Назад || Главная || Карта сайта


Т.В. Мармонтова

Республика Казахстан, Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Роль российских городов в процессе становления казахской советской интеллигенции


История казахской интеллигенции ХХ в. тесно связана с историей культурного развития многих российских городов. Прочные связи пронизывают всю систему культурного взаимодействия казахской и российской интеллигенции. И главным здесь был тот факт, что первые поколения казахской интеллигенции получили высшее образование в России.

Особенно сложным был процесс получения высшего образования в дореволюционный период. Препятствия на пути высшего образования преодолели единицы. За 70 лет до октябрьского переворота 1917 г., по подсчетам исследователей, всего лишь около 1 000 казахских юношей и девушек получили общее среднее и высшее образование. Они представляли все слои казахского общества, являясь выходцами из среды степной аристократии, чиновников, шаруа. Выбор казахской молодежью специальности и конкретного российского вуза был весьма оптимальным и осознанным. Во-первых, предпочтение отдавалось наиболее авторитетным, престижным вузам; во-вторых, приобреталась именно та специальность, в которой испытывалась острая потребность в степи. Основная часть будущих казахских интеллигентов обучалась в университетах и институтах Петербурга, Москвы, Казани, Томска. В высших технических учебных заведениях они выбирали специальность инженера-строителя или экономиста, в университетах – юриста или медика, из сельскохозяйственных специальностей – ветеринарию. Так, в 1877–1917 гг. диплом императорского Казанского университета получили 20 казахов, среди них 14 чел. окончили юридический факультет, 6 – медицинский. За этот же период Казанский ветеринарный институт окончили 17 казахов1.

Первые годы после Октябрьского переворота существенно не изменили ситуацию. Гражданская война, голод, разруха не позволяли вплотную заняться проблемами культурного строительства. Кроме того, слабо развитая сеть школьного образования в регионе не позволяла выпускникам казахских школ на равных условиях поступать в ведущие вузы Советского Союза. Положение стало меняться в 1920–1930-е гг. когда казахская молодежь в широких масштабах стала посылаться на учебу в вузы Москвы, Ленинграда, других городов страны. Данный процесс способствовал, кроме всего прочего, утверждению советской идеологии. Именно середина 20-х гг. ХХ в. стала временем, когда одновременно на нескольких фронтах были предприняты объединенные атаки. Одним из главных приоритетов стало введение по всей стране основных программ экономической и социальной реформы. В Казахстане, как и во всей Средней Азии, эта задача представлялась еще более сложной, т. к. исходное положение было значительно хуже. Центр оказывал мощную поддержку изменениям в среднеазиатском сообществе с тем, чтобы содействовать интеграции региона в Союз и тем самым унифицировать политику во всех частях страны2. Обучение кадров национальной интеллигенции как раз и должно было облегчить власти процесс унификации управления в сфере образования. Поэтому обучение наиболее способных и талантливых представителей молодежи с национальных окраин стало стратегической задачей для новой власти. На осуществление этой цели были брошены значительные материальные и людские ресурсы. Для ускорения процесса формирования новой интеллигенции власть сосредоточила свои усилия в двух направлениях: во-первых, в самой республике активно шел процесс культурного строительства, во-вторых, для того чтобы создание сети учреждений образования и культуры имело смысл, за пределами края шла активная подготовка специалистов, которые должны были работать во вновь создававшейся системе.

В 1927/28 учебном году образовательные заведения РСФСР и других республик закончили 793 студента из Казахстана3. Известно, что представители казахской молодежи могли поступать в вузы в виде исключения, не имея законченного среднего образования. Так, уже в 1920 г. Оренбургско-Тургайский отдел народного образования командировал на учебу первую группу казахстанцев в составе 213 чел. в Московский, Саратовский, Томский и Самарский университеты4.

Абсолютное большинство студентов-казахов обучалось в центральных вузах, систематически получало материальную помощь от органов власти. Центральный исполнительный комитет (ЦИК) СССР 7 марта 1924 г. принял решение: "В целях оказания действенного содействия отсталым народностям СССР в их культурном развитии учредить особый фонд просвещения при ЦИК СССР в размере 120 тыс. р. сверх общей суммы на просвещение для нужд отсталых народностей СССР"5. Решением Совета народных комиссаров (СНК) КазАССР от 12 октября 1925 г. был учрежден при Наркомпросе "Особый фонд помощи нуждающимся студентам в количестве 290 чел. с ежемесячным отпуском на каждого студента по 30 р., начиная с 1 октября 1928/29 бюджетного года"6. В Постановлении СНК КазАССР об оказании правительственной помощи студентам-казахстанцам во внеказахстанских учебных заведениях от 27 декабря 1932 г. размер субсидий в течение 1933 г. на 4 330 чел. составлял 170 тыс. р. в России и еще 105 тыс. р. для студентов-казахстанцев, обучавшихся в вузах других союзных республик7.

Первыми выпускниками центральных технических учебных заведений страны были в основном горные инженеры, инженеры-металлурги и инженеры-геологи. Настоящей кузницей кадров для Казахстана стал Московский институт цветных металлов и золота. В разные годы его закончили А.С. Сагинов – ректор Карагандинского политехнического института, академик АН КазССР, Н.К. Жаксыбаев – директор Зыряновского свинцово-цинкового комбината, в 1936 г. – Д.А. Кунаев. Из выпускников других вузов центральных городов страны тех лет следует назвать имена крупных ученых Казахстана – академиков АН КазССР, докторов наук, профессоров И.Н. Азербаева, М.Б. Балакаева, Г.З. Бияшева, М.Е. Бутина, Т.Б. Дарканбаева и многих других.

Следует отметить, что подготовка специалистов высшей квалификации велась не только по техническим или педагогическим специальностям. В центральных вузах РСФСР обучалось также немало будущих представителей казахской художественной интеллигенции. При Ленинградском театральном институте было открыто специальное казахское отделение, студентами которого стали 21 чел.; 13 студентов-казахстанцев обучались в Ленинградском хореографическом училище; 10 – в Ленинградской и Московской консерваториях8. Так, студентом казахского отделения Ленинградской консерватории в 1928 г. стал А. Жубанов – родоначальник казахского музыковедения9.

По данным на 1 ноября 1939 г., во ВГИКе обучался 21 студент-казахстанец. Учитывая важность подготовки специалистов высокой квалификации для казахской кинематографии, помимо стипендии, Управление кинофикации при СНК Казахской ССР просило Совнарком установить дополнительное пособие в размере 200 р. в месяц каждому студенту10.

В принципе, практически все первое поколение казахстанских ученых получило образование, начало свой путь в науку в стенах российских высших учебных заведений. Выдающиеся ученые-языковеды Т.Н. Сауранбаев, С. Кенесбаев и ряд других специалистов по казахской филологии были выпускниками лучших российских вузов. В 1931 г. С. Кенесбаев окончил Ленинградский институт востоковедения. В 1928 г. Ленинградский университет закончил М.О. Ауэзов – классик казахской национальной литературы. В Ленинграде учился также один из крупнейших казахстанских археологов А.Х. Маргулан11.

Бóльшая часть кадров научной интеллигенции Казахстана первой половины ХХ в. была подготовлена при непосредственном участии российских ученых. Из первого поколения аспирантов-казахов выросла целая плеяда ученых, прославивших казахстанскую науку. Так, например, в 1939 г. аспирантуру при сельскохозяйственной академии им. Тимирязева закончил Ш.М. Чултуров, ставший позже известным в Казахстане полеводом12.

В 1941 г. аспирантуру Института биохимии им. Баха закончил и успешно защитил диссертацию Т.Б. Дарканбаев, впоследствии ставший основоположником казахстанской биохимии. Он внес большой вклад в развитие биологической науки в Казахстане. Ученый долгое время работал в лаборатории биохимии Казахстанского филиала АН СССР, заведовал кафедрой в Казахском государственном университете13.

Аспирантом Государственной академии истории материальной культуры при АН СССР был А.Х. Маргулан, заслуги которого в изучении истории и археологии Казахстана невозможно переоценить.

В стенах МГУ под руководством профессора К.В. Топчиева произошло становление как ученого академика Национальной академии наук Республики Казахстан Ш.Б. Батталовой, внесшей неоценимый вклад в развитие химической науки в Казахстане.

Надо отметить, что до войны подготовка научных работников через систему аспирантуры и докторантуры только зарождалась, в самой республике еще не была защищена ни одна кандидатская или докторская диссертация. С эвакуацией вузов в Казахстан здесь стали работать 2 академика, 3 члена-кор­респондента АН СССР, 35 профессоров и 92 доцента из центральных вузов страны, главным образом из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. Это дало возможность организовать защиту диссертаций преподавателями вузов Казахстана.

Выпускники российских вузов довоенных лет по существу являются основоположниками национальной экономики, культуры, науки и образования Казахстана. Ибо до конца 1930-х гг. высшая школа республики находилась на стадии становления: контингент студентов был малочисленным, остепененность профессорско-преподавательского состава оставалась низкой, казахские средние школы очень мало выпускали потенциальных абитуриентов. Как и в дореволюционный период, специалисты и интеллектуалы, выпестованные высшей школой России, приняли на себя ответственность за осуществление коренных преобразований, определивших судьбы и миропонимание миллионов людей15.

Рассматривая сложившуюся систему подготовки кадров для Казахстана, мы видим, что она была весьма многоступенчата и многоаспектна. Явно прослеживается магистральное направление – ориентация на Россию, ее ведущие учебные и научные центры. Российская наука дала Казахстану возможность, преодолев культурную отсталость, занять свое место в системе советских республик.

_________________________

 

1 Абжанов Х.М. Отечеству преданно служить // www.kazpravda.kz

2 Акинер Ш. Формирование казахского самосознания: от племени к национальному государству. – Алматы, 1998. – С. 64

3 Акназаров Х.З. Формирование советской интеллигенции (на материалах Казахской Советской Социалистической Республики). – Алма-Ата, 1954. – С. 9–10.

4 Тастанов Ш.Ю. Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов. – Алма-Ата, 1975. – С. 82.

5 Центральный государственный архив Республики Казахстан (далее – ЦГА РК). Ф. 5. Оп. 11. Д. 39. Л. 49.

6 Там же. Ф. 81. Оп. 1. Л. 971. Л. 71.

7 Там же. Ф. 82. Оп. 1. Д. 1235. Л. 26–27; Культурное строительство в Казахстане: Сб. документов и материалов. – Алма-Ата, 1965. – Т. 1. – С. 295–296.

8 Коммунистическая партия Казахстана в резолюциях. – Алма-Ата, 1981. – Т. 2. – С. 342.

9 Гизатов Б. Академик А. Жубанов. – Алма-Ата, 1972. – С. 9–13.

10 ЦГА РК. Ф. 1137. Оп. 3. Д. 772. Л. 285.

11 Казахи. Алматы. – 1998. – Т. 2. – С. 470, 488–489, 498, 505.

12 Агапов К. Память сердца // Наука Казахстана. – 1999. – № 9.

13 Воронин Н. Основоположник биохимии в Казахстане // Наука Казахстана. – 1997. – № 18.

14 Служение бесконечному познанию // Казахстанская правда. – 2001. – 10 нояб.

15 Абжанов Х.М. Отечеству преданно служить.

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz