Назад || Главная || Карта сайта


Л.А. Лар

Тобольск, государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева

Встреча солнца – Нгарка’ Яля


 

Праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их относится к глубокой древности, в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм, соответствовавших общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. В любом празднике присутствует сакральное, которое сочетается с переходными обрядами. Каждый переходный обряд в большей или меньшей мере праздник, чаще всего родовой. Переходный обряд не обходится без жертвы или дарения. За "проход" (врата потустороннего мира) надо платить. Праздничный обряд открывает врата иномирия. Это хорошо видно в праздничные дни.

Как таковых праздников у ненцев не было. Нгарка' Яля, т. е. большой свет, проводился, когда делали жертвоприношение. Со слов информаторов, которые ссылаются на легенды и мифы, был праздник – встреча солнца1 (Нгарка' Ялянгарка – большой, яля – свет). Празднование "большого света" Нгарка' Яля проводилось в январе, когда солнце появлялось после долгой полярной ночи и начинало свое торжественное и величавое шествие над заснеженной тундрой. По представлению ненцев, солнце хаер словно пробивалось сквозь тьму полярной ночи, и в этом помогали божества нумги и харп. Ненцы считали, что в этот период человек ближе всего находится к Верховному Богу – Нуму. Этот месяц можно отнести к началу наступления Нового года, который отмечали оленеводы.

В каждом стойбище встречу Нгарка' Яля проводили шаманы или старейшины. Принимали участие в нем только мужчины2. На этот праздник приглашали гостей из разных стойбищ. Празднование проходило на каком-нибудь холме, где приносили в жертву посвященного оленя – хаер’ты. Солнцу посвящались белые двухгодовалые олени хаер’ты или ялен ты – солнца олень, света олень. На посвященном солнцу олене ставили особую метку яле ине – нити света. Семь нитей должны удерживать свет.

Праздник начинался с "кормления" огня Ту’: старейший мужчина произносит обращения к Солнцу, духам стихий – огня, воды – и кормит огонь мясом. Мужчины благодарили духа огня за покровительство в долгие зимние ночи и просили у солнца хорошей весны и удачного лета. Мясо жертвенного оленя съедали сразу. Во время трапезы проходила деловая часть, где оленеводы сообщали о своих проблемах, достижениях, охоте и рыбалке. На этом празднике чаще всего решались вопросы мира и помощи друг другу. Затем начиналась вторая часть праздника. Перед встречей небесного божества хаер мужчины и молодежь соревновались в состязаниях на ловкость и силу. Состязания включали в себя гонки на оленях, борьбу, прыжки через нарты, метание тынзяна, поднятие тяжестей, стрельбу из лука. Обязательным элементом архаического праздника Нгарка' Яля – "встречи большого света" было веселье (илебядева, и’ликабтева), радость (майбцо, маймбава), имевшие характер сакрального предписания.

От этого праздника остались оленьи гонки, прыжки через нарты, борьба. Часть игр и развлечений выполняли ритуальную и обрядовую функции, входили в систему брачных, поминальных и погребальных церемоний. Многие из них впоследствии утратили свою первоначальную суть, развиваясь и перерождаясь.

_________________________

 

1 Полевые материалы автора.

2 Костиков Л. Боговы олени в религиозных верованиях хасово // Сов. этнография. – 1930. – № 1–2. – С. 118.

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz