Назад || Главная || Карта сайта


А.Н. Животова

Тюмень, государственный университет

Роль музеев в сохранении и изучении архитектурного наследия Тюмени


О сохранении культурно-исторического наследия в последнее время и говорят, и пишут очень много. Этот животрепещущий вопрос сегодня волнует уже не только историков и краеведов, но и сотрудников административных структур. Подъем интереса администрации к данному вопросу связан с появлением перспективы развития Тюменского региона в сфере туризма. Вопросы исторического развития Тюмени и Тюменской области рассматриваются на заседаниях совета по развитию туризма в Тюменской области, а также координационном совете по выработке единой земельной и градостроительной политики при губернаторе области. Одной из важных проблем остается вопрос, связанный с сохранением и использованием деревянной архитектуры Тюмени.

Для тюменских историков и краеведов вопрос сохранения деревянной архитектуры города однозначен и означает сохранение уникальности и самобытности Тюмени – города, который в числе немногих по России имеет статус "исторического". Уже в 70–80-х гг. XX в. тюменские исследователи высказывали идею о создании заповедной зоны в городе – района с нетронутыми улицей или группой деревянных домов. Дискуссии об этом ведутся по сегодняшний день, однако ничего конкретного для создания такой зоны пока не предпринято. Одной из первых эту идею высказывала Неля Хазимухамедовна Шайхтдинова, научный сотрудник Тюменского государственного музея изобразительных искусств. Она стояла у истоков движения охраны памятников в Тюмени, была первой, кто серьезно обратил внимание общественности и стал изучать особенности деревянной архитектуры Тюмени. Благодаря ее деятельности в научный оборот вошли понятия "тюменская домовая резьба"1 и "тюменские дымники"2. Осознав, как искусствовед, архитектурно-художественную ценность застройки конца XIX в., она стала прилагать силы, чтобы ее сохранить. Ее заслугой явилось создание в музее коллекций образцов деревянной домовой резьбы и железопросечных изделий Тюмени и юга области, а также публикация иллюстрированного альбома "Деревянная резьба Тюмени", который выдержал не одно переиздание. В целом, деятельность Н.Х. Шайхтдиновой, ее экспедиции, охватившие ряд районов Тюменской, Курганской и Челябинской областей, открыли богатый и малоизученный пласт культуры – тюменское народное искусство.

К сожалению, многого из того, что было изучено и зафотографировано во время экспедиций Нели Хазимухамедовны, сегодня уже не существует. Часть зданий разрушило время, другие снесены, для того чтобы освободить место под новую застройку, дымники – сгорели, отслужив свой срок, многих мастеров уже нет в живых. Тем ценнее сейчас для нас являются плоды ее деятельности, связанные с изучением, музеефикацией и фотофиксацией памятников народного зодчества.

Последовательницей Н.Х. Шайхтдиновой в изучении деревянной архитектуры Тюменского региона стала Елена Михайловна Козлова-Афанасьева3, как и Н.Х. Шайхтдинова, она долгое время работала в Тюменском государственном музее изобразительных искусств. Деревянная домовая резьба Тюмени и ее окрестностей стала основным предметом ее исследовательской работы. Анализируя этнокультурные контакты западносибирского региона, сравнивая образцы архитектурной резьбы различных регионов юга области, Елена Михайловна охарактеризовала ведущие традиции тюменской домовой резьбы, выявила ее региональные центры и осуществила классификацию форм архитектурного резного декора.

С появлением информационных технологий и внедрением их в музейную деятельность появилась возможность создания электронных коллекций, экскурсий, учебно-методических пособий и путеводителей по материалам музейных фондов, что позволяет значительно расширить круг музейной аудитории, способствует повышению интереса к музейному предмету и экспозиции, позволяет формировать более активную позицию посетителя в отношении музейной информации. А это в свою очередь окажет серьезную помощь в воспитании осознанного патриотического отношения подрастающего поколения к своей истории.

Формированием электронной базы данных по деревянной архитектуре города с 2003 г. занимаются сотрудники музея археологии и этнографии Тюменского государственного университета. Начало этой работы было положено разработкой проекта "Уходящий город", поддержанного Благотворительным фондом развития Тюмени. Целью проекта являлась организация досуга подростков и молодежи путем вовлечения их в поисково-исследовательскую работу, направленную на изучение деревянной архитектуры Тюмени. В его реализации приняли участие учащиеся одной из школ города и студенты факультета истории и политических наук (ФИиПН) (сегодня института) Тюменского государственного университета (ТюмГУ). В течение сентября – октября 2003 г. было зафотографировано 112 объектов, исследовано 27 улиц города. Всего сделано более 700 фотографий, которые и положили начало электронному архиву музея. В рамках проекта была разработана электронная экскурсия. Она была создана в программе Microsoft Power Point (программа презентации) и получилась довольно внушительных размеров (150 слайдов, в которые вошло около 400 фотографий). Автор презентации Любовь Кияева, на момент создания проекта студентка V курса ФИиПН, постаралась использовать максимальные возможности данной программы, в т. ч. и анимацию, которая позволяет и фотографии посмотреть, и прочитать текст в правильном порядке и в определенном, удобном для просмотра и чтения темпе.

Помимо фотографий, сделанных по проекту, в презентации были использованы фотографии конца XIX – начала XX вв. Одни использовались как заставки для комплекса слайдов, посвященных той или иной улице, другие в качестве иллюстрации к историческим справкам о том или ином здании.

Сопроводительный текст содержит в себе разную информацию: исторические справки о зданиях и улицах города; названия архитектурных элементов зданий, с которыми знакомится зритель; информацию об особенностях и специфике декора, который использовался в тюменском деревянном зодчестве, его семантике; наименование и описание стилей деревянной резьбы с объяснениями и даже с творческими заданиями, цель которых – заинтересовать зрителя и проверить полученные в ходе просмотра знания.

Продолжением данной работы явился новый проект музея – "Деревянное зодчество города мастеров". На открытом грантовом конкурсе "Любимый город" Благотворительного фонда развития Тюмени (БФРГТ) 2004 г. этот проект стал победителем в номинации "Великолепная пятерка" (пятерка лучших партнеров БФРГТ). На сегодняшний день в электронной базе музея хранится более 1 000 фотографий деревянных зданий различных районов города (Городище, Затюменка, Заречье, Парфеново, Потоскуй, Центральный район исторической части города, Тычковка). Результатами деятельности сотрудников музея стали выставки фоторабот, посвященные деревянной архитектуре Тюмени, комплект открыток "Уходящий город. Деревянная резьба Тюмени"4 и буклет "Очей очарованье. Окно в декоре тюменского дома"5, выполненный совместно с Лабораторией истории культуры Сибири Института истории и политических наук ТюмГУ. В планах сотрудников музея завершение работы над электронным путеводителем по памятникам деревянной архитектуры города, а также разработка новой темы – "Тюменские дымники".

Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что основные функции музейных сотрудников в деле сохранения и изучения культурного наследия – выявление объектов культурного значения, их изучение и фотофиксация, а при возможности и их музеефикация. Особенное значение имеет деятельность, связанная с популяризацией полученных во время исследовательской работы результатов. Преподнесенные в определенной привлекательной форме, они окажут серьезную помощь в формировании потенциального потребителя информации, касающейся исторических знаний о своей семье, городе, отечестве, что в дальнейшем окажет серьезное влияние на формирование заинтересованного в своей истории поколения молодых людей.

_________________________

 

1 Шайхтдинова Н. Х. Деревянная резьба. – Тюмень, 1984.

2 Шайхтдинова Н. Х. Тюменские дымки. – Тюмень, 1975.

3 Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX – начала XX вв. Художественно-стилистические особенности: Автореф. дис. … канд. искусствоведения. – Тюмень, 2004; Художественные центры и школы архитектурной резьбы юга Тюменской области (вторая половина XIX – начало XX вв.). – Тюмень, 2004; Изобразительные мотивы в архитектурной резьбе деревянного зодчества Тюменского края второй половины XIX – начало XX вв. – Тюмень, 2004.

4 Уходящий город. Деревянная резьба Тюмени. Комплект открыток. – Тюмень, 2005.

5 Очей очарование. Окно в декоре тюменского дома. Буклет. – Тюмень, 2005.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz