Назад || Главная || Карта сайта


В.П. Касьянов

Омск, Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Проблема взаимодействия архитектуры и скульптуры в процессе благоустройства Омска


Содержание настоящего материала имеет принципиальное значение и сводится к рассмотрению проблемы взаимодействия архитектуры и монументально-декоративной скульптуры в процессе благоустройства Омска. Термин "взаимодействие" будет применяться чаще, чем "синтез", поскольку последний не всегда имеет место среди этих видов искусств. Отметим сразу, что отдельно стоящие памятники и другие монументы в пространстве города в данном случае не рассматриваются.

История цивилизации сохранила яркие примеры синтеза архитектуры и скульптуры. Фидий в античной Греции, Микеланжело и Бернини в Италии времен ренессанса и барокко, сочетая таланты зодчего и ваятеля, создали шедевры, ставшие образцами высокого искусства и гармоничного единства скульптуры и архитектуры. В России, начиная с петровских времен, скульптура все шире становилась органичным элементом архитектуры государственных и гражданских зданий центральных городов. В последующие годы примеры синтеза ваяния и зодчества все чаще стали находить место в провинции.

Омск в этом плане можно считать показательным. Строительство, активизированное в конце ХIХ в., привлекло в город талантливых архитекторов. Здания, ими построенные в стиле модерн и других исторических стилях, отличаются декорированными фасадами, скульптурные рельефы которых придают внешнему виду нарядность, индивидуальность и привлекательность.

Яркий след в эстетизации городского пространства оставил скульптор Владимир Винклер, окончивший Пражскую Академию художеств; оказавшись в Омске в качестве военнопленного, он с 1915 по 1917 гг. создал ряд крупных пластических произведений, связанных непосредственно с архитектурой. Получив большой опыт работы по скульптурному оформлению зданий в Праге, он имплантировал в Омск образцы европейского искусства. Их можно наблюдать на здании драматического театра, здании аграрного техникума (бывшего коммерческого училища), на фасадах зданий Органного зала (бывшего синематографа "Кристалл-Палас") и администрации г. Омска (бывшей Русско-Азиатской компании). Вершиной его творчества стало оформление фасада здания Управления Омской железной дороги, спроектированного известным архитектором Ф.И. Лидвалем.

Окружающее пространство этих сооружений, оформленных Винклером, стало эстетически возвышенным, что положительно сказалось на благоустройстве прилегающих зон. Аллегорические скульптуры на зданиях городского театра, коммерческого училища и Управления Омской железной дороги несут информацию о функциональном назначении этих сооружений.

После 1917 г. со сменой социального строя в России по ряду причин, в первую очередь экономических, строительство зданий в городе происходило с редким использованием скульптурного оформления. Так, на фасаде клуба им. З.И. Лобкова, построенного в 1926 г., вылеплен герб СССР, а на фасаде жилого дома на ул. Лобкова, № 4, построенного в 1930-е гг., вылеплены рельефы на тему железнодорожного строительства и метро.

Период послевоенных 1950-х гг. явился временем синтеза архитектуры и скульптуры. Примерами могут служить фасады железнодорожного вокзала, жилого дома на ул. Герцена, № 38, жилых домов по ул. Марченко, № 3, и Серова, № 13. Рельефы этих зданий имеют орнаментально-геральдический характер, соответствующий стилю "сталинского ампира", подвергнутого в начале 1960-х гг. критике: лепной декор на фасадах домов был назван архитектурным излишеством.

С этого времени наступила эпоха строительства зданий по типовым проектам в строгом соблюдении требований стандартизации и унификации. Такой подход объяснялся экономией средств при массовом строительстве. Зодчие тех лет оказались заложниками строительной системы. В результате возникла ситуация, обыгранная в фильме "С легким паром". Безликие унифицированные здания вырастали в бетонные лабиринты, в которых человек, не найдя ориентиров, терялся, как в джунглях. В течение нескольких десятков лет такой работы архитекторы были приучены к творческой зашоренности.

В Омске в виде редких исключений появлялись произведения, в которых синтез архитектуры и скульптуры не был предусмотрен архитекторами, а появлялся благодаря усилиям художников-монумен­талистов. Примерами могут служить здание Театра юного зрителя с чеканной эмблемой М.И. Слободина, здание Дома культуры им. Ф.Э. Дзержинского с бетонным рельефом Н.Я. Третьякова и Г.А. Штабнова, здание городского Дворца пионеров с декоративным панно "Дети и спорт" В.А. Погодина, здание спортивного комплекса Омского телевизионного завода с чеканным панно "Спортсменка" В.П. Касьянова.

В большинстве приведенных примеров пластическое оформление фасадов общественных зданий раскрывает их функциональное назначение. Языком скульптуры большие архитектурные объемы гуманизированы, сделаны теплее и ближе к человеку, живущему в их пространстве, что очень важно для создания психологического климата в городе.

Последним, ярким примером синтеза архитектуры и монументально-декоративной скульптуры в Омске в 1995 г. стало здание Областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина (архитекторы Г.Н. Нарицына, Т.Л. Мороз, Ю.А. Захаров, инженер И.Н. Любчич, скульптор В.А. Трохимчук). Их творение стало образцом высокого искусства и гордостью города. Восемь портретных статуй великих россиян органично вписались в пластику главного фасада. Их образы пробуждают в сердцах горожан высокие патриотические чувства и чувство собственного достоинства. Рельеф на углу здания в художественных образах раскрывает историю развития цивилизации.

Со времени окончания строительства библиотеки прошло десятилетие. За эти годы омские архитекторы получили широкую палитру технологических приемов и применяемых в строительстве материалов. Это в значительной степени расширило поле для креативной деятельности зодчих. В новом столетии пространство города превратилось в огромную строительную площадку. Построены здания банков, магазинов, жилых домов, офисов различных компаний. Возведены храмы Ачаирского монастыря, Христорождественский собор, церковь Иоанна Крестителя и другие сооружения, но ни в одном из зданий нет даже намека на синтез архитектуры и скульптуры. Зодчие напрочь вычеркнули из своей творческой палитры монументально-декоративную скульптуру. Видимо, шоры, надетые полвека назад, дают о себе знать. Скудность материальная послевоенных лет превратилась в скудость творческого воображения.

Свидетельством может служить реконструкция здания Дома культуры "Молодежный" в театр кукол "Арлекин". В результате проделанной работы получилось здание, отличающееся от предыдущего, но оно лишено художественного образа. Внешне оно, скорее, похоже на магазин по продаже дешевой бижутерии, но не на театр кукол. Характер шрифтового блока "Арлекин" с угловатыми прямыми линиями больше подходит к слову "Кристалл". Глядя на стеклянное нагромождение, отдающее холодным блеском, вспоминаешь милые, теплые рельефы на здании старого театра, обращенные к подрастающим поколениям омичей. Сохранившие в своем содержании мотивы из истории нашего отечества, они помогают сохранит связь поколений.

Однако свет в конце туннеля есть. Первым примером синтетического проектного мышления в Омске ХХI в. можно назвать проект реконструкции здания бывшего кинотеатра "Пионер" (один из авторов проекта – И.А. Вахитов). Проект здания, задуманного в образе палаццо, предусматривает на фасаде статуарную скульптуру. Такое решение архитектурного объекта повышает его эстетическую ценность и качество окружающего пространства, которое становится благоустроенным не только в прямом, утилитарном смысле, но и в социально-психологическом.

Подходя к завершению, хочется привести сравнение двух сибирских городов – Новосибирска и Омска. Первый – с широкими проспектами и монументальными фасадами – лишен черт индивидуальности. Омск, имеющий более длительную историю, особенно в старой своей части, наполнен уютом и доброжелательностью, исходящими от фасадов зданий, оформленных произведениями скульптуры. Она, обладая более понятным языком, располагает человека к более тесному общению со средой обитания.

Синтез архитектуры и скульптуры, утраченный во второй половине ХХ в., можно возродить. В этом плане можно обратиться к образцами стиля модерн, хранящего в себе потенциал гармоничного взаимодействия архитектуры и скульптуры.

Благотворную роль скульптуры в городском пространстве можно применить при благоустройстве Иртышской набережной. В ее зеленой зоне можно разместить скульптурные произведения, близкие по содержанию к оленям, стоящим у гостиницы "Омск". Туда же можно перенести фонтан "Дети и пингвины". Лестничные спуски к реке могут быть оформлены скульптурой, что улучшит вид на город с реки. Содержанием скульптуры могут быть сюжеты из 300-летней истории Омска. Подобный прием можно использовать и при строительстве пешеходных мостов.

Таким образом, в заключение можно сделать вывод, что в сложившейся градостроительной ситуации в Омске архитектурное проектирование желательно вести с использованием художественного потенциала скульптуры, и этим самым возродить тысячелетние традиции зодчества и ваяния. ХХI в. может стать ренессансом культурных и художественных традиций города первого десятилетия ХХ в.

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz