Назад || Главная || Карта сайта


Т.В. Коржикова

Тюмень, государственный университет

Особенности клубной работы во второй половине 1960-х – начале 1980-х годов (на примере работы клубных учреждений Тюмени)


Клуб являлся неотъемлемой частью советского общества. Клубы служили важнейшими опорными пунктами массово-политической и культурно-воспитательной работы, обмена производственным опытом, пропаганды достижений научно-технического прогресса, искусства, литературы. Цель данной работы – выявить специфику организации и работы клубных учреждений на примере тюменских клубов во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.

В Тюмени во второй половине 1960-х гг. работало 29 клубных учреждений. Клуб "Водников" судоремонтного завода, открытый в 1960 г. на северной территории областного центра, включающей в себя поселки Мыс, Тарманы, Матмассы, Яр, размещался в хорошем, специально приспособленном двухэтажном здании. В клубе имелся вестибюль, фойе, зрительный зал на 300 мест, 3 комнаты для кружковых работ, библиотека на 15 тыс. томов и агитпункт1. Клуб судостроительного завода располагался на территории завода по адресу ул. Новгородского, д. 10. В конце 1960-х гг. бревенчатое здание клуба сгорело. Для продолжения клубной работы на первом этаже нового здания заводоуправления было выделено несколько комнат под клуб. Клуб "Геолог" находился по адресу ул. Минская, д. 87А. Это было бревенчатое одноэтажное здание. Клуб имел всего 3 комнаты, в одной из которых находился постоянно действующий агитпункт, две другие, предназначенные для кружковых работ, были захламлены ломаной мебелью2.

В каждом клубе избиралось свое правление. Так, работой клуба судостроительного завода руководило правление из 11 чел. В их число входили: секретарь комсомольской организации, упаковщица, слесарь, токарь, маляр, бухгалтер, диспетчер, физкультурный руководитель3. Правление составляло план работы (поквартально или ежемесячно). План должен был учитывать интересы трудящихся. Но, к сожалению, не во всех клубах Тюмени было именно так. В клубе фанерокомбината, который располагался по адресу ул. Береговая, д. 109, совет клуба не работал, план не составлялся, связи с производством не было, т. е. клуб существовал только формально4.

Как правило, кадровый состав клубов был очень узким. В правление обычно входили инженерно-технические работники предприятия и рабочие завода. Специально подготовленных кадров было очень мало, да и те отказывались работать на общественных началах. В эти годы кадры клубных работников готовили за счет специальных средств областных и окружных Домов народного творчества, где они и оставались работать. Поэтому в клубе "Геолог" танцевальный кружок вела работница почты, а драматический – работник геологоуправления5. А вот клубу "Водник" судоремонтного завода с руководителем повезло. В 1964 г. на должность директора клуба была приглашена Маргарита Васильевна Пестрякова, имевшая специальное высшее образование – методист и организатор клубной работы. Назначение специалиста полностью изменило принцип работы клуба, который стал считаться одним из лучших в городе6. Но все же общая картина была достаточно плачевна. Неподготовленность кадров, неумение правильно организовать досуговую жизнь сыграли немаловажную роль в упадке интереса к клубным учреждениям в конце 1970-х гг.

Финансирование клубов, как правило, осуществлялось либо из бюджета завода, при котором находился клуб (клуб судостроительного завода)7, либо за счет профсоюза завода (клуб "Водников" судоремонтного завода, клуб аккумуляторного завода)8, либо клуб создавался и действовал на общественных началах (клуб при заводе пластмасс)9. В клубе "Водников" судоремонтного завода имелось 8 платных единиц: заведующий клубом, художественный руководитель, руководитель духового оркестра, киномеханик, помощник киномеханика, контролер, бухгалтер, кассир10. Источником финансирования клубной деятельности являлись платные мероприятия. Одной из доходных статей клубов были платные танцевальные вечера. Однако основными формами клубной работы все же являлись кружки и массовая работа.

Интересной и содержательной была массовая работа в клубе аккумуляторного завода. При клубе на общественных началах работал университет ударников коммунистического труда (организован в 1963 г.). Посещать университет должен был каждый работник завода. Перед началом очередного занятия обязательно проводилась регистрация слушателей. Руководителей цехов и участков, где работали прогульщики, ждал нагоняй. Диапазон тем в программе университета очень широк: проблемы международной жизни и искусство, промышленная эстетика и движение за коммунистический труд на заводе. Разнообразными были формы проведения занятий: лекция, устный журнал, литературный вечер11. В клубе проводились клуб друзей книги и музыки, клуб старшеклассников, лекторий для родителей, кинолекторий "Технический прогресс на современном этапе", радиожурнал "Из жизни нашего завода работали детский кружек "Клуб будущего рабочего", пионерский кинотеатр "Салют", кружок юных киномехаников, любительская киностудия"12. В клубе регулярно проводились тематические вечера на различные темы, в т. ч. и на атеистические. На общественных началах работали детские кружки: хоровой, драматический, эстрадный, детский класс баянистов (34 чел.), пианистов (70 чел.), действовал отряд юных друзей милиции. Взрослые занимались в танцевальном (12 чел.), хоровом (30 чел.), драматическом (20 чел.), эстрадном (12 чел.) кружках13, действовал вокальный ансамбль "Радуга". Каждый месяц в клубе проходило более 40 киносеансов.

В клубе пассажирского автохозяйства работали хоровой и вокальный кружки, в которых занимались около 30 чел. Кружок духовых инструментов посещали 12 чел. В клубе регулярно проводились вечера молодежи, был создан кинолекторий "Моральный кодекс строителя коммунизма – закон нашей жизни", выпускался радиожурнал "Новости недели". При клубе находилась профсоюзная библиотека, которая занималась оформлением наглядной агитации14.

В клубе "Водников" судоремонтного завода работали 2 танцевальных коллектива: народного и классического танца. В конце 1960-х – 1970-е гг. появилось несколько самодеятельных коллективов, в т. ч. хор "Русская песня", молодежный хор, был создан драматический кружок. В 1970 г. в клубе был организован молодежный вокально-инструментальный ансамбль "Широты". Коллективы художественной самодеятельности постоянно выезжали с концертами в населенные пункты области, участвовали в фестивалях и конкурсах, получая призовые места и высокие оценки профессионалов и зрителей. Ежедневно демонстрировались кинофильмы, по 3–4 киносеанса, а когда в прокате появлялись фильмы индийского производства, был такой наплыв зрителей, что объем работы увеличивался в 2 раза. Каждую неделю по выходным дням в клубе проводились дискотеки, которые посещало до 400 чел.15.

При клубе "Геолог" были созданы хоровой кружок (23 чел.), духовой оркестр (18 чел.); эстрадный, танцевальный и драматический кружки работали на общественных началах. Для детей организовали шахматно-шашечная секцию и секцию настольного тенниса. Массовые мероприятия в клубе почти не проводились, основное внимание уделялось кружковой работе. Еженедельно проходили платные танцевальные вечера16.

Клуб судостроительного завода являлся основным местом проведения досуга людей, работавших на заводе. В клубе 2 раза в месяц проводились занятия школы коммунистического быта, выпускался еженедельник "Передовик сегодняшнего дня". Регулярно оформлялись стенды передовиков производства и нарушителей дисциплины. На общественных началах в клубе работали 3 детских танцевальных коллектива и кружки для взрослых: хоровой (25 чел.), 2 музыкальных (34 чел.), драматический (26 чел.), танцевальный (28 чел.). Актив клуба ежемесячно устраивал концерты художественной самодеятельности для рабочих своего завода и на других площадках города. В клубе велась активная антирелигиозная пропаганда – оформлялись выставки, читались лекции, показывались художественные фильмы17.

На протяжении 1960-х гг. одной из главных проблем клубной деятельности являлось отсутствие в них профессиональных руководителей. Но, несмотря на это, некоторые коллективы были довольно успешными. Так, театральному коллективу клуба им. Ильича было присвоено звание "Народный самодеятельный театр" (18 августа 1962 г.), а танцевальному коллективу этого же клуба звание "Самодеятельный ансамбль народного танца" (29 марта 1961 г.).

В 1970-е гг. роль клуба в системе ценностей горожанина значительно снизилась. По опросу 1976 г., двое из каждых семи тюменцев совсем не заглядывали в клубы, а остальные бывали там один-два раза в месяц18. Одной из причин плохой посещаемости клубов являлась низкая материально-техническая база. В клубных учреждениях не хватало инструментов, костюмов и даже стульев. В зимний период многие клубы не отапливались, поэтому проводить в них занятия было невозможно19. Наиболее посещаемым мероприятием становятся танцы. Танцевальные вечера проводились в большинстве клубов Тюмени. Так, клубы геологов, лесобазы, весовой, клубные учреждения конторы связи массовых мероприятий не проводили совсем, вся их работа сводилась к проведению платных танцев20. Но идейно-воспитательная функция танцевального вечера крайне ограниченна. Получается, что клуб теряет свое значение идеологического центра. Конечно же, популярность танцев никак не может создать клубу высокий престиж среди городских учреждений духовной культуры.

Большинство тюменцев посещало клубы во время показа кино. Большое внимание показам фильмов уделяли клубы аккумуляторного завода, завода "Строймаш", "Водников". Стоимость билетов на киносеанс в клуб была 15 к. для взрослых, в кинотеатр билет стоил 20 к. Но, несмотря на разницу в цене, люди предпочитали ходить именно в кинотеатры: и кресла там были удобнее, и экран больше. В Тюмени в конце 1970-х гг. работало 5 широкоэкранных кинотеатров. Кинотеатр "Космос" был оборудован новейшими техническими средствами. Наклонный пол создавал хорошую видимость со всех сторон. В кинотеатре читались лекции, проводились киновечера, работали клубы кинопутешественников и любителей кино21. В 1960 г. кинотеатры посетило 23,3 млн чел., в 1970 г. уже 41, 8 млн чел.22. В 1974 г. в кинотеатре "Темп" ежедневно было около 13 тыс. зрителей23. Однако во многих микрорайонах Тюмени не было кинотеатра, и жители посещали киносеансы, которые проходили в клубах, расположенных на данной территории (например клуб "Водник"). Но получается, что клуб снова отошел от своей первоочередной задачи воспитания масс. Одно дело показать фильм в рамках тематического вечера, но совсем другое, если в клуб приходят как в кинотеатр.

Необходимо отметить, что уровень образования человека влияет на его отношение к клубным учреждениям. В 1970–1980-е гг. в Тюмени значительно возросло число людей, имевших среднее и высшее образование, а значит, повысился и их культурный уровень. Если в 1960 г. со среднеспециальным образованием было выпущено 9,4 тыс. чел., то в 1970, 1980 гг. уже более 23 тыс. чел. Увеличилось число лиц, имевших высшее образование. В 1960–1961 гг. вузы выпустили 0,9 тыс. чел., за 1970–1971 гг. было выпущено 2,7 тыс. чел., а за 1980–1981 гг. – 4,4 тыс. чел. Чаще всего клуб посещали лица с неполным средним образованием. Человек со средним образованием уже начинает резко высказывать свою неудовлетворенность клубом, и, чем выше культурно-технический уровень человека, тем больше он недоволен предложенным в клубе.

В первые годы советской власти клуб формировался как полифункциональное учреждение. Он был и микротеатром, и микрохором, а нередко и малым стадионом. Он копировал школу, кинотеатр, филармонию, нередко цирк и музей – практически все, что как-то могло способствовать осуществлению ленинского плана революции в духовном мире труженика. Клуб был объединением рабочих, решивших повысить свой культурный уровень24. Многие годы клуб являлся неотъемлемой частью жизни советских людей. Человек уходил в клуб, где он имел возможность послушать радио, посмотреть фильм, почитать книгу, ведь дома у него ничего этого не было.

В рассматриваемые годы повысился и жизненный уровень горожан. В домах людей стали появляться радиоприемники, телевизоры. В 1965 г. в Тюмени было продано 10,7 тыс. телевизоров, в 1970 г. уже 31,1 тыс., а в 1980 г. – 73,4 тыс. штук. Резко расширилась продажа магнитофонов: в 1965 г. было продано 1,8 тыс. шт., в 1970 г. – 7,5 тыс. шт., а в 1980 г. уже 39,3 тыс. шт.25. В 1970-е гг. в России и в Тюмени в частности распространяется кредитная форма продажи товара. Многие семьи брали аппаратуру в кредит. Человек стал больше времени проводить с семьей, заниматься воспитанием детей. Рабочие время от времени заходили в клуб, играли в шашки, общались друг с другом. На лекции и тематические вечера людей приходило все меньше и меньше.

XXIV, XXV съезды КПСС по-прежнему уделяли внимание клубным учреждениям, но заостряли внимание на клубной работе в сельской местности. В городах деятельность клубных учреждений становится, вероятно, неактуальной, потому что место клуба в городах в эти годы занимают учреждения, организующие досуг на более высоком уровне, в частности филармония. В 1967 г. тюменцы получили новое здание областной филармонии, концертный зал, который рассчитан на 1 200 мест. При филармонии работало несколько концертных групп: эстрадная группа, секция, объединявшая композиторов области, и др.26. Репертуар филармонии был разнообразен. На сцене выступали как тюменские коллективы (ансамбль скрипачей, вокально-инструментальный ансамбль "Каскад", "Гусляры"27), так и приезжие артисты. Частыми гостями в концертном зале филармонии были артисты Москвы, Ленинграда, зарубежных стран, лауреаты международных конкурсов.

В 1970-е гг. возрос интерес жителей Тюмени к театру. С 1924 г. в Тюмени существует Областной драматический театр. В 1970-е гг. репертуар театра стал более разнообразным. На его сцене шли постановки классических произведений отечественной и зарубежной драматургии, пьесы советских писателей, в т. ч. писателей-тюменцев. На гастроли в тюменский драматический театр приезжали артисты Свердловска, Омска, Москвы, Украинской ССР, Чувашской АССР и др. Кроме того, сам тюменский театр гастролировал по театральным площадкам страны в Крыму, на Урале, в Кузбассе, Сургуте и т. д.28.

Конечно, клубы не могли конкурировать с более высокими по статусу культурными учреждениями (филармония, драматический театр, театр кукол), а горожан уже не удовлетворяла деятельность клубов, т. к. их организация была на более низком уровне. Не все клубы были закрыты, некоторые из них получили статус Дворца культуры, но функциональное значение этих культурных учреждений совсем иное. Клубные учреждения сыграли большую роль в культурной жизни советского общества. Но как говорится – всему свое время.

_________________________

 

1   Государственный архив Тюменской области (далее – ГАТО). Ф. 1819 Оп. 1 Д. 36 Л. 26.

2   Там же. Л. 27.

3   Там же. Л. 29.

4   Там же. Л. 35.

5   Там же. Л. 19.

6   Отдел культуры при администрации г. Тюмень.

7   ГАТО. Ф. 1819. Оп. 1 Д. 36. Л. 29.

8   Там же. Л. 25.

9   Там же. Л. 41.

10   Там же. Д. 9. Л. 24.

11   Тюменская правда. – 1965. – 29 сентября.

12   ГАТО. Ф. 1819. Оп. 1. Д. 36. Л. 169.

13   Там же. Л. 23.

14   Там же. Л. 27.

15   Отдел культуры при администрации г. Тюмень.

16   ГАТО. Ф. 1819. Оп. 1. Д. 36. Л. 20.

17   Там же. Л. 30.

18   Из истории культурного строительства в Тюменской области. Сб. документов. – Свердловск, 1985. – С. 85.

19   ГАТО. Ф. 1819. Оп. 1. Д. 94. Л. 199.

20   Там же. Д. 36. Л. 192.

21   Тюмень. Справочник. Путеводитель. – Свердловск, 1974. – С. 108.

22   Тюменская область в цифрах. Юбилейный статистический сборник. – Тюмень, 1994. – С. 109.

23   Там же.

24   Трушков В.В. Город и культура. – Тюмень, 1976. – С. 85.

25   Тюменская область в цифрах. Юбилейный статистический сборник. – С. 109.

26   Тюмень. Справочник. Путеводитель. – С. 105.

27   Тюменская правда. – 1980. – 28 марта.

28   Тюмень. Справочник. Путеводитель. – С. 104.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz