Назад || Главная || Карта сайта


Ю.Р. Горелова

Омск, Сибирский филиал Российского института культурологии

Библиотека как информационный ресурс образовательного пространства современного города


 В современную эпоху, определяемую многими как век информационного общества, информация становится в прямом смысле производительным ресурсом личности, государства и человечества в целом. Более того, по своей значимости информационные ресурсы начинают затмевать людские, природные и даже материальные. Интересно, что с развитием культуры изменяется и само информационное пространство, причем не только количественно (в сторону увеличения количества циркулирующих и хранимых знаний), но и качественно – в смысле изменения самих способов циркуляции и хранения информации.

Авторы концепции иносферы определяют информационное пространство как физическое пространство, в котором циркулируют информационные потоки. Информационный поток представляет собой перемещающуюся во времени и пространстве информацию. Перемещение информации в пространстве называют передачей информации, а во времени – хранением. Информационный поток образуется при наличии источников, каналов передачи и стоков информации. Источником информации может служить любой объект, обладающий информацией или ее производящий, каналом передачи – среда, способная переносить информацию от источника к стоку, а стоком – объект, преобразующий, хранящий или использующий информацию для активных действий. Объекты последнего типа называют пользователями или потребителями информации1.

В проекте "Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого образования системы образования РФ" информационное пространство определяется как "совокупность банков и баз данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникацион­ных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей"2.

Структурировать информационное пространство можно на основе различных критериев. Так, по масштабному признаку можно говорить об информационном пространстве человека, социальной группы, государства, человечества в целом. В данном случае интересно отметить следующие особенности. На уровне отдельного человека информационное пространство определяется его психофизиологическими способностями, индивидуальными возможностями в формировании, обработке и использовании информационных потоков. На уровне социальной группы в действие вступают некоторые другие особенности, относящиеся в частности к уровню передачи и восприятия информации. Так, например, можно говорить о "законе толпы", когда информационный поток группы людей определяет поведение отдельного индивидуума. На уровне государства информационная деятельность максимально структурирована, создаются упорядоченные информационные сети, информационные каналы и базы данных.

По формам влияния на человека информационное пространство можно подразделить на следующие уровни, постоянно переплетающиеся и взаимодействующие между собой: это, условно говоря, уровень генетический, заданный природой и уровень социокультурный, определяемый социокультурной средой и формирующийся в процессе социализации и инкультурации индивида.

С точки зрения рассматриваемой нами проблемы важно отметить, что все субъекты образовательного и культурного пространства региона погружены в некую информационную среду, рамки которой, с одной стороны, не определены границами города и региона, а с другой – все-таки заданы имеющимися на конкретной территории информационными ресурсами. По мнению современных исследователей, информационная среда является подсистемой среды социальной и по сути выступает как реализованное и проявленное информационное пространство, в котором человек выступает как автор, пользователь или источник информации3.

Структура информационных ресурсов отдельного города может быть представлена следующим образом:

1.  Информационные ресурсы библиотечной сети (причем вне зависимости от ведомственной принадлежности и уровня подчинения). Таким образом, данный ресурс составляет совокупность библиотек областного масштаба, совокупность городских библиотек, библиотек научных центров регионального и общероссийского значения, находящихся на территории города, библиотек всех образовательных учреждений всех уровней и профилей.

2.  Информационные ресурсы архивного фонда.

3.  Информационные ресурсы Государственной системы статистики.

4.  Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

5.  Информационные ресурсы отраслей материального производства.

6.  Информационные ресурсы образования.

В данном случае речь идет о создании систем внутренних информационных ресурсов на уровне отдельного учебного заведения. Такие базы созданы практически во всех омских вузах. Такие "встроенные" информационные ресурсы используются в основном для внутреннего пользования, и свободный доступ к ним ограничен.

Из всех вышеперечисленных видов информационных ресурсов самыми доступными являются информационные ресурсы библиотечной сети, поэтому именно их развитие наиболее актуально для массового пользователя.

В рамках современного образовательного пространства основными пользователями библиотек выступают преподаватели и учащиеся высших и средних учебных заведений, научные сотрудники, слушатели разнообразных курсов и семинаров системы дополнительного образования, а также чиновники и управленцы. Таким образом, библиотеки должны быть ориентированы не только на политематичность запросов, но и на различный уровень компетентности потребителей.

Для того чтобы более четко определить роль библиотек в современном образовательном пространстве, необходимо кратко обозначить основные черты развития современной системы образования, так и или иначе связанные с интересующим нас вопросом.

Основной тенденцией развития современной системы образования, по мнению ведущих отечественных исследователей (таких как Б.С. Гершунский, А.С. Запесоцкий, Ф.Т. Михайлов, Е.В. Листвина), является включенность образовательных учреждений в социокультурное и информационное пространство, преодоление межведомственной разобщенности, формирование единого образовательного пространства, интегрирующего образовательные, культурные и информационные ресурсы города, региона, страны. Конкретными способами реализации данного процесса может выступать деятельность системы непрерывного, многоуровнего и дистанционного образования. Не стоит говорить о том, насколько важна роль информационных ресурсов, предоставляемых библиотеками для успешной образовательной деятельности в рамках системы непрерывного и дистанционного образования, ведь сокращение аудиторных часов неизбежно повышает значимость самостоятельного поиска и работы студентов с разнообразными информационными ресурсами.

Роль библиотек как центров дистанционного доступа к информации гарантирует и такую декларируемую ценность современного образования как демократизация, в частности переход от избирательной селективной модели высшего образования, когда для приобретения специальности отбираются наиболее способные и подготовленные к массовой высшей школе молодые люди, когда высшее образование становится всеобщим достоянием.

Такая особенность, как ускорение процесса устаревания знаний и повышения требований к постоянной переквалификации и обновлению потенциала знаний и умений, предъявляемым к специалистам различных специальностей, также способствует повышению значимости библиотек в информационно-образовательном пространстве.

Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что роль библиотеки как информационного ресурса в рамках современной парадигмы образования резко возрастает, равно как возрастает и число выполняемых функций.

Кроме традиционной функции – предоставления широкого спектра информационных, библиографических и библиотечных услуг, позволяющих субъектам образовательного пространства удовлетворять свои информационные запросы, современная библиотека должна выявлять информационные индивидуальные и групповые потребности, помогать читателям ориентироваться во все увеличивающемся документальном потоке, а также способствовать формированию информационной культуры своих читателей.

Таким образом, в рамках новой образовательной парадигмы, информационная среда должна удовлетворять следующим условиям. Во-первых, должна обеспечивать возможность использования информационных ресурсов в условиях многопрофильного образовательного пространства. Во-вторых, обеспечивать доступ к информационным ресурсам потребителям разного уровня профессиональной компетентности, различного образовательного, социального и экономического статуса. В-третьих, современная информационная среда подразумевает формирование информационной культуры пользователей – субъектов образовательного пространства.

Особенностью современного этапа является все возрастающая роль электронных ресурсов, в связи с чем современные библиотеки должны не только предоставлять своим пользователям возможность знакомиться с информационно-библиографическими системами, но и обеспечивать доступ к полнотекстовым ресурсам. В этой связи интересен проект создания электронных библиотек, обеспечивающих актуальные информационные потребности всех субъектов образовательного пространства конкретного региона или города.

Г.Б. Паршукова в своей монографии4 предлагает следующие сценарии построения электронной библиотеки для целей образования:

1. Создание библиотеки начинается с наиболее продвинутого и подготовленного в этом направлении вуза, который силами своих преподавателей и студентов собирает специфическую коллекцию электронных текстов.

2. Создание электронной библиотеки начинается с перспективной программы реальной библиотеки, которая создает электронный каталог и затем оцифровывает наиболее ценную и спрашиваемую часть фонда, покупает электронные книги и журналы и обеспечивает доступ к удаленным полнотекстовым ресурсам через Интернет.

3. Создание виртуальной библиотеки происходит на основе библиотечных корпораций – объединения нескольких библиотек по территориальному, ведомственному или иному принципу.

4. Создание национальной электронной библиотеки становится государственной задачей, что позволяет удовлетворить любые информационные запросы всех категорий пользователей. Этот сценарий, по мнению Г.Б. Паршуковой, пока не реальный.

5. Создание виртуальной библиотеки приобретает глобальный характер4.

Наиболее реальным и приоритетным сценарием, с точки зрения Г.Б. Паршуковой, является проект создания корпоративной библиотеки региона (города). Проект ее создания необходимо включает следующие этапы. Во-первых, необходимо создание электронного справочно-библиографического аппарата конкретных библиотек. Во-вторых, создание корпоративного электронного справочно-библиографичес­кого аппарата библиотек территории. В-третьих, необходима организация доступа любого пользователя библиотеки к информационным ресурсам корпорации, что предполагает разработку технологии обслуживания документальными источниками читателя любой городской (региональной) библиотеки, независимо от местонахождения документа.

Данный проект представляется интересным и перспективным, тем более что некоторый задел по нему уже есть. Активно ведется оснащение городских библиотек компьютерной техникой, во многих муниципальных библиотеках функционируют электронные каталоги, формируются библиографические базы данных. Однако этого недостаточно. В городе существует масса учебных заведений, ресурсы их библиотек недоступны не только в полнотекстовом виде, но даже на уровне справочно-биб­лиографической информации, хотя большинство вузовских библиотек имеют свои сайты. С большим сожалением можно констатировать тот факт, что, для того чтобы узнать, что нового сделано коллегами из другого вуза нашего города, приходится ехать в Новосибирск, а то и в Москву.

_________________________

 

1 См.: Паршукова Г.Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области). – Новосибирск, 2004. – С. 25.

2 Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого образования системы образования РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.openet.ru/Universiti.nsf/ yndex.htm?Open&menu=vuOpenEducation-Еnvironment&VPID=351.

3 Паршукова Г.Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области). – С. 29.

4 Там же. – С. 92.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz