Назад || Главная || Карта сайта


А.Г. Потапов

Омск, Городской дворец творчества детей и юношества

Культурно-экологическое значение деятельности мультстудии "Веснянка" (Днепропетровск)


Центры детского и юношеского экранного творчества, созданные еще в 1980-е гг. и позднее в Днепропетровске, действуют на основе комплексных методик полихудожественного воспитания, приоритетным в котором является экранное творчество. нравственно-эстетическое развитие через литературу, изобразительное творчество, театрализацию. Пробуждение комплекса творческих способностей, проходящее в данных центрах, трудно переоценить. Особое значение приобретает разнохарактерный вид комплексного общения и виртуальный характер творчества как особого рода культурной деятельности. Идет съемка игровых, мультипликационных и анимационных фильмов, телевизионные пробы, фотосессии; комплексное обучение позволяет снимать скованность, развивать актерские способности, улучшать речь. Проводятся мастер-классы, тренинги, деловые игры, занятия по сценической речи, развитию воображения, фестивали телеведущих, выпускаются газеты, изучаются способы телемонтажа. А. Лишанский – организатор центра досуга детей и молодежи "Веснянка" (детской студии телевидения и прессы) – считает необходимым развивать прежде всего деловые качества студийцев. Сюжеты и их анализ, подготовка программ часто дублируют программы взрослого эфира или пересекаются с ними, что является некоторым препятствием к развитию своеобразия детского любительского телевидения. Выраженный в самодеятельных образах анализ реальности первоначально ложится на бумагу, стенд-апы и закадровые тексты. Дети развививаются в журналистских сменах, сочетая обучение, развлечение и творчество.

Деятельность клуба-студии "Экоанима", расположенного в центре творческого развития "Симха" при Еврейском центре, посвящена оживлению рисунков на темы любви к животным, прогнозам экологического благополучия или, наоборот, зависимости человека от естественного выбора, охране прав потребителя.

"Веснянка" – киноцентр, в которой работает 16 преподавателей, занимающихся компьютерной графикой, рисунком, операторским мастерством. Он начал свою деятельность с 1973 г. от фотовидеокружка с последующим расширением видов деятельности. Благодаря данному коллективу организуются фестивали анимации, театрального и литературного творчества. Лучшие сочинения детей публикуются в сборниках "Соборы наших душ". Есть класс компьютерной графики, где производятся компьютерные мультфильмы. Здесь преобладает тематика, связанная с патриотизмом, национальным эпосом, природными натюрмортами, произведениями о дружбе. Особое место занимают экранизации, произведения, пропагандирующие искусство, формы историко-культурной реконструкции важнейших событий прошлого. Важное значение приобретают экранизация стихов поэтов и авторов фильмов, кинокартины, проповедующие торжество любви. Романтические мечты, тайны творчества художников, веселые похождения, путешествия в тайны мироздания, рассказы о творчестве художников, поэтов, фильмы-игры, экранизированные сны, импровизации на тему семейных отношений, цирковые выступления, штуки, притчи о тщеславии, фантазии на тему песен, духоборческие мотивы, раскрывающие тему спасения и сохранения во имя торжества справедливости – обо всем этом поведал каталог фильмов, созданных в "Веснянке" на протяжении 1973–1998 гг.

Детское восприятие привычных штампов способствует воплощению опыта примирения, но вместе с тем появляются фольклорные истории со своим концом, раскрывается тема одиночества бездомных, бережливое отношение к хлебу, семейные отношения, что подталкивает к желанию быть собой, преодолению опасности, угрожающей цивилизации, очищению Вселенной. Рассказы о детстве, пародии, шуточные фильмы, в которых применяется подручный материал, фильмы-аллегории, импровизации на классику, одушевление предметов, фильмы на тему о школьной любви, путешествия, детское восприятие проповедей, впечатления первой любви, отношения добрососедства, изучение ошибок воспитания, преодоление черствости помогает духовно-нравственному становлению студийцев. Активно используется национальный орнамент, музыкальные импровизации на тему музыки классиков, развивающие доброту, возвышенное восприятие красоты. Игровые истории и легенды о добре и зле, уроки любования, пародии на современность, экранизации танцев, размышления о жизни, восхваление кумиров – все это присуще молодежи, талантливо использующей камеру в своих руках.

Укрепляя таким образом в восприимчивой детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать и сорадоваться1 (К. Чуковский) через всестороннее развитие и воспитание, педагоги "Веснянки" формируют в мультстудиях образное мышление. Главная педагогическая ценность анимационных программ – универсальность языка, организация всеобъемлющей системы развивающего полихудожественного медиаобразования. Педагоги используют приоритет экранных форм деятельности и визуального развития, совмещение различных занятий, комплексы предметов, объединяющих опыт важнейших форм подготовки восприятия к съемке и зрительской деятельности. Использование жизненного материала не только как объекта освоения, но и как составной части своего языка позволяет помещать ребенка-автора в сферу культуры в процессе приобщения к определенной среде.

Обретение опыта анимации начиналось с поиска образцов и аналогов, выбора конструктивных критериев и установки на мастерство, развитие, сотрудничество в рамках открытой деятельности, где воспитывается любовь к родине, природе, людям. Формирование творческой потребности способствует объединению слова, линии, цвета, объема и звука. От творческой деятельности, сопровождаемой съемкой, дети переходят к съемке, сопровождающей творческую деятельность, и далее – к групповой работе над фильмами, закрепляющей атмосферу духовного развития.

Превращение персонально создаваемых произвольных контуров в сказочные образы, установление различных между ними отношений, выбор героев-антагонистов из сказок помогает развивать воображение, импульсы для которого могут создаваться с помощью цветового пятна, устного рисунка, произвольных сочетаний цветов, стихов, переходов от рисунка к сюжету.

Рисование под музыку, раскрытие тайны красок, расширение функций материала, создание кукол из природных, случайных и подручных материалов, коллективное сочинение сказок, анимационное перевоплощение ("вживание в предмет"), развитие историй, перемежевывающих реальность и иллюзии, готовит к творческому прорыву. Изображение состояний природы и человека проявляет эмоциональное восприятие рисунков. Творческое благополучие, уверенность в деле, поиск интересных идей и форм их воплощения помогает самораскрытию. Использование рисунков под камерой, марионеточных передвижений, проведение уроков любования с сочинением, рукоделием, перевоплощением и превращениями... Здесь выбирается свое, изучаются линии, выражаются ощущения, характер видения. От описания раскадровок дети постепенно переходят к их выполнению, сравнению сценария с известными архетипами сказок, образами детской литературы. При этом преодолевается прогрессирующий практицизм, вещизм, шлифуется личность, очищается от эстетических притязаний2.

Изучение объемного фильма, перекладки, игрового и хроникально-документального фильма, проведение мультиспоров позволяет оживлять книги, идеи, материал для съемок. Экранизация заимствованных у малышей сюжетов, выявление индивидуальных образов из игровых сюжетов открывает возможность художественной выразительности движения, ритма и пластики. В методической системе "Веснянки" осуществляется переход от философского осмысления человека к эмоциональной отзывчивости, знакомству с материалом, языком движения. Далее идет переход к литературному и изобразительному творчеству, поиску образного, светотонального и цветового решения, предусматривающего активное освоение материалов.

_________________________

 

1 Чуковский К. От двух до пяти. – М., 1968. – С. 313.

2 Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей: Книга для учителя. – М., 1996

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz