Назад || Главная || Карта сайта


Н.В. Огурцова

Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Чтение национальной литературы и роль библиотеки в мультикультурной городской среде Омского региона


По данным Н.А. Томилова, национальный состав Омской области отражает общую этнографическую ситуацию в Сибири, где чуть больше 80 % составляют русские и почти 20 % приходится на национальные меньшинства1. Библиотека как социальный институт должна не только осознавать, но и адекватным образом реагировать на эту ситуацию, гарантируя национальным меньшинствам конституционное право на пользование своей литературой.

В настоящее время ведутся исследования о роли библиотек в сохранении и развитии культуры национальных меньшинств. В частности Международная ассоциация библиотечных организаций и учреждений (ИФЛА) разработала руководство по библиотечному обслуживанию этнических, языковых и культурных меньшинств2. В 2003 г. выполнено диссертационное исследование по оптимизации формирования фондов национальной литературы3. Российская государственная библиотека выступила с инициативой разработки концепции библиотечного обслуживания многонационального населения регионов России4. Поскольку у каждого региона формируется своя специфическая этнокультурная ситуация, требуются исследования локального характера.

В данной статье предпринята попытка изложить результаты, полученные в ходе изучения особенностей читательского поведения и возможностей библиотечного обслуживания сибирских татар Омска и Омской области, которых, по последней переписи, на территории Омского региона проживает 60 100 чел., что составляет примерно 3 % от общей численности населения.

Изучение проводилось по двум направлениям. Определялись общие тенденции в чтении татарами национальной литературы и выявлялись основные фондодержатели этой литературы для возможностей библиотечного обслуживания. Было проведено анкетирование 103 чел. татарской национальности. Опросы проводились в Татарской культурной автономии (ТКА) во время общего собрания активистов, в Институте повышения квалификации работников образования среди учителей татарских школ. Третью группу опрошенных составили представители татарской национальности, которые методом случайного отбора попали в поле зрения анкетирующего. Это была контрольная группа. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Отношение к чтению национальной литературы среди основных групп опрошенных

 

п/п

Установленные факты и мнения

( % от общего количества)

Группы опрошенных

Актив ТКА

Педагоги
нац. школ

Контролная группа

1

Стремление к приобщению и сохранению татарской культуры

82,6

93,3

70,4

2

Соблюдение национальных обычаев

78,3

96,7

55,6

3

Чтение татарской периодической печати

71,7

60

22,2

4

Чтение художественной татарской литературы

54,4

66,7

37

5

Способы получения татарской литературы:

– в библиотеке

– в ТКА

– у знакомых

– покупка

– подписка

– Интернет-ресурсы

 

9

28,3

24

11

2,2

 

33,3

10

36,7

20

26,7

 

11

3,7

14,8

3,7

3,7

6

Наличие татарской литературы в личных библиотеках

30,4

70

22,2

7

Желание читать татарскую литературу на родном языке

67,4

90

55,6

8

Библиотечные мероприятия, которые могли бы вызвать интерес:

– юбилеи татарских писателей

– выставки татарской литературы

– мероприятия, приуроченные к крупным
татарским праздникам

 

 

28,3

30,4

50

 

 

43,3

23,3

66,7

 

 

7,4

7,4

52

9

Читали ли респондентам в детстве национальную
литературу

45,7

40

33,3

10

Какую национальную литературу желательно иметь
в библиотеках сегодня:

– татарскую классику

– современную татарскую литературу

 

 

48

58,7

 

 

40

56,7

 

 

44,4

52

 

При обработке анкет была также проведена группировка данных в зависимости от возраста, пола, уровня образования. Кроме того, изучались особенности чтения национальной литературы в зависимости от состояния в национально-однородных и национально-смешанных браках.

Было установлено, что интерес к чтению татарской литературы увеличивается с возрастом. Молодежь (26,7 %) и лица среднего возраста (14 %) предпочитают брать книги в библиотеках, а представители более старшего поколения получают национальную литературу в ТКА или обмениваются со знакомыми. Все возрастные группы имеют татарскую литературу в личных библиотеках. Более активны в создании собственных книжных собраний лица от 41 до 60 лет (63 %). Именно в этой возрастной группе шло приобщение к национальной литературе с детства (60 %).

Все возрастные группы продемонстрировали устойчивую и почти равную потребность в чтении художественной татарской литературы. Лица 15–20 лет – 40 %, 21–40 лет – 66,5 %, 41–60 лет и старше – 66,7 %. Интерес к художественной литературе не случаен, т. к. через образы, эмоциональные элементы повествования происходит социализация личности, приобщение к национальной культуре и ее познание.

Принципиальных отличий в отношении к чтению у мужской и женской части респондентов не установлено. Важно лишь отметить, что мужчины большее предпочтение отдают татарской периодической печати, а женщины – художественной литературе.

Можно предположить, что на характер и интенсивность чтения должен влиять такой фактор, как уровень образования. У половины лиц с высшим образованием имеются домашние библиотеки, где есть национальная литература. Этот показатель уменьшается у респондентов со средним специальным образованием (40 %) и с общим средним образованием (11 %). Представители всех уровней образования владеют татарским языком (72 %) и почти единодушны в желании читать литературу на родном языке. В этих группах сохраняются все прочие тенденции, обозначенные в таблице 1.

Исследование показало, что наиболее сильнодействующим фактором, определяющим отношение к татарской литературе, является национальный состав семьи (таблица 2).

 

Таблица 2

 

Отношение к чтению национальной литературы у татар, состоящих в национально-однородных, национально-смешанных браках и у лиц, выросших в национально-смешанных браках

 

№ п/п

Установленные факты и мнения

( % от общего количества)

Однородные
браки

Смешанные
браки

Выросшие
в смешанных
браках

1

Стремление к приобщению и сохранению татарской культуры

87,5

65,2

33,3

2

Соблюдение национальных обычаев

80

69,6

41,7

3

Чтение татарской периодической печати

61,3

34,8

16,7

4

Чтение художественной татарской литературы

56,3

43,5

25

5

Способы получения татарской литературы:

 

 

 

– в библиотеке

16,3

17,4

25

– в ТКА

16,3

13

– у знакомых

27,5

17,4

– покупка

13,8

4,3

– подписка

11,3

4,3

– Интернет-ресурсы

6

Наличие татарской литературы в личных библиотеках

42,5

30,4

8,3

7

Желание читать татарскую литературу на родном языке

87,8

43,5

25

8

Библиотечные мероприятия, которые могли бы
вызвать интерес:

 

 

 

– юбилеи татарских писателей

31,3

13

8,3

– выставки татарской литературы

25

13

8,3

– мероприятия, приуроченные к крупным татарским праздникам

60

39

50

9

Читали ли респондентам в детстве национальную литературу

65,2

42,5

25

10

Какую национальную литературу желательно иметь
в библиотеках сегодня:

 

 

 

– татарскую классику

47,5

34,8

31,7

– современную татарскую литературу

61

55

41,7

 

Несмотря на менее очевидное тяготение к национальной литературе у лиц, выросших в национально-смешанных браках, эта категория респондентов заявила об интересе к татарской культуре в целом, к соблюдению национальных обычаев и готовности посещать массовые библиотечные мероприятия национального характера.

Опрос показал, что на приверженность детей, выросших в национально-смешанных браках, к той или иной культуре влияет национальность родителей. Большее влияние оказывает национальность матери. 80 % опрошенных, матери которых принадлежат к татарской национальности, считают себя татарами. 60 % выразили желание лучше узнать татарскую культуру, в т. ч. через чтение национальной литературы, как классической, так и современной. Национальные привязанности у детей от смешанных браков, где носителем татарской культуры является отец, выражены в значительно меньшей степени. Родным языком владеет всего 14 %, интерес к национальной культуре ощущает 14,3 %.

Основными фондодержателями татарской литературы в Омске являются два доступных книгохранилища. Это Областная научная библиотека им. А.С. Пушкина и библиотека Татарской культурной автономии (ТКА). Фонд библиотеки ТКА формировался стихийно, за счет дарений. На 2005 г. он насчитывал 779 экземпляров национальной литературы, из которой 90 % составляют книги, 9 % – газеты и 1 % – журналы. Из книг 47,5 % приходится на учебники татарского языка. Оставшаяся часть – это художественная (47,3 %), научно-популярная (4 %) и справочная литература (1,2 %). Половина фонда художественной литературы представляют авторизованные переводы с татарского языка на русский, остальные произведения на татарском языке. Отдельное помещение для библиотеки не выделено, нет должности библиотекаря, поэтому фонд литературы не упорядочен.

Собрание произведений татарской классики в Областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина составляет 503 экз. (392 назв.). Это татарская проза, поэзия и драматургия. Учителя национальных школ пользуются библиотеками своих учебных заведений.

К сожалению, не используются Интернет-ресурсы. При помощи глобальной сети можно узнавать о выходящих новинках татарской литературы, оформлять подписку на рассылку книжной и журнальной продукции крупнейших издательств Казани. Есть возможность заходить на сайты бесплатных электронных библиотек.

Учитывая сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Соотношение количества опрошенных и факторов, влияющих на изучаемое явление, не позволяет говорить о закономерностях, но убедительно обнаруживает наметившиеся тенденции.

2. Интерес к национальной культуре и в т. ч. к национальной литературе прослеживается вне зависимости от пола, возраста, образования, однородных и смешанных браков, но проявляется с разной степенью интенсивности.

3. Высказанная респондентами заинтересованность в чтении национальной литературы, в т. ч. на родном языке, носит сегодня скорее характер внутренней установки, чем активной деятельности в этом направлении. Но наличие таких установок подтверждает актуальность идеи комплектования библиотечных фондов с учетом мультикультуризма.

4. Представители татарской части населения региона более тяготеют к библиотечным мероприятиям, способствующим этническому общению, что предполагает наличие этнологической грамотности библиотекаря, обслуживающего национальные меньшинства.

5. При обслуживании представителей национальных меньшинств необходимо использовать дифференцированный подход.

6. Требуется разработка единой программы библиотечного обслуживания национальных меньшинств, предусматривающей тесное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами.

_________________________

 

1 Томилов Н.А. Межэтническое взаимодействие и согласие в Сибири // Культурологические исследования в Сибири. – 2003. – № 2 (10). – С. 49.

2 Мультикультуризм и проблемы библиотечного обслуживания населения // Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 20–21.

3 Талалайкина Н.Г. Оптимизация формирования фонда национальной литературы в библиотеках многонациональных регионов России: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2003.

4 Многообразие этнических культур и библиотечное обслуживание // Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 12.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz