске в грязи утонул верблюд" или "Настоящим событием в середине 1930-х гг. стало строительство в городе двух пятиэтажных жилых домов: одного – на Красном Пути (дом № 79), а другого – на площади Дзержинского. Это были первые пятиэтажки в нашем городе. Любоваться ими приходили отовсюду. Невидаль! Ведь Омск долгое время был деревянным одноэтажным городком". Мало кто из студентов знает, что в 1934 г. наш город по новому административному делению страны стал центром крупнейшей в Советском Союзе Омской области, простиравшейся от степей Казахстана до берегов Карского моря (не область – гигантская держава!).

А как изменилось дорожное хозяйство города? Об этом будущие строители автомагистралей узнают, составляя сравнительную таблицу "Дорожное хозяйство Омска 1930–2005 гг.", используя материалы нескольких упражнений. Приведем фрагменты некоторых текстов:

1) На первое октября 1936 г. автобусный парк Омска состоит всего из 40 машин общей вместимостью 838 мест. Протяженность автобусной линии 27,8 км. При этом 60 % парка автобусного хозяйства составляют не автобусы, а грузовые машины, приспособленные для перевозки пассажиров... Неисправность дорог, по которым курсируют автобусы, пагубно отражается на машинах: они часто ломаются и встают на ремонт.

2) В начале 1960-х гг. в Омске заметно возросло количество асфальтированных дорог и тротуаров. К концу 1966 г. протяженность асфальтированных дорог и проездов составила 569 км, или 66 % от общего протяжения улиц, благоустроенных тротуаров – 760 км, а сеть уличного освещения увеличилась до 600 км. Особое значение для развития города имело строительство трех мостов через Омь и Ленинградского моста через Иртыш.

3) Протяженность маршрутной сети города – 2 984,1 км. По дорогам города колесят 846 автобусов, 207 троллейбусов, 118 трамваев. Ежедневно по маршрутам Омска перевозится 800 тыс. пассажиров.

18 октября 2005 г. через Иртыш было открыто автомобильное движение по метромосту им. 60-ле­тия Победы. В 2008 г. планируется запуск одной ветки омского метро, ввод которого должен значительно разгрузить центральные магистрали города с миллионным населением.

О природных кладовых Омской области студенты узнают, прочитав беседу со специалистом по природным ресурсам и ответив письменно на вопрос: "Чем богата омская земля?" Для полноты ответа предлагается составить таблицу полезных ископаемых, отразив в ней количество месторождений, их названия, перспективные ресурсы, ежегодную добычу, область применения. Оказывается, что наша область отнюдь не обделена полезными ископаемыми, как думают многие по устоявшемуся стереотипу.

Омской области дано немало, на ее территории обнаружены 24 вида полезных ископаемых шести групп: от углеводородов до минеральных солей. Нефть добывается только в Тарском районе на Крапивинском месторождении. Но у нас известно около 40 перспективных участков. Запасы циркониевых песков оцениваются в миллионы тонн. В районе оз. Бейты сосредоточены огромные запасы сульфатно-магниевой соли. Магниевая составляющая применяется для изготовления теплосберегающих блоков и панелей. В Любинском районе находятся залежи бентонитовой глины. Ее растворы применяются при бурении скважин. Глина жирная, уменьшает трение при бурении. Подобные месторождения прибыльно работают в Хакасии, Татарстане, Курганской области. Лечебные грязи оз. Ульджай уже давно используются омскими здравницами.

Учебное пособие предназначено для практических занятий по русскому языку и культуре речи. В нем представлены упражнения и учебные тексты по истории родного края, содержащие задания для самостоятельной индивидуальной и групповой работы, а также для выработки навыков организации эффективной речевой коммуникации, овладения особенностями официально-деловой письменной речи.

Содержание пособия охватывает не только принципы построения монологического и диалогического текста на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням – фонетическому (орфоэпия и орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация).

В процессе практической работы обучаемые овладевают целым рядом разнообразных умений:

– отбор и систематизация языковых средств в соответствии с используемым функциональным стилем;

– способы перехода от одного типа словесного материала к другому (от плана к связному тексту);

– трансформация текстов, изменение их структуры и содержания (план, тезисы, конспект, аннотация, сокращение текста или распространение подробностями);

– способы создания типовых официальных документов, правила расположения реквизитов;

– трансформация вербальных средств подачи материала в невербальные (схемы, графики, таблицы) и наоборот;

– реализация описания в разных речевых ситуациях (презентация, создание путеводителя, проведение экскурсии);

– переход от письменного текста к устному (выступление с информационным сообщением, агитационной речью, личное резюме и собеседование при приеме на работу);

– переход от текста-структуры к связному тексту (план выставки, реклама, расписание поездки);

– правильное использование сокращений в текстах документов;

– применение справочной и дополнительной литературы.

 

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, однако может быть использовано в качестве дополнительного материала для занятий по русскому языку или проведения факультативного курса в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях. Изучение языков является средством развития личности, ее духовного обогащения, поэтому на занятиях мы стремимся к тому, чтобы тексты учебных пособий давали обучающимся материал о малой родине – нашей бескрайней Сибири, где мы родились, учимся и работаем на благо сибирского края.

Таким образом, использование регионального учебного пособия "Край сибирский, край родной" способствует формированию и развитию у студентов-нефилологов учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой компетенции и становлению социальной компетентности.

_________________________

 

1 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов-н/Д, 1999.

2 Колесов В.П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня. – 2006. – № 2. – С. 21.

3 Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 10-е изд. – Ростов н/Д, 2004.

4 Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 4; Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М., 2003. – С. 115.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz