Назад || Главная || Карта сайта


Е.М. Раскатова

Иваново, государственный химико-технологический университет

Театр и власть в провинциальном городе 1970-х годов


Театр в провинциальном городе – это всегда театр этого города, особой театральной публики со своими, исторически сложившимися в этом городе традициями отношения к театру, его актерам, особой культурой театральной интеллигенции. Среди театров изучаемого региона1, безусловно, Ярославский театр им. Ф.Г. Волкова занимает уникальное место, т. к. ведет свою историю от первого русского общедоступного профессионального театра.

Интересны рассуждения культуролога Н. Дидковской о ярославской социокультурной модели театра и ее выводы о том, что в Ярославле звание "истинно провинциального" может носить лишь один театр – Волковский, т. к. именно он обладает всеми необходимыми характеристиками и атрибутами такого мифа (историческая легенда возникновения, актеры – наследники театральной легенды, чье самосознание базируется на принципе: "провинциальный театр – актерский театр"; режиссер – служитель театральной Легенды, передаваемой ему актерами; зритель – поклонник не только зрелища и его создателей, но самой атмосферы театрального зала, убежденный в том, что "театр – храм, а не мастерская" и т. д.2.

Отношения региональной власти и театральной интеллигенции в 1970-е гг. по-прежнему во многом определялись статусом театров, которые были государственными, а значит, зависимыми учреждениями, и в то же время такими субъективными факторами, как общая культура, художественные вкусы местных партийно-государственных чиновников, их представления о месте и роли театра в жизни города, в культурной политике КПСС, общегосударственной идеологической системе.

Ярославские власти любили свой театр. Ярославский академический театр им. Ф.Г. Волкова являлся своеобразной "жемчужиной" культурной провинции России, что хорошо понимали местные руководители и с чем была связана их протекционистская театральная политика: при поддержке власти театр в 1966 г. получил звание "академический", в 1970 г. был переведен в группу республиканских театров и др. И власть, и театральная интеллигенция сознательно формировали и поддерживали образ "первого в России театра", трепетно хранящего традиции русской реалистической театральной школы. Пришедшиеся на 1970-е гг. юбилеи – 250-летие Ф.Г. Волкова (1978), 225 лет основанному им театру (1975) – праздновались широко, приобретая всероссийский масштаб3. Власть и руководители театра умело использовали юбилей для решения материально-технических вопросов.

Театру льстило внимание власти, ощущение собственной, пусть и провинциальной уникальности. Народный артист СССР Ф.Е. Шишигин, глубоко уважаемый (почти обожаемый) художественный руководитель театра, возглавивший театр в 1961 г., в период "оттепели", уверенно создавал свой театр с репертуаром "высокого гражданского звучания", что подтверждают афиши не только юбилейных сезонов. На протяжении 1960–1970 гг. в театре практически не было проблем с репертуаром: на репертуарных совещаниях в Министерстве культуры РСФСР политика руководства театра ставилась в пример другим театрам, а репертуарные планы театра утверждались в первом чтении. Ответственный секретарь президиума Совета Всесоюзного театрального общества (ВТО) М.С. Зилов даже назвал театр "лабораторией советской пьесы"4. Ярославский театр им. Ф.Г. Волкова этих лет – официальный театр с идейно-выдер­жанным репертуаром. Однако документальные материалы не позволяют упрекнуть руководителей театра в идеологической конъюнктуре. "Прогосударственную" линию театра можно объяснить и некоторыми особенностями мировоззрения, мироощущения ярославской театральной интеллигенции. Например, в кризисной ситуации 1969 г., связанной с запрещением спектакля "Мыслящие, любящие и одержимые" по пьесе В. Соловьева, ведущие актеры поддержали не гонимого талантливого драматурга, а решение Ярославского обкома КПСС: "Приветствую очень своевременные постановления ЦК КПСС и ОК КПСС. Ряд спектаклей возмущает своей позицией – в разных городах … я это видел … они направлены на то, чтобы подковырнуть советскую власть…"5. Протоколы партийных собраний подтвердили одобрение коммунистами театра свертывание в конце 1960-х гг. процессов демократизации. Понимая некоторую условность подобных текстов, позволим предположить незначительную идейно-политическую дифференциацию в этой среде.

Тексты протоколов заседаний и конференций Ярославского отделения ВТО, собраний первичной партийной организации подтверждают выводы о характере мироощущения театральной интеллигенции. Обращает на себя внимание слишком пафосная, даже для этого времени, поддержка и одобрение очередных партийных решений. Стиль изложения материала свидетельствует об искренности выступавших. Так, в апреле 1969 г. директор театра обращался к собравшимся: "С чего начинается творчество театра? С чего начинается маленькое или большое дело – с любви к нему, с влюбленности в него, с полной отдачи, с ответственности, с гордости за порученное дело. И нам дано сегодня внести свою лепту в достойную встречу знаменательной даты – 100-летия со дня рождения Ленина"6. А в ноябре 1978 г. на научной конференции специалисты высоко оценили творческое решение Ф.Е. Шишигиным и актрисой Т. Кулиш образа Любови Яровой в одноименном спектакле по пьесе К. Тренева: "Главная героиня доказывает, что она не случайно носит свое имя – это действительно любовь, подвергшаяся великим испытаниям и прошедшая мучительный, но достойный путь становления от любви к одному человеку, до любви к революции, к будущему"7. На наш взгляд, мало кому из театральных зрителей в конце 1970-х гг. такая постановка вопроса и такое понимание Любви казались убедительными. Но общий контекст эпохи позднего социализма и знание некоторых особенностей внутритеатральной атмосферы позволяют считать, что выступавший философ В.Н. Копанев выражал отчасти и позицию театра, в первую очередь его руководства и главного режиссера.

Роль идеологического рупора, навязываемая театру государством и принимаемая им, не могла не иметь негативных последствий для творческого коллектива. О появлении симптомов неблагополучия можно говорить на основании внимательного анализа документов (поведение участников участившихся обсуждений персональных дел актеров, связанных с их появлением на работе в нетрезвом виде)8.

Но власть предпочла не замечать подобные явления, по-прежнему декларируя гордость за свой театр, который в ответ "на заботу партии и правительства" сознательно и, казалось, искренне выражал "прогосударственную" позицию, и поэтому не смогла адекватно отреагировать на кризис в театре в конце 1970-х гг., объяснив его сменой художественного руководства (ушел Ф.Е. Шишигин) и недостатками в идейно-политическом и профессиональном воспитании принятых актеров. Специалисты же связывают кризис Волковского театра с общей проблемой режиссерских кадров в стране, "режиссерской чехардой" в театрах региона, что в свою очередь объясняется закономерным для времени кризисом авторитарной модели руководства театральными коллективами, типичной и успешной для государственных театров эпохи тоталитаризма и посттоталитаризма9.

В других областных центрах региона отношения театральной интеллигенции и власти в 1970 е гг. складывались иначе. "Иваново – не театральный город", – справедливо утверждала одна из ведущих актрис Ивановского театра драмы. Отчасти это можно объяснить историко-культурными особенностями области, в значительной мере – личными качествами партийно-государственных руководителей, в первую очередь В.Г. Клюева. Анализ архивных источников, документов личного происхождения, интервью участников театрального процесса позволили определить политику ивановской власти в 1970-е гг. как "антитеатральную", самым очевидным следствием которой стала частая смена режиссеров. Уезжали талантливые, но "неугодные", например К.Ю. Баранов. Именно с его творчеством связывали ивановцы время нехарактерного для города "театрального бума" в начале 1970-х гг. Поводом для проявления неудовольствия деятельностью театра со стороны власти нередко становились надуманные "идеологические просчеты": например, случай во время спектакля "Бал манекенов" разбирался на специальном заседании бюро обкома КПСС 15 ноября 1976 г. и спровоцировал ужесточение художественной политики в Ивановской области10; либо власть сознательно поддерживала недовольную "деспотизмом руководителя" часть театральной труппы (в случае с И.А. Южаковым) и т. д.

Особенность официальной театральной жизни 1970-х гг. в регионе – ее безальтернативность. ТЮЗ в Ярославле, созданный в начале 1980-х гг. при заинтересованной поддержке обкома КПСС и облисполкома, выполнявших государственную программу организации "театров для детей и юношества", стал "другим" театром значительно позже. Театр под руководством Р. Гринберг в Иваново работал скорее вопреки сознательной театральной политике местной власти11. Документы подтвердили исключительность подобных театральных коллективов.

Местные власти, обретя некоторую свободу в 1970-е гг., руководствуясь собственными художественными предпочтениями, получили возможность формировать театральную политику в областях, влиять на театральный процесс в регионе.

_________________________

 

1 В регионе (Владимирская, Ивановская, Костромская и Ярославская области) в указанный период работали 5 драматических, 1 музыкальный и 3 кукольных театра.

2 См.: Дидковская Н.А. Русский провинциальный театр рубежа ХХ–XIX вв.: ярославская социокультурная модель: Автореф. дис. … канд. культурологии. – Ярославль, 2000. – С. 18–19.

3 См.: Государственный архив Ярославской области (далее – ГАЯО). Ф. Р–817. Фонд управления культуры облисполкома Ярославского областного Совета депутатов трудящихся. Оп. 2. Д. 466. Л. 28–30, 32–69.

4 Там же. Ф. 834. Фонд Ярославского отделения ВТО. Оп. 1. Д. 188. Л. 33.

5 Там же. Ф. 1390. Ф. первичной партийной организации государственного академического театра им. Ф.Г. Волкова. Оп. 1. Д. 44. Л. 45–48.

6 Там же. Л. 28.

7 Там же. Ф. 834. Д. 250. Л. 65–66.

8 См.: ГАЯО. Ф. 1390. Оп. 1. Д. 43. Л. 92; Д. 55. Л. 47–48.

9 См.: Злотникова Т.С. Режиссер-лидер в русском театре 1970-х гг. // Художественная жизнь 1970-х гг. Исследования. Материалы. Документы. Культурологические записки. Вып. 6. – М., 2000. – С. 145–150.

10 См.: Государственный архив Ивановской области. Ф. 327. Фонд Ивановского областного комитета КПСС. Оп. 171. Д. 232. Л. 20–21.

11 См.: Корягин В. Весь мир – театр. – Иваново, 2004; Таганов Л.Н. Книга без конца. Из дневников 1970–2000. – Иваново, 2003. – С. 63 и др.; Он же. "Ивановский миф" и литература. – Иваново, 2006. – С. 264–266.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz