Назад || Главная || Карта сайта


Л.В. Секретова

Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Специфика клуббинга современной элиты


Под клуббингом (клаббингом) мы понимаем увлечение клубом, клубным объединением, а также сам процесс объединения людей в клубы, встречи и общение в них. Клубами увлечены сегодня представители элиты различных уровней и видов профессиональной деятельности: политики и бизнесмены, ученые и журналисты, артисты, спортсмены и т. д. Соответственно создаются клубы политиков и клубы бизнесменов, клубы ученых и клубы журналистов, артклубы, спортклубы и др. Наряду с элитарными клубами, предназначенными для представителей одного из видов элиты, стало все больше образовываться таких, в которых самими клубными целями программируется интеграция нескольких разных элит. Мы выяснили, что элитарный клуб представляет собой интеллектуально-креативный центр современного культурного пространства и сформулировали его определение: элитарный клуб – инициативное общественное объединение людей избранного круга, в котором доминирующим является социокультурное творчество, создание новых знаний, ценностей, норм, образцов, регулирующих жизнедеятельность человека и общества.

Мы обратились к исследованию технологии организации и деятельности элитарных клубов и выявлению ряда их существенных закономерностей. В этих целях был проанализирован значительный массив источников: научные публикации исторического, культурологического, социологического и педагогического характера, сообщения периодической печати, Интернет-источники, результаты личных наблюдений.

Количественный и качественный анализ состава клубов показал, что у истоков элитарного клуба стоит, как правило, яркая неординарная личность, обладающая, помимо творческого потенциала, организаторскими способностями; вокруг нее сплачивается небольшая инициативная группа. В дальнейшем происходит постепенный рост числа участников до 15–25 чел., представляющих собой основной костяк клуба. Вокруг него образуется "социально-культурный круг" из числа волонтеров, "поклонников", гостей, кандидатов, которые, формально не являясь членами клуба, все же поддерживают с клубом определенные отношения, посещая в основном открытые (популяризаторские) клубные формы (выставки, концерты, гостиные, тематические вечера и т. п.).

Состав элитарных клубов, формируясь часто по роду профессиональной деятельности, не ограничивает членство по профессиональному признаку жестко. Он может объединять как специалистов в конкретной области, так и "любителей", а также тех, кто участвует в деятельности клуба посредством организационной, экономической и популяризаторской деятельности. Качественный состав клубов характеризуется, прежде всего, однородностью духовно-творческих и интеллектуальных устремлений. Роль специфического "ограничителя" – "барьера" или "фильтра" – успешно выполняет обязательная для члена клуба интенсивная интеллектуально-творческая деятельность, справляться с которой сможет только достойный этого членства.

Психологическими мотивами участия в клубной деятельности являются, в первую очередь, возможность приобщиться к кругу интересных и приятных людей, единомышленников, познакомиться с новой эксклюзивной информацией в формате клубных встреч; перспектива личного творческого и интеллектуального развития. Немаловажную роль играет комфортная обстановка помещения, где проходят клубные встречи, вероятность расширения круга общения и знакомства с "нужными" людьми. Конечно, присутствуют и такие факторы, как возможность отдыха, развлечения и удовольствия, но при обязательном соблюдении факторов, указанных выше.

Формы деятельности в элитарных клубах можно разделить на две группы. К первой группе мы отнесем формы для "внутренней жизни", предназначенные исключительно для членов клуба: беседы, дискуссии, репетиции, консультации, тренировки, видеопросмотры, чаепития, клубные обряды и праздники. Ко второй группе "внешнего воздействия" мы отнесем формы, посредством которых клуб популяризирует свою деятельность и своих участников в социокультурном пространстве региона, это выставки (в т. ч. передвижные), концерты, лекции, мастер-классы, гостиные, салоны, тематические вечера, а также участие в крупных культурных и социально значимых акциях.

Среди основных условий и факторов, определяющих успех клубной деятельности, необходимо отметить, в первую очередь, наличие помещения, в котором была бы создана удобная и приятная обстановка для общения, и проведение клубных программ. Наше исследование показало, что в настоящее время элитарные клубы интеллигенции и представителей творческих профессий размещаются на базе в основном государственных учреждений (музеи, библиотеки, дома культуры и т. п.) и домов творческих союзов. Для поддержания функционирования клубов необходимы такие условия, как материальное и финансовое обеспечение клубных программ (отчасти за счет уплаты членских взносов, но и за счет поддержки со стороны учреждений культуры), информационно-рекламная деятельность, общественное признание.

Социально-культурными инициативами элитарных клубов являются социально-культурные проекты и программы, разработанные и воплощенные самими участниками клубного процесса при поддержке и участии специалистов государственных или ведомственных учреждений культуры. Поддержка меценатов или спонсоров является пока малозаметной. В целом же коммуникативно-творческая деятельность в рамках элитарного клуба становится импульсом культурного развития региона, а сами клубы в современном социокультурном пространстве региона играют роль инновационных интеллектуально-креатив­ных центров в сфере эстетической, нравственной, научной и просветительской культуры.

Для элитарных клубов характерна развитая система вертикальных и горизонтальных социальных творческо-партнерских связей, в структуру которых обычно входят:

– областные министерства и ведомства, городские и районные административные структуры;

– администрация учреждений, в которых действуют клубы;

– профессиональные творческие коллективы;

– образовательные учреждения: общеобразовательные и художественные школы, среднеспециальные и высшие учебные заведения;

– творческие союзы;

– самодеятельные творческие и художественные кружки и клубы;

– какой-либо вид СМИ (печатное издание, радио- или телеканал).

В развитии клуббинга современной элиты прослеживается тенденция интеграции. Интеграция подразумевает состояние внутренней целостности культурного явления, согласованности между различными его элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование. В эпоху постиндустриального общества ни один вид элиты не может, по-видимому, обладать всеми необходимыми и достаточными ресурсами для своего развития и выполнения социальной миссии. Каждый вид элиты обладает своими специфическими ресурсами. Так, в распоряжении политической элиты находится власть, сила, государственные финансы, природные, кадровые, нормативно-правовые ресурсы. Экономическая элита владеет деньгами, предприятиями в различных отраслях народного хозяйства, располагает развитыми международными экономическими связями. Культурную элиту отличают глубокие знания, высокая нравственность, духовность, творческий потенциал, уважение и авторитет в широких слоях общества, и, как следствие, она располагает большим "ресурсом доверия" среди населения.

Многие исследователи отмечают, что сегодня в России налицо диспропорции в распределении ресурсов и обмен ресурсами между элитами нельзя назвать равноценным. Наблюдается эксплуатация и манипулирование культурной элитой со стороны политической и экономической элит, ведущие к распаду государства и общества, что очень убедительно показали в своей статье "О взаимодействии "новой" интеллигенции и интеллигенции массы" О.И. Карпухин и Э.Ф. Макаревич: "Чтобы не допустить нарушения индивидом тех или иных групповых или общественных норм, государственные и общественные институты прибегают к манипуляции вкусами, настроениями, сознанием, поведением людей. Социальный контроль масс складывается из современных политических и пропагандистских технологий, технологий "паблик рилейшнз", носителями которых является "новая интеллигенция", порожденная новым господствующим классом, ставшая элитой"1. Такая ситуация ведет к разрушению слоя культурной элиты, с одной стороны, и деградации слоя политической и экономической элит – с другой.

Политическая элита заинтересована в использовании интеллектуального, морального и эстетического потенциала культурной элиты в целях разработки и внедрения образовательных, воспитательных и новых пиар-технологий. Экономическая элита заинтересована в культурной элите из-за потребности в квалифицированных кадрах, в высокоэффективной трудовой деятельности, в научных открытиях и изобретениях, которые позволят наращивать экономический капитал.

На наш взгляд, верную оценку роли культурной элиты дал Б.С. Ерасов: "Роль интеллигенции настолько велика, что самый авторитарный режим обнаруживает, что не может обойтись "своим умом" и вынужден вводить интеллигенцию в свой состав в качестве специалистов по различным сферам жизни общества". Он же отмечает, что материальное воплощение интеллектуального достояния большей частью оказывается в руках властных или богатых2.

Данный вывод справедлив и по отношению к клуббингу элиты. Так, например, в уставе международного клуба Ротари Интернешнл (Rotary International, RI) записано, что среди членов клуба должны быть представлены не только "деловые люди", но и "ведущие специалисты", т. е. представители интеллигенции различных специальностей, в т. ч. деятели науки, культуры и искусства, религиозных конфессий, СМИ3.

Одним из активно развивающихся современных направлений процесса интеграции является включение российского клуббинга в международные проекты и клубные системы. Мы обнаружили, что, создавая клубы, финансово обеспеченные россияне предпочитают западный опыт и зарубежные модели, которые к тому же имеют преимущество в том, что позволяют политической, экономической, культурной элит на досуге интегрироваться в мировое, конечно, "с западным акцентом" культурное пространство. Как правило, эти клубы имеют собственную устойчивую экономическую базу, в т. ч. и недвижимость; они в основном функционируют на базе коммерческих учреждений.

Клуб Ротари Интернешнл (Rotary International, RI) интересен как особая универсальная модель клуба, в котором интеграция и взаимодействие различных видов элит, начинающаяся с уровня местных элит, завершается интеграцией на уровне международного элитарного сообщества.

Таким образом, отечественные политическая и экономическая элиты, а вслед за ней и некоторая часть культурной элиты идут по пути заимствования зарубежного опыта клубной социокультурной практики вплоть до прямого включения в международные клубные системы с установленными в них правилами подчинения и отчетности перед центрами клубных ассоциаций, находящихся за границей России. Это не может быть в стороне от исследований современной социокультурной науки, и не только с точки зрения теории и технологии, но и с точки зрения национальной безопасности Российского государства.

_________________________

 

1 Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. О взаимодействии "новой" интеллигенции и интеллигенции массы // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 2. – С. 82.

2 Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд. третье, доп. и перераб. – М., 2000. – С. 330.

3 Донской В.Ф. Основы Ротари. – Иркутск, 1997. – С. 117–121.

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz