Назад || Главная || Карта сайта


О.Б. Ионайтис

Екатеринбург, Уральский государственный университет

Город – природа – культура


 

Город – наиболее древняя и вместе с тем современная форма совместного проживания людей. Поэтому "город" становится темой для исследований историков, географов, экономистов, философов, социологов и культурологов. В то же самое время в судьбе и процветании города заинтересованы простые жители этого самого города. Город как феномен культуры все более становится одновременно и актуальной научной темой и проблемой дня для каждого человека, живущего в современном городе.

Показателем формирования цивилизации чаще всего выступает город. Человечество решается (именно решается, т. к. это требовало психологических и многих других затрат) сосуществовать в рамках городов. Нужно понять, что город не только разрешает проблемы выживания в антагонистически настроенной к человеку природной среде, но и ставит новые проблемы. В первую очередь – проблему Другого. Другой человек со своим мировоззрением, со своими желаниями и предпочтениями должен быть принят, с ним нужно не просто сосуществовать рядом, а жить, развиваться. Проблема Другого усиливается тем, что город это всегда большое по численности сообщество людей, что обостряет проблему власти, неравенства, борьбу интересов.

Одновременно с указанным наблюдается следующее явление: человек защищается от природы в городе, но, живя в городе, он постоянно ищет природу, страдает от своего одиночества. Город – это всегда проблема соотношения с окружающей средой. Город ставит вопрос о человеке и природе. Показательно, что архитектура древних городов имитирует природный мир, но имитирует преувеличенно, создавая мегаприроду, причем природа трактуется как познаваемая и управляемая человеком сила (даже если не в настоящем, то в ближайшем будущем).

Появление новых городов и развитие уже существующих заставляет рассматривать возможности преобразования окружающей среды, с одной стороны, а с другой – отражает динамику и характер социального строя общества. В связи с этим научно-технический прогресс воспринимается часто как возможность для преобразования окружающей среды. Наука и техника должны обеспечить там, где это необходимо (с точки зрения человека), возможность влияния на местные природные и климатические факторы, создавая на огромных территориях лесные массивы, искусственные водоемы и т. п. Человек создает новую окружающую среду, противоположную природе и приближенную к нему самому. Благоприятная для человека окружающая среда – удобные и красивые города, архитектурные ансамбли и ландшафты, созданные им самим.

Постепенно человек начинает проявлять творческие способности все более оригинально, и города становятся зеркалом эпохи и личности художников, их создававших и совершенствовавших. Мы говорим о русских городах, о французских и немецких городах, точно так же как о русской, французской или немецкой литературе, философии.

Город мыслился как творение интеллекта и рук человека, как отражение его величия. Но в то же самое время человек постепенно начинает осознавать влияние созданной им окружающей среды на себя самого, на последующие поколения. Так, в эволюции феномена города начинает пересекаться внешнее и внутреннее, общечеловеческое и индивидуальное, временное и вечное, формируется проблема экологии культуры. Человек из обороняющегося переходит в новую фазу существования – обороняющего то, что создал сам, и то, что дало возможность творить. И вновь возникает проблема природы и города, природы и культуры человека.

Размышляя по поводу обозначенного вопроса, Д.С. Лихачев, например, предлагал говорить о двух культурах: культуре человека и культуре природы. Что значит культура природы? "Будем говорить о живой природе. Прежде всего она живет обществом, сообществом. Существуют растительные ассоциации: деревья живут не вперемешку, а известные породы совмещаются с другими, но далеко не всеми… Известные правила поведения свойственны не только животным, но и растениям… Природа по-своему "социальна". "Социальность" ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллектуален сам", – пишет Д.С. Лихачев1. В бытии русской культуры мы видим отражение двух культур: "…культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек"2.

Уже на заре русской государственности возникают, а позже достигают значительного масштаба города – мегаполисы средневековья – Владимир, Суздаль, Новгород, Рязань, Тверь. Киев и Москва – это не просто столицы Руси, это крупнейшие центры культуры, искусства, образования. Традиция, заложенная ранее, продолжала развиваться и в дальнейшем: на образец великих русских градов равнялись новые города, постоянно возникающие, особенно в последние три столетия.

Города прекрасно вписывались в природную действительность. Рассматривая схемы и восстановленные образы древних русских городов, мы можем согласиться с тем, что "…ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой – человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж"3.

Город и природа имели в русской культуре связующее звено – пригород. "Город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород"4. Пригород – это и город и природа одновременно, без противостояния, это переход, дающий возможность перейти из города в природу и вернуться обратно, сохранив психологическое, интеллектуальное спокойствие и гармонию.

Более того, в городской жизни природа играла значимую роль. В русских былинах и сказаниях мы постоянно читаем, как городские жители обращаются к тем или иным природным явлениями. Например, в былине о Садко говорится, как герой кланяется Ильмень-озеру и передает поклон от Волги-реки. Для Садко очень важно чувствовать единство с родной природой. Он житель города, но природа является связью со всем мирозданием. Природа для Садко-горожанина есть самый яркий образ Родины.

Даже в таком большом, можно сказать огромном (по меркам средневековья) городе, как Новгород, ценятся природные просторы. Человек хочет ощущать себя свободным, и дает это чувство ему природа.

Представляют интерес правила организации строительства в средневековой Руси. В "Законе градском", который существовал уже с XIII в., были статьи: "О виде на местность, который представляется из дома", "Относительно видов на сады", "Относительно общественных памятников", "О виде на горы и море". Мы можем видеть, что "…согласно этому закону, каждый житель в городе может не допустить строительства на соседнем участке, если новый дом нарушит взаимосвязи наличных жилых сооружений с природой, морем, садами, общественными постройками и памятниками. Византийский закон апопсии (вид, открывающийся от здания) ярко отразился в архитектурном законодательстве «Кормчих книг»"5.

Современно звучат слова, с которых начинаются в законодательном акте рассуждения о градостроительстве: любой дом, любое сооружение должно сочетаться с традициями конкретного города, с ландшафтом. И трудно не согласиться со словами Д.С. Лихачева: "Долг современных градостроителей перед русской культурой – не разрушать идеальный строй наших городов даже в самом малом, а поддерживать его и творчески развивать"6. Идеальный же строй достигается в гармоническом единстве природы и города, которое и есть суть культурной эволюции человечества.

Можем ли мы сегодня сказать, что "город", "природа" и "культура" – понятия взаимосвязанные? Мы строим современные города, веря, что они отражают цивилизованность, культурные достижения современного человека, но может ли быть культура в отрыве от природы?

_________________________

 

1 Лихачев Д.С. Русская природа и русский характер // Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984. – С. 17.

2 Там же.

3 Там же. – С. 17.

4 Там же. – С. 18.

5 Лихачев Д.С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Заметки о русском. – С. 56.

6 Там же. – С. 57.

 

 

Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz