Назад || Главная || Карта сайта


И.А. Никеева

Омск, Музей Омского государственного музыкального театра

Музей Омского музыкального театра как память его исторических традиций


В последние годы среди характеристик различных видов музеев все чаще стал встречаться термин "притеатральный" музей. Действительно, накапливая с возрастом творческий багаж, формируя свои художественные принципы, театр испытывает закономерную потребность передачи этих исторических традиций следующим поколениям. Кроме того, театральные традиции – часть общих культурных традиций города, области, региона, о которых должны знать и коренные жители, и гости города, и особенно молодое поколение. Эти задачи как раз и призваны решать притеатральные музеи.

Музей при Омском государственном музыкальном театре родился по инициативе директора театра, заслуженного работника России Б.Л. Ротберга. Он начал свою работу в особый для театра день – день открытия юбилейного 55-летнего сезона – 10 октября 2002 г. Действительно, у Омского театра – богатейшая история, и в его архиве накоплено немало интересных материалов, посвященных различным сферам его творческой деятельности. Кроме того, в фонд музея были переданы материалы из личных архивов легендарных руководителей Театра музыкальной комедии и актеров прошлых лет – заслуженных деятелей искусств РСФСР главного режиссера А. Павермана, главного балетмейстера В. Тулуповой, главного художника М. Логвиновой, художника В. Марина, заслуженных артистов РСФСР В. Володина, Е. Деминой, солистки балета Е. Мартэн.

Безусловно, музей Музыкального театра, как и любой другой театральный музей, призван, в первую очередь, запечатлеть в своих экспонатах главные творческие достижения коллектива, представляющие сами по себе художественную ценность и являющиеся яркими фактами большой театральной биографии. Так, в нашем музее почетное место занимают различные памятные театру афиши спектаклей, удостоенных дипломов на Всесоюзных и Всероссийских театральных конкурсах, фотографии из спектаклей разных лет, ставших реальной историей жанров оперетты, оперы, балета и запечатлевших в себе талантливых актеров, многие из которых остались уже только в нашей памяти. Здесь же представлены разнообразные дипломы и почетные грамоты еще с портретами Сталина, программки со словами благодарности за работу над спектаклем, выведенные чернильными буквами самим А. Паверманом или В. Тулуповой. Здесь и яркие эскизы костюмов и декораций, написанные рукой художников М. Логвиновой, В. Марина. Конечно, здесь же работы театра и более поздних лет – театральные костюмы героев разных спектаклей, макеты декораций, памятные знаки от организаций и многие другие театральные атрибуты. Безусловно, в нашем музее организуются тематические выставки, посвященные памяти видных деятелей театра разных лет: например, к 100-летию М. Логвиновой, к 90-летию В. Тулуповой, экспозиции памяти недавно ушедших из жизни дирижеров Э. Розена и Г. Комаровского. В музее также размещаются выставки о выдающихся композиторах, произведения которых представлены в афише театра – И. Штрауса, Т. Хренникова, или важных общественных событиях, каким стало празднование 60-летия Великой Победы.

Конечно, музыкальные театры находятся в более выгодном по сравнению с драматическими театрами положении в том плане, что, будучи синтетическими по своей природе, они имеют очень широкие возможности для отражения своих специфических компонентов, представленных несколькими видами искусств. Так, только в музее Музыкального театра вы можете увидеть, как выглядит дирижерский пульт с раскрытой на нем партитурой и главным "орудием" управления дирижера оркестром – дирижерской палочкой. Оркестровое искусство интересно представлено в музее и некоторыми музыкальными инструментами, а хореографическое, также являющееся неотъемлемой частью театра, – знаменитыми балетными пуантами и пачкой.

Вместе с тем, предназначение музея должно выражаться и в отражении главных направлений творческой деятельности театра, ставших его традицией. К числу этих традиционных направлений в Музыкальном театре следует отнести, например, и проведение творческих юбилейных вечеров ведущих мастеров театра, и постоянное участие коллектива в различных музыкальных фестивалях, и особое внимание благотворительной шефской деятельности, и др. Доказательств традиционности этих направлений в Омском музыкальном театре, вытекающих из деятельности Театра музыкальной комедии, достаточно много. Так, в музее театра представлены разные сохранившиеся афиши и пригласительные билеты с юбилейных вечеров ведущих артистов как Театра музкомедии, которые начали проводиться с конца 1950-х гг., так и Музыкального театра. Например, это юбилеи В. Володина (в 1958, 1963 и 1973 гг.), Е. Деминой (в 1959 г.), Г. Климова (в 1973 г.), Н. Блохиной (в 1972, 1993, 1997, 2002 гг.), Г. Котова (в 1977, 1991, 2000 гг.) и др. Важно здесь добавить, что специфическим проявлением этого вида деятельности в Музыкальном театре стали творческие вечера не только актеров, но и представителей художественного руководства театра. Так, еще в 1960–1970-е гг. были проведены первые юбилейные вечера главных руководителей трех ведущих творческих цехов театра – балетмейстера В. Тулуповой (в 1965 г.), дирижера Б. Венцковского (в 1966 г.) и режиссера А. Павермана (в 1978 г.). Продолжением этой традиции можно считать организацию подобных юбилеев бывших главных руководителей Музыкального театра – режиссера К. Васильева (в 1990 г.), балетмейстера С. Колесника и дирижера Э. Розена в 1997 г. Разные подходы к организации этих вечеров, использовавших в своих программах разные исполнительские силы, позволили им стать самобытными и непохожими друг на друга.

Доброй традицией в Музыкальном театре стало активное участие творческого коллектива в различных Международных, Всероссийских или региональных смотрах и фестивалях. Музей свято хранит все сохранившиеся буклеты, рецензии и дипломы, свидетельствующие об этих достижениях театра. Невозможно перечислить названия всех творческих мероприятий, в которых принимал участие наш театр за свои 59 лет, но некоторые из них назвать все же необходимо: Всесоюзный фестиваль, посвященный 40-летию Октября в 1957 г. (диплом II степени за спектакли "Белая акация" И. Дунаевского и "Поцелуй Чаниты" Ю. Милютина), Всесоюзный конкурс по созданию новых музыкальных спектаклей, посвященных 50-летию Октября в 1967 г. (диплом I степени за спектакли "Особое задание" А. Новикова, "Белая ночь" Т. Хренникова, "На рассвете" О. Сандлера), Всесоюзный смотр музыкальных спектаклей на военно-патриотичес­кую тему в 1975 г. (диплом III степени за спектакли "Василий Теркин" А. Новикова и балет "Мгновение"), XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1985 г. (памятный вымпел ЦК ВЛКСМ), Всероссийский конкурс провинциальных учреждений культуры на соискание премии газеты "Культура" – "Окно в Россию" в 2001 г. (диплом и звание лауреата в номинации "Музыкальный театр года"). Здесь же можно добавить и участие театра в Международных фестивалях музыкального искусства на Украине в 1999 г. ("Звезды мирового балета") и в Молдове в 2003 г. ("Мэрцишор"). А на московском фестивале "Панорама музыки России" в 2000 г., приуроченном к VIII съезду Союза композиторов России и ближнего зарубежья, Омский музыкальный театр был единственным театром из провинции, показавшим на сцене театра им. Станиславского и Немировича-Данченко три спектакля (два из них – "Капитанская дочка" Т. Хренникова и "Песня про купца Калашникова" В. Казенина были первыми постановками в стране). Специальная афиша этого фестиваля, а также фотографии, дипломы и памятные знаки, сохранившиеся и от других поездок, стали ценными историческими экспонатами музея.

Говоря о фестивалях, необходимо отметить тот факт, что в Музыкальном театре сформировалась и очень важная для всей культуры области традиция организации больших творческих мероприятий у нас в Омске. Так, еще на базе Омского театра музкомедии проводились Всероссийская конференция "Современность и оперетта" в 1962 г., Второй Всесоюзный семинар балетмейстеров театров музыкальной комедии в 1970 г., конференция "Современность и актерское искусство в театрах музыкальной комедии Западной Сибири и Дальнего Востока" в 1978 г. Активно упрочилась эта традиция в деятельности современного Музыкального театра. Большой общественный резонанс получили в свое время фестивали советской музыки на Омской земле в 1986 и 1988 гг., проводившиеся в рамках выездного секретариата правления Союза композиторов РСФСР. Газетные статьи и фотографии, размещенные в музее, запечатлели минуты приятного общения слушателей с ведущими композиторами – М. Таривердиевым, Р. Щедриным, Я. Френкелем, Д. Тухмановым, В. Казениным и другими почетными участниками фестиваля. Нельзя не напомнить, что в Омске 6 июня 2006 г., прошел I Всероссийский фестиваль "Панорама музыкальных театров России", проведенный Музыкальным театром под патронатом Министерства культуры Омской области и лично главы правительства Л.К. Полежаева. Фестиваль собрал крупнейшие театральные коллективы из разных городов России и некоторых стран дальнего и ближнего зарубежья. Обширная программа была представлена всеми жанровыми направлениями современного и классического музыкального искусства.

Особое место в музее театра занимает стенд, посвященный гастрольным маршрутам театра. На планшете, имитирующем карту России, выделены названия городов, где побывал коллектив театра. К сожалению, этот макет смог запечатлеть лишь географию творческих путешествий, отразить же складывавшиеся в разные годы крепкие творческие связи между коллективами некоторых городов на нем, конечно, невозможно. А особо тесные контакты наметились у театра с городами Урала и Северного Казахстана. Так, 7 раз побывал коллектив с гастролями в Перми (1-й раз в 1951, а последний – в 1990 гг.), 6 – в Челябинске (1954–1986), 5 раз – в Караганде (1949–1973) и 6 – в Петропавловске (1959–2001). Хорошие творческие отношения завязались у Омского музыкального театра в последние годы с Театром оперы и балета Башкортостана (Уфа). Успешные поездки туда осенью 2003 и 2005 гг. стали также продолжением общения коллективов, начатого еще Театром музкомедии в 1958 и 1978 гг. Благодарственные письма с теплыми словами в адрес Омского театра от Республики Башкортостан и из разных городов страны размещены в нашем музее рядом с дипломами и почетными наградами.

Отдельная страница в исторической летописи театра – гастрольная деятельность по районам Омской области. Наверное, не найдется на карте области ни одного сельского пункта, где бы не побывал коллектив театра за свои 59 лет. До 1990 г. концертные бригады актеров Театра музыкальной комедии и позже Музыкального театра показывали сельчанам различные спектакли и концерты практически в течение всего театрального сезона: и в морозные январские дни, и в период весенней посевной, и осенней уборочной. Неслучайно театр неоднократно получал различные премии и дипломы Министерства культуры СССР, РСФСР за лучшие показатели в культурно-шефской работе на селе (в 1975, 1977, 1979, 1985, 1986, 1989 гг.). В последующие годы, когда вывозить огромный коллектив в другие города страны стало труднее, театр начал уделять внимания сельским зрителям еще больше. Эта шефская благотворительная деятельность театра вылилась в последние годы в особую программу "Театр – селу", рожденную по инициативе главы нашего правительства и поддержанную коллективом театра. Афиши, запечатлевшие названия различных сел и деревень отдаленных районов Омской области, множественные слова благодарности, написанные на простых белых и в клеточку листках бумаги от восторженных зрителей, – наверное, самая дорогая театру память о его гастрольной деятельности – также находятся в нашем музее.

Вообще, можно сказать, что общение со зрителями в виде встреч после спектаклей или проведения специальных зрительских конференций с обсуждением различных тем были характерной чертой Омского музыкального во все годы. Интересно здесь вспомнить, что первая зрительская конференция состоялась уже в 1948 г., т. е. во второй сезон деятельности театра. Контакты со зрителями различных организаций нередко выливались и в особую форму взаимодействия, именуемую договорами о шефском творческом содружестве. Более 20 лет, например, длилось такое сотрудничество театра с госплемсовхозом "Москаленский" и заводом "Электроточприбор". Эти договоры и фотографии многочисленных встреч коллективов находятся сейчас в музее. А содружество театра с новыми организациями продолжается и сегодня (например, с Черлакским детским домом и другими организациями).

Особо яркой и значимой страницей в биографии театра является творческое сотрудничество с авторами новых сценических произведений. Напомним, что еще Омский театр музкомедии, благодаря своей постоянной направленности на постановку современных произведений отечественных авторов, завоевал почетное право называться "лабораторией советской оперетты". В музее театра собрано и представлено посетителям немало доказательств осуществления совместных творческих проектов с известными в стране композиторами и драматургами. Так, еще в 1959 г. проходила совместная работа коллектива театра с уральским композитором Е. Родыгиным над созданием оперетты "Рассвет над Иртышом", в 1965 и 1971 гг. – с композитором А. Новиковым, в результате чего были выпущены первыми в стране спектакли "Особое задание" и "Василий Теркин". Бережно хранит музей все телеграммы с поздравлениями коллектива от авторов "Василия Теркина" А. Новикова и П. Градова, отправленные по случаю юбилейных постановок спектакля (150-го, 200-го, 300-го).

Подобные творческие контакты с авторами стали традиционным направлением в деятельности театра и во все последующие периоды его работы. Так, в 1980-е гг. Музыкальный театр стал первооткрывателем трех сценических произведений известного композитора-песенника Е. Птичкина ("Риск – благородное дело", "Я пришел дать вам волю…" и "Медведь на свадьбе"), а в 1990-е и 2000-е гг. по заказу театра были созданы и впервые поставлены на его сцене спектакли с музыкой наших современных композиторов, народных артистов России Т. Хренникова и В. Казенина (соответственно – балет "Капитанская дочка" и комедия "В шесть часов вечера после войны", балет "Песня про купца Калашникова" и музыкальные драмы "Любина роща", "Вечно живые").

Безусловно, понятие исторических традиций не есть нечто неизменное и незыблемое. Меняется время, меняются взгляды и отношение к различным явлениям, в т. ч. и культурным. И главное здесь – не потерять то, что создавалось талантом многих людей, чтобы новое время, развивая и совершенствуя прежние приоритеты, формировало свои новые традиции. А они, без сомнения, есть, по крайней мере, в Музыкальном театре.

В последние годы в творческом коллективе театра начали зарождаться новые формы сценической деятельности – тематический и сольный концерт. Например, вечера, посвященные жанру русского романса, творчеству А.С. Пушкина или "миру сказок" – стали не редкостью в театре уже с конца 1980-х гг. А вот рождение сольных концертов – явление более новое. И хотя этот жанр является скорее атрибутом филармонической, нежели театральной жизни, рождение его в условиях театра – явление весьма закономерное и естественное. Появление концерта, как сольной формы выступления солиста, было исторически подготовлено проведением в театре множества творческих и юбилейных вечеров. Если в Театре музкомедии эти вечера, как правило, выражались в совмещении поздравительной части юбиляру с показом спектакля, где он исполнял одну из ведущих ролей, то в Музыкальном театре каждый юбилейный вечер представлял собой именно концерт, сочетавший в себе номера из различных спектаклей с участием юбиляра с поздравительными. Проведение собственно сольных концертов в Музыкальном театре началось в 2003 г. (концерты В. Никеева и И. Трусовой), и, думается, что эта традиция будет продолжена в дальнейшем.

Примером нового начинания в Музыкальном театре может служить и организация для школьников специального блока спектаклей, основанных на сюжетах литературных произведений великих русских писателей. Так, в цикл такого школьного абонемента были включены спектакли разных музыкальных жанров: мюзикл "Забывчивый жених" В. Казенина по повести Ф. Достоевского "Дядюшкин сон", комедия "Барышня-крестьянка" И. Ковнера, балет "Капитанская дочка" Т. Хренникова и опера "Евгений Онегин" П. Чайковского по произведениям А. Пушкина, балет "Песня про купца Калашникова" В. Казенина по М. Лермонтову и некоторые другие. Возможно, идея создания такого школьного абонемента родилась из традиции проведения Всероссийской недели "Театр – детям и юношеству", существовавшей в стране в 1970–1980-е гг. Во всяком случае это новое для Музыкального театра начинание стало возможным именно в последние годы, когда литературная тематика вылилась в особое направление в репертуаре театра. Эти встречи восполнили так необходимое любому театру общение с юным поколением зрителей. А лучшие ответы на вопросы литературной викторины или написанные небольшие эссе, предложенные школьникам перед просмотром спектакля, также нашли свое место в витринах нашего музея.

И еще одним новшеством, возникшим по инициативе главы нашего правительства Л.К. Полежаева, стало ежегодное проведение с 1995 г. на базе Музыкального театра областных губернаторских елок для детей различных районов Омской области, к открытию которых коллектив театра всегда готовит в подарок очередной сказочный спектакль. Все эти новые формы общения с юными зрителями становятся доброй традицией современного Музыкального театра, всегда уделявшего им немало внимания.

Вообще, говоря о контактах театра со зрителями, необходимо подчеркнуть наличие особой сферы общения, связанной с заботой об инвалидах и малоимущих людях, которые практически лишены возможности посещать театры. Для инвалидов, ветеранов войны и труда, детей-сирот и пенсионеров разработана в театре специальная благотворительная программа, ставшая неотъемлемой частью его общей деятельности. В театральном музее хранятся многочисленные благодарственные письма в адрес директора театра Б.Л. Ротберга и коллектива театра за "доброту, чуткость и внимание", "за духовную поддержку", "за бескорыстную помощь", оказываемые таким людям.

К новым начинаниям театра следует отнести и тенденцию, связанную с расширением сферы постановочных контактов. Как продолжение сложившейся традиции творческого содружества с авторами современных спектаклей в последние годы в Музыкальном театре в силу его специфики наметились прочные творческие связи не только с крупнейшими музыкальными режиссерами, в числе которых К. Стрежнев (Екатеринбург), В. Подгородинский (Санкт-Петербург), О. Иванова и В. Рябов (Москва), а также художниками и особенно балетмейстерами – Ю. Лапша (Минск), Г. Ковтун и О. Игнатьев (Санкт-Петер­бург), М. Лепилина и Ю. Пузаков (Москва). Автографы с добрыми словами в адрес коллектива театра, оставленные на афишах спектаклей, также достойно украшают наш музей.

Конечно, три года работы музея Омского музыкального театра – это пока лишь первое слово в отражении его большой биографии. Но уже сейчас в экспонатах музея тесно переплелись годы и события, лица и маски, праздники и будни, спектакли и репетиции, традиции и новаторство. Биография театра, слагающаяся из таланта и преданности людей, полностью отдающих себя служению искусства, и есть та история, память о которой, наверное, самое дорогое, что должно сохраняться в музее на долгие годы.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz