Назад || Главная || Карта сайта


Н.А. Левочкина

Омск, государственный институт сервиса

Кадровое обеспечение деятельности индустрии туризма Омского региона


В настоящее время развитие туризма может рассматриваться как одно из приоритетных направлений структурной трансформации экономики России и ее регионов. Однако обеспечение туристических потоков возможно только при наличии конкурентоспособного туристического продукта, для создания которого требуются разнообразные ресурсы, в т. ч. туристическо-рекреационные, трудовые и иные.

Эффективность функционирования любой системы во многом определяется сбалансированностью ресурсного обеспечения. При этом ресурсом системы в современных условиях считается ее материально-техническое, нормативно-правовое, информационно-аналитическое, кадровое, учебно-методи­ческое и иное обеспечение. Но не умаляя степени важности отдельных компонентов, все же следует признать, что ядрообразующим началом в сфере услуг, и прежде всего в сфере туризма и гостеприимства, является трудовой ресурс.

Основу туристической инфраструктуры составляют туристические фирмы. Так, на начало 2005 г. в Западной Сибири насчитывалось 1 140 предприятий1, тогда как в омском регионе из 138 фирм туристическую деятельность2 осуществляли 7 предприятий, занимающихся туроператорской деятельностью, и 67 физических и юридических лиц, занимающихся турагентной деятельностью. При этом в 2000 г. из 140 фирм туристическую деятельность осуществляли всего 37 туристических фирм. Таким образом, количество активно работающих на рынке туристических фирм за эти годы возросло в 2 раза, а среднегодовая численность работников сферы туризма более чем в 5 раз (в 2000 г. – 81 чел., в 2005 г. – 511 чел.3).

При прочих равных условиях, наличии схожих ресурсов и проблем, возникающих в деятельности турфирм, конкурентное преимущество может заключаться в высокой компетентности и профессионализме каждого отдельного сотрудника.

Анализ образовательного уровня, половозрастного состава работающих в сфере туризма омского региона представлен автором в предыдущих работах4. При этом следует отметить, что 89,14 % имеют высшее образование, полученное чаще всего в стенах Омского государственного педагогического университета (35,86 %), Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (17,93 %), Омского государственного института сервиса (10, 86 %) и других вузах региона, страны. Каждый пятый работающий в сфере регионального туризма находится в возрасте от 30 до 40 лет, а специалисты в возрасте от 20 до 30 лет составляют 47,78 %, при этом женщин – 81,51 %, мужчины – 18,49 %. Однако при прочих равных условиях персонал в индустрии туризма является важнейшей составной частью турпродукта. Поэтому качество обслуживания в туристических организациях зависит во многом от сознательности, квалификации и опыта служащих данной организации. Удовлетворение клиента в сфере обслуживания достигается вежливостью персонала, его отзывчивостью, умением работать в команде. Знания и навыки персонал туристических фирм приобретает не только в процессе практической деятельности, но и при повышении квалификации. Так, например, в проведенном нами микроисследовании персонала каждой второй турфирмы (38 чел.) выяснилось, что практически все считают, что повышение квалификации необходимо (см. таблицу).

Однако непосредственно собственное повышение квалификации необходимо тем, кто имеет небольшой (до 5 лет) или маленький (до 1 года) опыт работы. Наиболее удобной формой повышения квалификации все специалисты считают практические семинары и тренинги, менее удобной – лекции и конференции. При этом наиболее предпочтительная тема занятия для многих – изучение современных методов стимулирования продаж (65,7 % опрошенных); немаловажным в работе считают вопросы правового регулирования деятельности в сфере туризма 42,8 % опрошенных; менее важным, на взгляд опрошенных, являются вопросы учета хозяйственных операций, денежных потоков, методов управления и др.

При выборе места проведения обучения опрошенные специалисты выбирали стажировку в другой фирме (36,8 %), аудитории вузов (18,4 %), свое рабочее место, используя дистанционные методы (36,8 %), и прочее. При этом хотели бы повышать свою квалификацию в столичных городах (Москве и Санкт-Петербурге) 44,7 % опрошенных, за границей – 31,5 %, в родном городе – 18,4 % и никто не выбрал местом для проведения занятий загородные турбазы, профилактории, гостиничные комплексы. Также респонденты отметили, что при выборе курсов и различных форм повышения квалификации будут руководствоваться содержанием программы (73,6 %), стоимостью обучения 910,52 %), рекомендациями других специалистов сферы туризма (10,52 %), а также документами, выдаваемыми по окончании занятий, местом и временем занятий (5,36 % опрошенных).

Таблица

 

Результаты исследования "Повышение квалификации", %

 

Опыт

работы в туризме

 

Критерии

 

 

Необходимость повышения квалификации

Необходимость повышения собственной квалификаци

Формы проведения занятий

Тематика занятий

да

нет

Не знаю

да

нет

Не знаю

Лекции

Семинары

Деловые игры

Конференции

Тренинги

Методы стимули­рования продаж

Управленческий
(финансовый) учет

Методы управления

Правовое
регулирование
деятельности

прочие

До 1 года

15,8

7,9

13,1

2,6

7,9

2,6

21,05

709

5,2

5,2

13,1

2,6

10,52

18,4

2,6

До 5 лет

36,8

10,5

31,5

13,1

2,6

7,9

47,3

10,52

13,1

36,8

2,6

7,9

15,8

10,52

До 10 лет

7,9

7,9

7,9

2,6

7,9

2,6

Свыше
10 лет

5,2

5,2

5,2

5,2

7,9

2,6

5,2

7,9

2,6

2,6

5,2

 

В рейтинге омских учреждений, где можно пройти повышение квалификации в сфере туризма, лидирует институт сервиса; второе место разделили филиал Сочинского университета туризма и курортного дела с ООО "Джей энд Эс"; третье место отдали государственному университету им. Ф.М. Достоевского. При этом в оценке собственных ожиданий от повышения квалификации лидирует мнение, что это позволит увеличить доходы организации (47,3 %), а также поможет овладеть практическими методами работа (47,3 %), познакомиться с работой конкурентов (31,5 %) и наладить с ними деловые связи (21,05 %). Таким образом, эффективное управление людьми и их карьерой превращается в одну из важнейших функций туристических организаций. Жесткую конкурентную борьбу в туристическом бизнесе смогут выдержать те фирмы, которые предложат своим клиентам высококачественное, профессиональное обслуживание, основанное, прежде всего, на неосязаемых ресурсах данной туристической организации.

_________________________

 

1 Евстигнеев В.В., Бовтун В.С. Управление в сфере туризма // Современные тенденции и перспективы развития образования в высшей школе: сб. статей. – Омск, 20005. – Ч. 2. – С. 107.

2 hbbp//www.omskportal.ru

3 Российский турбизнес: проблемы и перспективы: Материалы регион. научн. конф., 16–17 сентября 2003 г., в Омске / Под ред. Н.А. Левочкиной. – Омск, 2003. – С. 8–9.

4 Левочкина Н.А. Туризм омского региона на рубеже веков: Справочно-биографический сборник. – Омск, 2005. – С. 6–9.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz