Назад || Главная || Карта сайта


И.В. Салтымакова

Белово, филиал Кемеровского государственного университета

Городская среда как фактор, влияющий на социокультурную ситуацию


Города Кузбасса – наиболее яркий пример развития российских городов в XX в. Большинство городов сформировались в первое десятилетие индустриализации, в 1930–1940-х гг. Промышленность в Кузбассе стала основным градообразующим фактором. Ее развитие, прежде всего, и обусловило рост старых и возникновение новых городов, определило географию кузбасских городских поселений.

Сформировавшиеся за исторически короткие сроки, города и поселки Кузбасса застраивались по принципам трудового тяготения с максимальным приближением жилых массивов к промышленным предприятиям. Города складывались как конгломераты жилых поселков, пришахтных и заводских территорий и пустырей. При весьма недостаточном уровне развития транспорта основным критерием затрат времени на трудовые связи объектов приложения труда с жилыми комплексами являлось время пешеходной доступности. Это объясняет слишком близкое расположение жилых массивов к промышленным объектам с нарушением во многих городах гигиенических норм при застройке большинства зон санитарного разрыва от промпредприятий. Это, в свою очередь, является причиной развития множества малых поселков, которые возникали по принципу "шахта-поселок", "завод-поселок". Возникновение городов Кузбасса путем слияния различных рабочих поселков, проблемы их дальнейшего развития, вызванные специфическими условиями формирования, можно проследить на примере г. Белово.

4 декабря 1938 г. был принят указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании рабочего поселка Белово в город. К этому времени в Белово насчитывалось 43,3 тыс. жителей 1. Особенностью Белово является то, что оно возникло и выросло как промышленный город не в связи с разработкой давно разведанного угольного месторождения и проведением железной дороги, а на базе крупного цинкового завода, сооруженного в годы первой пятилетки. В 1935 г. при районном Совете была создана рабочая комиссия, под руководством которой и стали застраиваться улицы будущего города. Но в целом в городе процветала узковедомственная заинтересованность в размещении жилья. Железная дорога стремилась строить у железной дороги, цинковый завод – у ограды завода, шахты – по принципу террикон – поселок.

За период 1939–1959 гг. происходил процесс превращения Белово в большой город (классификация городов по ПиН), численность населения которого в 1959 г. достигла 133,3 тыс. чел.2. Структура города представляла собой агломерацию взаимосвязанных промышленных и жилых комплексов, размещенных как смежно, так и отдаленных друг от друга на расстояние от 8 до 30 км. Промышленные предприятия города и связанные с ними жилые массивы образовали центральный район. Входящие в городскую черту другие районы города связаны с угледобывающими предприятиями (за исключением пос. Инской, связанного с Беловской ГРЭС) и являются своего рода спутниками: поселки Чертинских, Бабанаковских, Грамотеинских шахт.

Селитебная территория в это время хаотически застраивается промышленными предприятиями без учета развития промышленности, разработки угольных месторождений и санитарно-защитных зон промышленных предприятий. Строительство велось без единого генерального плана по отдельным проектам министерств и ведомств и входило в состав строительства шахт, заводов и т. д., поэтому сложившиеся поселки оказались в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий и на подрабатываемых территориях действующих шахт. В 1953 г. "Ленгипрокоммунстроем" была разработана "Схема расселения г. Белово", а в 1955 г. – первый генеральный план города. Но нужно отметить, что этот генплан из-за своей слабой разработки не нашел большого применения в будущем.

Такая застройка нарушала общую архитектурно-планировочную организацию города, осложняла строительные работы, удорожала стоимость инженерного обеспечения и благоустройства. Приходилось вынужденно прибегать к малоэтажному и временному строительству. Размещение рабочих поселков на подрабатываемых территориях явилось причиной некачественной застройки и большой амортизации жилищного фонда.

Для исполнения постановления Совета Министров РСФСР № 1675 от 10 октября 1959 г. была разработана "Схема районной планировки Кузбасса", которая определила дальнейшую стратегию развития городов Кузбасса. В данном документе были установлены города, не подлежащие интенсивному развитию (Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск, Осинники, Ленинск-Кузнецкий, Белово). Это было вызвано тем, что в этих городах сложились весьма запутанная застройка на угленосных территориях, тяжелые санитарные условия, отсутствовали источники водоснабжения и т. д. В 1961 г. наличие свободных территорий под застройку в Белове составляло 19,1 %, непригодных под застройку городских земель – 11,4 %, под жилой застройкой – 17,7 %, под горными отвалами, провалами, промпредприятиями, транспортными устройствами, зонами санитарных разрывов – 45,0 % 3. В 1972 г. непригодные под застройку территории составляли 70–80 % городских земель4. Отсутствие достаточных территориальных ресурсов предопределило, что дальнейшее развитие города "нецелесообразно и должно быть ограничено"5. Значительный для Белова рост населения в 1930-х гг. в военный и послевоенный периоды с начала 1960-х гг. сравнительно стабилизируется.

На основе проекта районной планировки в 1966 г. был составлен новый генплан города, определена расчетная численность населения в 230 тыс. чел. Этот генплан составлен на высоком профессиональном уровне, поэтому он до сих пор является основным документом. Его составление способствовало наведению порядка в плановой застройке города. Но многие положения генплана не реализованы до сих пор, что объясняется разрывом между проектом и управленческим процессом, юридической незащищенностью градостроительной документации. Не была решена одна из самых серьезных проблем города – неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние окружающей среды, что является следствием сложных горно-геологических условий и допущенных градостроительных ошибок.

Большое количество выбросов в атмосферу и водоемы отрицательно влияет на демографическую ситуацию и развитие планировочной структуры города. Наличие в городе цинкового завода, расположенного среди жилой застройки, шахт с терриконами, большого количества коммунальных котельных, открытых угольных складов привело к очень большой запыленности и загазованности воздуха. Наиболее мощными загрязнителями почвы в пределах исследуемой территории являлись завод "Кузбассрадио", цинковый завод, Беловская ГРЭС и центральная обогатительная фабрика.

Загрязнение атмосферного воздуха по степени опасности для здоровья населения оценивается как "опасное" и "чрезвычайно опасное". Среди 53 химических элементов, содержание которых определялось в почве и снеге, наиболее распространены элементы первого и второго класса опасности – кадмий, ртуть, свинец, медь. Содержание свинца в почве на 80 % территории выше предельно допустимого. Концентрация цинка (1-й класс опасности) на всей территории города выше предельно допустимого6. С таянием снега связано перераспределение накопившихся загрязнителей. Часть их уходит с поверхностным стоком в местную гидросеть, часть – инфильтруется, загрязняя подземные воды.

Недоучет особенностей ветрового режима привел к тому, что ряд жилых районов города (поселки Старо-Белово, Бабанаково и восточная часть центра города) подвергается загрязнению вредными выбросами производства.

Серьезной проблемой являются гепатогенные излучения, сконцентрированные в местах устройства шахт и горных выработок. По существующим наблюдениям, 40–50 % заболеваний человека вызвано излучением гепатогенных зон. Особенно это актуально там, где массивы жилой застройки располагаются на территориях между отработанными пластами. По данным ПО "Беловоуголь", в 1991 г. около 5 тыс. домов в шахтерских поселках города были расположены на горном отводе шахт, из них 2,7 тыс. домов – на подработанных территориях7. Помимо этого, начиная с 1960-х гг. с быстрым ростом механизации и автоматизации производства вредные факторы условий труда привели к нарушению биологического режима человека и формированию различных патологий нервной и сердечно-сосудистой системы.

С разработкой полезных ископаемых связано формирование техногенного рельефа: понижения, вызванные смещением горных пород, возвышенности, представляющие собой отвалы пустой породы и т. д. С возникновением техногенного рельефа произошли необратимые потери земельного и лесного фондов.

Отсутствие строгой планировочной и строительной дисциплины в застройке города привело к складыванию крайне неэффективной системы расселения с чересполосицей шахтных дворов, терриконов, отвалов, отстойников, промышленных площадок, селитебных территорий, не ориентированной ни на один из природных факторов: реки, Беловское водохранилище, лесные массивы, которые могут быть использованы как основа экологического каркаса города и района.

_________________________

 

1 Козлов Б.А. Белово. – Кемерово, 1974. – С. 33.

2 Белово. – Новосибирск, 2000. – С. 11.

3 Планировка и застройка жилых районов и микрорайонов в городах Кузбасса. – Новосибирск, 1961. – С. 54.

4 Глотов Г.А., Перцик Е.Н. Будущее городов Кузбасса. Проблемы градостроительной планировки. – Кемерово, 1972. – С. 142.

5 Схема районной планировки городов Кузбасса. – М., 1960. – Т. 3. – С. 127.

6 Концепция (ТЭО) развития г. Белово Кемеровской области. Пояснительная записка. – М., 1992. – С. 14.

7 Там же. – С. 10.

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz