Назад || Главная || Карта сайта


В.Г. Ставицкий

Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Основные характеристики и факторы культурно-экологического благоприятствия зрителей

(на материале социологических исследований)


Художественно-эстетическое развитие личности в сфере экранной культуры обычно понимают как нечто престижное, приятное, эмоционально-радостное, что позволяет "смотреть и воспринимать" лучшие произведения нашего экрана, "выбирать" из фильма самое нравственно ценное, строящее и формирующее личность, благодаря чему складывается социально-нравственный опыт, противостоящий дезориентации и обеднению возможностей развития. При этом качество избирательности восприятия (т. е. ценность репертуара и степень присвоения этико-эстетических идеалов) зависит от целого ряда установок.

Культурно-экологическое воспитание, построенное на интеграции опыта общения с кино и другими видами искусства, связано также с интенсификацией зрительского опыта в процессе становления образа в сознании школьника, когда прослеживается динамическая смена точек зрения съемочной камеры, раскрывается авторская позиция в эстетической концепции фильма.

Эволюция все более разнообразных форм контакта современного человека с экраном телевизора (позже компьютера) уже не просто как с "окном в миры или как с источником удовлетворения досуговых потребностей, но как с дисплеем информационного терминала" служит постоянно расширяющимся возможностям человеческой активности. Появляются ее новые формы с интенсифицированным потреблением одновременно по нескольким информационным каналам. Отсюда посетитель как тип медиалюбительства включает в себя потребителя, зрителя, коллекционера, игрока, медиатора (опосредователя) использования аудиовизуальной информации, которая символизирует переход в группу юзеров (пользователей) информационными потоками. У него формируются эстетические потребности, воспитывается художественный вкус с помощью киноклубной, своеобразной формы культурного досуга как способа культурного общения.

Духовный мир сообщества увлеченных позволяет выразить творческие импульсы, подталкивает к изучению смежных искусств, нарастанию образных созвучий в картинах и музыке (пример: творчество М.-К. Чюрлениса) и приводит к следующим ступеням: углубляющийся процесс познания, его многозначность и последействие, достраивание мыслей картины, сравнительное восприятие первого и последующего восприятия фильмов.

Потеря экранным произведением ауры единственности и неповторимости привела к тому, что обычный зритель, наблюдающий за телевизионным сериалом или "нормальным" игровым фильмом, вовсе не отдает себе отчета в том, что его ведут в определенном направлении. Ему кажется, что он видит саму реальность, и многого он не замечает и поэтому воспринимает ее в своеобразном, несколько "препарированном" виде, а в телевизионной интерпретации еще и несколько зрелищной форме. Лишь в игровой форме манипуляция чисто внешне может сменяться кажущейся или в определенной мере управляемостью событиями.

Следует заметить, что первоисточники экранного общения дают только предпосылки для его реализации, которое требует усложнения технической оснащенности. В этом отношении именно художественная сторона деятельности – составляющая часть внутренней структуры "языка" экрана, связанной с "техническими фильтрами" (свойства объектива, фокусировка, кинетический режим камеры, план, ракурс, монтаж), потенциал которой работает на коммуникацию.

Рейтинг жанрово-тематических предпочтений разных категорий посетителей (зрители, коллекционеры, игроки), в некоторой степени предрасположенных к творчеству, отражает своеобразный разброс в амбивалентных направлениях просмотра фильмов. Так, наряду с приоритетом развлекательно-приключенческих картин (27–31 %) несколько отстает от них преобладание фильмов о духовно-нравственных проблемах современности (22–23 %), что позволяет говорить о возможности поворота их интересов в нравственно-ценное русло. Этой же тенденции отвечает третье место в ранговой таблице, отдаваемое героико-патриотическим лентам (19 %), а также – образам, впитавшим в себя народные традиции и лирику (10–13 %). Таким образом по большинству преобладающих мест (три из пяти) у посетителей на первом месте культурно-экологически благоприятная тематика.

 

Таблица

 

Жанрово-тематические предпочтения посетителей

 

Рейтинг

Тематика предпочтения фильмов

%

1

Развлекательно-приключенческие

27–31

2

Фильмы о духовно-нравственных проблемах современности

22–23

3

Героико-патриотическая

19

4

Народные традиции и лирика

10–13

5

Триллеры и развлечения, остросюжетные детективы

4–7

 

Сложно понять тем не менее повышенный интерес молодых посетителей к развлекательно-прик­люченческим картинам, что можно объяснить данью моде, упованию на ожидание престижа. Вместе с тем это связано также и с присутствием в группе опрошенных игроков, которым созвучны виденные киносюжеты их игровым программам. Подобного рода причинами определяется также наличие в последней группе (5-й) по рейтингу остросюжетных и развлекательных картин, что несколько отодвигает на задний план отечественную и тем более мировую киноклассику, которая на данный момент имеет незначительный спрос и характеризуется узким кругом отметивших некоторые затронувшие интересы зрителей фильмы: "Чучело" (4 %), "Любовь и голуби" (1 %), "Весна на Заречной улице" (1 %).

На вопрос, жанры каких фильмов и телепередач наиболее способствуют творческому вдохновению, треть опрошенных ответила: "комедия", другая треть – "фантастика" (24 %) и еще одна часть респондентов – "романтика". В данной тенденции просматривается некоторая недооценка драматических, психологических, притчевых (0 %!) сюжетов и переоценка детективов, триллеров и прочих экзотических проявлений экрана, что требует переориентации зрителей – потенциальных участников медиацентров – "на другие духовно-ценные сюжеты и более того отдание им приоритета с помощью более углубленного их просмотра".

С этим связывается и подобное понимание тематики фильмов, телепередач, компьютерных игр, которые, по мнению респондентов, наиболее приближают их к так называемому активно-стимулирую­щему просмотру, пробуждающему размышление и тягу к самостоятельному творчеству (что-то сделать для себя, себя реализовать). Военные сюжеты, спортивные и приключенческие испытания, которые, по мнению ряда опрошенных, таковыми и являются, действительно служат реализации творческих сил. Совершенно справедливо отмечается наличие научно-технической тематики, что отмечено 16 % испытуемых. Однако явно не работают исторические, духовно-лирические и романтические фильмы, в которых данный потенциал еще более ярко выражен.

Далее рассмотрим еще один важный фактор стимулирования творчества – круг экранного общения. Он изучался с помощью выделения предпочтений героев понравившихся фильмов, которые были названы ранее по рейтингу предложений; выявляются герои развлекательных фильмов (Гарри Потер, Семен Семеныч, Катя) и в то же время некоторых произведений классики (Иван Васильевич, Шрек, Буратино, Микки Маус, Новосельцев, Вера).

При изучении предпочитаемых черт характера перед исследователями стал вопрос, какие (положительные или отрицательные) черты у опрошенных посетителей преобладают. Блок положительных вопросов был выбран 75,3 % опрошенных, в то время как отрицательные черты отмечались 24,6 % респондентами. На первые места среди положительных черт вышли решительность, доброта, обаяние, верность, деловитость, целеустремленность, героизм. Именно эти черты выделены опрошенными и составляют эколого-педагогический потенциал нравственного содержания фильмов.

Однако неверно оцененные беззаботность, хитрость и особенно сила (16 %) ошибочно причисляются опрошенными в число архетипов для подражания, что, очевидно, требует разъяснения, рефлексии и грамотного распознания грани их перевода в позитивные антиподы (ум, воля и оптимизм). В этом проявлении заметна серьезная недооценка работы со зрителем в направлении их эколого-культурной оценки экранных персонажей с позиций идеалов современности и традиций нравственных представлений цивилизации.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz