Назад || Главная || Карта сайта


А.В. Кузюкова

Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Краеведческие материалы – в обучении иностранным языкам


Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания иностранного языка значительное место отводится родной национальной культуре. Н.В. Барышников справедливо подчеркивает, что доминирование иноязычной культуры в процессе обучения иностранному языку может сослужить плохую службу обучающимся – они неизбежно окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению1. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи. Такая оценка краеведения приводит нас к выводу о том, что это часть национальной культуры, которая наиболее близка и дорога каждому. Такой эмоциональный компонент необходимо использовать для повышения эффективности обучения иностранному языку.

Для того чтобы смело использовать на занятиях иностранного языка информацию по истории малой родины, надо знать ее на родном языке. Так, накануне юбилея Омска, к его 290-летию, студентам-первокурсникам одного из технических вузов города была предложена анкета. Целью этого исследования явилось изучение уровня познаний студентов-первокурсников по истории своей малой родины, где они появились на свет и выросли. Анкета состояла из следующих вопросов:

1. В каком году был основан Омск?

2. Кем был основан Омск?

3. Имена каких известных людей связаны с историей нашего города и Омской области?

4. Какие достопримечательности города вы можете назвать?

5. Какие вы можете назвать исторические здания города?

6. Назовите известные вам вузы Омска. Когда и кем они были основаны?

7. Просмотрев книгу Н.А. Миненко и С.В. Федорова "Омск в панораме веков", отметьте, что вам запомнилось, что нового и интересного вы узнали?

Ответы на эти вопросы были самыми разнообразными. Отрадно отметить, что студенты-негуманитарии, отвечая на первые два вопроса, в один голос заявляют: "Омск был основан в 1716 г. И.Д. Бухгольцем". Видно, что педагоги справедливо придают большое значение изучению родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта – всех сторон деятельности человека в конкретном регионе. Среди имен известных людей, связанных с историей Омска и Омской области, были перечислены самые разные личности прошлого и современности: Ермак и Колчак, Добролюбов и Достоевский, Шрейдер, Белов, Рощупкин, Полежаев, Врубель, Чащина, Тищенко, Сычев, Малунцев, Козицкий, Валиханов, Романенко и многие другие. Как видно из списка, некоторые студенты просто перечисляли имена: кто-то называет по названиям улиц, кто-то по названиям заводов и объединений. Кто близок к спорту, упоминает фамилии спортсменов, другие называют имена бывших и действующих мэров и губернаторов города. Нужно отметить, что большой популярностью у студентов пользуются такие достопримечательности, как Тарские ворота, 70 % студентов называют и ставят на первое место именно их. Далее следуют Парк Победы и библиотека им. А.С. Пушкина, затем проспект Любинский, Птичья гавань, Театральная площадь и Драматический театр. Не забыли студенты и о Музыкальном фонтане. Незначительная часть студентов, ответивших на вопросы анкеты, упомянули о Метромосте, о таких памятниках, как памятник сантехнику Степану, шахтерам, памятник героям, погибшим в Великой Отечественной войне. В качестве достопримечательностей студенты называли и всевозможные парки культуры и отдыха: Зеленый остров, парк им. 30-летия ВЛКСМ. А вот какие ответы дают первокурсники на вопрос, какие вы можете назвать исторические здания города: библиотека им. А.С. Пушкина, причем как старое, так и новое здание, Драмтеатр, Музыкальный театр, Кадетский корпус, КДЦ им. Маяковского, музей им. Врубеля, кто-то называет дом, где жил Ф.М. Достоевский, другие называют церкви и здание городской администрации. На вопрос "Назовите известные вам вузы Омска" студенты без затруднений перечислили практически все учебные заведения города. Это понятно, т. к. они только некоторое количество времени назад стояли перед выбором, куда поступить, какой вуз предпочесть. А вот со второй частью вопроса не справился никто, ни один студент не написал, кем и когда был основан тот или иной вуз.

Анализ данных ответов показывает, что первокурсники приходят из школ в вузы с неплохими познаниями по истории малой родины, но, конечно, есть и некоторые пробелы. Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления студентов о малой родине, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Задача преподавателя как раз в том и состоит, чтобы научить студента говорить на иностранном языке о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации.

После анкетирования студентам была предложена книга Н.А. Миненко и С.В. Федорова по истории Омска – "Омск в панораме веков". Студенты рассматривали ее с большим интересом и с восторгом отзывались о красочных иллюстрациях и до сих пор неизвестной информации по истории родного края. В глазах студентов появился огонек, они сами выказывают желание узнать больше по истории города. И очень было бы хорошо уметь представить историю своего родного края на иностранном языке.

Однако в практике использования краеведческих материалов в процессе обучения иностранному языку преподаватели испытывают серьезные затруднения, связанные с неразработанностью данной проблемы, с отсутствием практических методических материалов и системообразующего начала.

Можно предложить преподавателям вместе со студентами находить и подготавливать материалы по истории Омска сначала на родном языке, а потом можно устраивать коллективные конкурсы на лучший перевод подготовленной информации. Полезным и эффективным является представление студентами хроники событий истории Омска и Омской области, когда обучающиеся самостоятельно готовят сообщения по данной теме, планшеты, наглядно отражающие в датах и иллюстрациях события истории. Вот какое сообщение подготовил один из студентов-негуманитариев к юбилею родного города. Тема его доклада: "Омск в послевоенные годы и до начала 1990-х".

9 мая 1945 г. жители Омска праздновали победоносное окончание войны с чувством выполненного долга. Митинги, музыка, слезы, цветы, ликование… А вслед за этим – опять нелегкие трудовые будни.

Строились новые промышленные предприятия. Важным событием в жизни Омска стал пуск 5 сентября 1955 г. первой установки нефтезавода, сооружение которого началось еще в ноябре 1949 г. В 1960 г. приступили к возведению второго гиганта омской нефтехимии – завода синтетического каучука. Первый сибирский каучук страна получила в октябре 1962 г. В 1976 г. нефтеперерабатывающему заводу присвоили статус производственного объединения "Омскнефтеоргсинтез", в состав которого вошли 8 крупных предприятий. На заводах "Омскнефтеоргсинтез" вырабатывалось до 126 видов продукции: высокооктановые бензины, масла, парафин, нефтебитум, бытовой газ, синтетические жирные кислоты, серная кислота и пр.

Капитальной реконструкции подвергся Омский шинный завод, реорганизованный в 1979 г. в производственное объединение "Омскшина".

В 1960-х гг. в городе появились крупные предприятия кислородного машиностроения и "Омскгазаппарат", выпускавший, в частности, газовые плиты.

Международную известность приобрел завод "Электроточприбор", освоивший производство более 60 различных приборов. Свою продукцию завод экспонировал на выставке в Париже. На месте старого предприятия "Штамповщик" вырос крупный телевизионный завод, на котором в 1981 г. наладили выпуск телевизоров с цветным изображением – "Кварц–306".

Омск быстро рос. В 1959 г. в нем проживало 581,1 тыс. чел., в 1970-м – 821 тыс., в 1979-м – 1 014 тыс., в 1992 – 1 168,6 тыс. Заметно менялся облик города. До 1972 г. застраивалось главным образом правобережье Иртыша. С середины 1950-х гг. здесь, в частности, началось сооружение городка Нефтяников – на северо-западной окраине города. Такие же крупные жилые массивы выросли на восточной и южной границах правобережного Омска.

С 1972 г. началась активная застройка левобережья Иртыша. Через 10 лет на левом берегу выросло 7 микрорайонов с населением более 70 тыс. чел.

Застраивались и реконструировались и старые районы города. Наряду с жилыми домами, вырастали здания школ, детских садов, клубов, магазинов, столовых, кафе и пр. Среди новых сооружений выделялся речной вокзал (1961–1963 гг.; архитекторы С.А. Михайлов, Т.П. Садовский, А.А. Пекарский) – легкое здание, протянувшееся по берегу почти на четверть километра, с башенкой-рубкой, сигнальной мачтой, своими очертаниями напоминало большой корабль. В 1965–1967 гг. по проекту архитектора В.Н. Белоусова было построено помещение театра юного зрителя: лаконичные современные объемы, красивая башенная надстройка. Одновременно в Омске появилось еще одно красивое современное здание – концертный зал филармонии (архитекторы А.М. Каримов, А.И. Юмакаев), с широкими витражами, украшающими фасад, и застекленным внутренним двориком. Своим необычным обликом привлекал горожан и гостей города торговый центр "Омский", выросший в 1983 г. по соседству с главпочтамтом. Интересные решения были также предложены авторами проектов зданий музыкального театра (Н.Н. Стружиным, Н.Н. Белоусовой, В.А. Вислагузовым), построенного в 1981 г., и спортивно-концертного комплекса "Иртыш" (М.М. Хахаевым, И.П. Голенко, Л.К. Масловой), открывшего свои двери в 1986 г. В 1995 г. открылась Пушкинская библиотека, поселившаяся в белокаменном доме в центре Омска.

С началом "хрущевской оттепели" позитивные изменения наблюдались в системе народного образования. Число школ в Омске к концу 1960-х гг. возросло до 132. Открывались новые вузы: в 1950 г. – Институт физической культуры (на базе техникума), в 1963 г. – Политехнический институт, в 1974 г. – Государственный университет, в 1977 г. – Технологический институт бытового обслуживания. К началу 1990-х гг. на дневных, вечерних и заочных отделениях омских вузов обучалось примерно 50 тыс. студентов.

Подготовку военных кадров развернули высшая школа милиции, высшее общевойсковое училище и высшее танковое училище. Свои филиалы в Омске открыли высшие учебные заведения других городов: Новосибирский институт инженеров водного транспорта, Алтайский государственный институт культуры и др. Общеобразовательных школ к началу 1990-х гг. стало более 170 (в них – около 150 тыс. учащихся).

Омск оставался крупным центром сельскохозяйственной науки. Сибирский научно-исследова­тельский институт сельского хозяйства стал комплексным научным учреждением, в поле интересов которого оказались все отрасли сельскохозяйственного производства Сибири. В январе 1958 г. в городе был открыт Научно-исследовательский институт молочной промышленности.

Гуманитарные науки и в послевоенные годы не получили в Омске заметного развития, хотя в области исторического краеведения успешно работали Н.В. Горбань (в 1946–1949 гг. – преподаватель кафедры истории пединститута), А.Ф. Палашенков (в 1943–1957 гг. возглавлял краеведческий музей) и др. В 1950-х гг. появляются первые обобщающие работы по истории Омского Прииртышья, которые принадлежали перу Марии Климентьевны Юрасовой. "Мне вспоминается трудная военная зима 1943 г., когда я, после контузии, тяжелых личных потерь, с крохотным ребенком на руках, впервые ступила на перрон омского вокзала и увидела город, вросший в снега, повитый сизым морозным маревом. Над гребнями кровель висли, словно вмерзшие в трубы, пепельные столбы дыма, казалось, даже звуки, слова тут замерзали на лету", – рассказывала сама Юрасова2. Ее книга "Очерки истории Омска", опубликованная в 1954 г., в дальнейшем выросла в научно-популярную монографию "Омск. Очерки истории Омска", выдержавшую 3 издания.

В дальнейшем центрами гуманитарных исследований становятся Омский государственный университет и Омский филиал Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения РАН (ныне Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН. – Ред.). С начала 90-х гг. заметную роль в развитии краеведения вновь начинает играть краеведческий музей.

Число музеев в городе увеличивается. В 1982 г. появляется литературный музей им. Ф.М. Достоевского. С 1991 г. начал работать музей культуры и быта Омска, созданный В.И. Селюком. В июне 1994 г. по инициативе омского губернатора Л.К. Полежаева был открыт Государственный художественный музей "Либеров-центр", знакомивший посетителей с творчеством народного художника России А.Н. Либерова.

В 1962 г. в Омске появилось отделение Союза писателей страны. В июле 1994 г. омская общественность торжественно встречала А.И. Солженицына, возвращавшегося в Москву из Америки после его двадцатилетней вынужденной разлуки с Родиной. Запомнились его слова: "Я в Омске не первый раз, я здесь сидел в тюрьме перед тем, как меня отправили в спецлагерь… И все эти воспоминания снова встали…"3.

Приезд в город еще недавно "запрещенного" автора был знамением новой – постсоветской эпохи. Последняя страница истории советского Омска пришлась на 1993 г. Именно в этом году состоялась заключительная 13-я сессия Совета народных депутатов. Власть на местах переходила к главам администраций. В новую жизнь, оценить которую смогут только потомки, Омск входил активно, буднично и с надеждами.

Вот таким было сообщение студента по теме: "Омск в послевоенные годы и до начала 1990-х", подготовленное к 290-летию Омска.

На наш взгляд, краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру. Включение краеведческого материала в занятия по иностранному языку не только повышает качество обучения, но и благотворно влияет на мотивацию студентов.

____________________

 

1 Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2.

2 Юрасова М.К. Омск. Очерки истории города. – Омск, 1983.

3 Миненко Н.А., Федоров С.В. Омск в панораме веков. – Омск, 1999.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz