Назад || Главная || Карта сайта


Д.В. Литвина

Омск, Драматический Лицейский театр

Сохранение театральных традиций в музеях города


Театральные музеи – это научные, культурно-просветительные учреждения, в которых собираются, хранятся подлинные материалы и документы, отображающие развитие театральной культуры (мировой, национальной) или историю развития отдельного театра1. Существуют музеи, посвященные истории театрального искусства какой-либо страны (Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина), отдельному театру (если говорить о России в целом, то крупнейшие театральные музеи созданы при МХАТе, Малом театре, театре им. Е.Б. Вахтангова, Центральном театре кукол; в Омске существуют музеи при Академическом театре драмы, Музыкальном театре, театре маски и куклы "Арлекин"), мемориальные музеи (К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко, Е.Б. Вахтангова и др.).

Театральные музеи включают произведения театрально-декорационной живописи, эскизы и рисунки декораций и костюмов, макеты, фотографии (портреты актеров, сцены из спектаклей), фоно- и видеозаписи спектаклей, театральные костюмы, музыкальные инструменты, афиши, рукописи и автографы, специализированные библиотеки2.

В каждом театре нашего города сложилась своя творческая история, собран собственный архив, но не в каждом из них есть музей. Функцию объединенного архива, который дает возможность запечатлеть омскую театральную жизнь в фактах и лицах, собрать и сохранить историю омских театров, изучить ее взял на себя омский Дом актера. На его базе с 8 апреля 1997 г. существует Муниципальное учреждение культуры "Городской музей театрального искусства".

Задача музея – объединение творческих усилий представителей культуры, искусства, науки, создание подлинного культурно-исторического центра, занимающегося сбором материалов и глубоким культурологическим анализом развития театральной жизни города. Создание в Омске музея театрального искусства – это возможность запечатлеть омскую театральную жизнь в фактах и лицах, сохранить историю омских театров и серьезно изучать ее, активно используя доступные современные формы и средства (в частности, одним из перспективных направлений своей деятельности музей считает создание фонда видео- и аудиозаписей спектаклей, передач, рабочих материалов, связанных с историей Омска театрального). Приоритетным для музея считается выставочная деятельность, создание видео- и аудиофондов театральных и телевизионных спектаклей, радиопередач; формирование и комплектование фондов музея из материалов местных и центральных изданий, сбор фотографий (включая негативы), личных архивов актеров, живописи, графики, систематизация имеющихся материалов.

Сегодня Городской музей театрального искусства – это

– рецензии на спектакли, газетные и журнальные статьи о театре;

– фотографии на премьерные спектакли, фотопортреты актеров и режиссеров;

– будни театров и откровения творческих взлетов, запечатленные на пленку;

– история каждого спектакля;

– аудио- и видеоархив с записями передач о театрах, бесед с актерами, режиссерами, ветеранами сцены, обсуждения спектаклей, заседаний секций театральных критиков.

Фонд музея постоянно пополняется личными архивами актеров, прославленных корифеев омской сцены, таких как Виктор Мальчевский, Ножери Чонишвили, Надежды Надеждиной, Георгия Котова, сценографов Марии Логвиновой и Владимира Марина, Бориса Торика, Карло Гагишвили, Сергея Федоричева и многих других.

Оказывается постоянная консультационная и практическая помощь различным периодическим изданиям, телевизионным и радиопрограммам, а также информационная помощь студентам и преподавателям высших учебных заведений, учащимся колледжей, лицеев, общеобразовательных школ города. Сотрудники музея проводят беседы, экскурсии, принимают участие в работе жюри в фестивалях "Театральная весна".

Существование подобной организации, безусловно, характеризует наш город как одно из мест формирования и поддержания духовного наследия России, как место сохранения культурных традиций.

Драматический Лицейский театр, несмотря на свою молодость, но ввиду своей уникальности, на наш взгляд, может претендовать на создание своего музея.

Драматический Лицейский театр возник 12 лет назад на базе Омского лицея № 66. В основу создания театра заложена идея образовательного театра – студии для школьников и студентов. Профессиональная труппа артистов, занятая в постановках вечернего репертуара, насчитывает около 20 чел. Это молодые люди 18–25 лет, большинство из которых совмещает работу в театре с обучением в институтах и университетах Омска. В стенах театра актерскому мастерству обучаются школьники от 6 до 18 лет. В каждой из трех возрастных групп свой режиссер-постановщик и режиссер-педагог, а также свои зрители и репертуар.

Лицейский театр – это развитая ступенчатая структура, куда может попасть любой талантливый ребенок. В театре работает Клуб – для ребят от 15 до 18 лет, чувствующих свой творческий потенциал и мечтающих о сцене. С ними занимаются актеры Лицейского и обучают молодых людей актерскому мастерству, эстетическому общению, пластике, вокалу.

Занятия в коллективах происходят на безвозмездной основе и зависят только от желания участников, развитие и творческое воспитание является доступным для каждого. Существует практика приобщения детей из детских домов и трудных подростков для занятий в коллективах театра и посещений ими спектаклей.

Лицейский театр сегодня:

– это театр, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире;

– это уникальный репертуар, в котором есть искрометный водевиль и сентиментальный фарс, романтическая история и музыкальная сказка, драма-предостережение и ироничная комедия;

– это такие наставники, как заслуженный артист России и художественный руководитель театра Вадим Решетников, заслуженный артист России Александр Гончарук, артисты театра драмы Владимир Майзингер и Руслан Шапорин;

– это "выпускники" Лицейского в театральных вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска…

На сегодняшний день у Лицейского театра накопилось достаточно материалов, которые могли бы стать основой для создания музея. Кроме того, уникальность самого театра, о чем говорилось выше, позволяет создать музей, отличный от уже существующих.

_________________________

 

1 Театральная энциклопедия. – М., 1964. – Т. 3. – С. 990.

2 Российская музейная энциклопедия: В 2 т. – М., 2001.

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz