Назад || Главная || Карта сайта


Е.П. Кондратенко

Омск, Городской драматический театр "СТУДИЯ" Л. Ермолаевой

Профессия – актер: проблемы профессионализма и востребованности


Об актерской профессии пишут много, стараются раскрыть ее секреты. Тем не менее она остается профессией во многом таинственной. Что такое обаяние, что такое заразительность актера? Что такое талант? Есть еще десятки других вопросов, на которые ответить невозможно, потому что талант неповторим, он единственен.

Каждого из нас хотя бы раз в жизни посещала мысль стать актером. Ведь всем известно, что жизнь – театр, а люди в ней актеры. Просто одни остаются любителями, другие же решают стать профессионалами. Правда получается это далеко не у всех…

Россия известна во всем театральном мире школой театрального искусства, которая основывается, прежде всего, на системе К.С. Станиславского. Есть много мастеров, новаторов в театральной школе – таких, как Вахтангов, Мейерхольд, Дикой, Таиров, Охлопков и т. д. Но все эти школы, основываются на системе Станиславского. Давно уже идут споры о ее совершенстве, о том, что она устарела, однако все мы прекрасно понимаем, что без нее не было бы Мочалова, Каратыгина, Вахтангова, Мейерхольда, Н. Симонова, М. Ульянова. Этот список можно продолжить.

Итак, что же такое профессионализм. Из чего он складывается, вернее каковы составляющие артиста-профессионала.

1. Прежде всего, профессионал – это мастер своего дела. Что такое мастерство? Можно сказать так: умение обладать устойчивым вниманием, развитым воображением, чувством правды, живостью восприятия, эмоциональной памятью, а также выразительным голосом, пластикой, чувством ритма. Но все это без умения по-настоящему видеть, слышать, воспринимать, мыслить и действовать в условиях художественного вымысла не будет служить хорошей основой творческого роста актера, раскрытия художественной индивидуальности.

2. Профессиональный артист – это художник. Почему? Да потому, что художник – это творец, имеющий свое мировоззрение, свой почерк. Как любой художник видит мир (например, С. Дали великий сюрреалист, или Репин – известный художник-передвижник, который раскрывал в своих полотнах противоречие действительности), так и артист должен иметь свое мировоззрение на существующую действительность и в связи с этим вкладывать в свое творчество отношение к происходящему.

3. Профессиональный артист – личность.

"Как вам актер А., – вспоминает Станиславский о своей первой беседе с Немировичем-Данченко. – Считаете вы его талантливым?

– В высокой степени.

– Возьмете вы его в труппу?

– Нет.

– Почему?

Он приспособил себя к карьере, свой талант – к требованием публики, свой характер – к капризам антрепризы и всего себя – к театральной дешевке. Тот, кто отравлен таким ядом, не может исцелиться.

– А что вы скажете про актрису Б.?

– Хорошая актриса, но не для нашего дела.

– Почему?

– Она не любит искусства, а только себя в искусстве".

Что это? Чудачества двух великих людей? Нет. Это формула артиста-личности, которая состоит из творческой одаренности, профессионального опыта и морально-эстетических качеств.

Очень редко встретишь артистов, обладающих такими качествами. В чем причина? По-видимо­му, в том, что раньше можно было по пальцам сосчитать институты, которые готовили артистов. Сейчас их развелось очень много. И учиться на актеров идут все, кто хочет. Может быть, назрело время для театральной реформы, которая запретит выпускать актеров-ремесленников, ведь Артист – это штучный товар. Может быть, эта реформа поможет театрам набирать в труппу действительно профессионалов, а не людей с улицы. Думаю, неэтично будет приводить примеры на том или другом театре. Каждый театр знает о своих проблемах. А самый лучший ценитель профессионализма актера – это, конечно же, зритель. Посмотрев тот или иной спектакль, запоминаешь артист, который тронул душу, и уже на следующий спектакль зритель будет покупать билет с участием именно этого артиста.

К великому сожалению, не всегда талант и профессионализм делают артиста востребованным (я говорю о театре). Каковы причины? Их огромное количество, начиная с личных отношений артиста и дирекции, заканчивая финансовыми отношениями театра с государством и структурой, которой он подчиняется. В столичных городах артисты пробуют себя везде – в сериалах, в съемках рекламных роликов, ведущими шоу и т. д. В профессиональных городах, мне кажется труднее – может быть, сниматься раз в год в рекламе, может быть, 2 раза озвучить рекламу на радио? Но как проявить себя артисту? Трудно ответить на этот вопрос. Быть может, ждать? Ф.Г. Раневская сыграла за всю свою жизнь очень мало больших, масштабных ролей. Многие из нас даже не видели этих спектаклей. А запомнилась она нам по небольшим эпизодам из наших любимых фильмов. Почему? Да потому, что Мастер. А Мастер и в эпизоде не позволит себе работать плохо.

Много и долго можно рассуждать о профессионализме и востребованности артиста. А может быть, все дело просто в везении. А может, лучше всего подойти к театру, к кассе и спросить у любого зрителя, на какой спектакль он пришел и с чьим участием. А может, действительно, нужно чаще ходить в театры…

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz