Назад || Главная || Карта сайта


Т.В. Лавневич

Омск, средняя общеобразовательная школа № 110

Школьные библиотеки в информационно-образовательном пространстве города


Новый век стремительно меняет нашу жизнь, предъявляя новые, более высокие по качеству требования. "Каждый человек должен иметь возможность учиться на протяжении всей жизни как для расширения своих знаний, навыков и кругозора, так и для развития способности приспособиться к изменяющемуся, сложному и взаимозависимому миру", – говорится в докладе Международной комиссии по образованию в ХХI в.1. Являясь структурным подразделением образовательного учреждения, школьная библиотека призвана способствовать созданию оптимальных условий для решения образовательных и воспитательных задач школы путем реализации информационной, культурной и образовательной функций.

Насколько сегодня библиотеки школ готовы к работе в условиях модернизации общего образования? В октябре 2004 г. в рамках целевой федеральной программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 гг.)" школьные библиотеки получили компьютерное оборудование, что во многом определило дальнейшую деятельность. Работа в новых условиях только начинается. Библиотеки школ города работают над реализацией программ развития, выстраивая свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей образовательного учреждения.

Приоритетным направлением в работе для многих библиотекарей становится создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей ученика и учителя на основе формирования и использования информационных ресурсов. Данное направление выбрано не случайно: бóльшая часть запросов, с которыми обращаются читатели в библиотеку, связана с удовлетворением образовательных и познавательных интересов.

Современные школьные библиотеки, располагающие медиаресурсами, аудио-, видеотехникой, имеют возможность проводить мероприятия и уроки в читальном зале с использованием новых технологий, создавать вместе с учащимися и педагогами образовательные сайты. Но, что еще более важно, – объединяются позиции библиотекаря и педагогов в решении проблемы создания единого образовательного пространства школы. Деятельность библиотеки неразрывно связана с деятельностью всей инфраструктуры образовательного процесса. Библиотека сегодня:

– предоставляет необходимую информацию для удовлетворения запросов педагогов и обучающихся;

– формирует навыки работы с информацией;

– формирует отношение к чтению как к творческому процессу;

– обеспечивает учебниками и учебными пособиями.

В ряде школ формируется создание единого информационного пространства, что позволяет более полно и оперативно удовлетворить образовательные потребности обучающихся и педагогов.

Успешность позитивных для общества перемен связана с обновлением научно-методической и материальной базы обучения и воспитания. Сегодня остается острой проблема ресурсного обеспечения библиотеки. Отсутствие возможности у большинства школьных библиотек пользоваться Интернетом, отсутствие качественно укомплектованного фонда лишает возможности полного и качественного удовлетворения запросов потребителя информации. Фонд большинства школьных библиотек сформирован в период 1970–1990 гг., зачастую эти книги устарели морально и физически. Фандрайзинговые кампании лишь частично способствуют удовлетворению запросов потребителя, не изменяя сути проблемы: у школьных библиотек более чем скромные фонды. В целях расширения возможности качественного обеспечения образовательного процесса необходимы:

– система в комплектовании фондов школьных библиотек;

– создание единой базы данных об их фонде;

– подключение школьных библиотек к Интернету;

– профессиональная готовность школьного библиотекаря к работе с компьютерной техникой;

– государственная поддержка чтения и библиотек.

Немаловажная проблема – статус школьного библиотекаря. На страницах профессиональной печати широко обсуждается вопрос о необходимости введения должности "библиотекарь-педагог"3.

Специфика школьных библиотек такова, что все мы изолированы друг от друга и от единого библиотечного сообщества. В связи с этим библиотекари школ часто испытывают ограниченность профессионального общения, а значит, и ограниченность для профессионального роста, трудности в освоении и внедрении инноваций в практику своей работы. Назрела необходимость налаживания более тесных контактов между специалистами с целью обмена опытом работы, развития отношений взаимодействия и сотрудничества. В сентябре 2005 г. получила государственную регистрацию Омская городская общественная организация школьных библиотекарей (далее – ОГООШБ). Цель организации – "консолидация усилий работников библиотек образовательных учреждений Омска для защиты общих интересов и достижения общих целей по развитию библиотечного дела". Задачи организации:

– повышение престижа чтения, библиотек и профессии библиотекаря школы;

– поддержка инновационной деятельности библиотекарей образовательных учреждений Омска;

– совершенствование деятельности библиотек на основе распространения передового опыта, пропаганды и внедрения достижений отечественного и мирового опыта деятельности школьных библиотекарей.

В год своего становления ОГООШБ ведет работу по следующим направлениям:

– участие в организации и проведении конкурсов, направленных на повышение престижа чтения и профессии библиотекаря;

– пропаганда деятельности ОГООШБ;

– осуществление партнерских связей с библиотекарями других ведомств, сотрудничество с библиотечными ассоциациями России.

Что сделано?

В декабре 2005 г. вышел региональный выпуск центральной профессиональной газеты "Библиотека в школе" № 23 (Издательский дом "Первое сентября"), посвященный библиотекам и библиотекарям Омска4. На ее страницах поделились опытом работы библиотекари школьных, детской, юношеской библиотек города, а также методист, менеджер, директор музея, преподаватель и студент вуза.

В марте 2006 г. по инициативе ОГООШБ совместно с управлением образования Омска подготовлен и проведен для учащихся образовательных учреждений городской конкурс "Знатоки краеведческой литературы", цель которого:

– развитие у школьников интереса к литературному творчеству омских писателей и чтению краеведческой литературы;

– популяризация работы библиотек муниципальных образовательных учреждений по краеведению.

К участию в подготовке конкурса были привлечены педагоги, библиотекари образовательных учреждений и муниципальных библиотек, писатели, книготорговые организации и предприниматели Омска. Стоит заметить, что читательский конкурс среди школьных библиотек Омска проводился впервые, и принято решение придать ему статус традиционного. По мнению участников, получился праздник Чтения, дети охотно рассказывали о прочитанном, читали стихи, инсценировали, но праздник четко обозначил и проблему – скудность фондов. Самым сложным направлением деятельности стало повышение престижа профессии библиотекаря школы, которая тесно связана с профессиональным статусом. Здесь необходимы совместные усилия самих библиотекарей, преподавателей вузов и техникума, выпускающих библиотечных работников, и управления образования города.

Таким образом, школьные библиотеки пытаются приспособиться к изменяющимся условиям. Создание единого образовательного пространства дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, профессиональных и творческих ресурсов участников образовательного процесса.

_________________________

 

1 Гутман Синти. Образование в информационном обществе. – СПб., 2004. – С. 18.

2 Матлина С. Благоприятный имидж библиотеки // Школьная библиотека. – 2003. – № 6. – С. 42–45.

3 Манифест школьных библиотек. Принят в 2000 г. на 66-й Генеральной конференции Международной ассоциации библиотечных организаций и учреждений – ИФЛА // Через библиотеки – к будущему: Сб. материалов по формированию детско-юношеской информационной политики: по материалам конф. "Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»": В 2 ч.: Ч. 1. – М., 2004. – С. 160–163.

4 Демидов А.А., Сорокалетов П.В. Через библиотеки – к знаниям // Там же. – С. 186–192.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz