Назад || Главная || Карта сайта


Г.В. Оглезнева

Иркутск, государственный университет

Юбилейные торжества в общественной жизни иркутян во второй половине ХIХ – начале ХХ века


 Празднование юбилеев играет значительную роль в сохранении исторической памяти народа. Внимание к круглым датам свидетельствует об интересе и уважении к своему прошлому. Для сибиряков это особенно важно, учитывая постоянный приток населения из Европейской России и перемещения в пределах региона. Сюжет об иркутских праздниках уже привлекал внимание исследователей1. Вместе с тем политические и социокультурные функции юбилейных торжеств могут быть рассмотрены более подробно.

Прежде всего, празднованию юбилеев придавалось политическое значение. Как известно, российская власть, опасаясь как реального, так и мнимого сибирского сепаратизма, при каждом удобном случае стремилась напомнить сибирякам об их связи с "до-уральскою Россией" и использовала юбилеи исторических событий как подходящий повод. Особенно ярко это проявилось при праздновании 300-летия присоединения Сибири к России (1881 – начало 1882 гг.), а также 1 000-летия святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в 1884 г., 900-летия крещения Руси в 1888 г., 300-летия дома Романовых в 1913 г. Эти празднование затрагивали значительную часть горожан и содержали несомненный просветительский компонент: иркутянам раздавали жизнеописания святых Кирилла и Мефодия, в 1888 г. было заложено приходское училище, в 1913 г. во всех аудиториях были проведены чтения для народа, показаны юбилейные картины кинематографа. Заметна и преимущественная ориентация юбилейных торжеств на молодое поколение: проводились торжественные собрания в духовной семинарии, губернской гимназии, других учебных заведениях.

Одновременно можно заметить некоторую оппозиционность иркутян правительственной линии даже в дни официальных торжеств. Так, в 1884 г. иркутяне отмечали 26 октября день взятия Ермаком первого сибирского города Искера. На праздновании присутствовало около 200 чел., в т. ч. губернатор С.И. Носович, который в своей речи отметил, что "Сибирь и по характеру населения, и по ее общественной и частной жизни есть совершенно та же родная русская земля"2. При этом остальные ораторы – В.И. Вагин, М.Я. Писарев, В.В. Птицын и другие – говорили о специфике Сибири и отделяли природных сибиряков от приезжих чиновников. На празднике прочитано было стихотворение М.В. Загоскина с красноречивым названием: "Сибири, моей родине", в котором отмечалось, что и через 300 с лишком лет после того, "как герой Ермак, точно Новый свет, покорил Сибирь царству русскому", остается она "неустроенной, обездоленной"3. Не случайной является параллель между Сибирью и Новым светом, т. е. Америкой, с которой Сибирь в то время часто сравнивали. Аналогичные речи произносились в "день Сибири" и в 1896 г., когда местные общественные деятели, в т. ч. и ссыльные, требовали введения в Сибири земства, новых судов и отмены уголовной ссылки.

Явно оппозиционным правительству было празднование 14 декабря 1905 г. 80-летия со дня восстания декабристов, когда представители социал-демократов и эсеров, а также учителя и учительницы Иркутска организовали демонстрацию от здания городской думы до Знаменского монастыря, где у могил Н.А. Панова, В.А. Бечаснова, П.А. Муханова и Е.И. Трубецкой состоялся митинг. На следующий день в помещении Восточно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества (ВСОИРГО) прошел вечер памяти декабристов4.

Юбилеи исторических событий, государственных и культурных деятелей чаще инициировались правительством, и проведение их в той или иной степени регламентировалось: 200 лет со дня рождения Петра I, 100 лет со дня рождения Н.М. Карамзина, 100 лет со дня смерти М.В. Ломоносова, 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина, 50 лет со дня смерти Н.В. Гоголя, 100-летие Отечественной войны 1812 г. и т. д. Во всех учебных заведениях проходили чтения и собрания, посвященные памятным датам, издавались речи, произнесенные на торжествах (например, в 1865 г. отдельной брошюрой вышли из печати "Две речи, произнесенные при праздновании в Иркутске юбилея М.В. Ломоносова).

Вместе с тем официальная дата порой служила стимулом для местной культурной инициативы. Так, иркутское Общество для оказания пособий учащимся Восточной Сибири на протяжении 45 лет (с 1874 г.) использовало день 26 октября для организации "Сибирских вечеров", состоявших из концерта или спектакля и бала. Дни памяти композиторов с середины 1890-х гг. стали в Иркутске поводом для организации Обществом любителей музыки и литературы концертов, обычно приуроченных к годовщине смерти М.И. Глинки. Даты могли быть и неюбилейными, но идея чествования памяти русских композиторов была очевидной. Отмечались концертами 100-летие Ф. Шопена и 150-летие В. Моцарта.

Иногда юбилей деятеля культуры становился поводом для частного торжества. Например, 15 июля 1891 г. у городского головы В.П. Сукачева состоялся музыкально-литературный вечер, посвященный 50-летию смерти М.Ю. Лермонтова, на котором были исполнены стихи, романсы и музыкальные сцены из опера А.Г. Рубинштейна "Демон". В концерте принимали участие городские артисты-любители5.

Следует отметить, что иркутяне уделяли немало внимания юбилеям и дням памяти земляков. Дольше всего вспоминали А.П. Щапова, скончавшегося в Иркутске в 1876 г. К 10-летию со дня его смерти городская дума разработала целый комплекс мероприятий чествования его памяти: избрать депутацию из гласных на открытие памятника на могиле, одну из стипендий в Казанском университете наименовать "Щаповской", присвоить имя Щапова одному из училищ в Знаменском предместье. Однако решения думы не были утверждены губернатором и не вступили в законную силу. Таким образом, памятная дата обозначила расхождения взглядов администрации и городского самоуправления на роль этого ученого и общественного деятеля. Дни памяти Щапова отмечались общественностью в 1901 и 1911 гг. Не забывали иркутяне и о "некоренных иркутянах", внесших большой вклад в развитие культуры города: в 1893 г. было отмечено 50 лет со дня кончины П.А. Словцова, в 1904 г. 10 лет со дня смерти Н.М. Ядринцева.

Юбилейные торжества в честь еще здравствующих деятелей культуры и просвещения подчеркивали их общественную значимость. Были отмечены 20 лет службы директора губернской гимназии И.Н. Румова, 25 лет на посту начальницы 2-й женской гимназии и 25 лет педагогической деятельности Е.И. Исцеленниковой, 25 лет педагогической и административной деятельности директора промышленного училища В.О. Тышко и т. д. Особенно необычным был юбилей М.А. Гаевской – 35 (1902), а затем 40 лет (1907) деятельности на должности заведующей городской публичной библиотекой.

Особенное значение придавалось празднованию юбилеев духовных лиц. За 2-ю половину ХIХ – начало ХХ вв. отмечалось 50 лет службы протоиереев Прокопия Громова, бывшего редактора газеты "Иркутские епархиальные ведомости"; А.М. Орлова, преподавателя Закона Божия в Девичьем институте и Сиропитательном доме; бывшего преподавателя духовного училища С.С. Литвинцева и др. Почти в каждой приходской церкви города был пастырь, заслуживший юбилей. Празднование таких дат повышало авторитет церкви и духовенства в глазах верующих.

Основная масса городских юбилеев приходится на празднование круглых дат со дня открытия учреждений культуры. Естественно, что число их возрастает с конца ХIХ в., поскольку большинство культурно-просветительных учреждений в Иркутске открывались в 1860–1880-х гг. Наряду с сохранением памяти об основании училищ, приютов, театра, библиотеки, празднование таких дат имело дополнительное социокультурное значение. В конце ХIХ – начале ХХ вв. ускорились процессы урбанизации в регионе, что отразилось в увеличении доли крестьянского населения в крупных городах. Таких недавних горожан празднование юбилеев культурно-просветительных учреждений знакомило с историей города, вызывало интерес к ценностям городской культуры. Особенно важную роль в этом играло празднование годовщин учебных заведений, в которых учились представители всех слоев городского общества. В указанное время были отмечены 50 лет сиропитательного дома им. Е. Медведниковой (1888), Девичьего института (1895) и первой женской гимназии (1910), 90 лет Иркутской гимназии (1895), 10 лет первой воскресной школы при ремесленно-слободском училище (1895), 25, 30, а потом 40 лет учительской семинарии, 100 лет со дня открытия первого министерского начального училища (1905) и т. д.

На рубеже ХIХ–ХХ вв. возрастает число корпоративных юбилеев. В Иркутске были отмечены 10 лет введения судебных уставов в Сибири (1907), 25 лет почтово-телеграфного округа (1911), 25 лет воскресного отдыха приказчиков (1914) и т. д. Такие юбилеи свидетельствовали об усложнении социально-профессиональной структуры городского населения.

Юбилеи общественных организаций поддерживали и стимулировали инициативу горожан в культурно-просветительной сфере, хотя лишь немногим обществам удавалось дожить до них – Восточно-Сибирскому отделу Императорского Русского географического общества, Обществу врачей Восточной Сибири, Обществу оказания пособий учащимся Восточной Сибири.

Таким образом, численность и роль юбилейных торжеств в общественной жизни Иркутска со временем возрастала, формы их становились более разнообразными и привлекали более широкие слои городского населения.

_________________________

 

1 Гаврилова Н.И. Праздничные дни в Иркутске во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. // Земля Иркутская. – Иркутск, 2001. – № 17. – С. 56–61.

2 Романов Н.С. Летопись г. Иркутска за 1881–1901 гг. – Иркутск, 1993. – С. 107.

3 Там же. – С. 108.

4 Иркутская летопись 1661–1940 / Сост. Ю.П. Колмаков. – Иркутск, 2004. – С. 180.

5 Там же. – С. 102.

Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz