Назад || Главная || Карта сайта


Е.В. Мельникова

Омск, государственный институт сервиса

Молодые театры Омска


Начиная со второй половины 1980-х гг. театр оказался в принципиально новых условиях социально-психологического и межкультурного взаимодействия. Сформировалось новое коммуникативное пространство: театр вступает в область взаимодействия с новыми социальными группами, с новыми идеологическими и художественными сообществами, осваивает новые зрелищные технологии, вступает в новую социально-эстетическую реальность. Здесь крайне важно определить место театра в складывающемся социально-политическом, идеологическом, культурном и, наконец, экономическом ландшафте, осмыслить отношения с обществом и его институтами. Работы таких ученых, как П.А. Марков, Г.Н. Бояджиев, П.В. Алперс, А.Н. Смелянский, Д.И. Золотницкий, Г.А. Хайченко, содержат ценную информацию об особенностях и закономерностях развития отечественного театра, его основных этапах. В этот период резко возрастает количество театров в стране. С 1985 г. количество театров увеличилось на 50 % (их было примерно 320 в 1985 г., на сегодняшний день в России примерно 600 государственных театров, не считая муниципальных)1.

Развитию театрального дела способствовали театральные реформы. В недавней истории у нас были замечательные попытки реформирования театрального дела. 1987 г. – проводится комплексный эксперимент, отменяется цензура; 1989 г. – Комиссия Совмина отменяет понятие дотации как выделяемых из государственного бюджета средств на покрытие плановых убытков театров и вводит понятие "бюджетного финансирования". В отличие от дотации указанные средства включаются в доходы театров. Самым принципиальным моментом в этом документе была отмена монополии государственного финансирования: спонсорами и меценатами сценического искусства могли выступать общественные организации и хозяйственные структуры, а также "отдельные граждане". Но если 1989-й г. ушел у театральных менеджеров на "раскачку" (многих работников театров такой поворот застал врасплох), то к 1990 г. они весьма эффективно использовали предоставленные им возможности в первый и последний раз: в истории всего человечества российский театр имел по итогам года в 2,5 раза больше доходов, чем расходов, – такого экономического парадокса мировая история театра еще не знала. В 1991 г. выходит постановление Правительства РФ за подписью И.С. Силаева, по которому театры всех форм собственности равноправны между собой. Начинается какая-то новая, живая жизнь. Потом 1995 г. – постановление за подписью В.С. Черномырдина, и последнее – 1999 г. – "О государственной поддержке театрального искусства в РФ" за подписью Е.М. Примакова. На региональном уровне 24 октября 2000 г. принимается постановление главы администрации Омской области "О государственной поддержке театрального искусства в Омской области".

Омск занимает прочное место на театральной карте России. Любой современный мегаполис имеет свой культурный центр. Большинство театров находится, как правило, в центре. Крупный город обрастает жилищными массивами, которые по существу есть самостоятельные городки-копии. Спутниковые города XXI в. не могут существовать без собственных культурных центров. Географическая крепь, прописка маленьких театров в северных, южных районах – это процесс стабилизации русского театра в новых условиях. Каждый театр создает свою собственную субкультуру, которая потребовала собственного культурного обеспечения. Театр оперативно откликнулся на эту потребность, как вид искусства, крайне зависимый от публики. Слава одного из крупных театральных центров создавалась не одним поколением талантливых режиссеров, актеров, художников, организаторов театрального дела. Долгое время несомненное лидерство в творческой среде города удерживал академический театр драмы. Вокруг центра – Омского академического театра драмы – сложились театры-спутники: Лицейский театр, муниципальный театр драмы и комедии "Галерка", муниципальный драмтеатр "СТУДИЯ" Л. Ермолаевой, Камерный "Пятый театр".

В конце XX в. почти стихийно, но все же закономерно сложилась новая театральная Вселенная. Спутниковые театры – это позитив, стартовые площадки для завтрашнего дня. Обратимся к истории возникновения спутниковых театров в Омске.

Омский государственный Камерный "Пятый театр" появился на театральной карте города в 1990 г. как отражение бурных процессов перестройки и возможности создать театр свежих форм и экспериментальных поисков. Энергия, талант, чистота помыслов творческого лидера Сергея Рудзинского и его соратников сделали, казалось, невозможное в наше время – "Пятый театр" не просто состоялся, а выдержал многие испытания.

Сегодня, оглядываясь на пройденный путь, можно с уверенностью сказать: театр смел и открыт новым именам и талантам, ведет непрерывный поиск своей темы, идеи, литературного материала, оригинальной сценической версии. Камерный "Пятый театр" молод, но с его работами знакомы не только зрители в России, многие спектакли отмечены дипломами за участие в театральных конкурсах и фестивалях. Так, в апреле 1993 г. театр принимает участие в III Международном фестивале "Тысяча лиц театра" (Санкт-Петербург) со спектаклем "Мириам" О. Юрьева – режиссер С. Рудзинский.

В декабре 1993 г. – участие в "Фестивале малых форм" городов Сибири (Новокузнецк) с постановкой сценической версии трактата Э. Роттердамского "Похвала глупости", удостоенной звания лауреата фестиваля. Призом за режиссуру и дипломами за исполнение главных ролей отмечено участие спектакля "Фиктивный брак" В. Войновича в фестивале "Русская комедия: от Фонвизина до наших дней" в Ростове-на-Дону (октябрь 1994 г.).

За свою короткую историю театр установил прочные связи с представителями других культур, со своими коллегами из разных стран. В октябре 1995 г. театр принял участие в фестивале г. Юда (Япония) со спектаклем "Етэко – невеста обезьяны" М. Кавамура – режиссер Р. Мацусита. По инициативе театра в октябре 1996 г. в Омске был проведен фестиваль культуры и искусства Японии.

В то же время театр принимает участие в Днях Омской культуры в Москве со спектаклем "Васса Железнова" М. Горького – режиссер Олег Матвеев, а в октябре 1997 г. приглашен на фестиваль "Театр без границ" (Магнитогорск) со спектаклем "Три визита доктора Астрова" по пьесе А.П. Чехова "Дядя Ваня" – режиссер Андрей Любимов, с приходом которого возникает ряд оригинальных проектов, расширивших творческие возможности и контакты коллектива.

"Пятый театр" совместно с группой актеров из Московского драматического театра "АпАРТе" работает со спектаклем "Иван и черт" по роману Ф. Достоевского "Братья Карамазовы" и выступает с ним в Париже. В октябре 1998 г. театр принимает участие в программе Недели омской культуры в Германии, показав во Франкфурте-на-Майне спектакли "Три визита доктора Астрова" А.П. Чехова, "Повести Белкина" А.С. Пушкина и "Сказки Пушкина" – режиссер Андрей Любимов.

Театр за два года до 200-летия А.С. Пушкина начинает работу над проектом "Пушкиниады", который на долгое время погружает актеров в мир поэтических образов русского гения. Итогом этой работы стало создание нескольких спектаклей по произведениям А.С. Пушкина для зрителей разных возрастов. Спектакль "Повести Белкина" в феврале 1999 г. на VI Всероссийском Пушкинском фестивале удостоен диплома лауреата. А летом этого же года с пушкинскими спектаклями театр был приглашен в Берлин и Брюссель для участия в юбилейных празднованиях, организованных Российским домом науки и культуры Германии и Бельгии.

Осенью 1999 г. Камерный "Пятый театр" принял участие в V Международном фестивале "Реальный театр" в Екатеринбурге со спектаклем "Старосветская история" по произведениям Н. Гоголя – режиссер Марина Глуховская. В марте 2000 г. спектакль "Старосветская история" – в числе номинантов одного из самых престижных национальных театральных конкурсов-фестивалей – "Золотая маска – 2000".

Среди наиболее ярких событий в культурной жизни сибирского региона стало осуществление совместного российско-грузинского проекта, в результате которого на сцене Камерного "Пятого театра" в апреле 2001 г. родился новый спектакль – "Кавказский меловой круг" Б. Брехта (режиссер Г. Гошадзе).

Сегодня у Камерного "Пятого театра" немало друзей-коллег в Японии, Франции, Германии, которые приезжают в Омск не только на гастроли, но, прежде всего, для совместной работы над спектаклями, для участия в фестивалях национальных культур, устраиваемых по инициативе Камерного "Пятого театра"2.

История Лицейского театра началась со школы. В средней школе № 66, преобразованной в лицей, появился единственный в те годы гуманитарный факультет для школьников. Открытие Лицейского театра состоялось 1 августа 1997 г. благодаря поддержке администрации города и департамента культуры и искусства. Главным вдохновителем и основным "двигателем" процесса стал художественный руководитель театра заслуженный артист России Вадим Станиславович Решетников3.

Лицеистам выделили пустовавшее здание на ул. Рабиновича еще в 1994 г. Почти три года длилась реконструкция помещения. Одновременно с ремонтом продолжались репетиции спектаклей. И уже в 1997 г. труппа отпраздновала новоселье, пригласив на спектакль театральную общественность Омска и своих зрителей.

Лицейский театр еще очень молод, но о нем уже можно написать целую книгу, где отдельными главами будут гастроли и ежедневные репетиции, рассказы о встречах, которые проводятся в театре, и повествование о каждой маленькой "звездочке".

Театр для юных актеров – это школа жизни, общественных и человеческих отношений. Кто-то из этих ребят выберет театр своей профессией. Для кого-то это станет хобби. Стоит заметить, что сегодня несколько актеров театра учатся в театральных училищах Москвы и Новосибирска. Многие "старшие" лицеисты обучаются в омских вузах, но не расстаются с родным театром4.

Театр Любови Ермолаевой хорошо известен омичам. Есть у него постоянные зрители, которые любят самобытный, яркий стиль театра с присущей ему задушевностью и теплотой.

Все начиналось в 1966 г., когда дипломнице ленинградского института культуры Любови Ермолаевой, известной на всю страну исполнительнице песни "Омские улицы", предложили возглавить театральный коллектив в только что построенном Дворце культуры нефтяников. Романтика 60-х, в Москве – "Таганка", в Омске – театр поэзии. Спектаклем, название которого звучало как программное заявление "Я люблю" по стихам советских и зарубежных поэтов, театр обратился к зрителю. Расширялся репертуар: спектакли по А. Твардовскому, П. Васильеву, Ю. Марцинкявичусу шлифовали мастерство режиссера и актеров, появился интерес к драматургии. "Пять вечеров" по пьесе А. Володина, поставленные в 1975 г., – первая камерная постановка в городе. От спектакля к спектаклю режиссер и актеры шли, совершая новые открытия. В театре – дух романтики, особая доверительность, поиски ответов на вечные вопросы бытия…5. В этой атмосфере выросло не одно поколение талантливых людей. Помимо непосредственной работы над ролью, Л. Ермолаева требовала изучения других произведений данного автора, эпохи, в которой он жил, смежных искусств – музыки, живописи. Училась много и сама – на ежегодных семинарах, проводившихся Союзом театральных деятелей РФ (ранее ВТО), у Л.Е. Хейфеца, у М.А. Захарова и других известных режиссеров6. Настал черед классики: А.П. Чехов, А.С. Грибоедов, В. Шекспир. Закономерно приходило признание не только в родном городе. Камерный спектакль 1977 г. "Чайка" А.П. Чехова, показанный в Московском Центральном доме работников искусства и в Московском доме актера, был высоко оценен зрителями – актерами московских театров, театральными критиками – в общем, публикой искушенной. Это было новое слово в прочтении Чехова в мировом масштабе.

И вот уже искусствоведы Москвы изучают опыт работы режиссера из Омска. На базе театра проводятся региональные творческие лаборатории. И снова гастроли в Москве – "Майя" по пьесе Разумовской шла на малой сцене театра им. Н.В. Гоголя.

В мае 1990 г. коллектив, к тому времени еще непрофессиональный, принимал участие в фестивале "Лучшие спектакли России" в Орле наравне с академическим театром Советской Армии и Театром Олега Табакова. Город взял на себя финансирование уникального коллектива в 1991 г. Труппа пополнилась молодыми профессионалами: Аленой Устиновой, Еленой Кондратенко, Игорем Малаховым, Игорем Школиным, выросшими в настоящих мастеров сцены.

Театр трепетно относится к своим традициям, сохраняя в постановках лирические черты и образное решение, работает с литературой высокого качества. В основе репертуара – А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов, А. Вампилов, В. Шукшин, Г. Горин, Н. Птушкина.

Ширится география поездок – Санкт-Петербург и Сосновый Бор Ленинградской области (1994), участие в фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения Ф.-Г. Лорки (Театр на Таганке, 1994), "Байкальская осень" (1990–1995), с 2000 г. стали хорошей традицией гастроли в Тюмени с детским репертуаром, имеющие неизменный аншлаг.

В 2001 г. театр "СТУДИЯ" Л. Ермолаевой отметил 10-летний юбилей работы в качестве муниципального. Коллектив принимал поздравления друзей, которых немало приобрел за 35 лет работы в различных статусах. Хочется отметить, что за все прожитые годы неизменным оставалось одно – театр всегда отстаивал вечные нравственные ценности: любовь, доброту, уважение к человеку7.

Начало третьего тысячелетия для северных районов Омской области во всех сферах жизнедеятельности складывается намного благополучней, чем начало XX в. Впервые экономика и культура выступили в гармоничном единстве. Распоряжением губернатора Омской области Л.К. Полежаева от 18 июня 2001 г. был создан "Государственный Северный драматический театр". В плане организационно-техни­ческих мероприятий по реализации распоряжения губернатора Омской области определен набор актерского курса в Омском государственном университете на базе Омского государственного Северного драматического театра8.

7 октября 2002 г. на сцене Тарского районного Дома культуры состоялась первая репетиция коллектива Омского государственного Северного драматического театра. Два сезона театр работал в помещении районного Дома культуры, а в 2004 г. было реконструировано здание кинотеатра "Родина". По штатному расписанию в театре 80 сотрудников, из них 20 артистов. Директором театра назначена Т.А. Макаренко, главным режиссером – К.В. Рехтин.

Сегодня в труппе 12 артистов, все они студенты заочного актерского курса ОмГУ. Первая встреча с тарским зрителем состоялась 12 ноября 2002 г., это был театральный вечер "От Тарских мостков до столичных подмостков…", посвященный 75-летию со дня рождения народного артиста России, почетного гражданина Тары М.А. Ульянова.

19 ноября 2002 г. – премьерный спектакль молодого Северного драматического театра. Зрителям была представлена лирическая драма-фантазия по пьесе С. Есенина "Анна Снегина", зрительный зал (650 мест) был полон.

Жители Тарского и других северных районов Омской области получили возможность познакомиться с театральным искусством, ведь в афише театрального сезона Тары 2002 г. были представлены спектакли всех профессиональных театров Омска.

_________________________

 

1   Дадамян Г. Когда одна половина промокашки грязная, или как мы живем в театре // Письма из театра. – 2003. – № 23. – С. 105–107.

2   Молодые театры России. Альманах. – Омск, 2004. – Вып. 1.

3   Шурыгин Д. Лицедеи из лицея // Комсомольская правда. – 1997. – 22 авг.

4   Знакомьтесь – лицеисты // Время. – 1999. – № 11. – 17–23 марта.

5   Луговская В. Театр Любови Ермолаевой // Омск театральный. – 1987. – № 1.

6   Ромадина Е. Между прошлым и настоящим // Мир увлечений. – 2002. – № 3.

7   Шульпин А.П. Молодежные театры России. – СПб., 2004.

8   Рехтин К.В., Заборовская С.П. Театральная Тара: к истории любительского театрального движения и профессионального театра // Культурологические исследования в Сибири. – Омск, 2004. – Вып. 3. – С. 38–39.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz