Назад || Главная || Карта сайта


Е.П. Кочетова

Омск, Областная станция юных техников

Культурно-экологическое содержание художественно-игровых
и публицистических видеосюжетов в экспериментальной деятельности медиацентров


На основе элементов зрительского творчества, предусматривающего развернутую систему антиманипулятивной экологии восприятия экранных произведений, участник медиацентров (любитель) переходит к съемке в системе семейной генеалогии. Изучение опыта деятельности своих предков, истоков творчества позволяет увидеть предсказуемую траекторию поисков возможностей самореализации.

Развитие широко представленных видеосюжетов и стоп-кадров, переходящих в анимацию, перерастает границы ближайшего окружения и вырастает до размеров анимационных сюжетов, видовых фильмов, в которых экология природного состояния и душевного единения с ним сливается в целостный образ (вспомним кадры из "Калины красной" В. Шукшина).

В процессе монтажа экранизированных сюжетов возникают напластования документальных и сыгранных образов, значение которых – в осмыслении потока реальности, трансформируемой в реконструктивно представляемые образы, имеющие большое духовно-эстетическое значение.

Использование сложных приемов движения камеры в игровых видеосюжетах направлено на развитие развернутых форм видеоповествования с акцентом на душевном состоянии, глазах, мимическом рисунке. Медиаэкологические принципы операторской работы направлены на сохранение эстетического, нравственного и духовного благополучия в сюжете, ракурсах, формах преподнесения материала, достойного личности зрителя. Соблюдение экологических норм культуры экранной речи в процессе духовной эволюции зрителей должно способствовать реорганизации системы культурно-информационнной поддержки художественно-игровых форм любительства. Анализ персонажей, их поведения, нравственного наполнения экранных ситуаций помогает выработке нужной стратегии поведения.

Подбор материала для реализации авторской концепции фильма предусматривает включение в них личных видеонаблюдений, исключающих трюкачество, фальшь, наигранность, деструктивные последствия. Используются приемы комического в повествовании, деталях и иконографии, соответствующих характеристикам человека, помогают созданию благоприятной ауры воздействия на личность.

Экранизация песен, создание видеорекламных роликов отражает творчество любителей, позволяет сочинять образы, подбирать звукоряд к фильмам, разрабатывать сценарии к музыкальному или литературному фрагментам. Соблюдение активных атрибутов медиаэтики, формирующих отношение к объекту съемки через ракурс, звуковое и речевое сопровождение, воспитывает интерес и уважение к художественной среде, создает условия для позитивного эмоционального фона съемок. Проведение видеоэкскурсов и их сравнение с днем сегодняшним помогает осовремениванию литературных произведений, самовыражению в пародийных достойно представленных формах. Культурно-экологические особенности актерской выразительности связаны с благоприятным развертыванием цепочки действий в актерском исполнении.

Передача атмосферы действия в духовной составляющей актерского образа связана с особенностями коллективной и индивидуальной саморежиссуры в приемах видеонаблюдения, спровоцированных ситуациях. Коллективный обмен впечатлениями, выявление главной мысли пьесы, подтекстов пьесы, подтекстов поведения, экранного воплощения идей позволяют творчески осваивать сценарии, уточнять актерскую позицию.

В создании литературных имитаций, устных аннотаций, видеорассказов от имени персонажей, разыгрывании ролей должен создаваться приоритет общечеловеческих ценностей и духовно-нравственных идеалов. Возвышенное не перемежается с низменным, комическое с драматическим, присутствует человеческое ощущение сопричастности к традициям священного содержания аудиовизуального творчества.

Основной принцип построения занятий по видеотворчеству: от просмотров через репортаж – к соединению документа и образа в кадре. Отсюда следующие разделы программы: зрительские сочинения, рисунки, фотопробы, обсуждение фильмов, сочинения-имитации по собственным замыслам и мотивам; поисково-выборочные репортажи и построение авторской концепции фильма. Эколого-культур­ный компонент экспериментальной программы заключается в руководстве произвольно-стимулируемой инициативой, направляемой на ограничение показа и рассказа с точки зрения эстетических и нравственных критериев гуманизма, духовности, возвышения и величия. В видеорепортаже отбор должен быть оправданным духовно и эстетически. Лучше, если экскурсионно-видовые ролики будут направлены на сохранение первозданной красоты, обсуждение бездумной неосторожности, а также – вторжения в нерукотворную целостность естественного образа. Речевое сопровождение фильма должно быть грамотным, эстетически привлекательным, стилистически адекватным и оправданным с точки зрения понимания зрителем. Следует также помнить, что в процессе съемки существуют правила отражения общепринятого, не выходящего за пределы приличия и пристойности.

Рождение символов и появление метафор на основе документальных лент помогает передавать облик своего времени и ритм жизни, создает впечатление некоторого творческого взрыва. В экзотике незнакомого мира отношений и переживаний в сочетании с развенчанием жестокости и насилия просматриваются культурно-экологические нормы экранного произведения.

С помощью летописи ближайшего окружения в видесоюжетах восстанавливается связь времен, устанавливаются первоистоки творчества в семейных династиях. Извлекаемые образы как бы синтезируют в себе "обратный ход времени", отражают дух эпохи. При этом особое внимание должно уделяться сохранению единства художественной среды, что выводит на создание акцента на культурно-зна­чимые события. В творческих заданиях участников создаются образы, полные величия, емкости позитивного содержания.

В процессе съемки видовых фильмов поиск эстетически привлекательных сюжетов, экзотики и выразительных состояний сопровождается культурно-экологическим наполнением сюжетов, посвященных старине. При этом возникает атмосфера ответственного и священного отношения к прошлому своей большой и малой Родины, среде, которая сформировала и вырастила личность, которой она обязана проникновением в духовное наследие, возрождением и становлением культурных традиций1. Неоценимо значение этих фильмов в пропаганде духовного наследия и народных святынь. В этом отношении продуктивной может быть реконструкция событий недавнего прошлого, создаваемых образов по воспоминаниям, интервью, фотоснимкам, зарисовкам, документальным записям.

При проведении документальных съемок учитываются эстетически выразительные критерии выбора сюжетов для съемок: выразительность, фотогеничность, привлекательность, благоприятная атмосфера и обстановка действия. В ходе непосредственного общения, импровизации, овладения "магнетизмом" живой речи возникают открытость и развернутость диалогов, привлекательность экранных образов.

Учет тематических и иных ограничений позволяет не исказить образ человека, соблюдать чувство меры в экранизациях, "переделках" и т. п., во вторжении в личную сферу человека. Рубрики и разделы телепередач необходимым образом должны содержать интеллектуально, эстетически и духовно насыщенную информацию. Для этого манера, стиль и поведение участников программ требует осмысления грамотности постановки, правильности эстетической оценки. Важную роль играют природно-экологическая и человекоохранная темы для видеосюжетов, патриотические, социально-проблемные и художественно-ориентированные сюжеты, следование принципам культуры речи, урокам прошлого, сохранения и приумножения талантов, духовно-эстетического наследия. Видеосюжеты, передающие оттенки позитивных настроений, памятных и достопримечательных мест, священного отношения к традициям, культурным нормам, фольклору, духовной красоте, повышают этико-эстетический и культурный статус произведений тележурналистики.

_________________________

 

1 Шукшин В.М. О малой Родине // Собр. соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 2.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz