Назад || Главная || Карта сайта


Н.В. Минина

Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Региональные знания студентов младших курсов экономического факультета Омского государственного университета


Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучаемого, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение обучаемых к культуре страны изучаемого языка, лучшее сознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение обучаемых в диалог культур1.

Именно в таком диалоге культур формируются умения в познании собственной культуры и культуры других народов. Познание "чужой" культуры может осуществляться только через свою собственную. Что касается вузовского языкового образования, то при отсутствии учебной литературы ситуация осложняется тем, что студенты должны быть подготовлены к роли участников или субъектов диалога культур, т. е. личностей, признающих равенство различных культур и народов, сознательно овладевающих этикой межкультурного общения и готовых к сотрудничеству. Социокультурное образование должно быть направлено на развитие их самосознания как культурно-исторических субъектов (носителей родной культуры) и как субъектов диалога культур. Для того чтобы помочь студенту осознать себя субъектом родной культуры, необходимо разработать пособие по родной культуре на иностранном языке2.

Краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно.

Состоится ли коммуникация с иностранцем и будет ли она полной без региональных знаний? На уроках иностранного языка в вузах мы много уделяем времени и внимания на изучение страноведческого материала. Студенты владеют большим объемом информации о стране изучаемого языка и могут в общении с иностранцем блеснуть своими знаниями. Но о своей стране иностранец и сам прекрасно осведомлен, т. к. зарубежные педагоги делают все возможное, чтобы человек знал свой родной край, любил и гордился им. Ему намного интереснее будет узнать о родине человека, с которым он общается, об истории, достопримечательностях, экономическом развитии и т. д. А если человек не обладает такими знаниями, вряд ли общение с ним заинтересует иностранца.

Мы провели небольшой опрос-анкету среди студентов младших курсов экономического факультета, изучающих иностранный язык. Нашими респондентами были 70 студентов. Анкетные данные показали, что 50 % респондентов не знают имени основателя Омской крепости или называют это имя неверно. Несколько студентов считают, что основателем является Ермак. "Что-то связано с Ермаком, когда происходило освоение Сибири", "Об основателе Омской крепости я знаю немного. Я могу сказать, что основателем является Ермак, который по поручению купцов Строгановых отправился исследовать Сибирь", "Наверное, это Ермак".

Многие студенты, отвечая на вопрос "Что вы знаете об основателе Омской крепости?", неверно назвали имя и отчество И.Д. Бухгольца. Некоторые признавались, что не знают ничего, правда, добавляя "к сожалению", " к своему стыду", "мне очень стыдно". А многие, отвечая на этот вопрос, просто поставили прочерк. Несколько студентов попытались объяснить причину своего незнания: "Об Омске, его основателях и исторических местах я ничего не знаю, т. к. я приехала в этот город в 2005 г. и не успела познакомиться с историей города. Но знаю, что в этом году ему будет 290 лет", "Мы неместные, поэтому мало знакомы с Омском", "Я сама не из Омска. В школе нам ничего не рассказывали" и т. д. Бóльшая часть респондентов, которая не смогла ответить на этот вопрос, – жители Омской области. Им предстоит по меньшей мере в течение пяти лет жить и учиться в городе, о котором они почти ничего не знают.

Немногим больше знают об истории родного города студенты-омичи. Они смогли назвать лишь год основания крепости и фамилию основателя. Таких лаконичных ответов было больше половины. Трудно комментировать их ответы: отрывочные и не всегда верные сведения, убогий язык. Мы имеем здесь ярко выраженный результат вербальной школьной педагогики: вчерашние ученики что-то слышали об Омске, возможно, что-то читали, но это не оставило в их душах заметного следа. Очевидно, что не все из них были в Омском историко-краеведческом музее, не все видели макет первой крепости на Оми – впечатляющих размеров и искусного исполнения. "Как мне кажется, основателем Омской крепости был Бухгольц. Но точно не помню". "Его фамилия была Бухгольц, а больше я ничего не знаю", "Приказом Бухгольца была основана крепость. Торжественный въезд в Омск был осуществлен через Тарские ворота", "В 1716 г. первая Омская крепость была основана Бухгольцем. Основался здесь вместе с казаками".

Студенты, которые попытались более полно ответить на этот вопрос, получили эти знания в школе на уроках краеведения, из книг. "Петр I направил экспедицию во главе с Бухгольцем по разведыванию озер в целях добычи соли. Было две крепости. Первая крепость временная, плохо обустроенная. Вторая, по сути, и положила начало Омску. В новой Омской крепости было 5 ворот. До сегодняшнего дня сохранились Тарские и Тобольские ворота". "Основателем Омской крепости является И.Д. Бухгольц, он в 1716 г. отправился на территорию нынешнего Казахстана в поисках острова ("Легенда о золотом острове"), экспедиция была отправлена по приказу Петра I, чтобы найти золото для поддержки военной кампании. Экспедиция началась в 1715 г., но оказалась неудачной, возвращаясь назад, 15 мая 1716 г. в устье р. Оми Бухгольц и его подопечные остановили свою экспедицию из-за того, что были потрачены большие силы". "Крепость была основана в междуречье двух рек Иртыша и Оми экспедицией исследователя и путешественника И. Бухгольца. Они искали в Сибири соль, золото, пушнину", "Бухгольц был предводителем экспедиции, направленной для строительства крепости в устье Оми. По происхождению – немец, по профессии – инженер-строитель". "И.Д. Бухгольц служил при Петре I, в 1715 г. был отправлен на поиски соли на какие-то озера. Но там на них напали татары, и они отступили. А 1716 г. в устье Оми основали крепость". К сожалению, таких ответов только 5 из 70, т. е. всего 29 %.

В своей анкете мы попросили студентов назвать исторические места и памятники нашего города. Огорчает тот факт, что 2 наших респондента не смогли назвать ни одной достопримечательности Омска, а 12 чел. назвали от одного до трех, причем только то, что открыли для себя сами, совершая прогулки по городу. Они назвали памятники Ленину, Жукову, Достоевскому, пожарную каланчу, здание драмтеатра, скульптурные композиции Любушке и сантехнику Степану. 20 % респондентов не знают города совсем или знакомы с ним поверхностно. На вопрос, кто такая Любушка и почему одна из центральных улиц города называлась Любинским проспектом, ответить эти респонденты не смогли.

В ходе обработки анкетных данных выяснилось, что самой известной исторической достопримечательностью Омска для наших студентов являются Тарские ворота, их назвали 79 % респондентов. 47 % опрошенных назвали и Тарские и Тобольские ворота, только Тобольские – 4,2 %. Сейчас много говорят и пишут о восстановлении Успенского кафедрального собора в Омске, разрушенного в годы советской власти. Лишь 16 % респондентов слышали об этом событии. А Свято-Никольский (Казачий) собор назвали 11 % опрошенных нами студентов. Возможно, многие любовались архитектурой этого православного храма, но не задумывались о том, что он представляет собой прекрасный образец сибирского зодчества. Из числа всех респондентов только 21 % назвали эти соборы.

Исторические здания Омска знают только 34 % респондентов, причем некоторые назвали только по одному архитектурному памятнику. Чаще всего называется Омский драматический театр и здание кадетского корпуса. Лишь 9 % респондентов называют еще и другие исторические здания и памятники архитектуры. Среди них – дом-музей Кондратия Белова, здание городской думы, главный корпус медицинской академии, дом генерал-губернатора, Либеров-центр, госпиталь (здание бывшей женской гимназии), бывшее здание библиотеки им. Пушкина, музей им. Достоевского, пожарная каланча, дом Батюшкова. Эти знания студенты получили на уроках краеведения и истории в школе, а также из экскурсий по городу. Некоторые студенты в качестве исторических памятников называют омские музеи. Чаще всего называют музей изобразительных искусств им. Врубеля и Омский краеведческий музей, реже – музей Достоевского, Либеров-центр, дом-музей Кондратия Белова. Есть студенты, назвавшие дом, в котором жил известный советский поэт Леонид Мартынов (2 респондента).

Анализируя результаты опроса, можно сделать вывод о том, что знания студентами родного города, его истории, памятников далеко не достаточны. Но радует тот факт, что студенты стремятся получить эти знания и считают, что они им необходимы. У многих из них после этого опроса появилось желание пойти в библиотеку, в краеведческий музей, найти информацию о городе и его истории в Интернете.

Мы опрашивали студентов 1-го – 2-го курсов, которые изучают иностранный язык, и самым важным для нас было выяснить, как ответят студенты на вопрос, нужны ли региональные знания в общении с иностранцем и почему. На первую часть вопроса мы получили положительный ответ. 97 % респондентов считают, что такие знания просто необходимы. "Такие знания обязательно нужны в общении с иностранцем. И запас этих знаний нужно пополнять".

Лишь некоторые сомневаются, скорее всего потому, что сами мало знают о городе. "Может, и нужны, чтобы поддержать беседу. Но я считаю, что у нас не настолько исторически интересный край, чтобы говорить о нем с иностранцем", "Несомненно нужны. Но на мой взгляд, Омск имеет не так много достопримечательностей. Хотя небольшой экскурс в историю города будет интересен", "Наверное, нужны. Я думаю, им (иностранцам) будет интересно узнать об истории города". Только один студент ответил, что такие знания не нужны.

Хочется верить в то, что наши респонденты будут стремиться знать о родном городе больше. Это подтверждают их ответы и на вторую часть вопроса. " Я считаю, что эти знания нужны, т. к. люди, приехавшие из других стран в наш город, обязательно захотят познакомиться с его достопримечательностями. Я думаю, мне будет неловко, если ко мне подойдет человек и спросит о памятниках, исторических местах, а я ничего не отвечу. Нужно знать, т. к. мы являемся представителями нашего города". Многие студенты понимают, какой интерес вызывает у иностранцев наш край. Западная Сибирь привлекательна как для иностранных инвесторов, так и для ученых, студентов, туристов. Если иностранцы неплохо осведомлены о Дальнем Востоке и Восточной Сибири, то о Западной Сибири (эта тема мало освящается в литературе и СМИ) они знают очень мало. "Я считаю, что такие знания пригодятся в общении с иностранцами. Ведь многим людям будет интересно узнать о далеком сибирском городе Омске, его истории, людях. До настоящего времени многие из них считают Сибирь с ее городами холодным отдаленным местом, и им было бы интересно узнать правду о сибирском городе", "Конечно, нужны. Русский образованный человек должен обладать знаниями не только о зарубежных странах, но и, прежде всего, о своей родной стране и о родном крае. Я думаю, что иностранцу будет интересно узнать о России, о ее городах", " Нужны: а) чтобы произвести впечатление образованного человека; б) чтобы на своей Родине он говорил, что русские – патриоты, отлично знающие историю своего края; в) чтобы иностранец владел информацией о Сибири".

Студенты понимают, что без таких знаний коммуникация может не состояться. "Считаю, что такие знания нужны хотя бы для того, чтобы поддержать разговор. Иностранцы будут интересоваться тем городом, в котором я живу. И вообще историю своего города нужно знать, ведь это край, где ты родился и вырос". "Эти знания необходимы в общении с иностранцем, т. к. они показывают наш культурный уровень. Благодаря таким знаниям можно интересно организовать беседу". "Конечно. В разговоре с иностранцами может возникнуть вопрос о том месте, где вы живете. Они могут поинтересоваться его историей, стыдно будет не ответить. Да и самому интересно знать историю своего города", "Да, такие знания необходимы, т. к. иностранец может поинтересоваться, откуда я родом, историей моего города. Ведь их завораживают слова: Россия, Сибирь, "Я думаю, человек, знающий много о своем городе, сможет заинтересовать иностранца. Поэтому в общении такие знания просто необходимы".

"Мы должны гордиться своим городом. А для этого нужно много о нем знать", "Необходимо сделать информацию о городе более доступной не только для иностранцев, но и для самих омичей. Например, выпускать открытки, проспекты, буклеты".

Владение иностранным языком является важнейшей составляющей образованности современного человека, компетентность которого определяется также и региональным компонентом образовательного процесса, поэтому одним из главных требований к образовательному учреждению является разработка региональных материалов и внедрение их в учебный процесс3. Основной задачей вузов является подготовка широко образованных специалистов. Способствовать широкому гуманитарному образованию, знакомить с историей, культурой и обычаями страны изучаемого языка, а также важнейшими событиями прошлого России, историей родного края – важная задача, которую необходимо решать преподавателям иностранных языков Омского университета.

_________________________

 

1 Бим И.Л. и др. Примерные программы по иностранным языкам.

2 См.: Иностранный язык в школе. – 2004. – № 2.

3 Суслов И.Н. Сибирь – наша родина: Учеб. пособие по немецкому языку. – Омск, 2002.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz