Назад || Главная || Карта сайта


М.А. Сидорова, В.А. Сидорова

Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Омский государственный историко-краеведческий музей

Омский речной флот: от двух пароходов до нефтеналивных судов (социально-педагогическое исследование)


Два юбилея – 290-летний Омска и 160-летний омского речного флота. Переплетение судеб и дел. О нашем городе как школьники, так и студенты знают довольно много. А что они могут сказать об омском речном флоте и промышленной роли Иртыша в развитии Омской области и других сибирских регионов? При общении с ними (во время учебного процесса, а также при проведении экскурсий, в частности в Омском краеведческом музее) выясняется, что не все пронимают роль реки как транспортного пути, так же как и роль омских речников в развитии сибирского севера. Вот что студенты отвечают на вопрос об этой роли: "…Омск был началом освоения Сибири… Омские строительные компании являются одними из самых крупных в регионе… Омские заводы поставляют оборудование на север …Большой вклад Омск внес в такие отрасли, как нефтегазодобыча и строительство дорог… Можно отметить развитие речного транспорта и его роль при перевозке грузов…". Во время экскурсий посетители Омского краеведческого музея (прежде всего школьники и студенты), отвечая на вопрос о роли рек, вспоминают наслаждение природой, рыболовство, водные ресурсы и только при привлечении их внимания к изображениям водного транспорта вспоминают, что река – это еще и водная артерия. Таким образом, можно отметить неосведомленность молодого поколения в отношении истории омского речного флота.

Особенно актуальным этот вопрос стал в последнее время в связи с необходимостью создания методических материалов, посвященных истории и культуре родного края. Так, например, в печати находится учебное пособие кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильно-дорож­ной академии (СибАДИ) "Наша Сибирь" (на английском языке), представляющее материал об истории, культуре, образовании, промышленности сибирских регионов. Отдельный раздел в нем посвящен сибирским рекам, в частности Иртышу. Однако, как видим, эта тема требует более детального изучения.

Мы предлагаем несколько подтем, которые могут так или иначе освящаться при изучении роли рек (в нашем случае – Иртыша) в развитии промышленности отдельных регионов и поэтому должны быть так или иначе отражены в пособиях подобного типа. Приведем краткую историческую справку по каждой из обозначенных тем1.

1. Общее представление о роли рек в освоении земель и в истории страны и родного края.

История открытия Сибири начиналась с Иртыша. Иртыш – река, где сталкивались интересы последних империй Азии – Джунгарского ханства, Цинов и России; река, вдоль которой протянулись китайские земли, казахские кочевья, русские села.

Как утверждают русские летописи, уже в ХII в. жители Великого Новгорода совершали плавание по северной части р. Оби и ее левым притокам. Интенсивное освоение рек Обь-Иртышского бассейна началось после похода в Сибирь в 1581 г. дружины Ермака. Знаменитый поход казаков, в результате которого на Туре появилась Тюмень, на Иртыше – Тара и Тобольск (недалеко от Тобола), на Оби – Сургут. Вслед за казачьими стругами на Иртыш и Обь потянулись деловые люди – купцы, промышленники, смелые мореходы – все, кого манила богатая сибирская земля. В 1601 г. на правом берегу р. Таза в 210 км от устья был основан г. Мангазея – центр торговли пушниной и опорный пункт для дальнейшего продвижения на восток и юг Сибири. Примитивный облик судоходство и судостроение в Иртышском бассейне имело вплоть до XVIII в. Организация судоходства проходила в сложных условиях. Важную роль в развитии судоходства на Иртыше сыграли перевозки соли с озер Ямыш и Коряковское. В первой половине XVIII в. на Иртыше и его притоках начали строить первые пристани. В 1734 г. из старых барков и дощаников была построена пристань в Тобольске. Такие же пристани вскоре появились в Томске, Тюмени, Барнауле.

Именно по Иртышу летом 1715 г. отправилась экспедиция подполковника Ивана Дмитриевича Бухгольца с целью постройки крепости на Ямышевском озере. Крепость на озере была построена, но осаждена джунгарами. После схода льда с реки отряд уничтожил укрепление и двинулся вниз по реке и в начале мая 1716 г. высадился в устье Оми, где на левом берегу ее и была заложена первая Омская крепость.

2. Реки как транспортные артерии. Первые сибирские суда.

В 1838 г. в Тюмени купцом Наумом Тюфиным был построен первый пароход в Сибири "Основа". В 1843 г. пароход "Основа" совершил свой первый рейс с грузом из Тюмени до Тобольска. А уже в 1846 г. было основано первое пароходство "Пароходство А.Ф. Поклевского-Козел и Ко", которое явилось родоначальником организованного судоходства в Западной Сибири. В 1894 г. в Сибири на р. Туре появилась первая землечерпальная машина "Сибирская-1".

Историю организованного судоходства принято считать с 1842 г. Именно тогда купцу первой гильдии, сибирскому золотопромышленнику Никите Федоровичу Мясникову была предоставлена привилегия на право учреждения пароходства по оз. Байкал и рекам Оби, Тоболу, Иртышу, Енисею, Лене. Но через год он продал свою привилегию водному чиновнику главного управления Западной Сибири А.Ф. Поклевскому-Козеллу. Вместе с привилегией Поклевскому-Козеллу перешел и пароход "Основа". Вскоре к нему присоединился тюменский купец Н.С. Швецов со своим пароходом "Взор", построенным на заводе у известного уральского промышленника Демидова. В 1846 г. Поклевский-Козелл и Швецов организовали первое пароходное предприятие в Сибири под названием "Пароходство Поклевского-Козелла и компания".

В 1912 г. "Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли" принимает в свои компаньоны "Русско-Китайское общество пароходства и торговли", а также фирму "Корнилов и сыновья". В 1917 г. в "Товарищество" влилось пароходство Мельниковой, после чего "Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли" стало самым крупным пароходством на Иртыше и Оби. В справочнике этого "Товарищества" за 1914 г. сказано, что оно имело 25 товарно-пассажирских и 24 буксирных парохода, а также 120 деревянных и железных барж, дебаркадеров и паузков. "Товариществу" принадлежали более 80 береговых участков. Это пароходство обслуживало 8 пассажирских линий, в т. ч. Тюмень – Павлодар – Семипалатинск, Тюмень – Омск, Омск – Семипалатинск, Тюмень – Тобольск и др.

3. Человеческий фактор: Иртышское речное пароходство, его коллектив, судьбы речников, выдающиеся личности.

После появления в России двигателей внутреннего сгорания на речном транспорте начало развиваться теплоходостроение. В 1911 г. в Тюмени были построены первые два теплохода, и уже в 1914 г. насчитывалось 100 судов с двигателями внутреннего сгорания.

Количество флота в 1971 г. по сравнению с 1964 г. удвоилось. В отдельные годы пароходство получало до 130 различных судов. На Север доставлялись нефтепродукты, детали домов, цемент, железобетонные изделия, щебень, ПГС, песок. С освоением нефтегазовых районов Западной Сибири развивалось и Иртышское пароходство. Объем перевозок грузов составил в 1982 г. 28 млн т. Развивалась и промышленная база пароходства. В 1965 г. создана Иртышская ремонтно-эксплуатационная база флота для наливных судов. На Омском судостроительно-ремонтном заводе (ССРЗ) строились буксирные теплоходы, осуществлялась сборка кранов.

Начиная с 1982 г. в течение четырех лет Иртышское пароходство входило в состав Обь-Иртышского объединенного и обеспечивало перевозки на уровне 17,5–18,5 млн т. В 1987 г. Иртышское пароходство стало самостоятельным предприятием.

Отметим также важную роль омских речников при защите рубежей родины во время Великой Отечественной войны. До 1944 г. Омская область простиралась до Карского моря и там подверглась нападению фашистских захватчиков.

4. Роль речного транспорта в освоении земель и развитии различных отраслей промышленности. Омские речники – сибирскому северу.

В 1920-е гг. разрухи и голода речники Иртыша вписали в свою историю знаменитые карские экспедиции по доставке хлеба из Сибири в Архангельск. В годы освоения целинных земель начиная с 1954 г. по Иртышу пошли караваны судов с хлебом, объем перевозок которого в самый урожайный 1956 г. составлял около 900 тыс. т.

Если до начала 1960-х гг. основной объем составляли перевозки лесных грузов на плотах и судах, угля и хлебных грузов, то в 1963 г. начался новый этап в развитии пароходства в связи с освоением нефтегазовых месторождений Западной Сибири. В навигацию 1964 г. в Омск были доставлены первые 200 тыс. т сырой нефти. Максимальный объем сырой нефти был перевезен в 1967 г. – 1,6 млн т.

На рубеже XXI в. начала возрождаться российская экономика. Ожила Омская область и Север Тюменской области. Появились заказы и новые грузопотоки. Начали расти объемы перевозок нефтепродуктов и сухогрузов.

С 2000 г. флот пароходства освоил перевозки сырой нефти с перевалкой на морские суда в Обской губе. Три последние навигации флот пароходства осуществляет перевозки светлых нефтепродуктов на Чукотку. В 2000 г., на рубеже двух веков, Комитет международной программы "Партнерство ради прогресса" наградил Иртышское пароходство почетным призом "Хрустальная Ника". Такой награды ОАО "Иртышское пароходство" удостоено за устойчивую динамику развития производства. За 2004 г. ОАО "Иртышское пароходство" признано победителем в номинации "Лучшая судоходная компания России 2004 г.".

За достижения в организации социальной работы ОАО "Иртышское пароходство" в четвертый раз награждено грамотой по итогам Всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", проводимого Правительством РФ.

 

Итак, на самом деле, развившись из первоначального состояния, когда по Иртышу ходили всего два парохода, омский речной флот стал одним из механизмов развития как северных районов Сибири, так и самого Омска. Он поддерживал и продолжает поддерживать развитие лесозаготовительной, строительной, нетфе- и газодобывающей, нефте- и газообрабатывающей отраслей промышленности.

Методически и педагогически обоснованным считаем применение следующих методов ознакомления студентов с новым материалом по изученному вопросу:

1. Реферативная работа, в т. ч. с омскими сайтами2.

2. Ознакомительное чтение на занятиях. В этом случае предлагается подготовить небольшие тексты на перечисленные выше темы. На первом этапе составления данных текстов студентам может быть предложен перевод отдельных отрывков с русского языка на иностранный.

3. Презентации, выступления с докладами, подготовка наглядных материалов. В качестве одного из видов работы может быть предложено написание статьи по одной из тем на иностранном языке.

4. Посещение экскурсий, посвященных Омску и Омской области, Иртышу, Российскому флоту (например, сейчас Омский краеведческий музей предлагает посетить такие экскурсии, как "Река Иртыш", "Сибирь и Российский флот", "За веру и верность").

Одной из перспектив данного исследования считаем изучение роли рек как транспортных преград, косвенно влияющих на развитие и усовершенствование технологий мостостроения. Отдельной темой, заслуживающей дополнительного изучения, является исследование судеб омских речников, особенно их роли в Великой Отечественной войне.

_________________________

 

1 См. в качестве источников: Иртышский вертоград: Сб. – М., 1998; Омская область за 50 лет. Цифры и факты. – Омск, 1985; Юрасова М.К. Омск. Очерки истории города. – Омск, 1983; Прииртышье мое / Сост. И.Ф. Петров. – Омск, 1988.

2 Абалкин Л. "Иртышское пароходство" померилось щедростью с Сибнефтью // Коммерческие вести. – № 26 (596), www.infomsk.ru/news/; www.irsc.ru; www.eomsk.ru; www.riverfleet.ru/info/.

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz