Назад || Главная || Карта сайта


М.А. Жигунова

Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского,Омский филиал Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

Современная религиозная принадлежность городского населения Западной Сибири (на примере русских)


 

Поскольку религиозная (конфессиональная) принадлежность является важнейшим этнодифференцирующим и этноинтегрирующим признаком каждого этноса, то обращение к ее исследованию представляется особенно актуальным. Объектом нашего исследования является русское население, которое составляет подавляющее большинство жителей западносибирского региона (80 %). Процессы, происходящие в российском обществе, стимулировали развитие новых исследовательских подходов и тем, что также обусловлено "снятием определенного политического и идеологического давления, практически исключавшего ранее их изучение. Православие, пронизывающее в действительности все сферы народной жизни, не только не изучалось (за малым исключением), но и нарочито затемнялось, проявления его искажались"1.

Представленная работа является продолжением ведущихся автором многолетних историко-этнографических и этносоциологических исследований современного самосознания и культуры русского населения Западной Сибири2 и освещает проблемы современной религиозной идентичности, под которой понимается самоопределение, выбор индивидом своей религиозной принадлежности. Городское русское населении Западной Сибири отличается довольно высокой гетерогенностью, обусловленной спецификой заселения и расселения, различными социально-экономическими, природно-геогра­фическими, этническими и другими факторами. В данной работе мы не будем останавливаться на различиях отдельных этнокультурных и социальных групп, посвятив основное внимание наиболее общим моментам, характерным для подавляющего большинства русских. Следует отметить определенные трудности в исследовании заявленной тематики. Прежде всего, объективная сложность и методологическая неразработанность самого понятия "религия" (ученые насчитывают около 250 дефиниций этого слова) приводит к признанию ее "сложным", "многоуровневым", "многомерным", "системным" образованием. Одним из сложнейших является вопрос о том, как анализировать феномен религии в настоящее время, "поскольку исследователь попадает в логический круг: чтобы квалифицировать индивидуальную религиозность, он должен пользоваться общими категориями универсальной "всеобщей истории религии" и типологии "религиозности" как таковой, но, чтобы создать такую типологию, он должен описать все многообразие индивидуальной и групповой религиозности"3.

Основными источниками для нашей работы послужили полевые этнографические и этносоциологические материалы, собранные под руководством автора среди городского населения Алтайского края (Барнаул), Омской области (Исилькуль, Калачинск, Москаленки, Марьяновка, Омск, Таврическое, Тара, Черлак), Новосибирской области (Новосибирск), Ямало-Ненецкого автономного округа (Ноябрьск) в 1986–2006 гг. Материалы собирались экспедициями Омского государственного университета, Омского филиала Объединенного института истории, филологии и философии СО РАН (в настоящее время – Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН), Сибирского филиала Российского института культурологии, Омской областной общественной организации "Центр славянских традиций", а также – лично автором. В качестве дополнительных источников использовались фольклорные материалы, словари русского языка и русских говоров Сибири, публикации в средствах массовой информации, а также – авторский опыт преподавания в Омском государственном университете лекционных курсов: "История мировых религий", "Обряды жизненного цикла восточных славян" и "Современные этнические процессы у русских Сибири" (2002–2006 гг.).

Как известно, в бланках Первой Всероссийской переписи населения 1897 г. не было графы "национальность", а записывалось вероисповедание. Это свидетельствует об определяющей роли религиозного фактора в жизни российского общества в конце XIX – начале XX вв. Религиозные нормы регламентировали все отношения (как коллективные, так и личностные), считалось, что "всё от Бога" и "на всё Божья воля". Слова "русский" и "православный" являлись практически синонимичными. В современном языке прилагательным "православный" зачастую обозначается лишь внешняя форма некоего христианского религиозного явления, а словом "ортодоксальный" – его сущность"4.

Вопрос о количестве православных в современной России относится к дискуссионным, разные исследователи приводят разные цифры, разброс которых просто поражает: от 2 до 70 %. Схожая тенденция прослеживается и по результатам наших исследований: от 5–10 % до 60–80 % опрошенных в 2000–2006 гг. Ситуация объясняется тем, что используются разные критерии, зачастую не совпадают самоидентификация и реальная ситуация. Так, примерно 2/3 респондентов западносибирского региона считают себя православными. Но треть из них не принимали обряд крещения, более половины не носят нательный крест, не знают молитв, нерегулярно ходят в церковь, не знают и не отмечают религиозные праздники (за исключением Рождества и Пасхи), не соблюдают религиозные посты, "не знают всех тонкостей поведения в церкви" и т. д. Таким образом, с точки зрения официальной православной церкви, эти люди не могут считаться истинными православными. Интересно, что принадлежность к православию многими людьми воспринимается как некоторая данность: "Я русская, родилась и живу в России – значит, православная".

После уточняющих и разъясняющих ответов примерно 80 % респондентов затруднились четко определить свою конфессиональную принадлежность: "Не знаю, никакой", "Я не религиозен, безразличен", "Не знаю, раньше говорили, что Бога нет, а теперь – наоборот", "И верю, и не верю", "Не верующий, но и не атеист", "Верю во что-то свыше", "Не знаю, кто я – у родителей вера разная", "Не верю в Бога, которого нам проповедуют и навязывают, у каждого он свой" и др. Также встретились единичные ответы: "крещена, но скорее – язычница", "крещеный атеист", "православный мусульманин".

Значительная часть опрошенных "в Бога верят, но верующими назвать себя не могут", т. к. "в церковь регулярно не ходят", "постов не соблюдают", "не причащаются", "молитв постоянно не читают", "молятся своими словами", "верят, когда прижмет" и т. д. Встречаются в этой группе "верующие в разумных пределах" и "верующие по привычке". Повсеместно встречается мнение, что соблюдение всех внешних церковных постулатов необязательно, главное – "верить в душе". Вот несколько наиболее характерных суждений: "Я православная, но отрицательно отношусь к церквям", "К соблюдению религиозных обрядов я отношусь скептически, считаю, что необязательно идти в церковь, если хочешь поговорить с Богом, необязательно прочитать определенное количество молитв в какой-то последовательности и отбить положенное количество поклонов". "Знаю одну молитву – "Отче наш", да и то только потому, что ее заставляли выучить в школе на уроке литературы, оценку, кстати, за это поставили". Очень часто в ответах звучало: "Я по-своему верю в Бога".

Как правило, большинство опрошенных признались, что обращались к религии в результате каких-то сильных потрясений, изменений, в трудные и переломные моменты своей жизни, когда находились в пограничном состоянии, не были уверены в своих собственных силах и пытались прибегнуть к помощи сил сверхъестественных. Вера помогала обрести спокойствие, равновесие, ориентир в дальнейших действиях и поступках. Встречаются случаи, когда различные религиозные действия совершаются по принципу: "На всякий случай, авось поможет". Так, посещение церкви и чтение молитв прослеживается среди студентов и школьников (особенно – девушек) накануне сдачи экзаменов, среди молодоженов – после регистрации брака, среди больных перед ответственной операцией и даже среди научных сотрудников – после отправки конкурсных грантов.

"Настоящими", или "истинными", православными (христианами) можно считать лишь 5–10 % от всех опрошенных. Эти люди живут по церковным канонам, считают, что знают основы христианского учения, регулярно читают Библию, молятся и ходят в церковь, участвуют в главных христианских таинствах (крещение, исповедь, миропомазание, венчание и др.), соблюдают все религиозные посты, традиционно отмечают религиозные праздники.

На атеистов, которые "не верят ни в кого и ни во что", приходится 5 % опрошенных (преимущественно это мужчины среднего возраста и юноши). При уточняющих ответах выяснилось, что среди них встречаются не только "атеисты по натуре", убежденные, воинствующие и невоинствующие, но и – "крещеные атеисты", "православные атеисты". Многие из них были крещены в православие в детском возрасте, отдельные с уважением относятся к религии и считают, что "среди священнослужителей представлена самая образованная часть людей".

Остальные 5 % опрошенных относят себя к различным конфессиям (язычники, мусульмане, буддисты, кришнаиты, мормоны, сатанисты и др.). Обвальный распад марксистско-ленинской идеологии и гносеологии в конце прошлого века привел к образованию своеобразного мировоззренческого вакуума. В соответствии с народной мудростью, что "свято место пусто не бывает", возникшая пустота стала заполняться как традиционными для русских представлениями, так и абсолютно новыми. Наиболее активно этот процесс протекал в 1990-е гг. Так, только на территории Омска и Омской области с апреля 1991 г. по сентябрь 1996 г. было зарегистрировано 125 религиозных объединений, принадлежащих к различным конфессиям5. Среди них – община "Омкар Шива Дхам", основанная Раджни в 1992 г. в д. Окунево Муромцевского района (это место считается "духовным полюсом Земли" и будущей духовной столицей обновленного человечества). В Омске был создан филиал международного общества Сознания Кришны, в Домах культуры проводились вечера евангелистских христиан. Весной 1996 г. в крупнейшем омском спортивно-культурном комплексе "Иртыш" американские миссионеры "Церкви Христа" на протяжении двух дней призывали молодых омичей молиться за Америку и подвергнуть ревизии исконное русское православие. Это вызвало всплеск общественного недовольства, которое вылилось в первомайский митинг с характерными плакатами: "Россия – не свалка религиозных отходов", "Тоталитарным сектам – нет". С 1997 г. в Омске официально зарегистрировано объединение мормонов (Всемирная церковь Иисуса Христа Святых последних дней).

В марте 1997 г. в парадном зале картинной галерее музея им. М.В. Врубеля состоялось торжественное подписание соглашения между администрацией Омской области и Омско-Тарской епархией. Газеты писали: "Возможно, впервые объединяются усилия властей и Русской православной церкви в стремлении возродить лучшие духовные традиции нашего общества, укрепить сотрудничество и совместное участие в воспитании детей и молодежи, расширить рамки миротворческой деятельности, межконфессионального понимания… Подобный договор, где стороны взяли на себя обязательства по сотрудничеству в самых различных сферах, – первый в России"6.

В январе 1998 г. в омской газете "Ореол" в разделе "Вот что творится" было опубликовано следующее письмо: "Хочу поделиться своей болью. Моя дочка вышла замуж за баптиста, в прошлом году родила дочь, а в этом году родился уже второй ребенок. Зять утверждает, что предохраняться – грех и что детей у них будет столько, сколько Бог даст. Конечно, дети – это хорошо. Но ведь у них жилье – 12 кв. м, теснота, денег на питание не хватает, да к тому же у дочки слабое зрение и больные почки… Я сильно переживаю за здоровье дочки и внучат, и родители зятя – они не баптисты – тоже его ругают. А он с Библией в руках доказывает своему отцу, что он прав, что предохраняться – грех. Но разве не грех – давать детям жизнь, не обеспечивая ее, и обрекать их на нищету и неудобства? Как нам ему это доказать?"

Первичным этапом, вводившим в православную общину нового члена, являлся церковный обряд крещения. В 1950–1960-е гг. в Западной Сибири частично сохранялось крещение детей "домашним способом"7. Пик популярности современного церковного обряда пришелся на середину 1990-х гг., когда крестились не только младенцы, но и дети дошкольного и школьного возраста, взрослые мужчины и женщины. Иногда одновременно крещение принимали сразу три поколения: родители, их дети и внуки. Это связано с тем, что священники отказываются крестить ребенка, если у него некрещеные родители.

В июне 1998 г. с главной пристани Новосибирска после торжественного молебна отправился в миссионерское плаванье по Оби теплоход "Святой апостол Андрей Первозванный". Как сообщил "один из главных инициаторов православной акции, настоятель собора Александра Невского Новосибирской епархии Русской православной церкви отец Александр Новопашин, этот единственный в России "плавучий храм" совершает свою миссию второй год. В прошлом году в ходе миссии получили крещение в Оби 2,5 тыс. жителей области. В этом году духовно-просветительская экспедиция получила поддержку управлений здравоохранения и социальной защиты областной администрации. Вмесите со священниками… в отдаленных селах будет работать группа новосибирских медиков различного профиля. В каждом населенном пункте медики проведут обследование и диагностику жителей и оставят укомплектованный набор медикаментов. Малоимущие сельчане получат помощь в виде продуктов…"8.

Анализируя данные этносоциологических исследований, мы пришли к выводу о том, что религиозная принадлежность продолжает сохранять в российском обществе свои традиционно значимые функции. Так, год от года растет количество лиц, называющих религию в качестве главного этнодифференцирующего и этноинтегрирующего признака (от 15 % в 1980-х гг. до 70 % в 1990-х). При ответах на вопрос: "Как бы вы себя назвали?" в последние годы встречаются следующие единичные ответы: "православный", "христианин", "раб Божий". Один молодой человек назвал себя "человек-Бог" и пояснил: "В Библии написано, что в каждом человеке живет Бог". Современная религиозная идентичность русского населения Западной Сибири характеризуется кризисным состоянием, проявляющимся в сложности и противоречивости происходящих процессов, значительных затруднениях четко определить свою конфессиональную принадлежность. Существующие религиозные представления отличаются значительной аморфностью и многообразием, зачастую не совпадают самоидентификация и реальная ситуация. Количество "истинно верующих" людей, регулярно участвующих в религиозных обрядах, знающих и соблюдающих основные каноны религиозной веры, является незначительным (несмотря на то что подавляющее большинство считают себя православными).

_________________________

 

1 Громыко М.М., Кузнецов С.В., Буганов А.В. Православие в русской народной культуре: направление исследований // Этнограф. обозрение. – 1993. – № 6. – С. 60–84.

2 Жигунова М.А. Изменения в религиозном сознании русского населения Омской области // Общество и религия. – Омск,1997. – С. 71–72; Она же. О религиозном сознании русских Западной Сибири в последней четверти ХХ в. // Этнография Алтая и сопредельных территорий. – Барнаул, 2001. – С. 123–124; Она же. Этнокультурные процессы и контакты у русских Среднего Прииртышья. – Омск, 2004; Она же. Конфессиональная принадлежность и ее проявления в современной культуре русских // Русский вопрос: история и современность. – Омск, 2005. – С. 84–88; Она же. Семейные праздники // Русский народный праздник. – Омск, 2005. – С. 191–209; Она же. Религиозная идентичность в современной культуре русских Западной Сибири и Северного Казахстана (к постановке проблемы) // Православные традиции в народной культуре восточных славян Западной Сибири и массовые формы религиозного сознания. – Новосибирск, 2006.

3 Аринин Е.И. Религиоведение (введение в основные концепции и термины). – М., 2004. – С. 32.

4 История религии: В 2 т. – Т. 2. – М., 2002. – С. 97.

5 Шурыгин Д. Растут как поганки // Новое обозрение. – 1997. – 28 мая.

6 Першина Л. Всем нам так нужна нравственная опора в жизни // Новое обозрение. – 1997. – 19 марта.

7 Жигунова М.А. Родины и крестины у русских Западной Сибири (ХХ в.) // Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. – Омск, 2005. – С. 187.

8 Корабль-церковь плывет по реке // Вечерний Омск. – 1997. – 18 июня.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz