Назад || Главная || Карта сайта


С.А. Шульмин

Новомосковск, филиал университета Российской академии образования

Промышленность, демография, культура: Новосибирская, Омская, Томская области


Мы не можем согласиться с мнением об имеющейся якобы чрезмерной урбанизации страны. Многие связывают это с обезлюдевшей в советский период деревней и общим кризисом сельского хозяйства. Разумеется, это было и есть. Правительство забило тревогу еще в 60-е гг. прошедшего века. Селянам были даны некоторые льготы, в аграрный сектор экономики стали поступать дотации, но кардинальные изменения не произошли.

И здесь получается парадокс. Административно-командная система, господствовавшая в стране на протяжении десятилетий и пытавшаяся управлять всем и вся, процессом урбанизации управляла крайне вяло и неэффективно, чаще всего лишь констатировала фактически сложившуюся ситуацию. В результате неразвитость социально-культурной сферы усугубляется исторически сложившейся практикой расселения и отсутствием достаточного опыта в создании эффективной системы управления экономикой территорий страны (муниципальное образование, регион, федеральный округ). Особенно факторы, сдерживающие промышленный рост, становятся заметными и их воздействия отрицательными на предприятиях, расположенных на территории малых городов и прилегающей местности, в них негативные стороны экономической реформы проявились с особой остротой.

В малых городах так и не сложились накопления, которые могли быть использованы в качестве прямых отечественных инвестиций; уровень безработного населения выше, чем в крупных и средних промышленных центрах; в большинстве своем крупное или среднее промышленное предприятие ранее было градообразующим, поэтому от эффективности его хозяйственной деятельности зависит уровень жизни населения города, состояния социальной инфраструктуры.

Во второй половине 1920-х гг. на территории СССР, в т. ч. и в России, утвердился новый тип поселения – поселок городского типа, иногда его еще называют рабочим поселком. Такой тип поселения был официально подтвержден законодательными актами. И очевидно, на тот период такое решение было правильным. В самом деле, как еще назвать поселение вокруг очередной "великой стройки": дома барачного типа, минимальная социальная инфраструктура, немощеные грязные улицы. И, разумеется, отсутствие храма, по наличию которого в старину и отличали село от деревни.

Географические карты страны (республики, края, области) испещрили названия многочисленных рабочих поселков: Первомайских, Октябрьских, Советских, Ленинских, Кировских, Комсомольских, Шахтерских. Население таких поселков было достаточно маргинальным. Разумеется, там были и "комсомольцы-добровольцы" (молодежи свойственна романтика во все времена и при всех режимах), но чаще всего основную массу жителей поселков составляли крестьяне, бежавшие от раскулачивания, бывшие уголовники, авантюристы-неудачники, любители перемены мест и т. п.

Многие поселки городского типа и до нашего времени сохранили свой первоначальный облик. Единственное градообразующие предприятие (правильнее сказать в данном случае – "поселкообразующее") в условиях зарождающегося рынка выживало тяжело (некоторые медленно умирали). Население старело и сокращалось, молодежь уезжала искать лучшей доли в крупные города. Пьянство и безработица – характерные признаки многих современных поселков городского типа, рождение которых пришлось на 1920–1950-е гг.

Но не у всех оказалась такая печальная судьба. Некоторые первые рабочие поселки постепенно развились в промышленные города, были благоустроены, в них появлялась разнообразная промышленность. Многие бывшие рабочие поселки стали районными центрами, потеснив на второй план старые, уездные города. Другие вошли в состав города (чаще всего областного). Но даже в этом случае бывший рабочий поселок, вошедший в черту города, продолжает порой сохранять свое первоначальное название да и иногда первоначальную планировку. В одном из областных городов автобусный маршрут № 1 до сих пор называется "Вокзал – пос. Октябрьский", хотя административно-территориальной единицей поселок уже давно не является.

Не избежали появления поселков городского типа и исследуемые нами субъекты федерации. Только Томскую область практически обошло стороной такое поветрие (см. таблицу). В Омской области число рабочих поселков в 4 раза превышает число городов, в Новосибирской области число рабочих поселков также больше числа городов.

 

Таблица

 

Некоторые сведения о демографии Новосибирской, Омской, Томской областях

 

 

№ 
п/п

 

Область

Численность населения

Общее число

Доля населения областного центра в численности
всего городского
населения (%)

Всего
городского

в т. ч. проживающих в

Городов

П.Г.Т.

областных центрах

других городах

п.г.т.

1.

Новосибирская

2 023,8

1 393,5

433,5

196,8

14

18

68,8

2.

Омская

1 445,2

1 138,3

105,3

201,6

6

24

78,8

3.

Томская

715,0

483,4

222,4

9,2

6

1

67,6

 

Итого

4 184,0

3 015,2

761,2

407,6

26

43

72,0

 

Статистика относит население рабочих поселков к городскому. Не будем оспаривать данный факт, хотя он представляется достаточно спорным.

Сведения таблицы говорят о том, что во всех исследуемых объектах федерации численность населения, проживающего в областном центре, превышает 65 % всего городского населения.

Это самые высокие показатели по стране, особенно с учетом того, что из всех необластных 23 городов только в бывшем закрытом г. Северске Томской области численность населения превышает 100 тыс. чел., а в подавляющем большинстве других городов численность населения не превышает и 50 тыс. чел. Назовем регионы с концентрацией свыше 50 % всего городского населения в областном центре моноцентричными. В среднем один город приходится на 24,4 тыс. кв. км, в то время как в целом по стране этот показатель составляет 15,5 тыс. кв. км.

Отметим, что исторически население на некоторой территории расселяется по полицентричному принципу. Искажения возникают главным образов вследствие удаленности территории от административного центра страны и природно-климатических условий. В нашей стране к этим факторам в ХХ в. добавились также следующие исторические факторы: октябрьский переворот (1917 г.) и последовавшая за ним Гражданская война; насильственная коллективизация (конец 1920-х – начало 1930-х гг.); Великая Отечественная война (1941–1945 гг.); попытки ликвидации личного крестьянского двора (конец 1950-х – начало 1960-х гг.); укрупнение сельских населенных пунктов, деление деревень на перспективные и неперспективные (конец 1960-х – начало 1970-х гг.).

В результате мы имеем деформированную структуру расселения, которая ведет к деформации внутрирегиональной структуры экономики, науки, культуры, образования. Всё сосредотачивается в областном центре, и здесь, по нашему мнению, географическое неравенство, существовавшее в советский период, не только не ослабло, но даже и усилилось вследствие усиления роли центров субъектов федерации.

Для подъема экономики нужны значительные инвестиции. На наш взгляд, в Сибири, в т. ч. в исследуемых нами регионах, крайне неразвита такая отрасль экономики, как туризм: культурно-познава­тельный, оздоровительный, экстремальный. Остановимся только на одной его разновидности – водном. Все три исследуемых нами региона находятся в бассейне величайшей реки Сибири – Оби. Издавна народ стремился к поселению по берегам рек, больших и малых. Сотни населенных пунктов расположены вдоль Оби и ее притоков. Каждый из них неповторим и своеобразен.

В послевоенный период роль Оби как водной артерии постоянно снижалась. Строительство автодорог с твердым покрытием уменьшило транспортное значение реки и ее притоков. Постепенно большие теплоходы заменялись быстроходными типа "Заря", "Метеор", "Ракета". А ведь когда-то, не так уже и давно, отдых на теплоходах был очень популярным среди населения страны, и такие путешествия приносили государству приличный доход. Сейчас даже гражданину России с высоким доходом не так уж и просто приобрести путевку на туристский рейс, просто таких рейсов маловато.

В начале несколько слов о транспортных возможностях Оби. Как уже указывалось, по берегам реки и ее притоков (главным образом Иртыша) сохранилось немало поселений, и их жителям этот транспорт был бы очень кстати. Река протекает по территории нескольких субъектов федерации, и сообща нашлись бы небольшие средства, чтобы благоустроить старые пристани, прочистить фарватер. Со временем рядом с пристанью появились бы киоски, магазины, кафе. Это и рабочие места, и налоговые поступления. Местные жители прибрежных районов смогли бы реализовать излишки со своих огородов, лесные дары, сувениры и пополнить личный бюджет.

Возрождение и развитие водного туризма на Оби принесет немало поступлений в бюджеты всех уровней. Обь, на наш взгляд, может составить значительную конкуренцию Волге, где традиционные 20-дневные маршруты от Москвы до Астрахани (Ростова, Волгограда) и обратно достаточно дороги и утомительны. Обь проходит по гораздо более лесным и даже девственным местам, пересекая несколько климатических поясов.

Не можем согласиться с мнением предполагаемых оппонентов о каком-либо ухудшении Обского бассейна в случае реализации вышеизложенного. Резкое уменьшение численности населения Севера и Северо-востока страны в период реформ вряд ли способствовало улучшению экологии этих регионов. Нам кажется, что из поступающих средств от использования Оби в народнохозяйственных целях можно сформировать специальные фонды, идущие на инвестирование экономики прибрежных районов. Это мы рассматриваем как один из путей подъема экономики регионов Западной Сибири.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz