Назад || Главная || Карта сайта


Т.Н. Золотова

Омск, Сибирский филиал Российского института культурологии

День святого Валентина в современном городе


В конце ХХ в. с падением железного занавеса западная традиция празднования Дня святого Валентина проникла на территории постсоветского пространства. Все большее количество молодых людей и лиц среднего возраста отмечают День всех влюбленных. Цель нашего исследования – выявить причины популярности и массового распространения этого праздника в России и рассмотреть сценарии празднования этого дня в современном городе.

Источником исследования послужили материалы средств массовой информации (телевидение, газеты, Интернет), материалы социологического опроса, проведенного автором в нескольких городах Западной Сибири (Омск, Ноябрьск Ханты-Мансийского автономного округа, Тара Омской области), результаты личных наблюдений автора.

В месяцеслове находим имена трех святых с именем Валентин, которых Русская православная церковь поминает 24 апреля, 6 и 30 июля, а 14 февраля – по православному календарю – День мученика Трифона1. В "Католической энциклопедии" упомянуты трое святых с именем Валентин, которых следует чтить 14 февраля, но католическая традиция не связывает возникновение Дня святого Валентина ни с одним из этих святых. Существует предположение, что празднование восходит к римскому празднику Lupercalia, отмечавшемуся в честь богини любви Juno Februata. В западных светских изданиях получила распространение легенды о святом Валентине, не подкрепленная историческими источниками. Легенда гласит, что император Клавдий (около 269 г.) запретил совершение обряда венчания, т. к. браки, по его мнению, мешали верстке легионеров в римскую армию. Но епископ Валентин, пренебрегший запретом, совершал венчание тайно, за что и был брошен в тюрьму. Полюбив дочь тюремщика, Валентин написал своей возлюбленной записку, которую та прочла в день его казни 14 февраля 270 г. Религиоведы находят много неточностей в этой легенде. В то время в Римской империи не существовало специального чина венчания. Таинство брака совершалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в евхаристии. Чин венчания известен лишь с IX в. В 496 г. римский папа Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина.

Можно предположить, что эта легенда о пострадавшем за веру и любовь священнике возникла в Европе в период средневековья, во время расцвета, с одной стороны, культа Прекрасной Дамы, с другой – всемогущества святой инквизиции. Косвенно это подтверждается первыми упоминаниями о праздновании Дня святого Валентина в английской и французской литературе XV в., а также приписыванием создания первых валентинок герцогом Орлеанским (Чарльзом), писавшим любовные послания своей жене из тюрьмы в 1415 г.2.

Религиозные деятели всех конфессий призывают отказаться от этого праздника. Духовное управление мусульман Нижегородской области приняло по этому поводу специальное обращение к верующим, в котором, в частности, говорится: "Праздников, не имеющих никакого отношения ни к христианству, ни к исламу, ни к иудаизму, становится все больше. Языческий праздник День святого Валентина противоречит основам мировых религий, т. к. ни одна их них не разрешает праздновать языческие праздники, восхвалять языческих богов". В Саудовской Аравии этот праздник официально запрещен под страхом больших штрафов. Саудовская комиссия по внедрению добродетели и предотвращению греха постановила, что День святого Валентина – тлетворная западная традиция, смущающая умы подрастающего поколения Саудовской Аравии и культивирующая грех. Всем магазинам категорически запрещено торговать плюшевыми мишками, валентинками и прочей символикой, относящейся к этому празднику, а цветочным магазинам предписано не торговать в День всех влюбленных красными розами3.

Православные священники считают этот праздник надуманным и даже вредным. Так, в сообщении, поступившем в редакцию портала "Русская цивилизация" из Ростовской епархии, говорится, что история Дня всех влюбленных полна неточностей, а "сам факт того, что святой мученик способствовал разврату и заключал браки, является святотатством"4. Новосибирский религиовед О. Заев сообщил корреспонденту информационного агентства REGNUM: "Праздник этот искусственный, надуманный, его преднамеренно раскручивают в нашем российском и западном сообществе, чтобы получить как можно больше прибыли… Современный бизнес предполагает создание рынка сбыта через манипуляцию сознанием. А влюбленность – чувство, на эксплуатации которого можно неплохо заработать"5. Действительно 14 февраля увеличивается количество продаваемой продукции "не святого", эротического характера: открыток, мягких игрушек, шоколада и других сладостей.

Тема любви в различных видах ее интерпретации (от духовного до сексуально-эротического) интенсивно "раскручивается" в Интернете. В интернет-магазине размещается реклама духов с ферромонами. На сайтах можно найти любую информацию о сексе, тесты "Любит – не любит", "Как улучшить интимную жизнь". Публикуются признания любви в стихах, тосты за любовь, сотни открыток (музыкальных, анимационных, серьезных и шуточных), рекомендуемых для отправки по e-mail, SMS-вален­тинки, заставки для мониторов. Рекомендуется, например, следующее содержание валентинки:

 

В день святого Валентина,

Так как праздник это наш,

Поздравляю и целую

Много, много, много раз!6

 

В Интернете предлагаются игры эротического содержания, в которые можно поиграть за праздничным столом, информация об истории возникновения Дня всех влюбленных, о символах праздника (розы, купидон, сердечки, голубки), о том, как отмечают этот день в разных странах, а также афоризмы великих о любви. В этот день на сайтах знакомств можно обнаружить множество записей с поздравлениями и предложениями общения, исходящих в основном от девушек. Например, запись в гостевой книге "Sexy подрушка": "Поздравляю всех, кто любит. А кто не влюбился пишите мне! Я тоже не нашла парня и хочу познакомиться" (орфография и пунктуация автора сохранены)7. Всего в Интернете на 1 июня 2006 г. найдено 19 903 сайта с упоминанием Дня святого Валентина.

Празднование этого праздника в городах России стало набирать обороты во второй половине 1990-х гг. Анализ центральных и омских газет с 1995 г. показал, что большую популярность особенно среди молодежи День всех влюбленных приобрел в начале 2000-х гг. Во Дворцах культуры, клубах и культурно-досуговых центрах 14 февраля проводятся вечера, посвященные этому событию, где для влюбленных пар устраиваются различные конкурсы на право называться Валентинами, в которых необходимо продемонстрировать умение объясниться в любви, спеть, станцевать и т. д. Но не всегда и не везде подобные конкурсы столь безобидны. Так, в популярном омском клубе "XL" молодежь была приглашена на встречу с участниками скандально известного телепроекта "Дом-2". В ожидании встречи со своими кумирами молодые люди развлекались конкурсами типа "А вам слабо?" с заданиями обгрызть картошку зубами, раздеться и натянуть женские колготки и т. д.8. В подобных вечеринках участвуют в основном старшеклассники и студенты средних специальных и высших учебных заведений.

В школах в этот день устанавливаются почтовые ящики, в них каждый желающий может опустить любовное послание, которое почтальон доставит адресату. Количество "валентинок" определяет рейтинг популярности среди сверстников: кто получил их больше, тот и является самым красивым и желанным. В студенческой среде также царит в этот день атмосфера всеобщего возбуждения, происходит обмен валентинками и подарками. Дарят чаще всего цветы, конфеты, шоколад, мягкие игрушки, керамические фигурки влюбленных пар, животных и птиц (голубки, лебеди), брелоки, цепочки с кулонами в виде сердца, различные сувениры, зажигалки, блокноты в форме сердец, парфюмерию, косметику. Лица более старшего возраста (как правило более обеспеченные) предпочитают дарить шикарные букеты роз, дорогие ювелирные украшения, французские духи, приглашают своих возлюбленных в ресторан. Элитарные клубы предлагают в этот вечер тематические шоу, в которых представлены различные конкурсы любовной направленности, выступление танцевальных пар. Исполнение песен о любви и музыкально-романтические танцевальные программы.

В загсах 14 февраля желающих соединиться узами Гименея в 2 раза больше, чем в обычные дни. Так, в Центральном загсе Омска было зарегистрировано в 2004 г. 37 пар (в то время как до этого в брак вступали по 15–16 пар в день), в Перми в 2006 г. – более 40 пар, а в Тамбове 14 февраля 2006 г. 50 молодых пар подали заявление в загс9. В газетах в этот день публикуются любовные признания, результаты опросов на предмет высоких чувств, рецепты блюд "для любимых" (с рекламой товаропроизводителей, например "Омского бекона"), романтические истории любви известных личностей (например ректора Омского государственного университета Н. Колычева и его супруги, спортсменов хоккейного клуба "Авангард", мэра Омска В. Шрейдера и др.).

В городах России, а также в государствах постсоветского пространства празднуют День всех влюбленных по-разному. 14 февраля 2006 г. в марийской колонии прошел конкурс "Любовь с первого взгляда… или Баба Яга в тылу врага", в Харькове – конкурс на самый длинный поцелуй на морозе и были продемонстрированы телепризнания в любви и валентинка на 500 посланий, в Самаре открылась выставка молодых художников, представивших картины на тему любви. В Горно-Алтайске этот день отметили рок-концертом, в Барнауле – на катке, в Ижевске открылась лавка Купидона, в Чебоксарах – выставка фитодизайна, в Калуге – выставка цветов. В Тюмени к Дню всех влюбленных выпустили особый мармелад, в красноярском ТЮЗе работала "Почта влюбленных", в Иркутске объявлен конкурс "Крепкая семья", а морские пехотинцы Балтфлота к этому дню выложили собой сердце10.

Причины популярности Дня святого Валентина в последнее десятилетие в России большинство опрошенных связывает с возросшим влиянием Запада и стремлением "быть, как все" (в мире). Большую и неоднозначную роль в "раскручивании" этого праздника играют СМИ. Средства массовой информации способствуют не только внедрению в нашу жизнь инородных традиций, но и росту сексуальной раскрепощенности молодежи и провокации ее на асоциальные формы поведения. Так, 14 февраля 2000 г. в Москве было ознаменовано дезорганизацией дорожного движения на центральных улицах города вследствие акции, проведенной радиостанцией "Серебряный дождь" "в защиту безопасного секса в автомобилях", в которой приняли участие полуголые стриптезерши, занимавшиеся помимо раздачи презервативов демонстрацией своих обнаженных тел11. В желании следовать чужой красивой легенде молодежь забывает о "своей" истории любви православных святых Петра и Февронии. И причины здесь не только в "нераскрученности" этой легенды СМИ, но и в том, что она более целомудренна, несексуальна, в ней преобладает ориентация на духовную составляющую любви. Приятным исключением стали омские студенты Владислав Бизюков и Дарья Двоенко, предложившие вернуться к русской традиции и разработали "Проект организации праздника 8 июля – Дня святых Петра и Февронии, покровителей российских влюбленных". А омский художник С. Баранов вместо "валентинок" предложил эскиз "ласковок" в виде сложенных ладошек, большие пальцы которых переходят в головки голубей12.

В целом можно сделать вывод, что распространение Дня святого Валентина обусловлено несколькими факторами. О распространении западных ценностей с падением железного занавеса и стимуляции этого процесса СМИ, мы уже говорили, так же как и о коммерческой стороне дела. Другая причина: с разрушением советской идеологии и распадом единого советского пространства россияне оказались в поисках новых ценностей и идей, в числе которых одно из главных мест заняла любовь в широком смысле этого слова. Этим объясняется то, что "валентинки" и подарки дарят не только возлюбленным, но и родителям, братьям, сестрам, учителям, друзьям. Однако сексуальный контекст праздника все-таки преобладает, поскольку развитие сексуальной раскрепощенности молодежи потребовало своего выхода в определенных формах, в частности – в праздновании Дня всех влюбленных. То, что именно День святого Валентина, а не день памяти святых чудотворцев муромских благоверного князя Петра и супруги его достохвальной Февронии был избран российской молодежью в качестве формы выхода своих чувств, объясняется давней русской традицией равняться на Запад и большей сексуальной направленностью Дня святого Валентина в его западной интерпретации.

_________________________

 

1 Святой дух праздников Христовых / Сост. О. Гашенин. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 394–407.

2 www.valentin.etoast.ru

3 Ваш ореол. – 2005. – № 8. – 9 февр. – С. 11.

4 http://rustrana.ru, 14 февр. 2005.

5 http://www.rambler.ru/ab/news/msg.htm, 26 июня 2006.

6 www.valentin.etoast.ru

7 http://valentin.fastbb.ru, 11 февр. 2005.

8 Ваш ореол. – 2006. – № 8. – 22 февр. – С. 22.

9 Комсомольская правда. – 2004. – 13 февр.; http://www.regnum.ru/dossier

10 http://www.regnum.ru/dossier

11 Версия. – 2000. – 22–28 февр. – С. 21.

12 Комсомольская правда в Омске. – 2003. – 21 февр.

 

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz