Назад || Главная || Карта сайта


Т.Ю. Плахотник

Омск, государственный педагогический университет

Казахи – учащиеся Омского технического училища


Современная городская культура складывалась в течение многих десятилетий. Основной тенденцией развития городской культуры в Сибири на протяжении 100–150 лет стал переход от преимущественно традиционных (доиндустриальных) к преимущественно урбанистическим формам ее развития, что является важнейшей составной частью процесса модернизации.

Сибирские города были главными проводниками и центрами русификации коренного населения, которое воспринимало не только элементы материальной культуры русских горожан, но и язык, письменность, религию.

В конце XIX – начале XX вв. в казахской степи сложилась особая социально-экономическая ситуация, усилившая вовлечение "киргизов" в городскую полиэтническую культуру. Особенное значение имело проведение транссибирской железной дороги, которая потребовала технических кадров, в т. ч. и иноэтнического происхождения. Немногочисленные ремесленные классы при начальных учебных заведениях городов Степного края удовлетворить потребности в профессиональном образовании не могли. В связи с этим появился новый тип городских учебных заведений – технические училища. Первое такое училище было открыто в Омске в 1882 г. высочайшим указом императора России Александра III. Национальный состав учащихся был неоднородным. Представители казахского этноса составляли меньшинство. Для поступления в Омское училище нужно было иметь образование не ниже трех классов гимназии, сдать вступительные экзамены, предоставить рекомендательное письмо с указанием метрических данных и сведений об образовательном цензе поступающего, медицинское свидетельство о состоянии здоровья. Рекомендательные письма поступавших в Омское механико-техническое училище, выданные властями того района, где был официально зарегистрирован молодой человек, позволяют утверждать, что казахские юноши должны были стать стипендиатами "на общественные киргизские суммы…"1.

В училищах была установлена квота для учеников-казахов, о чем упоминается в записке директору Омского технического училища (ОТУ): "Из отзыва акмолинского губернатора от 26 апреля за № 6055 по поводу помещения в Омское техническое училище киргизских мальчиков, между прочим усматривается, что техническое училище в данное время располагает только тремя свободными местами, посему господин генерал-губернатор по докладу Его Превосходительству об этом соизволил поручить канцеляриям просить Его Превосходительство о принятии в училище от Акмолинской области только двух мальчиков, третий же будет принят из Семипалатинского пятиклассного училища… Зам. правителя канцелярии Ладов"2. В проект устава ОТУ был включен возрастной ценз: " …в техническое училище принимаются мальчики от 13- до 16-летнего возраста". Но по особому решению главного инспектора училищ Западной Сибири возраст принимаемых юношей мог быть и другим: "… из приложений при отзыве Канцелярии главному инспектору училищ Западной Сибири от 23 июля сего года за № 5029 усматривается, что один… имеет от роду 12 лет (родился в 1865 г.), а другой 17 лет…"3.

На время учебы в ОТУ ученики-казахи становились пансионерами, о чем свидетельствуют ходатайства, прикладывавшиеся к рекомендательным письмам. Например, в 1884 г. директору училища Доброхотову была адресована просьба "киргиза" Айтбакина, который "обратился… с ходатайством о помещении брата его, Айтмагамбета 17 лет, учащегося в трехклассном Павлодарском городском училище, пансионером в Омское техническое училище…"4.

На казахских мальчиков распространялись общие правили приема. Не каждый из них выдерживал вступительные испытания: "Айтбакин, принявший испытания, условного приема в техническое училище не удовлетворил… Айтбакин получил по нижеследующим предметам русский язык – 2 (посредственно), по арифметике – 2, истории – 2, рисованию – 1…"5.

Четырехлетний курс обучения в ОТУ, наряду с традиционными предметами (русский язык, русская история, арифметика, рисование, физика, химия), включал математические дисциплины повышенной сложности (геометрия, алгебра) и специальные дисциплины (теоретическая механика, кинематика, "черчение техническое, геометрическое, проекционное", устройство подъемных машин и насосов и др.). При переходе из 3-го в 4-й класс учащиеся летом командировались в железнодорожные мастерские, на заводы, мельницы. Кроме того, практические занятия проводились в столярно-модельной, кузнечно-сле­сарной мастерских, обязательными были ежедневные занятия в физико-химическом кабинете.

Несмотря на довольно высокий статус и громкое название, ОТУ им. императора Александра III испытывало огромные трудности.

Проблемы учебного учреждения, прежде всего, были связаны с нехваткой средств. "Киргизские" общественные суммы стали главным источником финансирования обучения казахских юношей. Архивные документы показывают, что директор училища Доброхотов лично контролировал поступление денег. Оплата производилась за каждое полугодие по 100 р. за пансионера "…за право учения и содержания"6. Сложился механизм получения денег училищем. Доброхотов направлял письменные запросы должностному лицу, курировавшему ученика. Следовал ответ чиновника, направлявшего "талон ассигновки на получение Вами из …казначейства 100 р. …"7. Судя по тому, что переписка велась только с чиновниками Семипалатинской и Акмолинской областей, представители Семиреченской области в училище не обучались. Скорее всего, это связано с тем, что строившаяся железная дорога проходила через Акмолинские и Семипалатинские территории. В Семиреченской области не было потребности в технических кадрах такой специализации.

Казахские общества должны оплачивать и проезд казахов-пансионеров из Омска в район их проживания.

Деньги выдавались пансионеру лично в руки, что следует из сохранившихся расписок: "Я, нижеподписавшийся воспитанник… Омского технического училища… дал свою расписку в том, что деньги …рубля …копеек, выданные на проезд в… на каникулярное время получил сполна…"8.

Дирекция ОТУ должна была гарантировать доставку пансионеров. Для этого нанимались ямщики и предоставлялся учитель для сопровождения ученика.

На содержание каждого из киргизов во время обучения отводились одинаковые суммы, необходимые, прежде всего, на приобретение казенных вещей: "…драповое пальто –18 р. 80 к., блуза с брюками из малюскина – 3 р. 3 к., полотняная рубашка – 1 р. 16 к., платок 10 к., портянки – 20 к., сапоги –3 р. 50 к., пояс лакированный –35 к., башлык – 95 к. Итого 28 р. 93 к."9. Даже такие незначительные средства администрация училища стремилась экономить. Делалось это под давлением властей края. С 1887 г. Степной генерал-губернатор признал "неудобным дальнейшее отнесение расходов по отправке к родным на каникулярное время киргизских мальчиков, обучающихся в учебных заведениях Омска, на средства надлежащих киргизских обществ, а потому… отправление их на каникулы к родным допускается ныне в последний раз… С будущего года подобныя расходы должны производиться за счет их родителей и родственников, если на то последует с их стороны согласие"10.

ОТУ было одним из тех учебных заведений, где терпимо относились к мусульманскому вероисповеданию части учащихся. Они освобождались от предмета "Закон Божий", о чем в аттестате каждого выпускника-киргиза делалась обязательная пометка. На время мусульманских праздников "киргизские" мальчики из училища отпускались. Но для этого требовалось соответствующее прошение от мусульманского священнослужителя. Вопрос о введении для "инородцев", обучавшихся в училище, уроков магометанского вероучения не ставился.

За все время работы училища в нем учились 8 юношей-казахов, двое из которых обучение не закончили. Таким образом, документ о получении специальности техника в Омском императорском Александра III низшем механико-техническом училище получили 6 "киргизов" – выходцев из высших слоев казахского общества. Немногочисленность казахов, обучавшихся в этом училище, связана с ограниченным набором (квотами) казахских стипендиатов, дороговизной обучения, что делало невозможным получения технического образования сельской аульной молодежью.

____________________

 

1 Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 43. Оп. 1. Д. 1065. Л. 1.

2 Там же. Д. 14. Л. 5.

3 Там же. Л. 10.

4 Там же. Л. 4.

5 Там же. Л. 14.

6 Там же. Д. 942. Л. 4.

7 Там же. Д. 14. Л. 39.

8 Там же. Д. 14. Л. 65.

9 Там же. Л. 96.

10 Там же. Д. 24. Л. 5.

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz