Назад || Главная || Карта сайта


О.Е. Костенко

Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Профессионально-педагогическая культура как основной фактор культурологизации городских образовательных учреждений


Профессионально-педагогическая культура на уровне функций направлена на формирование адекватности культурной деятельности посредством обучения, воспитания и образования. Функция организации культурно-педагогической среды – это создание целостной культурно-образовательной, воспитательной среды в рамках образовательного учреждения. Под культурной средой подразумевается устойчивая совокупность культурных и личностных элементов, в которой действует и взаимодействует социальный субъект (педагог, учащийся) и которая оказывает влияние на его деятельность, духовные потребности, интересы и ценностные ориентации в области культуры1.

В педагогике традиционно взаимодействие учителя и учащегося при решении проблем воспитания и обучения рассматривают в рамках целостного учебно-воспитательного процесса. В большинстве современных словарей по педагогике не присутствует проблематика культурологизации, как и сам термин "педагогическая культура". Аналогичная ситуация сохраняется и во многих учебных пособиях, изданных в 2001–2002 гг. У известных педагогов, например у Ш.А. Амонашвили2 и Ю.П. Азарова3, мы также не встречаем обращения к понятию "педагогическая культура", но они достаточно много внимания уделяли гуманизации и гуманитаризации образования.

Организация, точнее сказать, взращивание культурно-педагогической среды в образовательных учреждениях является основополагающей функцией профессиональной педагогической культуры. Реализация этой функции создает предпосылки для осуществления культурной социализации и формирования творческой субъективной культуры. О необходимости определенной среды для становления основ педагогической культуры пишет Г.В. Звездунова4. Эта культурная среда в педагогическом вузе, по мнению Г.И. Гайсиной, должна удовлетворять следующим требованиям: а) обладать атрибутами института культуры, б) располагать четко выявленной культурной формой, в) выполнять определенные культурные функции, г) представлять собою определенную культурную ценность и значимость, д) презентовать процессы и результаты овладения индивидом определенным видом культуры5. Правомерно говорить о том, что аналогичная среда в равной степени должна иметь место и в школьном образовании и воспитании.

Необходимо особо подчеркнуть, что взращивание культурно-педагогической среды может осуществляться только в рамках самоуправления тех, кто непосредственно к ней причастен: педагогов, родителей и учащихся. Именно самоуправление может оптимизировать культурную среду общеобразовательной школы, которая определяется потенциалом индивидуальных культур учеников, родителей и педагогов.

Здесь уместно обратиться к опыту В.А. Сухомлинского, много работавшего над созданием в школе культурно-педагогической среды, главным компонентом которой, по его мнению, является культура родителей и их детей6. Многие идеи В.А. Сухомлинского по организации в школе культурно-педагогической среды, самоуправления и развития самодеятельности учеников еще не востребованы.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что профессиональная педагогическая культура является основополагающим условием педагогического процесса.

В педагогической литературе, как правило, подчеркивают, что одной из основных функций педагогической культуры является функция трансляции социального опыта7, а сам процесс обучения и образования непосредственно направлен на освоение учащимися социального опыта8. В данном случае речь идет о репродуктивно-вербальном способе обучения, который замкнут на образовании исключительно через знания, отражающие культурный опыт и культурные достижения прошлых поколений. По нашему мнению, это не соответствует целям и задачам образования XXI в. Мы солидарны с В.Л. Бениным в том, что успех педагогической деятельности следует оценивать не столько по тому, как обучающему удалось передать молодым свои знания и умения, сколько по тому, сумел ли он подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни старшего поколения9.

Трансляция социального (культурного) опыта не может быть ни первой, ни основной, ни какой бы то ни было функцией педагогической культуры по ряду оснований. Во-первых, сама трансляция социального опыта содержит его интерпретацию тем, кто ее транслирует, – педагогом. Последний придает ей свои личностные смыслы. Поэтому трансляция социального опыта в конечном итоге является его интерпретацией с позиции опыта того, кто его передает. Во-вторых, нельзя транслировать культурный опыт в ту социальную среду, которая для него не органична. А создавать аналогичную среду для транслируемого прошлого культурного опыта в принципе невозможно. В-третьих, трансляция социокультурного опыта невозможна без его самообновления и адаптации к существующей культурной среде.

На наш взгляд, функцией педагогической культуры является культурная социализация, процесс вхождения индивида в систему культурно-социального функционирования общества. Цель культурной социализации учащихся заключается в том, чтобы индивид превратился в социально-конкурентоспо­собную и культурно-мобильную личность, удовлетворяющую свои потребности в самореализации. Представители педагогической теории и практики согласны с тем, что человек нуждается в воспитании и образовании, но далеко не все из них разделяют точку зрения о том, что собственно способность к воспитанию и образованию формируется в самодеятельности учащихся10.

Через функцию культурной социализации педагогическая культура оптимизирует роль образования в сохранении и развитии общенациональной культуры, поэтому именно культура является содержанием и материалом образования, а культурная среда – основным полем педагогической деятельности учителя. Культурный опыт ученика – постоянный фон его деятельности, во многом определяющий как особенности его поведенческих характеристик, так и педагогические задачи образования конкретного ученика и способы их осуществления.

Основным субъектом культурно-педагогического процесса является индивид, который не только и не столько исполнитель усвоенной культуры, сколько ее интерпретатор. Каждое новое поколение с большей или меньшей радикальностью переосмысливает опыт прошлых лет и реализует его в новых условиях. Педагогические средства образования во многом определяют направление развития культуры. Они способствуют развитию или разрушению, консервации или модернизации, целостности или мозаичности национальной культуры. Социокультурные кризисы и катастрофы российской культуры не в последнюю очередь программировались содержанием образования, которое не могло соответствовать общенациональной культуре, но соответствовало государственной педагогике. Такое образование нарушает процессы передачи культурно-исторического опыта и не способствует культурной социализации. Культуросообразность образования является первым и основным условием педагогической культуры, а она, в свою очередь, является первым и основным фактором развития культуросообразных форм образования.

Именно профессиональный потенциал педагогической культуры преподавателя определяет степень культурологизации образования, что во многом определяет содержание общенациональной культуры, тенденции ее развития, сохранения или разрушения, поскольку именно культурная социализация индивида формирует основные характеристики его субъектной культуры11. Поэтому на современном этапе социальная солидарность и культурная самоидентификация личности все больше определяются глубиной и качеством образования, получаемого каждым индивидом при его культурной социализации в общеобразовательной школе.

При социализации учащиеся не только усваивают культурный опыт, но и воспроизводят его в рамках индивидуальной культуры. Содержание этого воспроизводства нуждается в педагогической интерпретации и адаптации к существующим условиям культурной среды, что в конечном итоге означает самообновление культуры через индивидуальное творчество. И в той мере, в какой ученику приходится действовать самостоятельно, в его самодеятельности возрастает аспект творчества.

Есть все основания в качестве необходимой функции педагогической культуры выделять функцию развития творческой субъектной культуры. Творческую (креативную) функцию педагогической культуры в различной степени выделяют многие авторы. Ее содержание трактуют в плане педагогической деятельности в целом12. Большинство авторов рассматривают творчество как необходимый компонент любой педагогической деятельности13. Рассмотрение креативной функции только с точки зрения педагогической деятельности не раскрывает ее сущности и культурологического назначения для образования. Воспроизводство социально-культурных ценностей невозможно без их адаптации, самообновления, изменения. Именно в силу этих обстоятельств творчество является необходимой обязательной характеристикой деятельности человека. Этот процесс ребенок начинает в семье и продолжает в школе и после нее, а не только в ходе обучения. В процессе жизнедеятельности индивид постоянно находится в противоречии по использованию уже накопленного социально-культурного опыта, поскольку сложные задачи, возникающие в меняющихся общественных отношениях, предполагают использование адекватных методов, что особенно актуально учитывать в рамках педагогической деятельности.

В этой связи необходимо отметить, что любая педагогическая ситуация не знает алгоритмизированных решений. Ее участники действуют при постоянно меняющихся условиях и установках, эмоциональном фоне, колеблющемся уровне доверия и уважения, а также множестве других факторов, которые выявляются в ходе взаимодействия педагога и учащегося. Поэтому сущность креативной функции педагогической культуры заключается в оптимизации культурно-педагогических форм обучения и воспитания, результатом которой является формирование у учащихся творческой культурной самодеятельности. Творчество учащихся в условиях общеобразовательной школы может осуществляться в различных формах, с использованием различных педагогических методов и технологий, но при обязательном наличии условий, без которых творческая функция осуществляться не может. К их числу, по нашему мнению, относятся следующие: право учащихся на свободное развитие, самодеятельность; реальное участие школьников в самоуправлении культурной средой образовательного учреждения; свободная реализация индивидуально-субъектной культуры ученика в процессе обучения и воспитания; толерантный диалог культур педагога и ученика.

В педагогической литературе все чаще обращается внимание на то, что именно в деятельности учащихся формируются их культурные способности и личностные качества. Воспитание и обучение в этом плане считают специальной деятельностью14. Развитие данного направления находит отражение в термине "деятельность учения". Деятельность учения рассматривается как совершаемая каждым учащимся в соответствии с имеющимися у него знаниями и уровнем способностей индивидуальная, самобытная, не подлежащая алгоритмизации деятельность. Субъектно-индивидуальную деятельность учащихся А.В. Купавцев характеризует как центральную категорию образования15.

Таким образом, профессионально-педагогическая культура, реализуемая через функции организации культурно-педагогической среды, культурной социализации индивидов и креативную, выступает, на наш взгляд, основным фактором культурологизации образовательных учреждений.

_________________________

 

1 Гайсина Г.И. Тенденции и принципы реализации культурологического подхода в теории и практике педагогического образования // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. – 2002. – № 1. – С. 47–54.

2 Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

3 Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. 2-е изд. – М., 1985.

4 Звездунова Г.В. Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов н/Д, 1998.

5 Гайсина Г.И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. – М., 2002.

6 Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.

7 Захарченко Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы. – Ростов н/Д, 1995.

8 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М., 2003.

9 Бенин В.Л. Педагогическая культурология: методологические основы формирования педагогической культуры // Культура и образование: Сб. статей. Вып. 5. – Уфа, 2003. – С. 3–13.

10 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб., 2001; Огурцов А.П. Педагогическая антропология: поиски, перспективы // Человек. – 2002. – № 1. – С. 27–31.

11 Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

12 Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): В 2 т. Т. 1: От прошлого к будущему. – Новосибирск, 1997.

13 Асадуллин P.M. Сущность и особенности педагогической деятельности // Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителей. Вып. 3. – Уфа, 1998. – С. 5–11; Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов // Сов. педагогика. – 1981. – № 1. – С. 71–77; Захарченко Е.Ю. Становление педагогической культуры молодого учителя // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 45–50; Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. – Белгород, 1992.

14 Батраков С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. – 2002. – № 4. – С. 27–33.

15 Купавцев А.В. Деятельный аспект в процессе обучения // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 44–49.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz