Назад || Главная || Карта сайта


И.В. Карташева, О.А. Милищенко

Омск, государственный аграрный университет

Методические и информационные аспекты музейной педагогики на базе
музея истории Омского государственного аграрного университета


Не вдаваясь в подробную характеристику предмета и объекта музейной педагогики как самостоятельной научной дисциплины, мы в нашей работе рассматриваем основные тенденции ее становления и ту роль, что она играет и в перспективе будет играть в музейном комплексе Омского государственного аграрного университета.

Итак, музейная педагогика должна отвечать, с одной стороны, на вопрос, как должен измениться характер музейной коммуникации в музее Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ), визуальной в своей основе, в связи с переменами, которые произошли в 80–90-е гг. ХХ в. (общий процесс визуализации культуры и разрыв в связи поколений). Современные молодые люди перестают замечать, а некоторые никогда и не замечали того, что так живо интересовало в музее их родителей, что на их старших родственников производило неизгладимое впечатление.

Музейная педагогика взывает к постижению музейной культуры. Музейная культура, в свою очередь, это не что иное, как наличие у человека музейного отношения к действительности.

Таким образом, основными направлениями деятельности педагога в музее на современном этапе являются такие, как:

– использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением разных партнеров;

– работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями;

– развитие способности воспринять музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;

– воспитание эмоциональных выражений, развитие воображения и фантации, творческой активности;

– создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффектно.

В текущее время и в современных условиях образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя – студента высшей школы. В связи с этим мы обозначаем следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение и отдых. Эти направления мы выделяем, конечно же, условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую связаны между собой или пересекаются в каких-либо аспектах. Главное в том, что именно совокупность различных форм (лекция, экскурсия, витрина, круглый стол, торжественный ритуал и т. д.), объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становится основой музейно-педагогической программы.

На базе музея истории сельского хозяйства Омской области и музейного комплекса Омского государственного аграрного университета это, прежде всего, такие инновационные программы, как "Сибирская деревня" и "Истоки. Возрождение. Единение".

Процессы интеграции усилий собственно музея истории Омского государственного аграрного университета отдела воспитательной работы, кафедры философии, кафедры регионального развития, кафедры истории и многих других университетских структур способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит продолжение в культурно-образовательных программах и проектах. В этом состоит и роль музея ОмГАУ и всего музейного комплекса университета, включая музеи Института ветеринарной медицины, аграрного техникума и Тарского филиала ОмГАУ, в сохранении и изучении культурного наследия региона. В этом состоит корпоративный метод (подход) в университетской музейной педагогике.

Следует отметить, что уже назрела настоятельная необходимость в организации музея-пинако­теки, который поможет студентам, "оторванным" географически от музейных центров, сформировать систему ценностей вне зависимости от того, находится ли он в реальной музейной экспозиции либо в виртуальной. Стремительное увеличение емкости информационных носителей, качества записи и воспроизведения изображений раздвигает стены музея. Компакт-диски и глобальные сети делают сокровища изобразительного искусства все более доступными. Открытый для каждого пользователя компьютера виртуальный музей – сегодняшняя реальность.

Рассмотрим проблему работы педагога-консультанта в музее в ином, информационном ракурсе. Через прессу, средства электронной связи, включая компьютерные сети, увеличился поток как "сырой" информации, так и откровенной дезинформации. Общество постепенно стало переходить на новые стандарты. А история в первую очередь связана с политикой и идеологией…

В обществе традиционно сложилось так, что в школе кто-то учит человека, дает стандартный набор (по минимуму) гуманитарных предметов часто формально и догматично. Лишь отдельные ученики, имеющие большой интерес к науке, а уже не к школьному предмету как таковому, обращаются к другим книгам и к другим консультантам.

В нормальном вузе (высшая школа, институт, университет и т. п.) идея и порядок основаны совершенно на ином подходе. Студент подразумевается самостоятельным, взрослым человеком, имеющим свое собственное мнение по общегражданским вопросам и внимающим различным поучениям и увещеваниям весьма избирательно, согласно своим индивидуальным наклонностям и целям. Студент самостоятельно выбрал предмет изучения, пришел учиться профессии. (Отклонения мы не рассматриваем.) Помимо лекций, семинаров и т. п., студент ищет информацию в библиотеке, в Интернете, в прессе. И здесь ему очень необходима помощь научного руководителя. Но это только один человек. Студент постепенно расширяет круг консультантов, т. к. специализируется, скажем, по археологии или этнографии, а не просто по истории, а эти предметы подразумевают детальное глубокое изучение вопросов и имеют много проблем общих (пограничных) с точными науками, и не только в теории, но и в ежедневной практике. Причем уже на 2-м курсе, когда человек освоился с азами "большой науки", у него активно идет процесс социализации, и он относится ко многим предметам, необходимым в его последующей профессиональной, деловой, личной деятельности, с точки зрения максималиста: "Всё и сразу". И это нормально, и это похвально. Его может не удовлетворять качество и глубина материала, излагаемого официальными источниками, следующими так называемому федеральному стандарту программ вуза, поэтому он активно расширяет круг потенциальных консультантов в других вузах, организациях и учреждениях, как отечественных, так и зарубежных: это входит уже в его повседневную жизнь.

Некоторую невнятицу здесь для студента представляет неофициальная цепочка производственных, профессиональных и идеологических противоречий в горизонтали и вертикали преподавательского и обслуживающего (административного) персонала вузов и некоторая, не имеющая аналогов в научном мире зарубежья путаница в критериях оценки компетентности тех или иных потенциальных консультантов: одни студенты склонны идеализировать сами знания, степени и т. п., т. е. без оглядки связывают государственную аттестацию с обязательной компетенцией консультанта, что, случается нередко, не совпадают по известным причинам, другие более доверяют практическому профессиональному опыту преподавателей как в теоретических, так и эмпирических вопросах, невзирая на их "ордена и ленты "… И здесь главное для консультантов – доступно, объективно излагать запрашиваемый материал, быть корректными в своих оценках трудов и источников коллег (как соратников, так и оппонентов) и помнить, что перед ними не просто студент, а гражданин, формирующийся специалист, технолог, исследователь, публицист, педагог, а не "винтик" своеобразного пятилетнего "образовательного конвейера", ибо студент понесет полученные знания и навыки дальше, будет их обобщать, аккумулировать и трансформировать.

Консультанту необходимо постоянно ориентировать студента на работу с первоисточниками, а соответственно с языком изложения (самостоятельно и регулярно), обращать внимание на социальное положение, политическую ориентацию автора (авторов), уровень политического и социально-экономи­ческого развития общества того периода, к которому относится источник, а в случае работы с материальными памятниками характеризовать материал, фактуру, технологические особенности изготовления и т. п., раскрыть специфику классификации и оценки источника. Разумеется, довольно ограничен круг людей, компетентных во всех вопросах сразу. Поэтому следует не просто забивать голову студента именами, датами, фактами, а в первую очередь учить алгоритму поиска необходимой информации при работе с книгой, компьютером и т. д., при общении с преподавателями кафедр различных вузов, с участниками экспедиций, с непосредственными участниками событий, при проведении репликативной лабораторной работы и реставрации артефакта, при непосредственном общении на конференции и т. д. Студент при этом привыкает думать не только о своей пятилетней учебе в вузе, а о месте и на практике почувствовать эффект получаемой информации. Именно в этом заключается роль консультации.

Таким образом, мы отмечаем, что музей, как хранилище и как педагогическая площадка, имеет широкую перспективу своего развития в будущем; музейное дело и музейная педагогика по-прежнему актуальны.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz