Назад || Главная || Карта сайта


Е.А. Монахова

Омск, Центральная городская библиотека

Детская библиотека как среда читательского развития


Формирование читательских умений и навыков детей и подростков осуществляется не только в процессе обязательного школьного образования, но, в первую очередь, при непосредственном общении с книгой по свободному выбору. Такой средой читательского выбора является для них детская библиотека.

Современная детская библиотека как общественный институт стремится гибко реагировать на изменения в картине детского чтения. Перспективы деятельности муниципальных библиотек Омска в этом направлении намечает целевая программа "Детская библиотека как среда читательского развития".

Опыт показывает, что детские библиотеки, откликаясь на актуальные потребности юных пользователей, способны предложить им разнообразные "модели чтения" и пути читательской самореализации. Среди информационных и читательских потребностей детей можно выделить:

1. Потребность в чтении популярной художественной литературы определенной тематико-жан­ровой специфики (сказка, фэнтези, детские детективы и пр.)

2. Потребность в актуальной, личностно значимой информации, авторитетным источником которой являются детско-юношеские периодические издания и Интернет.

3. Потребность в образовательной информации, в т. ч. регионального содержания.

Со стороны библиотек необходима эффективная поддержка отдельных направлений детской читательской деятельности и литературного образования школьников, а значит, актуальным является создание специализированных библиотечных Центров поддержки детского чтения.

В рамках программы "Детская библиотека как среда читательского развития" осуществляется реорганизация деятельности ряда муниципальных детских библиотек Омска: организуются консультативно-просветительский центр "Воспитание сказкой" (на базе детской библиотеки им. Л. Чайкиной, Кировский округ), Библиотека детской периодики (ныне – детская библиотека № 9, Ленинский округ), Детский центр литературного краеведения (на базе детской библиотеки им. Т. Белозерова, Кировский округ).

Организация Детского центра литературного краеведения предполагает целенаправленное создание особых условий информационной комфортности для детей и подростков Омска, способствующих их читательскому развитию и личностному росту как граждан Сибири и патриотов родного города. Сибирь – уникальный регион России, неповторимо ее влияние на личность. Чувство принадлежности к сибирской культуре – духовное достояние омичей.

Литература регионов России, являясь органичной частью российской художественной литературы, имеет вместе с тем свои особые задачи и специфику. В ней, как в зеркале, отражаются социокультурные и природные особенности конкретного региона.

В заявлении Международного cовета по детской и юношеской литературе отмечалось:

"Какие книги нужны детям?

Книги, которые рассказали бы им о собственном этническом наследии: истории, мифах, легендах и фольклоре; книги, написанные и проиллюстрированные людьми, тесно связанными с конкретной культурой – для пробуждения у детей этнической гордости и чувства принадлежности к данной культуре.

Книги, знакомящие с другими народами; книги, в которых дружественно изображаются различные этнические группы и культуры.

Книги, воспитывающие чувство ответственности за единую планету, на которой мы все живем".

Таким образом, мы можем определить основные факторы влияния региональной литературы на личность юного читателя:

1. Содействие этнической и культурной самоидентификации личности и ее развитию с учетом местных особенностей.

2. Историческое просвещение читателей, приобщение их к истории "малой Родины".

3. Воспитание в единстве с природой, формирование природосообразного и природосохраняющего поведения.

4. Поликультурное воспитание.

Одной из главных задач проекта детской библиотеки им. Т. Белозерова является формирование специальных библиотечно-информационных ресурсов для эффективной поддержки литературного краеведения как регионального компонента образования. Основу ресурсов Детского центра составляет книжный фонд по литературному краеведению. На 1-м этапе проекта установлен авторский и национальный состав краеведческих литературно-худо­жественных изданий – произведений детской литературы Сибири и Дальнего Востока (в т. ч. малых народностей Севера).

Работа с детьми и подростками требует продуманного отношения к выбору форм и методов предоставления информации. Детская библиотека им. Т. Белозерова широко внедряет в библиотечную практику методы "наглядного развертывания" информации, в частности приемы музейной деятельности. Здесь создана интересная экспозиция, посвященная творчеству известного детского поэта Т.М. Белозерова. В связи с этим в библиотеке формируется подфонд вспомогательных материалов, включающий неопубликованные документы из архивов писателей, аудиоматериалы, фотодокументы.

Основой библиотечной литературно-краеведческой экспозиции являются предметные диорамы, благодаря которым для читателей оживает мир стихов и сказок омского поэта. При организации экспозиции использованы и такие музейные приемы, как "взаимная документация" разнотипных материалов, "овеществление" письменных источников и "массированный показ": фоторяд дополняется мемориальными экспонатами из личного кабинета Т.М. Белозерова; масштаб его творческих связей подчеркивается целым рядом договоров с издательствами Москвы, Урала и Сибири; скрупулезная работа поэта над словом становится наглядной благодаря многочисленным образцам авторской правки.

Новая библиотечная среда предоставляет возможность широкого внедрения современных методик медленного, пристального чтения, чтения-удивления на местном литературно-краеведческом материале.

Накопленные ресурсы и опыт работы позволяют детской библиотеке им. Т. Белозерова перейти к следующему этапу проекта и приступить к созданию собственных информационных продуктов по литературному краеведению с применением современных компьютерных технологий. Весной 2006 г. библиотека выступила учредителем и организатором сетевого познавательно-творческого проекта "Волшебник из страны детства" (совместно с гимназией № 26 Кировского округа Омска).

Для приобщения современного ребенка к чтению требуется использование разнообразных и значимых стимулов. Важнейшим из них можно считать обогащение среды ближайшего развития детей и подростков привлекательными символами Чтения. Образ книги и образ популярного литературного героя могут служить яркими символами Чтения, поэтому программой "Детская библиотека как среда читательского развития" предполагается последовательная деятельность библиотек по актуализации и популяризации книжного фонда, внедрению современных форм книжной рекламы.

Популярность книги и автора по-прежнему является одним из самых важных факторов, вызывающих читательский интерес. Над формированием нового имиджа детской библиотеки с использованием ярких литературных образов активно работают детские библиотеки Центрального округа Омска: здесь реализуются проекты "Открываем планету Э. Успенского" (детская библиотека № 13), "Изумрудный город" (детская библиотека № 14), "Растем с Незнайкой" (детская библиотека № 20). Популярная детская книга становится рекламным "брендом" детской библиотеки.

Яркое название библиотеки или библиотечного проекта предполагает определенные изменения в библиотечной среде:

– "театрализацию" пространства с опорой на ведущий литературный образ-название;

– создание условий для "игры в книгу", ведь современный ребенок стремится активно существовать в вымышленном мире любимых литературных героев.

Использование "фирменного" литературного героя или образа помогает эффективно рекламировать библиотечные услуги и книжный фонд, мотивировать ребенка на читательскую и познавательную деятельность.

Огромным культурным потенциалом обладает старая детская книга, которая также может стать для юных читателей ярким символом Чтения. Крупной коллекцией детских книг 30–50-х гг. ХХ в. располагает старейшая детская библиотека Омска – детская библиотека им. А.С. Пушкина, основанная в 1936 г. Детская книга эволюционирует, меняются приоритеты в области воспитания подрастающего поколения, меняется издательская политика. Книги 1940-х гг. овеяны героикой Великой Отечественной войны, рассказывают детям о славных страницах российской истории. Книги 1950-х гг. активно формируют интерес к естественным наукам, увлекают романтикой путешествий и открытий. Обращение к старой детской книге будет содействовать расширению познавательных интересов современных детей и подростков.

Для читателей разных поколений детская книга связана прежде всего с историей их детства, с историей семьи. Социокультурный проект детской библиотеки им. Пушкина "Музей детской книги" направлен на укрепление этой связи между поколениями и развитие книжных традиций семьи.

Кризис детского чтения, переживаемый сегодня, в значительной степени связан с определенными сбоями в трансляции культуры от поколения к поколению. Особая миссия детской библиотеки – оставаться посредником между Ребенком и Книгой.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz