Назад || Главная || Карта сайта


Л.В. Секретова

Омск, Сибирский филиал Российского института культурологиии

Клубы на экране и формирование культуры телезрителя


Клуб как социальный институт непосредственного прямого межличностного досугового общения имеет многовековую историю. Однако клуб в опосредованном варианте общения (телевизионный клуб, радиоклуб, клуб на страницах газеты или журнала, клуб в Интернете) – явление XX–XXI вв. По нашему мнению, клуб на телеэкране является особенно важным и интересным для изучения феноменом в социально-педагогическом аспекте.

Это вызвано тем, что в XXI в. телевидение стало одним из ведущих субъектов социально-культурной деятельности, чему способствовали многие факторы: бурное развитие технических средств телетрансляции, увеличение числа телевизионных каналов, интенсивное обогащение содержания и форм телевизионных программ, использование традиционных и инновационных средств идейно-эмоционального воздействия на зрителя, широкие финансовые возможности владельцев телевизионных каналов. А огромное количество сверкающих "звезд" на экране (звезд кино, спорта, политики, бизнеса) так и манит к экрану людей всех возрастов. Именно время, посвященное просмотру телепрограмм, занимает наибольшую часть современного досуга. Л.И. Михайлова констатирует: "С проникновением средств массовой коммуникации изменилась сама культурная жизнь. Развивается потребление в ущерб творчеству. По результатам исследований из 90 мин, используемых в день на культуру, 60 мин отводится телевидению"1.

В такой ситуации особенно остро стоит вопрос о том, какие идеалы, ценности, нравственные, интеллектуальные и духовные качества экран формирует у зрителей, особенно молодого поколения.

Решение данного вопроса не может быть возложено исключительно на Зрителя, т. к. в большей степени зависит от принятия государственных мер, от активного участия общественности и специалистов (педагогов, психологов, социологов, культурологов) в подготовке, реализации и экспертизе этих мер. Для специалистов социально-культурной сферы решение данной проблемы представляется профессиональной задачей: как способствовать тому, чтобы время, проведенное у телеэкрана, служило позитивным целям, интересам личности и общества.

Важно отметить, что телевидение все более "вооружается", и не только технически, оно интенсивно использует средства выразительности искусства, а также опыт культурно-досуговой деятельности. Вслед за информационными выпусками и трансляцией фильмов, спектаклей, концертов, спортивных состязаний на телевидении появились новые виды увлекательных зрелищ (телевизионные клубы, игры, конкурсы, викторины, ток-шоу, реалити-шоу и т. д.), обладающих к тому же коммуникативным и креативным потенциалом.

Наряду с телепрограммами, несущими позитивный заряд знаний и эмоций, экран транслирует деструктивные для ума и души передачи. Между этими двумя полюсами существует еще немало программ. Вследствие этого особенно актуален вопрос об экологии экранной культуры, о том, как оценить телеканалы и телепрограммы с позиций информационно-экологической безопасности Зрителя и что (или кто) может помочь в этом Зрителю, во-первых, в выборе программ, во-вторых, в понимании и оценке их содержания.

По содержанию все программы можно разделить на информационные, познавательные и развлекательные. Каждый вид представлен множеством форм телепрограмм. Среди них сегодня, на наш взгляд, особенно актуальны и эффективны телепрограммы с выраженной коммуникативной составляющей. Коммуникация обеспечивается при помощи целого ряда способов и приемов. Рассмотрим один из них – построение телевизионной программы на основе клуба по интересам, общение в котором привлекательно как для самих членов клубов, так и для зрителей. Анализ программ телевещания на различных каналах дает некоторое представление о спектре клубов на экране. Пока их не так уж много.

На "Первом" канале клубы "КВН", "Что? Где? Когда?", "Дисней-клуб".

На канале РТР "Клуб сенаторов" по субботам.

На канале ТНТ "ТВ-клуб" дважды в день.

Канал "Культура" приглашает в "Блеф-клуб".

В недавнем прошлом: "Клуб путешественников" с Ю. Сенкевичем и клуб "Белый попугай" с Ю. Никулиным, которые надолго останутся в истории развития программ телевещания и благодарной памяти зрителей.

Первым клубом на телевидении стал "Клуб веселых и находчивых", или КВН. Интересная деталь: название клуба не случайно, оно совпадает с маркой первого отечественного телевизора – КВН. Знаменательно, что созданию клуба КВН предшествовала телевизионная игра ВВВ, или "Вечер веселых вопросов". Действительно, игра является своеобразным атрибутом клуба и клубной деятельности. Уже в ходе игры ВВВ были активно задействованы зрители в студии.

Первая передача – конкурс в "Клубе веселых и находчивых" – вышла в эфир 8 ноября 1961 г.2. КВН 1960-х гг. – это прямой эфир, почти полная импровизация, юмор, иногда переходящий в сарказм, непрерывное совершенствование правил игры и критериев оценки команд. Команды не только веселились и блистали на сцене своим остроумием и интеллектом, они поднимали общественно важные проблемы, естественно допустимые цензурой. Это было не только развлечение, не только "глоток чистого воздуха", но и критика пороков, недостатков, к которой прислушивались чиновники, руководители.

За время отсутствия КВНа на экране (с 1971 по 1986 гг.) он превратился в легенду, возродить которую было нелегко. Однако это удалось. Как настоящий клуб и солидный телевизионный проект, КВН создал свою символику: музыкальный гимн клуба "Снова в нашем зале…", и птицу – fantazy Кивина. Стала традиционной программа состязания команд с неизменными блоками: приветствие, разминка, домашнее задание (тематическое), конкурс капитанов. По-прежнему своеобразными участниками теперь уже шоу, являются болельщики команд. Появился новый обязательный элемент программы – представление спонсоров.

Послеперестроечный КВН на телевидении тоже веселый, тоже любим зрителями и участниками, но стал для команд очень дорогим удовольствием. Самое дорогое удовольствие – высшая лига. Теперь находчивость и своего рода социальное творчество необходимо проявлять не только на сцене, но и на этапе поиска денег, необходимых для допуска на телепередачу. Как сообщает Н. Яковлева в статье "КВН без денег – шутки на ветер", бюджет одного телевыступления команды-участницы в программе А. Маслякова составляет около 1 млн р., и такая сумма не по карману творческой молодежи3.

Мы отчасти разделяем сожаление немалого ряда команд-претендентов (в т. ч. и омских) по поводу несостоявшегося участия в телевизионной программе КВН по причине отсутствия денег. Но нельзя не отметить тот позитивный факт, что родившийся на телевидении клуб КВН пробудил, развил и продолжает стимулировать творчество молодежи в своем особенном синтетическом жанре, ее инициативу, командный дух, умение видеть и понимать острые социальные и иные проблемы. И этому результату уже можно порадоваться.

Телевизионный клуб КВН – не только А. Масляков и компания, не только десятки команд и сотни участников высшей и премьер-лиги, это еще и тысячи фанатов и болельщиков в зале и миллионы телезрителей. Рейтинг передачи колеблется на протяжении лет (это неудивительно, если учесть возраст программы), но всегда высокий. Шутки и реплики команд повторяют и обсуждают по всей стране, команды КВН и их участники становятся кумирами для творческой молодежи.

Телевизионный Клуб знатоков "Что? Где? Когда?", детище В. Ворошилова, во многом повторяет судьбу клуба "КВН": многолетний стаж на телевидении, высокие рейтинги, опора на эрудированную молодежь, командный принцип состязания, привлечение болельщиков и зрителей к участию в сценарии программы, оригинальная символика, постоянное сотрудничество со спонсорами, постоянный ведущий, продолжение жизни программы за границами экрана.

Эти интеллектуальные, полагаю, справедливо будет сказать, элитарные телевизионные клубы дают телезрителю не просто информацию, развлечение и общение. Они доносят до сознания и подсознания определенные культурные ценности и идеалы: знания, дружбы, творчества, чувства юмора, опыта, принадлежности избранному кругу, не прекращающегося самосовершенствования.

"Знание есть сила, сила есть знание", – изрек английский философ XVI–XVII вв. Ф. Бэкон. Чрезвычайно сложные для России и ее граждан, не принявших участия в "прихватизации", послеперестроечные времена, казалось, зачеркнули эту истину: сократилось число выпускников школ, желавших получать высшее образование, а их родители оставляли свою профессию, чтобы торговлей заработать на жизнь. Появилась новая "профессия" – "челночник", успех которой не зависел от наличия диплома о высшем образовании. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" отстаивала с экрана ценность и престижность знаний, когда за правильный ответ "знатока" команда получала пачку купюр. Тогда "поболеть" за умных игроков и не менее умных телезрителей, приславших вопросы на игру, приходили состоятельные бизнесмены и управляющие банками. На глазах игроков и телезрителей они выкладывали значительные денежные суммы за правильный ответ победителю: игроку команды или телезрителю. Потом уже появились другие телепрограммы, стимулирующие познавательно-образовательную деятельность зрителей (например "Своя игра", "Умники и умницы" и др.). К концу 90-х гг. XX в. престиж образования снова возрос, и мне думается, в этом есть заслуга В. Ворошилова и его телеклуба, который средствами телеэкрана на протяжении многих лет стимулировал потребность зрителя в знаниях, а значит, и в образовании.

Сравнивая друг с другом телепроекты, например "Что? Где? Когда?" и "Дом-2", можно ясно увидеть различия в их идеологической направленности, содержательной ценности и ожидаемой результативности. Немаловажно, что Клуб знатоков транслируется приблизительно раз в месяц, а "Дом-2" несколько раз за одни сутки, ежедневно в течение нескольких месяцев! Приходится признать, что в настоящее время представляется также актуальным анализ современной телевизионной модели "реалити-шоу". В ней можно увидеть черты своего рода "временного клуба", члены которого, отобранные "мастерами" – продюсерами и добровольно принявшие на себя обязательства и правила поведения, отправились на некоторый срок в путешествие то ли по "необитаемому острову" ("Последний герой" на "Первом канале"), то ли на "зимовку" ("Дом-2" на канале ТНТ). Н.В. Захарова относительно реалити-шоу на российском телевидении заметила: "Россия сейчас повернулась лицом к Западу, программы, популярные там, получают и здесь высокие рейтинги"4.

Несмотря на свою привлекательность, реалити-шоу постепенно изживает себя как жанр. По мнению экспертов, в этом виноваты сами телевизионщики, предлагающие немыслимое количество аналогичных передач. Добавим к этому то, что велико не только количество реалити-шоу, но и частота их трансляции – почти ежедневная в течение нескольких месяцев, так же как и у телесериалов.

Тем не менее миллионы молодых людей, ежедневно часами наблюдающие своих кумиров и просто персонажей реалити-шоу, воспринимают, принимают и, вполне вероятно, будут продолжать свою жизнь по правилам, навязанным им авторами телевизионного шоу. Последствия этого трудно однозначно предсказать. Стоит прислушаться к мнению доктора медицинских наук, профессора Московского НИИ психиатрии Ю.И. Полищука, который так оценил влияние развлекательных ток-шоу на телеэкране: "Думаю, это формирование безликой, инфантильно-послушной массы, которой легко манипулировать, отвлекая от политики, происходящих в обществе процессов"5.

Говоря о технологических аспектах создания и развития клубов и иных форм досуговой деятельности, нельзя не отметить неразрывную связь между такими субъектами социально-культурной деятельности, как телевидение и учреждения социально-культурной сферы. Эта связь стимулирует развитие деятельности обеих сторон. Так, создатели телепрограмм заимствуют из практики культурно-досуговых учреждений многочисленные формы: клубы по интересам, диспуты, устные журналы, конкурсы, вернисажи, игры, викторины и т. д., вплоть до реалити-шоу. Ведь что такое телепроект "Последний герой"? В принципе, это снятый на видеопленку турпоход и экстремальный отчасти отдых в турлагере с непременными в такой ситуации играми и состязаниями. А что такое "Слабое звено" или "Поле чудес", как не специальным образом организованная викторина?

Для учреждений культуры изучение программ телевидения также является весьма продуктивным. Выше уже говорилось о том, что телевизионные программы "КВН", "Что? Где? Когда?" продолжили свою жизнь за рамками экрана. Также были заимствованы и использованы учреждениями различных типов телевизионные модели программ "Поле чудес", "Слабое звено", "Любовь с первого взгляда", "Играй, гармонь" и многие другие. В реальности эти программы отличаются не только скромными декорациями и призами, отсутствием звезд-ведущих, но, прежде всего, возможностью личного участия в деятельности (коммуникативной, интеллектуальной, художественной, социальной и др.).

Эволюция субъектов и объектов социально-культурной деятельности, по нашему мнению, в недалеком будущем может привести к появлению различных зрительских телеклубов (стихийно они уже складываются), в чем-то подобных киноклубам (тематическим, детским, подростковым, молодежным, элитарным), которые давно вошли в практику работы учреждений культуры и досуга и показали свою эффективность.

Мы поддерживаем точку зрения эксперта по экранной культуре Л.И. Саблуковой о необходимости систематической работы по "формированию постоянной потребности в освоении культурных ценностей, воспитанию стремления к пониманию, сохранению и приумножению духовного богатства, выработке обоснованной, взвешенной оценки произведений искусства, умению правильно разбираться в основных процессах, происходящих в культуре"6. Зрительский клуб по интересам может стать своеобразной школой воспитания медиакультуры. Действительно, интерес зрителей к общению по поводу и для продолжения просмотренных телепередач есть. Дело за специалистами учреждений культуры и образования – помочь создать для этого организационно-педагогические условия. Однако и специалистам тоже нужна поддержка, поддержка правовая и финансовая, иначе чрезвычайно трудно будет учреждениям культуры конкурировать с телевидением, а современная и будущая молодежь еще больше свободного времени будет проводить во власти экрана.

_________________________

 

1 Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 66.

2 История КВН. По материалам статей М. Щедринского к книге "Мы начинаем КВН" // http: // planetakvn.narod.ru/istoria.htm

3 Яковлева Н. КВН без денег – шутки на ветер // Труд–7. – 2003. – 11 июня.

4 Захарова Н.В. "Реалити-шоу" на российском телевидении: социокультурная характеристика // Народная культура: личность, творчество, досуг (Этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга): Сб. ст. – Омск, 2003. – С. 165–166.

5 Эратова М. Зомби у телеэкрана // Правда. – 2003. – 1 авг.

6 Саблукова Л.И. Экология духовной культуры в школе кинозрителя (по материалам деятельности медиацентров Омской области) // Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании: Сб. ст. – Омск, 2004. – С. 67.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz