Назад || Главная || Карта сайта


О.М. Куликова

Омск, Сибирская автомобильно-дорожная академия

Экология культуры в мультипликационной педагогике (по материалам мультстудии "Поиск" Новосибирска)


Известно, что современные аниматоры используют в качестве фона реалистические картины, пейзажи, различного рода имитации моделирования движения. Современные формы мультипликации более чем традиционные и вместе с ними, могут нести в себе глубокую художественную идею, связанную с тонкостью юмора и "мягким взглядом на человеческое бытие"1. Мультфильмы с интересным сказочным сюжетом, где "все поет и переливается" ярким цветом радуги, где добрые и красивые герои, духовно-нравственный заряд многих фильмов советского периода ("Аленький цветочек", "Двенадцать месяцев", "Сказка о Царе Салтане") поистине неоценим. Создание мультфильмов помогает школьникам глубже понять культурно-экологический смысл изучаемого материала, творчески его переосмыслить. На уроках изобразительного искусства можно снимать мультфильмы по мотивам русских сказок и легенд, о жизни выдающихся людей нашего времени. Это позволяет развивать творческое мышление детей и формировать их эстетический вкус.

Особенности методики мультстудии "Поиск" – работа в разновозрастных группах, предполагающих творческое развитие детей средствами анимации с использованием форм коллективной творческой деятельности (совместное написание сценария, подготовка иллюстрации, озвучивание и съемка). При этом развиваются благоприятные доверительные взаимоотношения, т. к. дети получают для себя занятия по способностям. Универсальность используемой технологии перекладки способствует тому, что этой деятельностью заинтересовывается любой ребенок. Сочетание экскурсий с авторской съемкой и личностно-значимым акцентом в звуковом фоне помогает личностному самоопределению в студии. Развиваемые в студии роли меняются, что позволяет каждому побывать в разных видах деятельности. Экранизации народных сказок, визуализация детских фантазий на темы: семья, космос, дружба и любовь – сочетаются с мультипластической реабилитацией, осуществляемой под различные музыкальные фрагменты и выражаемые в виртуальной форме. Ориентация на всеобщую талантливость и оправданность спонтанности, необходимой поддержки мультипликационного творчества особенно ярко проявляет себя при проведении летних фестивалей анимационного кино.

Культурно-экологическое значение мультипликации в современном образовании и досуговой деятельности во многом определяется возможностями виртуального освоения мира, что свойственно не только детям. Однако именно от трех до пяти, как в свое время справедливо отмечал К.И. Чуковский, пробуждение фантазии наиболее актуально как движущая сила личностного роста. Технологии анимационного рисунка, постепенно усложняясь с возрастом (аппликация, перекладка, кукольная пластилиновая анимация и, наконец, компьютерная графика), в своем не техногенном выражении особенно открыта для национальных традиций и архетипов. Первоисточники животворных образов сказочной природы, народной утвари, движущейся игрушки, манящей росписи, резьбы, орнамента не могут не оставить заметный след в пластике одушевления. Дети, выступающие в роли актеров, должны обладать пластической выразительностью, выражением души на кончиках пальцев, в руке (С. Образцов).

Надо сказать, что занятия анимационной педагогикой создают наиболее благоприятные условия для разностороннего творчества ребенка благодаря одновременной активизации интеллектуальной и эмоционально-сенсорной сферы ребенка, не нарушая при этом баланса сознательного и бессознательного. Эти занятия помогают расстановке акцентов, обеспечивающих социально-нравственную адаптацию, воспитание высокой духовности, артистизм в истинно человеческом проявлении (А. Блок). Духовные ценности понимаются детьми не только как результаты потребления искусства, но и главным образом как образцы для их создания2. Использование усложняющейся технологической цепочки перехода от бескамерной анимации к новейшим технологиям, от аттракциона и фокуса3 к произведениям сложнейшего идейно-нравственного содержания помогает освоить многообразный опыт полихудожественного освоения мира.

Ребенок – главное действующее лицо анимации, осуществляющее свой разговор через кукол-марионеток, в которых воплощается средоточие нравственно-эстетических образцов творчества, которые ставят в ситуации совершения героических поступков, способствующих накоплению запаса впечатлений. Креативность, проявляющаяся в воображении и выражаемая словесно, может распространяться далее и на экранный ряд.

Изучение жанровых особенностей мультипликации позволяет разделить структуру просматриваемых и создаваемых сюжетов на развлекательные, нравственно-поучающие, познавательные и духовно-образные. К первым относятся приключения, фантастика и разного рода триллеры. Вторые – это сатира, памфлет, притча. Третьи могут быть связаны с видовой анимацией, экранизаций, реалити. Наконец, в последнюю группу наряду с рядом экранизаций входят лирические, фольклоризированные мультфильмы, картины-размышления. Экологией нравственности, интеллекта и духовности проникаются сюжеты 1-й – 3-й групп, что совершенно в малой степени присуще фильмам 1-й группы, носящим сугубо рекреативный характер. Однако гротескно-сатирические и пародийные сюжеты позитивного содержания могут иметь значительный культурно-экологический смысл.

Опираясь на особенности своего воображения и их символическое выражение, юные аниматоры способны визуализировать, т. е. образно представить композицию фильма в сценарии, раскадровках, кадроплане, который неизбежно отражает духовно-эстетические предпосылки творчества. Психологи, социологи, педагоги, деятели искусства считают критичность одной из особенностей мышления современного человека, пытающегося самостоятельно разобраться в существе происходящих событий, процессов, осмыслить их, что является составной частью духовного воспитания4.

В различных способах организации съемочного материала с использованием монтажа, фотограмм, коллажей, природного и бытового материала, многообразия фонов и декораций просматривается характеристика мышления, включенный в систему образных ассоциаций.

Оценка образного характера произвольного контура, светового и цветового пятна дает возможность перейти от бесформенной материи к форме. Эстетически целенаправленный характер внесения личностного смысла при этом позволяет сделать материал живым, отвечающим личностным особенностям. Сочетание виртуальных линий и природного материала, масок и естественных ролей оживляет видеоряд, делает его податливым, пластичным в отношении свободы формируемых при этом мизансцен.

В единстве анимационного образа, как известно, сливается пластика, ритм, движение интонация, музыка, речь в кукольной, рисованной или компьютерной формах. Однако особенности театрализации через маски, куклы, рисунки заключаются в драматизации характера исполнения, проектирования меняющихся декораций и мизансцен. Особенно при этом важно содержание проигрывания фильма, системы выстраиваемых эпизодов, их смысловое проникновение в зрителя. Этим объяснятся тот факт, что специфика режиссуры кукольного фильма во многом гораздо более схожа с режиссурой балетного спектакля, в котором также играет особую роль пластический текст роли, определяющийся идеями автора5.

Духовно-эстетическое содержание мультсюжетов опирается на их пластическое совершенство. Изобретательность, соседствующая с находчивостью (У. Дисней), сказочная приподнятость (В.П. Иванов-Вано), пафос борьбы, культ любви и дружбы соседствуют с проникновенными образами, включающими высокое нравственное начало. Наряду с этим в целом ряде сказочных образов, содержащих колорит крестьянской жизни, чудеса и волшебство, наличествует гуманность, торжество добра над злом. Этому отвечают темы дружбы, товарищества, высокой порядочности, честности, помощи слабым, осуждение коварства и зла, торжества справедливости. Разоблачительный, сатирический характер иронии и критики с экрана в мультсюжетах способен разоблачить лицемерие, жестокость, несправедливость, бюрократию. И это имеет непреходящий характер в формировании духовно-эстетических ценностей подрастающего поколения6.

Эколого-культурное значение тематики занятий в мультстудиях направлено на сохранение красоты в мире в ее наиболее ярком, эмоциональном выражении, использовании феномена истинного творчества, в непредсказуемости, обновлении, переоформлении, переосмыслении традиционных образов детских сказок, шуток, игр. Вместе с тем представляется важным сохранить духовное равновесие в невероятной виртуальной борьбе, где необходимы чувство юмора, жизнелюбия, стойкости, упорство, рвения к победе. Опора на мечту и ее продвижение в жизнь проходит через сюжеты, связанные с самыми близкими темами для школьника: это разумность семьи, условий ее жизнетворчества, преодоление возможных преград и вера в неизбежный путь к благополучию и справедливому концу ("Все вернется на круги своя"). Ценности семьи, детства, любви, сохранение и преображение народной мудрости могут отражаться в целой серии анимационно-ориентированных мультупражнений (рисование, лепка, компьютерная сборка) про любовь, счастье, родителей, облака, фантастических сюжетов о себе.

_________________________

 

1 Новые аудиовизуальные технологии. – М., 2005. – С. 333.

2 Когда Луна вместе с Солнцем. – М., 2002. – С. 340.

3 Там же. – С. 341.

4 Толстых В. Воспитание чувств // Культура чувств. – М., 1967. – С. 9–10.

5 Каранович А. Мои друзья куклы. – М., 19761. – С. 34–35.

6 Иванов-Вано И. Кадр за кадром. – М., 1971.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz