Назад || Главная || Карта сайта


И.Н. Суслов

Омск, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Проблемы сохранения и передачи молодежи знаний о культуре сибирских городов


В работах исследователей отмечается, что с начала 1990-х гг. в изучении отечественной истории резко возрос интерес к истории российской провинции. Этот процесс коснулся и изучения истории культуры1.

В условиях провинциального города духовная жизнь провинции имеет особые черты. Они, в частности, таковы: 1) локальность культурного пространства и происходящих в нем процессов; 2) приближенность культурных процессов к человеку, включенность явлений культуры в повседневное бытие провинциального сообщества; 3) разумный консерватизм вкусов, настороженное отношение интеллигенции к модным новациями; 4) связь культурной жизни с национальными традициями; 5) ощущение родственной (родовой) причастности к процессу культурного творчества; 6) непосредственность общения творцов культуры и ее потребителей2. В литературе встречается, однако, такой подход: Сибирь представляет собой не отдельный регион страны, а как раз ее подлинный географический Центр, еще не осознанный в таком качестве жителями европейской части России, по своим цивилизованным и культурным истокам ориентированными на Запад.

В разные исторические эпохи Сибирь по-разному "дополняла" Россию. Например, в среде, оппозиционной самодержавию было распространено мнение сибирских "областников" (Потанин, Ядринцев) о том, что Сибирь в контексте своего исторического развития и ментальности жителей представляет собой в зародыше искомую демократическую Россию, не испытавшую крепостного права и потому не знающую жестокого сословного разделения и сильного давления государственной бюрократии, в отличие от европейской части страны3. У Н.М. Карамзина читаем: "... малочисленная шайка бродяг, движимых грубою алчностью к корысти и благородною любовию к славе ...открыла второй новый мир для Европы, безлюдный и хладный, но привольный для жизни человеческой, ознаменованный разнообразием, величием, богатством естества..."4. Не этим ли объясняется то, что в Сибири много интересного в истории создания и развития городов, развитии культуры этого обширного края. История культуры богата славными делами и именами. В коротких публикациях 1995 г. сообщается о просветительской и литературно-художественной деятельности представителей интеллигенции "Югорской земли", как называют северную часть Тюменской области (Тобольск, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Октябрьск)5. Благодаря организаторским и творческим усилиям энтузиастов здесь, как известно, выпускается историко-культурный ежемесячный журнал "Югра" с цветными обложками, иллюстрациями в прекрасном полиграфическом исполнении (издает администрация Ханты-Мансийского автономного округа). Но и в самом центре заполярного края (Салехард) выходит в свет другой журнал – "Ямальский меридиан". В этих журналах публикуются многие журналисты и литераторы, показывающие красоты своего края, исторические вехи местных народов.

М.Е. Бударин пишет о многих подвижниках Югорского края – профессоре Тобольского пединститута Ю.П. Прибыльском, являющемся автором более 200 научных трудов, многих книг6. В том же Тобольском пединституте работает преподаватель Ю.В. Софронов. Он написал и опубликовал в Москве исторический роман "Кучум". Немало статей написано о Тобольске и судьбах связанных с этим городом В. Софроновым. Нам неизвестно, является ли он однофамильцем или продолжает семейную писательскую традицию. Большую просветительскую, литературно-художественную работу ведет житель Ханты-Мансийска Н.Б. Патрикеев. Был редактором газеты "Новости Югры". Из-под его пера вышла целая серия книг, масса журнальных и газетных публикаций. Он является заслуженным работником культуры России, членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств. В Ханты-Мансий­ске же живет и творит выпускник Томского университета В.К. Белобородов, ставший опытным профессиональным журналистом, организатором краеведческой работы. Он основал и редактировал историко-культурный журнал "Югра" и библиотечку к этому журналу, издав в этой серии более десяти книг. В.К. Белобородов составил и издал также книгу своего школьного учителя из Сургута А.С. Знаменского "Летающие мысли". М.Е. Бударин назвал эту книгу гимном творчеству необычно одаренного педагога и естествоиспытателя-философа.

Когда к нам на учебу поступают студенты из Югорской земли, мы заводим с ними разговор о том, что они знают о своем крае, какие люди культуры им известны. Если же их познания недостаточны, просим познакомиться по соответствующей литературе с тем, чем духовно богата Югра.

Участник Великой Отечественной войны Ф.Я. Показаньев после демобилизации вернулся на родной для него Север, работал учителем, заведовал районным отделом культуры, потом занялся созданием Сургутского краеведческого музея. Он автор публикаций о Сургуте.

Интересно творчестве северной писательницы М.К. Анисимковой. У нее вышло в свет немало книг. Среди них – два исторических романа: "Ваули" (о ненецком Пугачеве, вожде ненецкой бедноты, восставшей против богатеев в XIX в. в Обдорском крае), "Порушенная невеста" (о трагической судьбе дочери Меньшикова Марии, которая вместе с отцом находилась в березовском заточении и там умерла). М. К. Анисимкова писала также и о народах Севера.

В Октябрьском живет и плодотворно работает педагог-историк Г.Н. Тимофеев. Помимо истории он занимался в молодости рисунком и живописью. Его интересовала духовная культура народов Обского Севера, усилиями Г.Н. Тимофеева и его коллеги Г.В. Диодоровой в райцентре Октябрьском открылся районный краеведческий музей. Десятки картин, сообщает М.Е. Бударин, созданы Г.Н. Тимофеевым на темы истории культуры народов Севера; многие из них находятся в различных музеях страны.

Заведующая Белоярской сельской библиотекой Н.В. Шабаршина обратилась к общественности с просьбой собирать для задуманного ею местного музея экспонаты. Более сотни разных экспонатов (хантыйская национальная одежда, предметы быта, украшения, орудия труда рыбаков Приобья) было собрано для этого музея. Кроме того, Белоярская библиотека весной 1994 г. накануне 50-летия Победы советского народа над фашистской Германией объявила конкурс "Древо жизни" по созданию семейных летописей, по описанию родословных трудовых династий.

Скупые строки маленькой публикации! Но за ними, как можно видеть, стоят большие дела, свидетельствующие о размахе творчества и школьного учителя, и библиотекаря, взвалившего на себя непривычное, хлопотное творческое дело. Создание музея! Каждый ли на это решился? Но вот есть, оказывается, такие нестандартно работающие библиотекари.

Когда говорят и пишут о проблемах городов России, чаще всего и больше всего упор делается на материальную сторону – протекающие крыши, разбитые дороги и тротуары и т. д. Но думается, что проблемы (и очень серьезные!) более всего связаны с вопросами, как сохранить культурные наработки, как довести родную культуру до молодежи? Эти вопросы должны волновать прежде всего работников сферы образования. И школьный учитель может найти возможность рассказать учащимся о таких людях, о значении их дела для народа, для цивилизации. И вузовские педагоги в состоянии увидеть пробелы своих курсов, как и то, чем их достойно заполнить. Работая на вузовской кафедре иностранных языков, разработав и издав в 2002 г. учебное пособие по немецкому языку "Сибирь – наша родина"7 мы вскоре обнаружили, что такого материала (о подвижниках сибирского края) у нас крайне мало, и сейчас, собираясь издавать подобное же пособие по английскому языку, уже сумели подготовить материалы о подвижниках югорской земли.

Подвижников Омска и Прииртышья было также немало – Потанин, Валиханов, Певцов, Ядринцев, Катанаев, Березовский, Вяткин, Драверт, Палашенков. И в своей недавней работе М.Е. Бударин пишет, что у нашего отчего края было немало талантливых и самоотверженных ученых, путешественников, писателей, внесших яркие страницы не только в историю Сибири, России, но и в мировую науку. Тревожно звучит вопрос омского историка о том, многие ли омичи, особенно из молодого поколения, знают сейчас об их научных и литературных заслугах8.

Справедливый вопрос, вопрос-тревога, вопрос-боль. Но на этот вопрос надо отвечать. Отвечать, во-первых, изданием краеведческой литературы, интересной для молодежи по содержанию и полиграфическому исполнению, во-вторых, – нашим творческим педагогическим трудом, добиваясь расширения регионального компонента в образовательной деятельности.

_________________________

 

1 Alma mater. – 1994. – № 2.

2 Городская культура Сибири: динамика культурно-исторических процессов. – Омск, 2001.

3 Там же.

4 Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1983. – Кн. 3. – Т. IХ. – С. 217–219.

5 Бударин М.Е. Подвижники культуры Югорского края // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизаций (ХVIII–ХХ вв.): Материалы Второй Всерос. конф. – Омск, 1995. – С. 199–201.

6 Там же.

7 Суслов И.Н. Сибирь – наша родина: Учебное пособие по немецкому языку. – Омск, 2002.

8 Бударин М.Е. Учись понимать прекрасное. – Омск, 1999.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

 

Hosted by uCoz