Назад ||
Главная ||
Карта сайта
Не вдаваясь в подробную характеристику
предмета и объекта музейной педагогики как самостоятельной научной
дисциплины, мы в нашей работе рассматриваем основные тенденции ее
становления и ту роль, что она играет и в перспективе будет играть в
музейном комплексе Омского государственного аграрного университета.
Итак, музейная
педагогика должна отвечать, с одной стороны, на вопрос, как должен измениться
характер музейной коммуникации в музее Омского государственного аграрного
университета (ОмГАУ), визуальной в своей основе, в связи с переменами,
которые произошли в 80–90-е гг. ХХ в. (общий процесс визуализации культуры и
разрыв в связи поколений). Современные молодые люди перестают замечать, а
некоторые никогда и не замечали того, что так живо интересовало в музее их
родителей, что на их старших родственников производило неизгладимое впечатление.
Музейная педагогика взывает к постижению музейной
культуры. Музейная культура, в свою очередь, это не что иное, как наличие у
человека музейного отношения к действительности.
Таким образом, основными направлениями деятельности
педагога в музее на современном этапе являются такие, как:
– использование и популяризация новых технологий
музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с
привлечением разных партнеров;
– работа с музейной аудиторией, направленная на
формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к
общению с музейными ценностями;
– развитие
способности воспринять музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
– воспитание
эмоциональных выражений, развитие воображения и фантации, творческой активности;
– создание в музее условий, при которых работа с
аудиторией протекала бы наиболее эффектно.
В текущее время и в современных условиях
образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и
реального музейного посетителя – студента высшей школы. В связи с этим мы
обозначаем следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие
творческих начал, общение и отдых. Эти направления мы выделяем, конечно же,
условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую связаны между
собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Главное в том, что именно
совокупность различных форм (лекция, экскурсия, витрина, круглый стол,
торжественный ритуал и т. д.), объединенных общей темой и подчиненных единой
педагогической цели, становится основой музейно-педагогической программы.
На базе музея истории сельского хозяйства Омской
области и музейного комплекса Омского государственного аграрного университета
это, прежде всего, такие инновационные программы, как "Сибирская деревня" и
"Истоки. Возрождение. Единение".
Процессы
интеграции усилий собственно музея истории Омского государственного аграрного
университета отдела воспитательной работы, кафедры философии, кафедры
регионального развития, кафедры истории и многих других университетских структур
способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит
продолжение в культурно-образовательных программах и проектах. В этом
состоит и роль музея ОмГАУ и всего музейного комплекса университета, включая
музеи Института ветеринарной медицины, аграрного техникума и Тарского филиала
ОмГАУ, в сохранении и изучении культурного наследия региона. В этом
состоит корпоративный метод (подход) в университетской музейной педагогике.
Следует отметить, что уже назрела настоятельная
необходимость в организации музея-пинакотеки, который поможет студентам,
"оторванным" географически от музейных центров, сформировать систему ценностей
вне зависимости от того, находится ли он в реальной музейной экспозиции либо в
виртуальной. Стремительное увеличение емкости информационных носителей, качества
записи и воспроизведения изображений раздвигает стены музея. Компакт-диски и
глобальные сети делают сокровища изобразительного искусства все более
доступными. Открытый для каждого пользователя компьютера виртуальный музей –
сегодняшняя реальность.
Рассмотрим проблему работы педагога-консультанта в
музее в ином, информационном ракурсе. Через прессу, средства электронной связи,
включая компьютерные сети, увеличился поток как "сырой" информации, так и
откровенной дезинформации. Общество постепенно стало переходить на новые
стандарты. А история в первую очередь связана с политикой и идеологией…
В обществе традиционно сложилось так, что в школе
кто-то учит человека, дает стандартный набор (по минимуму)
гуманитарных предметов часто формально и догматично. Лишь отдельные ученики,
имеющие большой интерес к науке, а уже не к школьному предмету как таковому,
обращаются к другим книгам и к другим консультантам.
В нормальном
вузе (высшая школа, институт, университет и т. п.) идея и порядок основаны
совершенно на ином подходе. Студент подразумевается самостоятельным, взрослым
человеком, имеющим свое собственное мнение по общегражданским вопросам и
внимающим различным поучениям и увещеваниям весьма избирательно, согласно своим
индивидуальным наклонностям и целям. Студент самостоятельно выбрал предмет
изучения, пришел учиться профессии. (Отклонения мы не рассматриваем.) Помимо
лекций, семинаров и т. п., студент ищет информацию в библиотеке, в Интернете, в
прессе. И здесь ему очень необходима помощь научного руководителя. Но это только
один человек. Студент постепенно расширяет круг консультантов, т. к.
специализируется, скажем, по археологии или этнографии, а не просто по истории,
а эти предметы подразумевают детальное глубокое изучение вопросов и имеют много
проблем общих (пограничных) с точными науками, и не только в теории, но и в
ежедневной практике. Причем уже на 2-м курсе, когда человек освоился с азами
"большой науки", у него активно идет процесс социализации, и он относится ко
многим предметам, необходимым в его последующей профессиональной, деловой,
личной деятельности, с точки зрения максималиста: "Всё и сразу". И это
нормально, и это похвально. Его может не удовлетворять качество и глубина
материала, излагаемого официальными источниками, следующими так называемому
федеральному стандарту программ вуза, поэтому он активно расширяет круг
потенциальных консультантов в других вузах, организациях и учреждениях, как
отечественных, так и зарубежных: это входит уже в его повседневную жизнь.
Некоторую невнятицу здесь для студента представляет
неофициальная цепочка производственных, профессиональных и идеологических
противоречий в горизонтали и вертикали преподавательского и обслуживающего
(административного) персонала вузов и некоторая, не имеющая аналогов в научном
мире зарубежья путаница в критериях оценки компетентности тех или иных
потенциальных консультантов: одни студенты склонны идеализировать сами знания,
степени и т. п., т. е. без оглядки связывают государственную аттестацию с
обязательной компетенцией консультанта, что, случается нередко, не совпадают по
известным причинам, другие более доверяют практическому профессиональному опыту
преподавателей как в теоретических, так и эмпирических вопросах, невзирая на их
"ордена и ленты "… И здесь главное для консультантов – доступно, объективно
излагать запрашиваемый материал, быть корректными в своих оценках трудов и
источников коллег (как соратников, так и оппонентов) и помнить, что перед ними
не просто студент, а гражданин, формирующийся специалист, технолог,
исследователь, публицист, педагог, а не "винтик" своеобразного пятилетнего
"образовательного конвейера", ибо студент понесет полученные знания и навыки
дальше, будет их обобщать, аккумулировать и трансформировать.
Консультанту необходимо постоянно ориентировать
студента на работу с первоисточниками, а соответственно с языком изложения
(самостоятельно и регулярно), обращать внимание на социальное положение,
политическую ориентацию автора (авторов), уровень политического и
социально-экономического развития общества того периода, к которому относится
источник, а в случае работы с материальными памятниками характеризовать
материал, фактуру, технологические особенности изготовления и т. п., раскрыть
специфику классификации и оценки источника. Разумеется, довольно ограничен круг
людей, компетентных во всех вопросах сразу. Поэтому следует не просто забивать
голову студента именами, датами, фактами, а в первую очередь учить алгоритму
поиска необходимой информации при работе с книгой, компьютером и т. д., при
общении с преподавателями кафедр различных вузов, с участниками экспедиций, с
непосредственными участниками событий, при проведении репликативной лабораторной
работы и реставрации артефакта, при непосредственном общении на конференции и
т. д. Студент при этом привыкает думать не только о своей пятилетней учебе в
вузе, а о месте и на практике почувствовать эффект получаемой информации. Именно
в этом заключается роль консультации.
Таким образом, мы отмечаем, что музей, как хранилище
и как педагогическая площадка, имеет широкую перспективу своего развития в
будущем; музейное дело и музейная педагогика по-прежнему актуальны.
Назад
||
Главная
||
Карта сайта |