Назад || Главная || Карта сайта


Е.В. Кологреева

Тара, филиал Омского государственного педагогического университета

Особенности образования в Сибири как части социального развития региона


Развитие Сибири как колонии России, а потом как региона шло своим особенным путем, непохожим на историю колоний европейских государств, в т. ч., история образования в Сибири имела свои особенности. Связано это обстоятельство прежде всего с тем, что к ХVI в. (в момент присоединения Сибири) в России только начало зарождаться просвещение. Следовательно, русское общество не могло дать Сибири просвещенные знанием силы. По своей сути открытие Сибири отличалось от колонизации других стран. Например, европейским странам открытие колоний дало толчок к прогрессу, повлияло на историю мировой цивилизации, открытие и присоединение Сибири мало повлияло даже на развитие России. Присоединение Сибири долго российское общество просто не осознавало.

Во-первых, важным моментом было то, что осуществляли присоединение Сибири простые казаки и оно носило "случайный характер". Вопреки множеству версий о причинах освоения Сибири доминирующей остается одна – последствие долгих поисков выхода из стесненных обстоятельств, в которых жил русский народ в ХVI в. Причиной второй волны освоения Сибири стало стремление к обогащению, жажда наживы при помощи ведения выгодной торговли. В большинстве случаев ее осуществляли люди невежественные, заинтересованные лишь в получении дополнительной прибыли и равнодушные к насаждению научных знаний в регионе. Основатели первых поселений, как говорит история, были тоже людьми без образования. А переселявшееся крестьянство из России в Сибирь составляло массу стихийную и темную. С одной стороны, нет сомнений, что русское население принесло знания в хозяйственной, промысловой, торговой деятельности, но многие ценные знания для России были ничтожны в Сибири, которая жила по своим законам. В книге Н.М. Ядринцева так оцениваются умения первых колонистов Сибири: "Они не принесли мастерств, кроме навыка срубить дом и приготовить упряжь да пахотные способы; женщины их умели только соткать толстый холст и сермяжное сукно для своего обихода"1.

Жизнь Сибири до начала ХХ в. была жизнью страны невежественной и варварской. Открыватели природных богатств Сибири были людьми, не имевшими представлений о технических знаниях. Разработка велась слепо и наугад. Первые попытки исследования и научного изучения – чертежная книга Ремезова, знаток трав Эпишев составил первый травник.

Во-вторых, по мере присоединения Сибири на эти территории возлагались большие надежды, но после первоначального азарта и ожидания выгод пришло разочарование. Интерес к Сибири охладел. Опыт показывает, что плодотворно взаимодействуют области, регионы, которые резко отличаются по уровню развития как культурному, так и экономическому, а в этом отношении Сибирь была захолустьем. Россия показала свою культурную несостоятельность. Переселявшиеся из России воеводы, духовенство, служилые люди не принесли культурного обогащения сибирякам, т. к. сами представляли собой безграмотную массу. Сибирь как часть государства российского являла собой ничтожную область.

В-третьих, есть мнение, что сосланные в Сибирь были в основной массе своей образованными людьми. Они способствовали развитию образования в Сибири. Но ссыльными были как образованные люди, не угодные власти, так и преступники, разбойники, авантюристы, тормозившие развитие сибирской науки. С 1870 по 1877 гг. в Сибирь сослано 114 376 чел., естественно, все они не могли иметь высшее и даже среднее образование. В 1789 г. в Омске было создано первое учебное заведение – Омская азиатская школа. А в 1872 г. Омская учительская семинария – первое специальное педагогическое учебное заведение Западной Сибири. В ней первоначально обучалось 60 чел. Если учесть, что Омск основан в 1716 г., а первое учебное заведение в 1789 г., то можно сделать очевидный вывод – власти и население не особенно торопились создавать образовательные учреждения и просветить сибирское общество. Хотя оно остро нуждалось в"толмачах", инженерах, промышленниках и т. д. В Иркутске до начала ХIХ в., кроме навигационных школ, не было никаких училищ. В 1816–1817 гг. открылись 18 приходских училищ. Единственная иркутская духовная семинария не могла повлиять на культурную жизнь региона.

Отношение к образованию городского общества было равнодушным и заключалось в получении необходимых знаний для осуществления канцелярской службы. Школы в Сибири начинают зарождаться в середине Х1Х в. До 1806 г. в Сибири действовало 10 учебных заведений. Основывались новые учебные заведения туго, преподавание в них находилось на очень низком уровне, велось крайне небрежно. Число учащихся в гимназиях не превышало 50 чел. Рост числа учащихся шел медленно, что говорит о том, что сибирские гимназии не удовлетворяли местных потребностей. Склад жизни сибиряков значительно отличался от склада жизни в русских губерниях. Механизм, в России работавший без сбоев, не выполнял своих функций в Сибири. Здесь основание учебных заведений должно было проходить с учетом местных особенностей.

В Сибири сосредоточился большой потенциал, но его не смогли использовать умело. По характеру жизни Сибирь была исключительно промышленной, в ней господствовали материальные интересы. Общество не видело ценности в гуманитарном образовании. Богатая часть купечества и промышленников обучала своих детей, втягивая их в свою деятельность и давая практические знания и навыки. Теоретические знания и получение образования считались необязательными. Тем не менее в связи с большим притоком населения в Сибирь после отмены крепостного права и других реформ положение начинает меняться. Сибирь давала необходимый простор для кипучей промышленной деятельности, свободная, в отличие от России, давала возможность предприимчивому человеку быстро обогатиться. Все это способствовало развитию умственных способностей населения Сибири. Начинал происходить обмен практическими сведениями, что порождало интерес к получению хорошего образования. Кроме того, в сибирском обществе встречались "самородки", пробивавшие себе дорогу из самых низов сибирского общества.

Таким образом, в силу перечисленных обстоятельств развитие образования в Сибири после ее присоединения затянулось почти на три столетия. Ситуация начала меняться только после отмены крепостного права. В это время активно основываются учебные заведения разных типов, а общество развивается и втягивается в систему российских общественных отношений. Идет процесс стирания границ между Россией и Сибирью.

_________________________

 

1 Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. – Тюмень, 2000. – Т. 1. – С. 380.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz